Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

24.01.2024
Ярославль
1102
Солнце эффективнее мэрии

Что такое хорошо и что такое плохо в зимнем содержании Ярославля и области?

Солнце эффективнее мэрии

            По сложившейся традиции, уборка снега уже долгие годы остаётся самым актуальным и, вместе с тем, самым злободневным вопросом нашей повседневной жизни в период с ноября по март. Его оценка, как правило, имеет две крайности. Есть позиция властей, которые регулярно отчитываются о своей буквально каторжной работе и ежедневных подвигах на фронте борьбы с последствиями стихии. И есть видение граждан, которые считают, что этой работы всегда недостаточно, либо она не ведётся вовсе, а ответственные за неё люди только просиживают штаны и вообще жулики. Само собой, здесь есть большая доля допущений. Но, в общем и целом, это так. Истина же, как обычно, находится где-то посередине. Не стала исключением и нынешняя зима в Ярославской области. Сейчас, когда мы уже дочитали «белую книгу с картинками вьюги» до середины и перешли на вторую половину, можно подвести некие предварительные итоги и ответить на вопрос – как наш регион убирается от снега. Однозначным он вряд ли получится. Ибо, с одной стороны, движение вперёд всё-таки есть (особенно с поправкой на то количество осадков, которым отличается нынешний сезон). И это нельзя не признать, иначе есть риск скатиться к критике ради критики. С другой - есть ощущение, что спустя полтора-два месяца ответственные за уборку структуры начали постепенно выдыхаться. Что всё чаще подмечают жители. Притом, и автомобилисты, и особенно пешеходы. И с ними нельзя не согласиться. Плюс, остаются традиционные проблемы уборки дворов и тротуаров, с которыми пока справляются откровенно плохо. Ну а жаловаться на снег русской зимой – это вообще моветон. Всё это не прибавляет очков властям (вне зависимости от их реальных полномочий, разобраться в которых простым людям всегда сложно). И заставляет граждан ещё сильнее ждать весну.

 

Глас народа

          Начнём с замечаний жителей. Сделать соответствующую подборку и проверить её при желании не составит большого труда, поскольку в социальных сетях и СМИ имеется достаточное количество комментариев с конкретными объектами и жалобами. Последние принципиально не меняются с самого начала сезона, однако мы ограничимся только январём 2024 года. После анализа данных, наиболее проблемных периодов было два: новогодние праздники и первые дни после них, а также прошлая неделя, включая выходные. Замечания от граждан в целом можно объединить в несколько больших групп.

 Володарского.jpg        Первая – претензии по части уборки подъездных путей к социальным учреждениям, межквартальных проездов и улиц частного сектора (3 и 4 категория) и ряда второстепенных улиц (2 категория). В отличие от основных магистралей Ярославля, их уборка проводится действительно значительно хуже. В правдивости этого утверждения можно убедиться, если посмотреть комментарии людей в социальной сети «VК» и других открытых источниках буквально за последние несколько дней. Притом, жалобы прилетают со всех районов города. В качестве негативных примеров граждане отмечают улицы Гражданскую и Раннюю на Резинотехнике, Школьный проезд, улицы Космонавтов, Орджоникидзе и Папанина в центральной части Заволги, проезд Моторостроителей и дублёр улицы Труфанова в Брагино, улицы Флотскую и Володарского в центре, проезд Подвойского и улицу Слепнёва на Суздалке, улицы Ярославскую и Пирогова на Липовой горе.

Больница Семашко.jpg         В сети гуляют «живописные» кадры утопающих в снежной каше подъездов и подходов к областной больнице, физиотерапевтической поликлинике больницы имени Н.А. Семашко (по иронии судьбы рядом находится и травмпункт), новой поликлиники больницы № 2 на проспекте Фрунзе или, допустим, проезда к самой новой ярославской школе № 91 в микрорайоне Сокол. Разумеется, конкретных адресов можно указать куда больше. И свои негативные примеры наверняка найдутся практически у каждого жителя областного центра. Но, полагаем, картина и так ясна. Подчеркнём, что ответственность за содержание межквартальных проездов в этом сезоне несёт МБУ «Горзеленхозстрой». И пока учреждение справляется с этой новой обязанностью плохо.

