Проблема сбора и утилизация твердых бытовых отходов (ТБО) остаётся одной из самых актуальных в нашей стране, едва ли не «третьей российской бедой». По данным социологических опросов, её важность признают не менее 40% респондентов. Однако при всей злободневности, она существует как бы сама по себе. Во всяком случае, в Ярославской области это так. Региональный оператор занимается бизнесом и «стрижёт купоны», не слишком заботясь ни передовыми технологиями, ни банальным раздельным сбором отходов. Правительство делает вид, что всё идёт по плану. Местные власти и управдомы манкируют обязанностями по поддержанию чистоты в жилом секторе. А люди продолжают жаловаться на грязь у контейнерных площадок и драконовские тарифы. Между тем, сложившийся порядок вещей не может продолжаться до бесконечности. Мир знает примеры, когда мусорная проблема перерастала в полноценный социально-экономический кризис. Так было в Неаполе какие-то 10 лет назад. У нас, конечно, не солнечная Италия. Но всё-таки… Чтобы история не повторилась, отечественная система обращения с ТБО нуждается в качественной перезагрузке. Только так мусорный ветер может смениться ветром перемен!
Изучив тему и проанализировав основные жалобы людей, мы выделили пять ключевых проблемных вопросов, которые нуждаются в решении. Это содержание контейнерных площадок, тарифная политика, деятельность единого регионального оператора ООО «Хартия», практика раздельного сбора отходов и работа мусорных полигонов. Остановимся на каждом из них по порядку.
Но для начала одна любопытная информация: по данным отчётности регионального оператора, в 2021 году в Ярославской области произвели 385 тысяч тонн твёрдых коммунальных отходов (ТКО). С учётом того, что на 1 января на территории региона проживали 1 миллион 226 тысяч жителей, получается порядка 300 килограмм на человека в течение года. Путь на свалку для этих килограммов начинается с контейнерной площадки. Поэтому их состояние имеет особое значение. И здесь следует обратить внимание на два момента.
Первый – достаточное количество организованных мест накопления твердых коммунальных отходов. На сегодняшний день в Ярославской области 10 981 площадка. При этом, в период с 2019 по 2021 годы в регионе было «облагорожено» всего 1813 (отремонтировано 952 штук, создано 861). Всего 16,5%, что крайне мало. Притом, дефицит современных контейнеров есть не только в сельской глубинке, но и в крупных городах. К примеру, в ходе недавних депутатских слушаний в Ярославской областной Думе, посвящённых обращению с ТКО, представитель КПРФ Шакир Абдуллаев заявил, что в Рыбинске новые мусорные баки установлены только на 30% площадок. Возможно, эта цифра не вполне соответствует действительности. Однако проблема на самом деле существует. Хотя ООО «Хартия», став единым региональным оператором в 2018 году, обещала масштабное обновление.
Второй момент – содержание площадок. Каждый из нас хотя бы раз видел, как они бывают завалены мусором. Иногда его оставляют люди, иногда он выпадает из баков. Но суть от этого не меняется, поскольку заваленная отходами площадка не только неопрятна, но и небезопасна с санитарной точки зрения. Как известно, уборка такого мусора к полномочиям регионального оператора не относится. По закону, за содержание площадки отвечает собственник земельного участка, на котором она находится. Если это муниципальная земля – местная администрация. Если придомовая территория – управляющая компания или ТСЖ. Между ними идёт постоянное пикирование, особенно если границы участков чётко не обозначены.
Везде вопрос решается по-разному. Скажем, власти того же Рыбинска ещё на заре «мусорной реформы» не мудрствуя лукаво начали массовый перенос площадок на придомовые территории. Порой – прямо под окна домов, в нарушение СанПиН. Процесс обернулся громким скандалом, а к делу подключились надзорные органы. В результате чиновники поумерили пыл, хотя вопросы остались. В целом, по состоянию на сегодняшний день не соответствуют установленным санитарным требованиям и подлежат приведению в нормативное состояние почти 1500 контейнерных площадок.
