Ярославская область вместе с другими регионами России переживает самоизоляцию в условиях распространения коронавируса уже почти две недели. За это время у людей в массе своей сформировалось два типа отношения к свалившейся напасти. Одни воспринимают угрозу всерьёз, опасаются негативных последствий для здоровья, и стараются соблюдать предписанные органами власти правила поведения. Другие мыслят в категориях «теории заговора», считают карантинные меры надуманными, а требования Правительства – попыткой отвлечь граждан от экономического кризиса и падения рубля. Сегодня мы не будем анализировать ни ту, ни другую точку зрения (хотя это вполне достойная тема для обсуждения). А просто покажем, как протекает карантин в нашем регионе. Прошедший период делится на два неравномерных этапа. Первый начался после мартовского обращения Президента Владимира Путина к гражданам России, и продлился чуть больше недели. Второй стартовал после повторного выступления главы государства в минувший четверг, 2 апреля. И рискует растянуться до конца месяца. По крайней мере, если до этого срока санитарно-эпидемиологическая ситуация не улучшится (хотя всем нам хочется верить в обратное). По состоянию на 6 апреля Ярославская область оставалась в числе 8 субъектов страны, которые ещё не ввели тотальный карантин. И вообще, ограничительные меры на фоне других территорий у нас выглядят относительно «щадящими». В этом есть как плюсы, так и минусы, как сильные, так и слабые стороны. Мы попытались их проанализировать. И представить полученные результаты вниманию уважаемых читателей. Смотрите, анализируйте, делайте выводы.
Часть первая: граждане, будьте бдительны!
Первая реакция региональных властей на «внешнего врага» в лице импортной инфекции последовала ещё 18 марта. Именно тогда был издан Указ Губернатора Дмитрия Миронова № 47 «О мерах по предупреждению завоза на территорию Ярославской области новой коронавирусной инфекции и её распространения». Правда, наиболее принципиальные изменения в документ были внесены позднее – 26 и 27 марта, после обращения Президента к нации. Основные меры сводились к следующему:
- в регионе временно приостанавливалось проведение любых массовых мероприятий с числом участников более 50 человек;
- по всей области закрывались рестораны, кафе и бары, кинотеатры, парикмахерские, салоны красоты, ночные клубы и другие организации и учреждения досугового, культурного, зрелищного, развлекательного, спортивного, выставочного, рекламного и иного подобного профиля;
- приостанавливалось предоставление государственных и иных услуг в помещениях многофункциональны центров (за исключением тех услуг, предоставление которых может осуществляться исключительно в МФЦ, но при условии предварительной записи);
- параллельно вводился запрет на посещение указанных заведений для граждан;
- прекращалось бронирование мест, приём и размещение граждан в пансионатах, базах и домах отдыха, санаториях и гостиницах;
- для жителей области старше 65 лет вводилась обязанность по соблюдению режима самоизоляции.
В основном, все указанные меры вводились с 28 марта. Ещё раньше закрылись образовательные (университеты, школы, детские сады) и культурно-просветительские учреждения (главным образом, музеи). Само собой, запрет распространялся на организации розничной торговли (за исключением тех, кто реализовал товары первой необходимости в соответствии с особым правительственным списком).
Параллельно профильным областным департаментам было дано указание обеспечить пенсионерам своевременную доставку лекарственных препаратов и медицинских изделий, а организациям, предоставляющим услуги ЖКХ и связи, рекомендовано «закрыть глаза» на задолженность по оплате жилого помещения и ЖКУ (на период действия строгой изоляции для пожилых граждан). Наконец, чиновникам от образования поручили обеспечить выдачу продуктовых наборов обучающимся, имеющим право на бесплатное питание.
Далее ограничения пошли как снежный ком. С 1 апреля существенно сократили движение пригородных и междугородных автобусов. Официальный сайт ГБУ ЯО «Яроблтранском» гласил: по распоряжению департамента транспорта в связи с проведением на территории Ярославской области профилактических мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции с 1 апреля перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам будут выполняться в режиме выходного дня (воскресенье).