         Подчеркнём, что в ряде случаев жители всё же отмечали наличие работающей техники на некоторых из указанных объектов. Но качество этой работы, по мнению людей, оставляло желать лучшего. И порой она была практически незаметна. Само собой, указанные проблемы существуют не только в Ярославле, но и в других городах и районах области. Скажем, жители Рыбинска жаловались на состояние улиц Щепкина, Катерской, Новоселов, Инженерной, Куйбышева, Бородулина (вновь все в разных районах), и даже на отдельные участки центральных магистралей – Чкалова и Крестовой. Показательные снимки размещали жители Ростова и Ярославского района (посёлки ивняки, Красный Бор и другие). А в Тутаеве в последний праздничный день 8 января даже главная дорога – проспект 50-летия Победы выглядела неудовлетворительно.

         Вторая группа замечаний касается отдельных вопросов, связанных с содержанием основных магистралей. Здесь есть несколько существенных нюансов. Во-первых, это серьёзные снежные валы на обочинах. ГОСТ Р 50597-2017 (конкретно – пункт 8.6) предъявляет вполне конкретные требования к их формированию и уборке. Притом, они распространяются практически на категории и группы улиц. Вот эти требования:

         - снег с проезжей части для временного складирования убирают в лотковую часть, на разделительную полосу или обочину и формируют в виде валов шириной не более 1,5 м с разрывами длиной 2,0 - 2,5 м;

         - устройство разрывов и очистку водосточных решеток осуществляют в течение 16 часов после окончания снегопада;

         - в лотковой части снежный вал формируют на расстоянии 0,5 м от бортового камня или барьерного ограждения для пропуска талых вод;

         - перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны при формировании вала не допускается;

         - вывоз сформированных снежных валов осуществляют в течение 9 дней (с момента окончания снегопада). 

Тротуары-1 (фото Жесть Ярославль).jpg

        А теперь давайте честно ответим, насколько всё это выполняется? Увы, ответ очевидный: в полной мере требования не соблюдаются не в части ширины валов, ни в части устройства разрывов, ни даже в плане своевременной уборки с обочин. Даже на главных дорогах снег лежит по несколько суток. В качестве примеров можно назвать и Московский проспект, и проспект Фрунзе, и проспект Ленина, и Тутаевское шоссе, и ряд других магистралей. Про второстепенные дороги и говорить нечего, хотя норматив для них аналогичный. 

         Во-вторых, есть замечания к качеству уборки заездных карманов, остановочных павильонов и пешеходных переходов (особенно в прибордюрной полосе). Граждане давно устали преодолевать «полосы препятствий» по пути к вожделенному автобусу, о чём также неоднократно писали СМИ. 

Фото Гирфанова-1.jpg

А скользкость на остановках в праздничные дни начала января даже стала причиной нескольких ДТП с участием общественного транспорта. По этому поводу уже возмутились перевозчики, у которых закончилось терпение. Притом, не столичные (качество вождения нанятых ими шофёров часто само не выдерживает никакой критики), а вполне себе местные. Так, 20 января обращение в адрес властей опубликовал Хасьятулла Гирфанов, компания которого работает на 4 маршрутах в Ярославле (орфография и пунктуация сохранены): 

         «Наше предприятие неоднократно подавало заявки на уборку улиц, где проходят маршруты общественного транспорта. Улицы становятся узкими, затрудняя проезд автобусов, конечные остановки совсем не чищены, так же заставлены легковым транспортом под запрещающими знаками для парковки. Остановочные карманы в сугробах, через которые жителям и гостям города приходится пробираться для посадки в общественный транспорт!!! Я конечно понимаю, что моментально не убрать от снега все дороги, но прошли дни и порядка на дорогах до сих пор нет. Сколько это еще будет продолжаться???».