Выводы предельно просты. Региональному оператору стоит активизировать работу по замене контейнеров (обещания надо выполнять). Тем более, что здесь ему периодически оказывается помощь из бюджета. Так, в 2021 году между Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Правительством Ярославской области было заключено соглашение о предоставлении субсидии, за счёт которой было закуплено порядка 60 контейнеров для Гаврилов-Ямского и Большесельского районов. Местным властям необходимо организовать надлежащее содержание мест накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Управдомам и ТСЖ – всех остальных. А надзорным органам следует лучше следить за исполнением соответствующих обязательств.
Далее – про тарифы на вывоз мусора. Прежде всего, нас интересуют тарифы для населения. Для бизнеса они другие, и там есть свои проблемы (притом, даже большие, чем у граждан). Но это – тема отдельного разговора. В данном разделе также как минимум два нюанса. В первую очередь, речь о размере оплаты услуг по вывозу ТБО. Считается, что в Ярославской области она одна из самых низких среди регионов ЦФО. В настоящее время так называемый предельный единый тариф для региональных операторов у нас составляет 536,08 рублей за кубический метр мусора. Однако здесь имеется целый ряд моментов. Во-первых, в той же Центральной России есть субъекты, где тарифы ещё ниже. К примеру, в Белгородской, Калужской и Рязанской областях. У соседей во Владимирской области они меньше у двух из трёх региональных операторов, а в Костромской области – у одного из трёх, а у второго почти наравне с нами – 536,37 рублей за куб.
Во-вторых, помимо предельного тарифа нужно учитывать нормативы накопления (они везде разные). Это вторая составляющая, которая напрямую влияет на конечную сумму в квитанции для конкретного потребителя. Предельный тариф в другой области может быть выше, чем у нас. Но если норматив накопления при этом ниже, человек будет платить меньше. В-третьих, нынешний «невысокий» тариф был с лихвой компенсирован ростом в предыдущие периоды. Ярославский бизнес-омбудсмен Альфир Бакиров во время отчёта перед областной Думой отметил, что с начала мусорной реформы в 2018 году стоимость услуги в среднем выросла в четыре раза! Особенно показательным было второе полугодие 2019 года.
Второй нюанс касается юридической стороны вопроса. Прежде всего, это так называемые «двойные квитанции». Если у человека в собственности есть несколько объектов недвижимости, он обязан оплачивать вывоз мусора в каждом из них. Скажем, в городской квартире и загородном доме. Даже в том случае, если во втором никто не живёт. То же самое касается долевой собственности. Понятно, что производить отходы одновременно в двух местах гражданин не может. Поэтому с момента старта реформы норму считают несправедливой, а страсти по ней не утихают.
Другой момент касается разницы в оплате между жителями многоквартирных домов и частного сектора. Последние платят больше. Так, в Ярославской области разница составляет почти 13 рублей с человека в месяц. Считается, что они производят больше мусора (к примеру, растительные или древесные отходы с собственного участка). Хотя зачастую это не соответствует действительности. Либо люди сами занимаются переработкой. В общем, тоже есть вопросы.
Исправить ситуацию может лишь выработка единых стандартов и изменение правовых норм на федеральном уровне. Отчасти такая работа уже началась. К примеру, человек может предоставить справку от садового некоммерческого товарищества о постоянном проживании на даче и не платить за вывоз мусора из квартиры. Также есть предложение о перерасчёте, если собственник представит в качестве доказательства своего отсутствия в доме или квартире нулевые или минимальные счета за иные коммунальные услуги (скажем, за воду или электричество). В Государственной Думе РФ имеются и другие поправки. Но пока они находятся на стадии обсуждения.