Одновременно отменяли полдюжины пригородных поездов ивановского, костромского, рыбинского и даниловского направления. Ещё два сокращали маршруты движения. В общей сложности, сокращение коснулось более 10% электричек. По словам директора департамента транспорта Анатолия Бойко, решение также принято в связи со значительным снижением пассажиропотока в пригородных поездах на территории Ярославской области в условиях эпидемиологической ситуации.
Значительно скорректировали расписание и городские маршруты. Большинство ярославских автобусов также перешли на режим выходного дня, либо изменили интервалы движения. Их примеру последовали и в Рыбинске. Ряд маршрутов и вовсе отменили. Причины были те же: санитарно-эпидемиологическая обстановка и падение спроса на транспортные услуги. По мнению экспертов отрасли, во внутреннем сообщении пассажиропоток упал на треть ещё в конце марта. На «межмуне» сокращение доходило до 90%. А в областном центре даже отложили начало летней навигации. Очевидно, полагая, что спроса на речной трамвайчик на дачные участки до майских праздников всё равно не будет.
Дальше – больше. Вслед за организациями торговли работу своих отделений скорректировали многие банки. Так, в начале апреля даже у «Сбербанка» для обслуживания клиентов оставили всего три дежурных офиса: на улицах Кирова и Советской в Ярославле и на улице Чкалова в Рыбинске. Правда, на этой неделе их количество возросло до семи. Кроме того, банкиры пообещали определить индивидуальный режим работы подразделений совместно с главами администраций районов области и разместить информацию в офисах и на сайтах администраций.
Со 2 апреля по приказу департамента здравоохранения во всех поликлиниках региона приостанавливалось оказание плановой амбулаторной медицинской помощи. За исключением неотложных случаев, врачей можно вызывать только на дом (интересно, как тот же участковый терапевт успеет обслужить всех бабушек, вынужденных сменить традиционные «тусовки» в поликлиниках на режим жёсткой самоизоляции).
С той же даты и до 1 июня в органах ЗАГС по всей области был остановлен приём заявлений на регистрацию и расторжение браков. К слову, к началу второго весеннего месяца таковых накопилось 588 и 97 соответственно.
И кто знает: возможно, коронавирус тем самым невольно спас от распада какую-то ячейку общества.
Наконец, на волне дистанционного обучения в школах и неработающих детских садиков в областном центре закрыли доступ на игровые площадки. Интересно, что во втором по величине городе региона это сделали даже чуть раньше. Но факт остаётся фактом: ещё одним местом массового скопления граждан (в данном случае – самого нежного возраста) стало меньше.
Пожалуй, что с медицинской точки зрения все эти меры можно назвать обоснованными. Правда, при одном условии – их строгом соблюдении. Желательно – в сочетании с дополнительной профилактикой (маски, перчатки, иные средства индивидуальной защиты) и соблюдением гигиены (мытьё рук, обработка одежды и обуви). Но, как известно, в России строгость ограничительных мер с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения. Наш регион не стал исключением. Ограничения, конечно, соблюдались. Но не вполне строго.
К примеру, даже после запрета на торговлю в Ярославле продолжал работать ряд магазинов по продаже строительных и отделочных материалов. В том числе, судя по информации из открытых источников, некоторые сетевые ритейлеры. То же самое касалось отдельных заведений общепита и салонов красоты (во всяком случае, представительницы прекрасного пола говорили о свободной записи, к примеру, на маникюр). Продолжали трудиться управляющие компании и другие организации сферы ЖКХ (на которые также легли дополнительные обязанности по дезинфекции). Не стали закрываться и некоторые промышленные предприятия. Притом, не только заводы непрерывного цикла (такие, как «Славнефть – ЯНОС» или НПЗ имени Д.И. Менделеева), но и, к примеру, АО «Хром» или отдельные подразделения Ярославского шинного завода.
