Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

28.01.2015
Ярославль
2001
О РУКЕ РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕ-«СТОРОЖЕ»

Сегодня мы продолжаем разговор о городском хозяйстве. Об уборке города, о МУПах и о странной руке. Невидимой руке, которая как нам кажется, всем этим заправляет...

О РУКЕ РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕ-«СТОРОЖЕ»

Спор о взаимодействии государства и рынка идёт уже ни одно столетие. Градус сей полемики не стихает со времён Адама Смита и Бенджамина Франклина. Более того, дискуссия давно шагнула за грань философских экзерсисов и абстрактных умозаключений и перешла в исключительно практическую плоскость. Если не сказать больше – меркантильную. И ладно бы «паны» с обеих сторон разбирались между собой. Так ведь нет – «чубы» по-прежнему продолжают трещать у «холопов». Ярославль как нельзя лучше доказывает эту истину. Притом доказывает на самых близких простому гражданину примерах. Управляющие компании вместо ДЕЗов (название поменяли, но стало ли жить лучше?), вывоз мусора (убирайте кто угодно, только уберите, наконец!), содержание городских магистралей (о, вечная тема русских дорог во время русских же зим!). Ещё несколько лет назад многие из этих сфер были исключительно прерогативой государства. В последние годы туда всё активнее и активнее приходит частный бизнес. Углубляться в экономтеорию не будем. За прошедшие 20-25 лет итак выросло ни одно поколение россиян, усвоивших плюсы рынка. Ровно, как и минусы административно-командной системы. Но всё ли так однозначно? И не является ли сегодня покушение на монополию государства в отдельных сферах большим злом, нежели поддержка частной инициативы?

Попробуем разобрать этот бой Давида с Голиафом на примере всё той же темы содержания ярославских дорог. Сколько уже было нареканий и претензий по поводу качества уборки нынешней зимой? Сколько было суровых оргвыводов со стороны мэрии и возмущения рядовых ярославцев? Но вот ведь парадокс! При столь высоком градусе снегоуборочного вопроса мало кто задумывался – а почему, собственно, так происходит? Нет, недостаточный контроль, падение цены на конкурсах, «вселенское зло» в виде 94-го и 44-го федерального законов – это понятно! Это общие причины. А речь идёт, так сказать, о глубинной сути проблемы. И люди постарше могут задать вполне резонный вопрос: минуточку, а ведь раньше в городе было всего лишь одно предприятие – «Спецавтохозяйство», которое как-то справлялось и с уборкой, и с вывозом снега, и с утилизацией ТБО (твёрдых бытовых отходов). Не без нареканий, конечно, но справлялось! На сегодняшний день у САХ и база получше, чем у той же компании ООО «Трасса», выигравшей последний конкурс. По крайней мере, техники на улицы МУП выводит значительно больше, чем частники (иногда в разы). Притом, как зимой, так и осенью, когда та же «Трасса» тоже привлекала САХ на субподряд.

Вроде бы вслед за этим напрашивается ещё один, не менее логичный вопрос: а почему же тогда городская власть не поддержит свои предприятия? Нет, никто не призывает нарушать федеральное законодательство, протаскивать «МУПы» и беззастенчиво демпинговать во время аукционов! Боже упаси! Но ведь есть другие способы поддержки государственных и муниципальных предприятий, вполне себе легальные. Смогли же в Правительстве области объединить 11-ть районных ГУПов «Автодор» под эгидой одного, 12-го предприятий «Ярдормост», и реорганизовать его! В итоге получили вполне себе мощную структуру. Один парк её техники чего стоит. Такой палец в рот не клади! Опять же, в аукционах со столь внушительным «багажом» участвовать сподручнее. И в региональной программе строчка под материально-техническую базу госпредприятий предусмотрена. А если не дай Бог обидит кто – так учредитель может при необходимости и вступиться. О масштабах последствия чего гипотетический обидчик может только гадать…

Но в городе пока всё по-другому. Почему-то напрашивается вывод, что мэрия за последние два-три года как раз не очень заинтересована поддерживать свои предприятия. Скорее выходит наоборот… Очень хочется верить, что вывод этот ошибочный, а всё, что сегодня происходит с тем же «Спецавтохозяйством» - часть какого-то хитроумного плана, простым смертным неведомого. Но пока что-то не очень получается верить… И мысли возникают исключительно печального свойства.

