На прошлой неделе мы дали свою оценку делам в некоторых муниципальных образованиях Ярославской области. А сегодня предлагаем посмотреть, как ситуацию на местах видят в Правительстве региона. Сделать это не трудно, поскольку в недрах администрации уже разработали и опубличили свою оценку деятельности органов местного самоуправления под названием «Рейтинг-76». По большому счёту, эта затея не является чем-то принципиально новым и экстраординарным. Ранжирование районов и городских округов нашей области активно проводилось ещё во времена Сергея Вахрукова и не прекращалось при Сергее Ястребове. За составление рейтинга отвечал департамент (при Вахрукове – управление), ведавший связями с муниципальными образованиями, лучшие из которых получали финансовое поощрение. При Дмитрии Миронове департамент приказал долго жить, однако само ранжирование сохранилось и перекочевало под крыло Екатерины Троицкой. Впервые про новый рейтинг глава региона упомянул ещё в конце 2016 года. Подчинённые взяли «под козырёк» и уже к маю озвучили результаты пилотной оценки деятельности ОМСУ за первый квартал. Быстрое исполнение поручений начальства – дело хорошее. Вместе с тем, представленная оценка кажется весьма поверхностной, а само исследование не учитывает множество факторов. И от того может крайне неточно отражать ситуацию. В результате благое начинание рискует обернуться профанацией.
Будучи людьми скромными, сразу оговоримся: наш анализ тоже не претендует на всестороннюю полноту. А сделанные в данной статье выводы – результат исключительно субъективной оценки. Любой рейтинг – довольно условная штука. При желании его можно скорректировать, а можно оставить без изменений. Всё зависит от целей исследования. А цели обитателей «Белого дома» нам, простым смертным, не ведомы. Так что, как говорил Аркадий Исаакович Райкин: «Не прошу понять меня правильно!» Сама система оценки деятельности ОМСУ затрагивает все 20 муниципальных образований: 3 городских округа и 17 районов. Рейтинг проводится по 5 направлениям: экономика, инфраструктура, социальное развитие, муниципальное управление и безопасность. Все блоки, кроме последнего, включают 3-4 раздела. Которые, в свою очередь, состоят из конкретных показателей. С их точным количеством, судя по всему, до сих пор не определились. Вначале речь шла о 56, потом – о 47, а в первом квартале их осталось 35. Данные по каждому показателю заносятся в информационно-аналитическую систему, после чего проводится ранжирование (по каждому показателю, разделу и направлению). В конце составляется итоговый рейтинг. Победители получают губернаторский грант в 50 миллионов рублей. Вот и вся премудрость. Но даже в такой нехитрой процедуре, на наш взгляд, остаются существенные недочёты.
Во-первых, первый квартал не является показательным для составления таких комплексных рейтингов, как оценка деятельности ОМСУ. Даже в «пилотном» варианте. Хотя бы потому, что ранжирование серьёзно «завязано» на экономику, а она в начале года ещё только «раскачивается». Ряд показателей для отдельных районов может давать значительную погрешность, а то и вовсе «выпадать». Например, количество туристов (прежде всего для отдалённых «сельских» районов), предпринимательская активность (традиционно спадающая после нового года), ремонт местных дорог (если не учитывать латание дыр, к нему приступают не раньше апреля-мая), отдельные финансовые показатели. На наш взгляд, давать первые результаты рейтинга было бы целесообразно в лучшем случае через полгода. А то и через год, как это делалось ранее. Тогда картина была бы более объективной. Во-вторых, много вопросов вызывает подбор показателей. Неучтёнными остались не только отдельные параметры, но и целые отрасли, важные для оценки ОМСУ. Речь об этом пойдёт ниже. В-третьих, отобранные показатели, по нашему мнению, заведомо ставят конкретные муниципальные образования в неравные условия. Взять, к примеру, количество субъектов малого и среднего бизнеса. Пусть даже в расчёте на 10 тысяч жителей, как это предлагают авторы методики. Рискнём предположить, что в ряде районов средний бизнес в принципе отсутствует как класс. Либо в лучшем случае представлен считанными единицами (из 60944 субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в области на 31.12.2016, средних предприятий было всего 190). Но это не говорит о какой-то недоработке местных властей и не представляет особой беды для населения. Или тот же туризм. Понятно, что Некоуз или Большое село по определению не могут тягаться с городами Золотого кольца (что, кстати, подтверждается рейтингом). Сравнивать их просто некорректно. Поэтому нам кажется правильным дифференцировать рейтинг муниципальных образований. Допустим, разделить их на «сельские» и «городские». Или установить градацию по количеству жителей. Это позволит лучше учесть особенности каждого города или района. Возможно, такая процедура будет более сложной. Но что делать – слишком уж разные наши территории. Ну а теперь – о направлениях «главных ударов». Сводные данные занесены в таблицу. Подробная информация по каждому разделу есть в открытом доступе на сайте Правительства области. Мы ограничимся итоговым рейтингом. Обратите внимание, что по отдельным направлениям некоторые районы получили одинаковые места.
