Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

18.01.2023
Ярославль
2688
ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ!

Об итогах развития ярославской экономики в 2022 году

ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ!

         2022 год стал очередным испытанием отечественной экономики на прочность. Возможно, самым серьёзным за последние двадцать лет. Беспрецедентные западные санкции и возросшие расходы на оборону, уход иностранных компаний и колоссальное сокращение товарооборота на привычных направлениях, а также накопившиеся последствия ковидных ограничений и финансовых кризисов прошлых лет обернулись предсказуемым обвалом всех ключевых показателей, новыми проблемами в хозяйственном комплексе и трансформацией целых отраслей. Общероссийская ситуация, естественно, не могла не отразиться и на субъектах страны. В том числе на Ярославской области. Чудес к концу года никто не ждал. Их и не случилось. Просело почти всё, хотя особенно тяжело по традиции пришлось сфере услуг, только-только начинающей оправляться после пандемии. С другой стороны, следует признать, что первоначальные сценарии были куда пессимистичнее, и тотального коллапса всё же не случилось. Более того: многие крупные предприятия региона получили государственный оборонзаказ и даже нарастили производство. Можно сказать, что наша экономика весь год развивалась чётко «по законам военного времени». В плюсе оказались те, кто так или иначе был завязан на ВПК, либо сумел встроиться в изменившуюся конъюнктуру рынка, в минусе – все остальные. Беда в том, что последних оказалось много. Очень много. А уровень жизни населения, и без того невысокий, упал ещё больше. Что болезненно отразилось на финансовом самочувствии многих отраслей. И теперь перед властями стоит непростая задача. Если хотите – тоже своего рода битва, только в тылу: с одной стороны, обеспечить «всё для фронта, всё для победы», с другой – попытаться замедлить инфляцию, сохранить частный бизнес и не допустить обнищания граждан. Вести её предстоит уже в нынешнем, 2023 году. А об итогах развития ярославской экономики в году минувшем расскажем в нашем традиционном обзоре.

 

Промышленность: тест на прочность

           И по традиции же, начнём с оценки состояния производства, которое (вкупе с добычей полезных ископаемых, обеспечение электроэнергией и газом, водоснабжением, водоотведением и обращением с ТБО) составляет почти треть в структуре валового регионального продукта (ВРП). Прежде всего, нас как всегда интересует промышленность. Индекс промышленного производства (ИПП) в ноябре 2022 года по сравнению с соответствующим периодом 2021 года составил 91,9%, а за 11 месяцев (также в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом) – 96,8% (здесь и далее – данные «Ярославльстата»). На сегодняшний день это самые свежие данные статистики. Но рискнём предположить, что пока не учтённый последний зимний месяц вряд ли радикально изменит картину мира. Тем более, что для этого нет, в общем-то, никаких видимых причин. Так, ИПП Ярославской области за первое полугодие составил 98,7%, и далее ни разу не превышал 100% значения (составив за семь месяцев 93,2%, за восемь – 99,3%, за девять – 99,1% и за десять – 97,9%). Так что роста нет. 

ИПП (январь-ноябрь).jpg

      Если взять показатели по конкретным видам производства, то отрицательная динамика за 11 месяцев (в равнении с аналогичным периодом прошлого года) отмечена по следующим направлениям:

·      ремонт и монтаж машин и оборудования (67,1%);

·      производство отдельных видов транспортных средств и оборудования (68,5%);

·      производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (80,1%);

·      производство компьютеров, электронных и оптических изделий (85,7%);

·      производство готовых металлических изделий (89,6%);

·      производство кожи и изделий из кожи (90,3%);

·      производство нефтепродуктов (96,2%);

·      производство неметаллической минеральной продукции (98,4%);

·      производство бумаги и бумажных изделий (98,9%).

Бумага (3).jpg          Статистика выглядит вполне логичной, если учесть, что происходило в названных секторах в течение года (особенно весной). Скажем, все наверняка помнят дефицит и резкий рост стоимости бумаги, возникший из-за нехватки химикатов для её отбеливания и запасных частей для производства, а также ухода ряда иностранных компаний, производивших упаковку (одно время в ярославских магазинах даже продавалось молоко в однотонных пакетах жёлто-серого цвета). В целом же, сокращение общероссийского рынка целлюлозно-бумажной продукции по итогам года прогнозируется экспертами на уровне 10%. Так что наши предприятия (среди которых АО «Ярославская Бумага» и Ростовский филиал ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп») показали ещё нехудший результат.