На областных магистралях начались дорожные работы в рамках национального проекта «БКАД». В этом плане нынешний год вообще можно считать уникальным, поскольку в предыдущие сезоны к ремонтам приступали не раньше мая. А порой и того позже. Не были свёрнуты и работы по возведению социально значимых объектов – детских садиков и школ (в том числе школы на улице Чернопрудной в Ярославле, которую, как мы помним, начали делать с большим опозданием). А уж строительство жилых домов вообще не останавливалось. Так что жизнь продолжалась! Хотя подобная активность, конечно, не способствовала поддержанию режима самоизоляции и в известном смысле сводила организационно-профилактические меры на нет.
С другой стороны, ряд ограничений, изначально введённых вроде бы из благих целей, приводил к обратному эффекту. Взять то же сокращение режима работы банков. В Ярославле оно обернулось настоящим столпотворением на улице Кирова. В «хвосте» скопилось более 50 человек. Само собой, многие были без масок. А о соблюдении безопасной дистанции говорить в принципе не приходилось. То же самое касалось очередей в один из строительных магазинов. Людей решили запускать в зал партиями по несколько человек. В итоге перед входом собралась внушительная толпа.
Много вопросов было и по закрытию поликлиник. Особенно показательной оказалась ситуация с больницей в посёлке Петровское Ростовского района. ИА «Регнум» опубликовало информацию, что с 6 апреля и до особого распоряжения там будет функционировать только поликлиника и скорая помощь. А за оказанием экстренной и неотложной помощи в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни жителям предложили обращаться в приемный покой Ростовской ЦРБ – за 20 километров от поселка. Понятно, что возмущению людей не было предела.
Некоторое время спустя ответственные лица пояснили, что произошла путаница и речь шла только о временном переносе экстренной госпитализации. Но поверили в это далеко не все. И неприятный осадок остался. Тем более, что возросшую нагрузку на врачей в связи с закрытием поликлиник никто не отменял. А возможное обострение различных осложнений на этом фоне (не дай Бог) рисковало перекрыть любые негативные последствия коронавируса. Притом, в разы. В конце концов, сердечно-сосудистые дела никто не отменял. Особенно на волне всеобщей нервозной обстановки.
Да и «домашний арест» для тех же пенсионеров (пусть даже из самых благих побуждений) порой вызывал осуждения даже среди медиков. Дескать, неизвестно, что хуже: риск заражения или атрофия мышц вкупе со скачками давления из-за дефицита двигательной активности и отсутствия свежего воздуха. Да и стимулов оставаться дома у ярославских пенсионеров, прямо сказать, было немного. В отличие от московских «коллег», им даже не выплатили единовременное пособие (как это предлагал сделать, например, депутат Ярославской областной Думы Сергей Хабибулин). Да и волонтёров, доставляющих продукты и медикаменты, на всех бабушек и дедушек явно не хватало. Так что пожилым гражданам волей-неволей всё равно приходилось покидать свои квартиры. Одним словом, первая неделя ограничений в Ярославской области представляла собой причудливый конгломерат разумных мер, неразумных перегибов и традиционной надежды на русский «авось».
2 апреля Президент Владимир Путин выступил со вторым обращением к нации, в котором продлил карантин до 30 апреля, но одновременно предоставил главам субъектов право на применение дополнительных мер поддержки граждан и бизнеса. С ними губернаторы должны были определиться до пятого числа. Кроме того, каждый мог определять и необходимый уровень борьбы с коронавирусом. Подавляющее большинство субъектов поступили максимально просто: ввели полный карантин. К 6 апреля на это пошли 77 регионов страны из 85. Ярославская область оказалась в меньшинстве (наряду с соседями по ЦФО в лице Орловской, Тульской и Тверской областями, а также Амурской областью, Хабаровским краем, Ненецким автономным округом и Республикой Крым). Таким образом, мы выбрали более «лёгкую» форму самоизоляции.