Теперь – о работе единого регионального оператора. Ещё раз напомним, что с 2018 года эту «почётную миссию» исполняет ООО «Хартия». Собственно, ей же можно переадресовать и два предыдущих вопроса – о замене контейнеров и высоких тарифах. Но не будем повторяться. Тем более, что имеются и другие вопросы. Скажем, по количеству автопарка. Вы будете смеяться, но на весь Ярославский регион у «Хартии» всего 99 единиц собственной специальной техники для транспортировки ТКО. Всё остальное (209 единиц) – привлечённый автопарк сторонних организаций. Получается, что две трети работы по перевозке мусора тянут субподрядчики, а сливки снимает региональный оператор!
В качестве примеров других жалоб от населения, областные и муниципальные парламентарии говорят об отсутствующих площадках, за обслуживание которых выставляются счета, и мусорных контейнерах, установленных чуть ли не за километр от домов (хотя по нормативу расстояние до жилых зданий должно быть не более 100 метров). Это особенно характерно для сельской местности – к примеру, такие случаи есть в Ярославском районе. Также есть жалобы на нарушение графика (либо просто длительные сроки) вывоза мусора, необходимость установки дополнительных баков и работу экипажей мусоровозов.
Наконец, очень много вопросов возникает по работе офисов «Хартии». Порой до них невозможно дозвониться сутками. Да и оперативность работы с обращениями граждан оставляет желать лучшего. Видимо, случаев накопилось столько, что в ходе вышеупомянутых депутатских слушаний заместитель председателя областного Правительства Артём Молчанов даже пообещал организовать «горячую линию», где можно будет оставить жалобу или получить консультацию. Также у граждан появится возможность направить фото неубранных или сломанных мусорных площадок для оперативного решения проблем. Почему этого нельзя было сделать за предыдущие 4 года – непонятно. Впрочем, это вопрос не к Молчанову: он работает лишь с января.
Ещё один способ призвать «Хартию» к порядку (помимо официального канала для жалоб) заключается в банальной конкуренции. Понятие «единый» региональный оператор – весьма условное. На самом деле, их может быть несколько. Выше мы уже говорили, что во Владимирской и Костромской областях их три. В Татарстане – четыре. А в Башкирии – вообще шесть! И у каждого – своя территориальная зона ответственности. Что любопытно: во Владимирской области тоже работает «Хартия», но она обслуживает лишь несколько граничащих с Подмосковьем районов. А, к примеру, сам Владимир и второй по величине город Ковров находятся в зоне ответственности уже другого регоператора. И тариф у него самый низкий по региону. Эту практику вполне можно взять на вооружение и у нас!
Ещё одной проблемой в работе регионального оператора в известной степени можно считать и раздельный сбор мусора. Точнее, правильнее назвать это попыткой раздельного сбора. Поскольку пока процесс откровенно буксует. Согласно данным опроса, проведённого «Клубом социологов» (с его полными результатами вы можете ознакомиться в статье от 6 февраля 2022 года), более 70% всех респондентов готовы сортировать отходы, однако на постоянной основе сейчас это делают только 7,8% жителей области и 9,4% жителей Ярославля. Главная препятствующая регулярной сортировке причина, которую указали люди, донельзя проста.
Граждане просто не понимают: зачем сортировать мусор в каждой конкретной квартире, если региональный оператор все равно смешивает все отходы «в одну кучу» и сам не занимается сортировкой и переработкой различных видов ТБО. Жалобы не беспочвенны, поскольку случаи, когда содержимое специальных контейнеров оказывалось в кузове мусоровоза безо всякого разбора, действительно имелись. Соответственно, есть высокая доля вероятности, что если оператор будет реально заниматься этой работой (или, по крайней мере, усилит её), то и домохозяйства постепенно начнут это делать.
Для понимания ситуации важны ещё две цифры. Только 26,1% респондентов знают о ближайших пунктах сбора различных видов отходов (бумага, пластик, батарейки, стекло, шины и т.д.). А 85,6% респондентов хотели бы пользоваться такими пунктами в шаговой доступности. Эти данные свидетельствуют о том, что информационная кампания по пропаганде раздельного сбора, как минимум, хромает (ну, а если честно, то ее просто нет). И специальных ёмкостей катастрофически не хватает. Последнее полностью подтверждается официальными данными.