 НПЗ (1).jpg         Та же история с нефтянкой: смена привычных рынков сбыта, международные санкции и эмбарго на российские нефтепродукты, сокращение производства внутри страны не могли не сказаться на статистике отрасли. По данным издания «Коммерсант», в 2022 году объем российской нефтепереработки снизился почти на 4% - до 275 миллионов тонн. Само собой, ПАО «Славнефть-ЯНОС» и Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева не были в стороне от этих процессов. Хуже всего же оказалась ситуация с ремонтом машин и оборудования. Причины, полагаем, тоже ясны: нехватка запасных частей и их существенное удорожание, прекращение поставок импортного оборудования, нарушение логистических и транспортных цепочек.

          Цифры по отраслям подтверждают и показатели выпуска важнейших видов продукции. В январе-ноябре 2022 года производство бумаги и картона составило 92,6% по сравнению с 11 месяцами предыдущего периода. Выпуск бензина достиг лишь 94,1% от уровня прошлого года, дизельного топлива – 96,9%, бензола – 95,3%, лакокрасочных материалов – 93,4%, технического углерода – 80,6%. Просел выпуск приводных ремней (86%) и шин для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей (96,9%), бетона (74%), конструкций из чёрных металлов (89,9%), коммуникационной и передающей аппаратуры (63,6%), дорожных катков (97%), самосвалов (61,4%) и экскаваторов (41,3%), обмоточных проводов (84,8%). На 2,7% сократилось производство двигателей внутреннего сгорания. Почти на 20% снизился выпуск лекарств. На 13,6% уменьшилось производство комбикормов. Из продуктов питания «просели» мясо и субпродукты домашней птицы, молоко, хлеб и хлебобулочные изделия.

          Не слишком результативным (или, во всяком случае, не показательным) оказалось и участие делегации Ярославской области в Петербургском международном экономическом форуме. С одной стороны, регион подписал 11 инвестиционных соглашений на общую сумму более 57 миллиардов рублей. С другой – производственную сферу затрагивали менее половины из них, притом отнюдь не самых значительных. Из интересных можно вспомнить разве что соглашение с председателем правления «Газпромнефти» о льготных поставках ГСМ для сельхозпроизводителей области, а также соглашения о строительстве предприятия производству бактериальных заквасок и концентратов для пищевой промышленности в Угличе (3 миллиарда рублей инвестиций, 150 рабочих мест) и о создании завода по переработке масел в Тутаеве (порядка 1 миллиарда рублей инвестиций, более 150 рабочих мест).

          Ещё два небольших проекта предполагают запуск производства по переработке древесины (80 миллионов рублей, 20 рабочих мест) и по выпуску сырья для нефтеперерабатывающей, газовой и химической промышленности (250 миллионов рублей, 40 рабочих мест). 

Бачин и Евраев.jpeg

Однако крупнейшими на ПМЭФ-2022 стали проекты в туристической отрасли (с размером инвестиций 22 и 20 миллиардов рублей), предусматривающие создание соответствующей новой инфраструктуры в Ярославле, Переславле-Залесском, Рыбинском, Мышкинском и Угличском районах. Конечно, внутренний туризм сейчас на волне. Но, на наш взгляд, куда эффективнее было бы вложиться в развитие действующих объектов и программ. 

          Впрочем, несмотря на отрицательную динамику многих показателей, отдельные отрасли в январе-ноябре 2022 по сравнению с январём-ноябрём 2021 показали рост, притом весьма неплохой. К их числу можно отнести:

·      производство одежды (156%);

·      обработка древесины и производство изделий из дерева (141,2%);

·      производство электрического оборудования (128,9%);

·      производство резиновых и пластмассовых изделий (123,7%);

·      производство текстильных изделий (119,7%);

·      производство мебели (118,6%);

·      производство химических веществ и химических продуктов (113,2%);

·      производство пищевых продуктов (111,6%);

·      металлургическое производство (111,1%);

·      производство машин и оборудования (107,4%);

·      производство напитков (104,1%);

·      производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (100,1%).