Правда, предыдущие ограничения, действующие в соответствии с названным выше Указом Губернатора, сохранялись. А областной штаб по борьбе с COVID-19 даже опубликовал правила поведения для граждан. Но они оказались не столь строги, как в той же Москве. К примеру, регион отказался от введения пропусков для передвижения. А самое главное – осталось непонятным, кто и как будет контролировать исполнение указанных правил. Полиция? Роспотребнадзор? Территориальные администрации? Но у них попросту не хватит штатов. Дай Бог, осилить хотя бы выборочные проверки объектов торговли. Да и повседневные обязанности никто не отменял. Тем более что, по информации участковых уполномоченных, в период карантина резко возросло количество противоправных действий «на бытовой почве». Всё-таки длительная самоизоляция оказалась благом далеко не для всех. На этой волне граждане тоже стали относиться к соблюдению карантинных мер «с прохладцей». Общий настрой, конечно, сохранился. Но по сравнению с последними днями марта или первыми днями апреля на улице существенно прибавилось людей (в том числе пожилого возраста).
Ещё интереснее оказались экономические меры. Постановлением Правительства Ярославской области от 3 апреля 2020 года № 302-п был определён перечень организаций, на которых не распространялся запрет на работу в период с 4 по 30 число второго весеннего месяца. Документ имеется в открытом доступе, поэтому мы не будем их перечислять. Отметим лишь то, что речь шла о десяти видах организаций и 55 системообразующих предприятиях. К последним отнесли почти все крупные заводы региона. С понедельника (а в ряде случаев – даже с субботы) их сотрудники возвращались к обычному рабочему режиму (разумеете, речь о тех, кто не работал предыдущую «карантинную» неделю). Хорошо это или плохо? С точки зрения экономики – безусловно, хорошо. Предприятия работают, люди получают зарплату (а возможно, ещё и премию), бюджет наполняется налогами, производство развивается, ВВП И ВРП растёт. Правда, перечень хозяйствующих субъектов в нашем регионе по сравнению с рядом других субъектов оказался невелик. Для примера возьмём Тульскую область (за последние 3,5 года нас часто сравнивают по самым разным показателям). Список системообразующих предприятий там состоит из 171 пункта. То есть он в три раза больше, чем у нас.
Кроме того, у соседей по ЦФО получили право работать значительно большее количество организаций (не из числа системообразующих). В том числе: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и реставрацию, реализующие строительные материалы, семена, саженцы, рассаду, удобрения, печатную продукцию, оказывающие бытовые услуги (в том числе ремонт обуви и химчистку одежды), а также ломбарды, специализированные салоны сотовой связи и магазины по продаже электробытовых товаров и металлохозяйственных изделий. Всего 43 позиции. Как говорится, почувствуйте разницу. Рискнём предположить, что после таких мер экономика Тульской области будет чувствовать себя лучше нашей.
С другой стороны, возникает резонный вопрос: а зачем тогда карантин? О какой профилактике (и тем более, защите) можно говорить, если тысячи людей продолжают ходить на работу, а сотни организаций государственного сектора, торговли, бытового обслуживания, ЖКХ, транспорта и связи – оказывать свои услуги? Складывается впечатление, что федеральные и региональные власти столкнулись с серьёзной дилеммой: то ли по максимуму сохранить здоровье граждан, то ли уберечь экономику от тотального развала. И окончательный выбор до сих пор не сделан. Для первого не хватает организационных ресурсов. Для второго – действенных мер поддержки. В итоге мы застряли где-то посередине. Есть ощущение, что власти пребывают в некоей растерянности и не вполне чётко осознают, что делать (чего стоит одна только неразбериха в налоговом законодательстве). Как мы писали ранее, наступил режим «ХЗ».
Вместе с тем, продолжаться до бесконечности он тоже не может. Ибо нет ничего хуже, чем неопределённость. Властям придётся «пристать» или к одному, или к другому берегу. Со всеми вытекающими последствиями. Либо найти какую-то «золотую середину». В мировой практике достаточно примеров по каждому варианту (США, Германия, Великобритания, Франция, тот же Китай). Только сделать это нужно, прежде всего, в Москве. Не перекладывая ответственность на регионы, которые за последние 20 лет начисто отучили от привычки брать эту ответственность на себя. И хотелось бы, чтобы это произошло раньше, чем коронавирус поразит новых граждан или добьёт малый и средний бизнес. Одним словом, мы ждём перемен!
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