В основе такого пессимизма – целый букет поводов: подозрения о преднамеренном банкротстве с одной стороны, задолженность перед МУП с другой и даже интерес к активам предприятия со стороны частных компаний.

Но обо всём по порядку. Разговоры том, что «Спецавтохозяйство» пытаются преднамеренно банкротить, возникли не вчера. Во всяком случае, так считает ряд депутатов муниципалитета и областной Думы (в частности, А. Каширин и С. Балабаев). Впроизв мощ-ти.jpg чём это выражается? В частности, в том, что САХ в ущерб собственной выгоде согласился работать на субподряде у фирмы «Трасса», когда та победила в конкурсе по содержанию городских улиц во втором полугодии 2014 года. Как утверждают специалисты, для САХа работа эта была в убыток, поскольку стоимость оказалась занижена чуть ли не в 4 раза. Что ж, с учётом того, каким радикальным было падение во время проведения аукциона, такая информация выглядит вполне правдоподобной! Не исключено, что без прибыли МУП «САХ» работает и сейчас, выполняя уже зимнее содержание.

О долгах САХу говорили тоже достаточно давно – ещё осенью. Речь шла о том, что всё та же компания «Трасса» несколько месяцев попросту не оплачивала «Спецавтохозяйству» выполненную им работу. В частности, депутат муниципалитета В. Зубков предполагал, что сумма задолженности в сентябре составляла порядка 11-13 миллионов рублей. Потребовало ли руководство предприятия компенсацию за «неустойку» или нет – неизвестно. Но внимания такой факт, без сомнения, заслуживает. Тем более, что он, как и описанный выше, в итоге стал достоянием общественности. Ну а раз предприятие работает себе в убыток, да ещё не получает причитающиеся деньги за работу – как тут самому не влезть в долги? На сегодняшний день их накопилось уже около 170 миллионов «целковых». Это к вопросу о банкротстве…

С активами предприятия история получилась ещё интереснее. В 2013 году ООО «Ярдорремстрой» и ООО «Автодор» обратились в суд с иском о взыскании с МУПа задолженности по договорам поставок «рассола» и песка. Сумма составила порядка 7 миллионов рублей. Арбитраж занял сторону истцов, в результате чего они приобрели право на имущество МУП «САХ». Правда, на этом история не закончилась. Здесь «Спецавтохозяйство» не стало сдаваться без боя. И, в свою очередь, само обратилось в правоохранительные органы. По итогам проверки городское УМВД возбудило уголовное дело о покушении на хищение имущества в особо крупном размере. Следствие доказало фиктивность документов по поставкам и установило виновного – одного из учредителей указанных фирм, который также входил в состав руководителей холдинга предпринимателя Вагинака Погосяна «Ярославль-2010». Напомним, по некоторым данным, и ООО «Трасса», и ООО «Автодор» является частью этого холдинга. «Железобетонных» указаний на это нет, но об этом ясно и регулярно говорят близкие к дорожной сфере люди. Это ещё один факт из жизни многострадального САХа только за последние пару лет.

Тогда в конфликте «частники» - «муниципалы» победу одержали последние. Имущество САХа осталось у города. А вот в случае с другим МУПом – «Городским дорожным управлением» (ГДУ) всё было с точностью до наоборот. Предприятие набрало кредитов, образовался большой долг (в частности – перед «Сбербанком»), потом эту задолженность выкупила ещё одна известная фирма (занимающаяся, кстати, как ремонтом, так и содержанием дорог) – «Ярдорстрой», принадлежащая предпринимателю Эдуарду Авдаляну. И всё – имущество ГДУ (а это производственные мощности, склады, техника, а также земельные участки – в общей сложности порядка 9000 квадратных метров недвижимости и 12,8 гектара земли) перешло в частные руки. И напрасно потом муниципалитет пытался проверить законность и правильность таких мероприятий. А заместитель председателя городского представительного органа Игорь Блохин говорил, что цена продажи была занижена в 4.5 раза. Никаких оснований для обжалования договоров не появилось. Как и ответа на вопрос – почему предприятие за очень короткое время по уши оказалось в долгах?