          Как видно, целый ряд сфер является ключевым для экономики региона. Отрадно, что хорошие новости приходили и от многих ведущих предприятий, перспективы которых ещё в начале года вызывали опасения. К примеру, по имеющейся информации, ПАО «Автодизель» получил крупный заказ на выпуск моторов для нужд Министерства обороны РФ, притом как «условно гражданского» (для грузовиков «Камаз» и «Урал»), так и военного назначения (МТЛБ). Так что сотрудники не только не ушли на сокращённую рабочую неделю, как предполагалось весной, а, напротив, работали даже в выходные и праздники (к примеру, 31 декабря и в новогодние каникулы).

          Кроме того, ярославские и тутаевские моторостроители наладили поставку двигателей для Петербургского тракторного завода (взамен выбывшей иностранной продукции). А на ПАО «ТМЗ» даже дважды подняли зарплату: первый раз – в мае (на 5,2%), второй раз – в сентябре (на 7%). В свою очередь, рыбинский «ОДК-Сатурн» добился 6% прироста по объёмам реализованной продукции. Также на предприятии наращивают мощности, задействованные в кооперации по производству двигателя ПД-14. В частности, к 2025 году планируют ввести новый производственный корпус, в котором будут установлены более 250 станков. 

ТМЗ (2).jpg

ОДК-Сатурн.jpg         Так что положительные примеры тоже есть. И говорить, что ярославская промышленность залегла на дно будет неправомерно. Впрочем, как и испытывать излишний оптимизм. Региональная экономика столкнулась с серьёзными изменениями. И для её перестройки под новый уклад потребуется не менее 2-3 лет. Так что окончательные выводы следует сделать именно тогда. Что уже сейчас подтверждает состояние других отраслей. 

 

Никогда такого не было, и вот опять!

 АПК (3).jpg         Из них наименее проблемным (разумеется, в относительной степени) является сельское хозяйство. Хотя тут всё очень непостоянно, и меняется в зависимости от временных периодов. Скажем, тот же индекс производства продукции сельского хозяйства за первый квартал (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) составил 93,7%, за второе полугодие – 95,9%, а за три квартала – 100,8%. Крайне неоднозначная ситуация складывается и по конкретным отраслям. Скажем, за 11 месяцев 2022 года (вновь в сравнении с январём-ноябрём предыдущего года) в хозяйствах всех категорий увеличился выпуск молока (107,2%) и яиц (104,1%), но уменьшились объемы производства скота и птицы на убой (98,2%). Притом, если по птице снижение составило всего 0,5%, то по КРС – уже на 8,3%. Также в январе-ноябре сельскохозяйственные организации увеличили продажу зерна злаковых и зернобобовых культур на 30,1%, молока – на 9,2%, куриных яиц – на 8,4%. При этом, продажа картофеля снизилась на 30,2%, овощей открытого и закрытого грунта – на 5,8%, скота и птицы – на 4%.

Цены (2).jpg          К слову, в минувшем году овощи постоянно попадали в новостные сводки как рекордсмены по росту цен. Особенно весной, когда все отслеживали стоимость так называемого «борщевого набора», стоимость компонентов которого (картофель, капуста, лук, морковь, свёкла) только в течение месяца увеличилась от 30 до 70% (в зависимости от продукта). И это – ещё без учёта мяса, цена которого также существенно возросла. Дорожали овощи и на первой рабочей неделе нового 2023 года. И тоже значительно. Больше всех - свежие огурцы (20,57%) и помидоры (16,64%). Также ощутимо повысилась стоимость репчатого лука (10,2%), картофеля (7,9%), моркови (7,56%) и свеклы (6,65%).

          В целом же, совокупный индекс производства продукции сельского хозяйства Ярославской области за 2022 год прогнозируют с отрицательной динамикой - в районе 97,1% по сравнению с прошлым годом. И такая цифра представляется вполне обоснованной. Особенно с учётом тех проблем, которые были в отрасли в течение всего периода (но прежде всего, весной и летом). Ряд предприятий были вынуждены приостановить реализацию своих инвестиционных проектов из-за удорожания и пересмотра основных статей затрат. Только за 1 полугодие 2022 года стоимость кормосмеси выросла на 25%, а аминокислот – более чем двое.