         Полагаем, что комментарии здесь излишни. Отметим лишь то, что под сообщением перевозчика в социальной сети «VК» очень быстро появились подтверждающие посты жителей. Да и прикреплённые фотографии весьма красноречивы.

 Заезды во дворы-2.jpg        Наконец, третья группа замечаний касается уборки придомовых территорий, дворовых проездов, тротуаров и пешеходных зон. По этому направлению скопилось, пожалуй, наибольшее количество жалоб. А приводить конкретные примеры с адресами просто нет смысла – список рискует растянуться на десятки страниц. Для того, чтобы убедиться в правоте сказанных слов, достаточно зайти практически в любой двор или прогуляться практически по любому тротуару. По крайней мере, за пределами центральной части Ярославля. Хотя и там негатива достаточно. То же самое касается районов. Конечно, здесь круг ответственных лиц куда шире. Поэтому претензии справедливо адресовать уже не только в адрес мэрии, местных администраций и муниципальных учреждений, но и многочисленным частникам, а также областным и даже федеральным структурам. В зависимости от того, в чьём ведении находится конкретная территория.

         С другой стороны, умалять возможностей местных органов власти тоже не стоит. Так, по части дворов у нас традиционно принято «переводить стрелки» на управляющие компании. Однако ОМСУ часто сами являются учредителями (соучредителями) данных структур, владея блокирующим, контрольным или даже 100% пакетом их акций. Скажем, в Ярославле мэрия (в лице комитета по управлению муниципальным имуществом) является учредителем АО «Управдом Дзержинского района» - самой крупной организации по площади обслуживаемого жилья. Во втором по величине городе области администрация (в лице местного ДИЗО) владеет акциями АО «Рыбинская управляющая компания» - также одной из самых крупных. Кроме того, руководители названных управдомов Вера Чернявская и Александр Сивков также являются муниципальными депутатами (последний – ещё и заместителем председателя Муниципального Совета).

         Так что у местных властей имеется достаточно рычагов, чтобы повлиять на данные структуры и заставить их нормально работать. В свою очередь, убирать тротуары, парки, скверы и прочие променады, числящиеся на балансе городов – уже прямая обязанность администраций. Которой, увы, часто пренебрегают. И здесь вопрос уже к надзорным ведомствам, которые должны контролировать процесс. Впрочем, надо отдать должное, за последние год-полтора они тоже активизировались.

         В целом же, претензии людей понятны и, во многом, справедливы. А рост недовольства подтверждают данные опросов, в том числе результаты исследования, опубликованные «Клубом социологов» 16 января c.г. Согласно полученных данных, количество недовольных уборкой города Ярославля от снега респондентов в декабре 2023 составило 77,9%. Далее попытаемся понять, как на жалобы ярославцев реагируют власти. И есть ли у них возможность для максимального удовлетворения запросов граждан.

 

 Кесарю – кесарево, или от каждого по способностям

         Если предельно упростить ситуацию, то для качественной зимней уборки необходимо три базовых условия. Это соблюдение требований ГОСТ и технологии проведения работ, достаточное количество спецтехники и соответствующее общее финансирование расходов на содержание улично-дорожной сети (в том числе на закупку топлива, запчастей для вышеуказанной техники, ГСМ, реагентов, выплату заработной платы и премий работникам и так далее). Если хотя бы одно из них не будет выполнено, это непременно скажется на результате. Начнём с первого условия. Будет справедливо отметить, что за последние два года улицы в Ярославле всё-таки стали убираться лучше, чем во времена руководства Владимира Волкова. Не беремся судить, с чем это связано: то ли с позицией нового градоначальника Артёма Молчанова, то ли с возвращением в мэрию опытных специалистов в сфере ЖКХ (прежде всего, в лице Николая Степанова), то ли с изменением подходов в работе МБУ «Горзеленхозстрой», то ли с чем-то ещё. Но факты налицо.