Остаётся только гадать, зачем всё это городу: допускать разные неприятные космос.jpgэкономические действия в отношение одного своего предприятия и, по сути, отдать в частные руки другое, ещё относительно недавно неплохо работающее? Об этом остаётся только гадать! В Ярославле периодически ходят слухи, что у отдельных предпринимателей-дорожников имеются какие-то старые связи и особые нынешние отношения с высшим областным руководством. Подтвердить или опровергнуть это довольно трудно, если не сказать - невозможно. Но список победителей различных аукционов за последние три года почти не меняется. Их можно пересчитать по пальцам одной руки. И это уже факт! А городские руководители, ответственные за эти аукционы, в свою очередь, после ареста Евгения Урлашова, почти перестали конфликтовать с областью. И это тоже факт! Но, перефразируя Высоцкого, комментировать сплетни в виде версий – дело неблагодарное. Поэтому вопрос, увы, так и остаётся открытым. Улыбаемся и машем!

И в завершении немного статистики. Как обстоят дела в других регионах? А может, проблема вообще надумана? И за границей области власти давно и повсеместно отказываются от своих муниципальных «спецавтохозяйств» и прочих МУПов – ГУПов? Может, там все давно отдано «в частную лавочку»? Мы провели анализ ситуации в Центральном федеральном округе. Данные взяты из открытых источников – сайтов администраций муниципальных образований и ЕГРЮЛ. Так что их при желании легко проверить.

Итак, что же получилось? Практически во всех субъектах ЦФО (14 из 16) региональные центры сохранили именно муниципальные предприятия по уборке города и вывозу ТБО. В большинстве своём они даже сохранили названия «Спецавтохозяйство». Хотя есть и другие наименования, например «Спецавтобаза» (как в Курске, Рязани или Орле), «Специализированное автотранспортное предприятие» (как в Калуге, не путать с ПАТП), и даже совсем экзотическое «Производственное объединение по обращению с отходами» (как в Воронеже). Организационно-правовая форма (ОПФ) таких предприятий может быть разная. В массе своей это хорошо знакомые нам МУПы (Ярославль, Кострома, Тула, Тверь и другие), но есть и муниципальные казённые предприятия (Воронеж) и просто муниципальные учреждения (Липецк). То есть где-то городские власти дают предприятиям относительную самостоятельность и даже возможность приносить определённые доходы, а где-то жёстко спускают сверху плановые показатели этих самых доходов и, разумеется, расходов. Но в любом случае, вне зависимости от названий муниципальные власти оставляют за собой контроль над этим видом деятельности. И держат его в своих руках. Только в двух субъектах ЦФО «Спецавтохозяйство» в своё время было акционировано. Это Владимир и Смоленск. Но, несмотря на это, в обоих городах единственными учредителями ОАО являются опять же городские администрации. Поэтому в данном случае ситуация принципиально не меняется. Форма – другая, ресурсы и контроль – те же.

Ещё два самостоятельных региона - Москву и Московскую область – мы исключили из нашего списка. Поскольку столица как самостоятельный субъект федерации (и при этом областной центр) разделена на административные округа и районы, а значит, по определению не может иметь единого предприятия «Спецавтохозяйство», находящегося в муниципальной собственности. Но при этом она имеет аналогичное государственное предприятие. А в административных единицах существует несколько профильных МУПов. Сохранились они и в нескольких райцентрах области – например, Коломне, Наро-Фоминске, Можайске.

В свою очередь, почти во всех указанных выше областных центрах работает достаточнобатарея прив-на.jpg частных фирм, оказывающих услуги, аналогичные местным САХам – уборка улиц, сбор, транспортировка и утилизация бытовых отходов, работа с вторичным сырьём и так далее. Притом, часть таких контор может даже гордо носить название «Спецавтохозяйство». Хотя при этом быть зарегистрированным на обычной городской квартире у какого-нибудь Иванова Ивана Ивановича. Но они как-то уживаются с муниципалами. Примеров же перехода «настоящих» «Спецавтохозяйств» в частные руки крайне мало. И самый ближний из них – в Великом Новгороде. Но опять же, сделано это было уже очень давно. Да и в советское время, когда это предприятие создавалось, оно изначально работало по хозрасчётному принципу (что написано на официальном сайте). То есть изначально впитывало некие прото-элементы рынка. В любом случае, это единичные примеры. В целом же муниципальные власти повсеместно стараются держать «Спецавтохозяйства» при себе. И крайне неохотно соглашаются включать их в план приватизации (даже формально). Так что ситуация в Ярославле, если САХ гипотетически всё же будет передан частным лицам, станет своего рода нонсенсом в масштабах России. А ведь так бы хотелось наконец удивить страну чем-то другим, нежели очередным экономическим «кульбитом». Да и снег на улицах тоже не САХар!

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?