За без малого 4 года «мусорной реформы» в Ярославской области установлено всего 726 контейнеров для раздельного сбора вторсырья. Это притом, что всего контейнеров и бункеров у нас 22 804. Соответственно, доля специальных накопителей – лишь около 3%. Это ни о чём! Не удивительно, что потребители не знают об их существовании. А те, кто знает – вряд ли поедет за тридевять земель, чтобы выкинуть пластиковую бутылку. Более того: там, где такие контейнеры есть, их порой не спешат опустошать. И они стоят, забитые «по горлышко». Свежие фотографии в сети – тому свидетельство. Таким образом, на данном направлении предстоит приложить ещё массу усилий.
В завершении – глобальный и, если хотите, стратегический вопрос о работе полигонов. Здесь также есть несколько нюансов. Прежде всего, количество объектов накопления ТБО на территории региона постепенно сокращается. По информации Правительства Ярославской области, в 2017 году был закрыт один такой объект в Переславском районе, в 2018 году – ещё три (Некрасовский, Переславский, Пошехонский районы), в 2020 году – один (в Мышкинском районе) и в 2021 году – два (Борисоглебский и Первомайский районы). Итого – семь площадок. Взамен не появилось ничего нового. В 2023 – 2028 годах к закрытию запланировано ещё шесть. Соответственно, остро стоит вопрос организации новых схем транспортировки и перегрузки отходов. Рискнём предположить, что пока он проработан отнюдь не на 100%.
При этом, под модернизацию в 2023-2024 года попадает только три полигона. Ещё три продолжают эксплуатироваться в обычном режиме. Хватит ли их ресурса для нормальной утилизации ТБО? Это ещё один нетривиальный вопрос. Для получения точного ответа Правительству Ярославской области уже сейчас рекомендовано провести инвентаризацию действующих полигонов на наличие остаточной вместимости. Второе направление – рекультивация закрытых (переполненных) полигонов захоронения ТКО. Работа это сложная и дорогостоящая. Но её тоже необходимо делать.
Ну и само собой, на действующих полигонах необходимо усиливать мероприятия по переработке или хотя бы сортировке отходов. Помнится, как на старте «мусорной реформы» нам было дано много обещаний по этой части. Но пока масштабы впечатляют не сильно. Если не сказать, что совсем не впечатляют. Например, на главном полигоне АО «Скоково» за прошедшие годы из крупных объектов были созданы лишь комплекс дробления отходов и станция по очистке фильтрата. В числе других инвестиционных проектов при участии ООО «Хартия» до 2026 года значатся: модернизация мусоросортировочного комплекса (МСК) АО «Чистый город» в Ярославле, создание МСК в Ростовском и Рыбинском районах и строительство комплекса переработки отходов в Ярославском районе.
Общий объём затрат оценивается в 2 миллиарда 362 миллионов рублей. Не слишком большая сумма за пять лет. Особенно с учётом того, что стоимость контракта, заключенного с «Хартией» в 2018 году, составляла без малого 16 миллиардов рублей. Но главное даже не в этом. Один региональный оператор может уйти, его место может занять другой. Но эксплуатация полигонов от этого не прекратится. Поэтому проблемой увеличения их вместимости (прежде всего, интенсивным путём) необходимо озаботиться уже сейчас. И озаботиться надо региональным властям. Впрочем, нельзя исключать и поиск новых площадок. Разумеется, не забывая про рекультивацию.
Мы привели лишь основные аспекты «мусорного вопроса». Разумеется, их гораздо больше. Но начать работу нужно хотя бы с этих. Варианты и примеры есть. Главное, как говорил Михаил Сергеевич, начать, а потом углубить и расширить. В том числе в плане перестройки сознания. И чиновников, и коммунальщиков, и простых граждан (которые, чего греха таить, тоже далеко не всегда заботятся о чистоте). И в этом плане у нас ещё очень большой потенциал!
ИВАН ТИХОНОВ