Итоговый рейтинг ОМСУ городских округов и муниципальных районов
№ п.п. |
Муниципальное образование |
Итоговый рейтинг по направлению «экономика» (место) |
Итоговый рейтинг по направлению «инфраструктура» (место) |
Итоговый рейтинг по направлению «социальное развитие» (место) |
Итоговый рейтинг по направлению «муниципальное управление» (место) |
Итоговый рейтинг по направлению «безопасность» (место) |
1 |
Рыбинск |
8 |
3 |
13 |
7 |
6 |
2 |
Мышкинский район |
3 |
1 |
2 |
10 |
17 |
3 |
Первомайский район |
6 |
6 |
10 |
15 |
1 |
4 |
Ярославский район |
5 |
2 |
19 |
3 |
17 |
5 |
Ярославль |
4 |
12 |
2 |
16 |
3 |
6 |
Гаврилов-Ямский район |
11 |
7 |
5 |
6 |
19 |
7 |
Переславль-Залесский |
1 |
16 |
17 |
10 |
5 |
8 |
Некрасовский район |
12 |
12 |
6 |
5 |
9 |
9 |
Ростовский район |
9 |
4 |
7 |
19 |
16 |
10 |
Переславский район |
2 |
8 |
20 |
13 |
7 |
11 |
Угличский район |
7 |
17 |
4 |
17 |
12 |
12 |
Большесельский район |
18 |
17 |
8 |
2 |
4 |
13 |
Любимский район |
17 |
9 |
17 |
9 |
2 |
14 |
Брейтовский район |
19 |
11 |
12 |
1 |
9 |
15 |
Борисоглебский район |
13 |
14 |
10 |
18 |
15 |
16 |
Даниловский район |
16 |
4 |
8 |
20 |
12 |
17 |
Рыбинский район |
10 |
15 |
15 |
8 |
20 |
18 |
Тутаевский район |
15 |
20 |
1 |
13 |
11 |
19 |
Некоузский район |
20 |
10 |
16 |
3 |
8 |
20 |
Пошехонский район |
14 |
19 |
14 |
10 |
14 |
Экономика
Здесь авторы представили нам 3 раздела (инвестиционная деятельность, предпринимательская деятельность и туризм) и 7 показателей:
· объём инвестиций в основной капитал в расчёте на одного жителя;
· динамика численности безработных граждан, зарегистрированных службе занятости;
· достижение контрольного показателя по снижению неформальной занятости;
· число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчёте на 10 тысяч жителей;
· доля объектов имущества, включенных в соответствующий перечень объектов муниципального имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства;
· доля площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, вовлеченных в экономический оборот, в суммарной площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования;
· количество туристов и экскурсантов, посетивших муниципальное образование, на 1 жителя.
Главный вопрос – почему в направлении «экономика» отсутствует самостоятельный раздел «промышленность» (с такими показателями как оборот организаций, объём отгруженной продукции и так далее)? Едва ли не половина муниципальных образований имеет на своей территории те или иные предприятия. И не учитывать их работу, по меньшей мере, странно. Кто-то может возразить, что абсолютное большинство фабрик и заводов являются «частными лавочками», и местные власти не имеют к ним никакого отношения. Но в таком случае то же самое можно сказать про инвестиции и предпринимательство. Между тем, работа руководства муниципальных образований на этом направлении – это и налоговые льготы, и снижение административных барьеров, и помощь в обеспечении заказами (в том числе оборонными и муниципальными), и презентационная деятельность, и много что ещё. Не будем забывать, что предприятия по-прежнему остаются в числе основных работодателей, обеспечивая население рабочими местами. И любой глава должен быть кровно заинтересован в их максимальном сохранении и развитии. В общем, раздел о промышленности явно не лишний.