          Сохранялся и логистический кризис. Иностранные перевозчики отказывались работать с российскими компаниями, что приводило к задержке поступления запасных частей на импортное оборудование. Кроме того, из-за увеличения стоимости техники и запчастей снизилось обновление материально-технической базы. На фоне снижения доходности сельхозпредприятия стали больше экономить на всех стадиях производства. Вносилось меньше удобрений, использовались более дешевые комбикорма, семена и агрохимия. В итоге всё это не могло не отразиться на производительности.

          Но хуже всего дела обстояли в розничной торговле и сфере общественного питания. ресторан.jpgЗа 11 месяцев их оборот одинаково сократился и составил 92,1% к аналогичному периоду годичной давности. Притом, если брать непосредственно торговлю, то здесь динамика неуклонно снижалась в течение года. Особенно наглядно это прослеживается по кварталам. В январе-марте разницы с прошлым годом почти не было. Наоборот – на фоне стремительно меняющейся ситуации люди старались сохранить средства и вложить их в те или иные товары и услуги (скажем, активно приобреталась бытовая техника и электроника). Однако уже со второго квартала картина поменялась. И граждане стали экономить. Во-первых, из-за высокого уровня неопределённости и тревожных ожиданий. Во-вторых - из-за банального отсутствия денег.

          Напомним, что по итогам 2022 года инфляция в России составила порядка 12%. Но это официальные данные. Реальная ситуация как обычно выглядит иначе. И для её более-менее объективной оценки полагаем правильным помножить названную цифру как минимум на два (а то и больше). Вместе с тем, даже номинальная среднемесячная заработная плата в Ярославской области за январь-октябрь (более свежих данных «Ярославльстат» пока не представил) составила 111,7%. То есть не дотянула даже до официальной инфляции.

          Реальная же зарплата и вовсе составила 96,7% от уровня аналогичного периода прошлого года. Информацию о реальных располагаемых доходов населения статистика, увы, не даёт. Но по прогнозу социально-экономического развития Ярославской области, который был представлен региональным Правительством в октябре, по итогам года предполагалось их падение на 8,5%. Эти данные дают исчерпывающий ответ на вопрос, как и почему пришлось экономить людям при имеющемся росте цен.

          Он, кстати, оказался более чем существенным. Скажем, общий индекс цен на продовольственные товары в январе – ноябре 2022 года составил 116,3%. Но стоимость отдельных товаров возросла куда больше. Скажем, цена сахарного песка за тот же период увеличилась на 41,6%, круп – на 29,6%, сливочного масла – на 24,1%, макарон – на 22,7%, кондитерских изделий – на 21%. Значительно подорожали овощи, хлеб, мясо и птица. Из непродовольственных товаров рекордсменами по росту стоимости стали легковые автомобили (145,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), бумажно-беловые товары (132,5%), моющие и чистящие средства (128,5%), мебель (124,6%), телерадиотовары (123,3%) и электроника (120%).

          При этом, никаких перспектив к улучшению ситуации с реальными располагаемыми доходами людей в последний месяц 2022-го (и пока не учтённый статистикой) и в начале 2023 года, к сожалению, не прослеживается. Как известно, в ноябре граждане традиционно должны были уплатить имущественные налоги, с декабря по всей стране увеличилась стоимость коммунальных услуг, а гипотетические новогодние премии и «13 зарплаты» (у кого они и были) быстро оказались «съедены» поднявшимися перед праздниками ценами и увеличившимся с 1 января платежами за проезд в транспорте, детские сады, школьное питание, капитальный ремонт домов и много что ещё.

есть контакт.png

          Таким образом, имевшиеся в 2022 году проблемы переходят по наследству году 2023-му. В этой связи почему-то вспоминается фраза главного «златоуста» российской политики В.С. Черномырдина: не надо даже думать о том, что настанет время, когда будет легче! С другой стороны, думать, может быть, и не надо, но надеяться очень хочется. А чтобы эта надежда не оказалась беспочвенной, нужны прорывы и скорейшая перестройка на новые рельсы. В принципе, это мы уже проходили. Притом, не раз. И опыт таких прорывов у нас имеется. Так что, как говорится, нет ничего невозможного. Было бы желание. И, конечно, политическая воля. В последнем случае период удачный. Всё же впереди – выборы.

  

          ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?