Рыбинск-1.jpg         По крайней мере, центральные магистрали стали очищать от снежной каши и наледи быстрее. В целом ряде случаев – до бордюров и отбойников, что при Волкове было редкостью. Техника выходит и на второстепенные улицы (правда, не везде и не так быстро, как хотелось бы). Коммунальные службы перешли на круглосуточный режим работы и стали регулярно работать по ночам. Что также показательно. И теперь гружёные снегом самосвалы, КДМ или трактора с оранжевыми проблесковыми маячками в поздние часы – не редкость. Конечно, до полного соблюдения требований ГОСТ (в том числе тех, о которых было написано ранее) нам ещё далеко. Но, полагаем, мы не откроем секрета, если скажем, что на 100% их не исполняют нигде. В том числе в Москве с её бешеными деньгами.

         Кроме того, нынешней зимой всё-таки стоит сделать скидку на погоду. Сезон (который ещё далеко не закончился) выдался на редкость снежным и достаточно морозным (температуры ниже - 20 градусов в дневные часы держалась практически все новогодние праздники). При этом, были оттепели с ледяными дождями, которые также значительно прибавили хлопот. Конечно, ничего аномального (как пытаются представить некоторые комментаторы) тут нет. Снег и мороз русской зимой – это вообще-то нормально. Но мы говорим о погоде лишь в сравнении с предыдущими годами (когда в куда лучших условиях город убирали хуже).

         А ещё применительно к имеющемуся муниципальному заданию для «Горзеленхоза». Журналисты посчитали, что при высоте январского снежного покрова в Ярославле на уровне 50 сантиметров (данные сервиса «Гисметео», на сегодняшний день цифра составляет 48,9 сантиметра) для обеспечения абсолютной чистоты необходимо переместить более 3,5 миллиона «кубов» снега, накопившегося с начала зимы. При этом, стандартный самосвал «Камаз» вмещает порядка 12 кубометров. Соответственно, не трудно определить общее количество рейсов.

         И ладно, если бы техники было достаточно. А это далеко не так. Мы плавно переходим ко второму условию. Ещё в начале октября на заседание комиссии Муниципалитета Ярославля по вопросам ЖКХ была предоставлена информация, из которой следовало, что «для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог областного центра в зимний период планируется задействовать технику в количестве 117 единиц». А именно: 38 комбинированных дорожных машин (КДМ), 41 тракторную щётку на базе МТЗ-82, 19 фронтальных погрузчиков, 13 самосвалов, 3 грейдера и 3 лаповых погрузчика. Также в городе намеревались использовать 6 единиц навесного оборудования (т.н. роторные навески) и планировали закупку 8 дополнительных единиц техники. Итого получаем порядка 130 единиц. Несколько дней спустя директор департамента городского хозяйства Ярослав Овчаров в ходе открытого совещания в мэрии публично озвучил данные уже о 139-ти и закупке 14-ти машин. Итого – более 150 единиц (смотрите статью «Спецоперация Z (зимняя): как невозможно убрать снег быстро и без шума» от 11 октября 2023 года).

 Совещание в мэрии.jpg        Что мы увидели по факту? Опять-таки, приводим выдержки с официального сайта мэрии и страницы Артёма Молчанова в социальной сети «VК» о силах, брошенных на уборку города в наиболее трудные дни. 27 ноября (после первого крупного снегопада) власти указывали, что «на улицах города работают 35 комбинированных дорожных машин (КДМ), 30 тракторных щеток и 2 ротора на перекидку снега, также задействованы 120 человек, вывозят снег 3 погрузчика и 6 самосвалов». Итого 76 единиц техники. 4 декабря, по данным мэрии, для уборки были задействованы 37 КДМ, 30 тракторных щёток, 16 самосвалов, 2 грейдера, лаповые и фронтальные погрузчики, универсальная коммунальная машина, а также прицепные устройства для обработки тротуаров. То есть больше 90 машин. Наконец, 16 января Артём Молчанов сообщил, что на ночную уборку города выйдут 120 единиц техники.