То же самое касается сельского хозяйства. Критики снова могут возразить, что не везде есть сельхозпредприятия (так же, как и промышленные объекты). В этой ситуации мы повторим наш тезис о том, что рейтинг должен быть дифференцированным и учитывать специализацию конкретных районов. Разумеется, если поставить цель сделать хороший рейтинг, а не абы что. В любом случае, ограничивать экономику исключительно «объёмом инвестиций в основной капитал» представляется не вполне правильным.
Показатели «предпринимательского» раздела в целом толковые. Хотя учёт численности безработных является государственной, а не муниципальной прерогативой, а количество субъектов малого и среднего бизнеса постоянно меняется (одни ликвидируются, другие появляются) и мало о чём говорит без привязки к другим параметрам. А вот показатель «количество туристов и экскурсантов» оставляет кучу вопросов. О каких гостях идёт речь? Обо всех? Тогда как учитывать москвичей или питерцев, приехавших дикарями порыбачить на берегу Рыбинского водохранилища где-нибудь в Брейтово? Или только о тех, кто остановился в отелях, гостевых домах и базах отдыха? Но тогда районы априори будут в неравных условиях в силу разности инфраструктуры! А может, о тех, кто воспользовался какими-то услугами (скажем, посетил музеи или театры)? Но тогда гостей будет невозможно отличить от жителей области! Неплохо бы уточнить и виды туризма. Он бывает познавательным, деловым, экологическим и даже лечебным, что также отражается на учёте. Пока эти вопросы остаются без ответа, статистика может «гулять» в безгранично широком диапазоне. И, разумеется, отражаться на конечных результатах.
Инфраструктура
В этом блоке снова представлены 3 раздела (градостроительство, транспорт и ЖКХ) и уже 9 показателей:
· уровень исполнения плановых обязательств по вводу жилья;
· площадь, расселенная в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
· доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям;
· уровень собираемости платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги;
· уровень кредиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций за потребленные топливно-энергетические ресурсы;
· доля многоквартирных домов, оснащённых общедомовыми приборами учёта;
· доля модернизированных объектов водоснабжения и водоотведения в общем количестве объектов;
· уровень выполнения плана капитального ремонта домов;
· доля установленных энергоэффективных светильников в общем количестве светильников наружного освещения.
Начнём с раздела «градостроительство». Ввод жилья – показатель важный. Но вместе с тем, достаточно «лукавый». Да, он может свидетельствовать о скорости согласования документации, наличии или отсутствии административных барьеров и даже об инвестиционном климате в целом. Но, согласитесь, количество сданных «квадратов» само по себе малоинтересно. Важно число проданных квартир. А с этим последние пару лет дела обстоят неважно. По имеющимся данным, доля нереализованной недвижимости в новостройках доходит до 40%. Не помешает отслеживать и нарушение сроков сдачи домов, то есть процент «долгостроя». Этот параметр также очень важен с точки зрения социального самочувствия. Хотя бы в контексте набирающего обороты движения «обманутых дольщиков». Что касается расселения аварийного жилья, то это тоже весьма условный показатель. Во-первых, планы по расселению спускаются муниципалам загодя. Конечно, не все из них идут в графике. Но думается, что к моменту завершения программы отстающие подтянутся. Во-вторых, объёмы расселения в крупных городах и небольших районах несопоставимы. Последним (разумеется, при своевременном обеспечении необходимыми финансами) сделать всё вовремя даже проще. Образно говоря, пара трёхэтажных домов на 36 квартир вполне может решить проблему ветхого жилья в небольшом райцентре типа Пречистого. А для Ярославля это – несбыточная мечта. В-третьих (и это самое главное), программа завершится 1 сентября 2017 года. Так что отслеживать этот показатель можно будет лишь до середины 3 квартала.