         Таким образом, с одной стороны видно, что городские власти увеличили количество специализированных машин в ходе зимы. С другой – по факту их используется явно меньше заявленного количества (за исключением последнего случая, да и то без учёта новой закупки). Вопрос, где обещанная свежая техника в количестве то ли 8, то ли 14 единиц? При этом, 11 января мэр заявил, что для уборки Ярославля появится ещё 7 дополнительных машин. Напрашивается вывод, что они либо ещё не поступили, либо пока не используются.

Рыбинск-2.jpg         В свою очередь, реальная потребность областного центра в специализированной технике составляет не менее 254 единиц. Это официальные данные самой мэрии, озвученные ещё 4 года назад. Так что сейчас цифра, скорее всего, даже возросла (смотрите статью «Разборки вокруг уборки» от 4 марта 2020 года). Тех же самосвалов нужно не менее 80. А у нас в 5 раз меньше. Понятно, что с такими активами «Горзеленхозстрой» физически не сможет выполнить весь положенный объём работы, даже если вывернется наизнанку. Так что здесь вопросы уже к городским и даже областным властям в плане обеспечения достаточного автопарка.

         Наконец, финансовая составляющая. На самом деле, здесь тоже всё достаточно прозрачно. В начале февраля прошлого года в прокуратуре Ярославской области прошёл брифинг, входе которого представители надзорного ведомства рассказали о результатах серьёзной и основательной проверки МБУ «Горзеленхозстрой» и проведённой уборки улично-дорожной сети Ярославля в целом. По мнению прокуроров, расчет затрат был произведен некорректно. Для качественного выполнения муниципального задания в полном объеме в 2023 году была необходима сумма в размере 2 миллиардов рублей, однако в бюджете оказалось предусмотрено только 800 миллионов. Неверное определение финансовой потребности оказалось обусловлено непринятием во внимание изменяющихся потребительских цен на материалы и ресурсы, размера оплаты труда, которые были взяты при расчетах, исходя из показателей 2017-2019 годов, а также уровня инфляции.

         Резонно предположить, что за 2023 год объёмы финансовой потребности, как минимум, не изменились. А скорее всего, выросли ещё больше. Осенью прокуратура вновь напомнила мэрии о дефиците финансирования, а также о нехватке техники и рабочих. Соответствующие замечания были озвучены в конце ноября в Муниципалитете. Надо отдать должное, что городская администрация всё же сделала определённые выводы: объявила о повышении заработной платы механизаторам и дорожным рабочим и увеличила финансирование «Горзеленхозстроя» на 2024 год до 1,2 миллиарда рублей. Однако до обеспечения полной потребности, как видно, ещё очень далеко. Что также не может не отражаться на результате.

         Таким образом, при имеющейся положительной динамике, остающиеся недостатки, вызывающие справедливую критику граждан, обусловлены сочетанием целого ряда факторов, начиная от действительно трудных погодных условий и заканчивая нехваткой денег и техники. Понятно, что рассчитывать на идеальную уборку в таких условиях не приходится. Хотя повысить качество той работы, которая производится сейчас, вполне возможно (чего греха таить, порой техника выходит на улицы с опозданием, да и ездит иногда с поднятыми отвалами и щётками, создавая лишь видимость бурной деятельности). Решение этих управленческих вопросов находится в исключительном ведении городских и областных властей. И от их результативности, во многом, зависит оценка профессионализма и компетентности соответствующих органов. Ну а пока руководители морщат лоб над сей непростой задачей, простым ярославцам остаётся надеяться на лучшее и ждать весны, когда снег исчезнет уже сам по себе, а самым «эффективным менеджером» станет солнце. «Ибо сколько зиме не кружить, недолговечна её кабала и опала».

 

 

                                                                                                                   ВИКТОР ПАРФЁНОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?