Далее - блок «транспорт». Здесь указан единственный показатель, отражающий износ дорог, да и тот можно доработать (учитывать протяженность трасс в расчёте на количество населения). Что касается собственно транспортной составляющей, то она вовсе не отражена. Почему – абсолютно непонятно! Ведь здесь можно указать и протяженность внутри- и межмуниципальных маршрутов, и обеспечение жителей автобусным парком, и уровень износа подвижного состава (для муниципальных предприятий), и много что ещё. А так блок получился куцым.
Наиболее проработан раздел ЖКХ. Учтена даже доля энергоэффективных светильников. Но и здесь есть недочёты. Так, незаслуженно обделён вниманием такой важный показатель, как уровень газификации. Такое ощущение, что муниципальные образования вообще не пользуются «голубым топливом». При большом желании можно было бы отразить и тарифы (где стоимость коммуналки выше, а где – ниже). Хотя этот параметр в большей степени замыкается на областной уровень, посмотреть такую статистику было бы интересно.
Социальное развитие
Самый большой блок касается социальной сферы. Здесь 4 раздела (образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура) и 10 показателей:
· удельный вес обучающихся 1-4 классов общеобразовательных школ, занимающихся в первую смену;
· доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию;
· доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, проживающие на территории Ярославской области;
· доля детей в возрасте 6-17 лет, охваченных отдыхом и оздоровлением;
· укомплектованность учреждений здравоохранения медицинским персоналом;
· количество мероприятий по популяризации диспансеризации определенных групп взрослого населения;
· доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
· доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
· доля зданий учреждений культуры, которые находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта;
· соотношение уровня средней заработной платы работников учреждений культуры муниципального образования к уровню средней заработной платы по региону.
Здесь даже нет смысла разбирать блоки по отдельности, поскольку замечания есть по каждому из них. Мы просто перечислим показатели, которые считаем целесообразным добавить в имеющийся перечень. Во-первых, обеспеченность детей местами в детских садах. Желательно, с разбивкой на две возрастные группы: от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет. Проблема дефицита мест для области - актуальнейшая. Но в рейтинге она не отражена. Во-вторых, желательно показать уровень обеспеченности жильём детей-сирот по достижению совершеннолетия. Формально таких молодых людей обязаны обеспечивать квартирами на 100%. На деле всё обстоит несколько иначе. И очередь ожидающих, положенные метры остаётся довольно приличной. В-третьих, не учтён показатель количества жителей муниципального образования, пользующихся социальными льготами. Их учёт также должны вести по месту жительства. В-четвёртых, в рейтинге забыт такой важный показатель, как уровень износа медучреждений (либо уровень их материально-технической базы). Вдвойне удивительно, что применительно к учреждениям культуры этот пункт указан. Чем же здравоохранение хуже? Явная недоработка! В-пятых, в соответствующем разделе не указано количество ФОК, спортивных залов, площадок и других подобных сооружений. А без их учёта понять, сколько жителей регулярно занимается физкультурой, весьма проблематично. Наконец, в-шестых, непонятно выделение последнего показателя (уровень зарплаты) только для работников культуры. На то пошло, отслеживать доходы нужно по всем бюджетникам. Тогда картина будет полной. В сухом остатке показатели направления «социальное развитие» нужно расширять как минимум вдвое.
Муниципальное управление
Этот блок, на наш взгляд, наиболее проработан. Он включает 3 раздела (финансы, государственные закупки, информационные технологии) и 6 показателей:
· доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объёме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учёта субвенций);
· уровень муниципального долга;
· темп роста налоговых и неналоговых доходов в сопоставимых условиях;
· среднее количество поданных заявок на участие в государственных (муниципальных) закупках, участников/лотов;
· доля услуг, оказанных в электронном виде, в общем количестве оказанных услуг, предоставляемых ОМСУ;
· доля населения, принявшего участия в оценке эффективности деятельности ОМСУ, проводимой с применением ИТ-технологий.
По данному разделу сомнения вызвал только четвёртый показатель – закупки. На наш взгляд, указывать простое количество заявок не совсем корректно. Даже если авторы рейтинга имеют в виду среднее число участников на один лот. Ведь в крупных городах государственных (муниципальных) заказов несоизмеримо больше, чем на селе. А сами лоты, как правило, «жирнее» в финансовом плане. Значит, и количество потенциальных интересантов там выше. К тому же, по нашему мнению, в первом показателе (при всей его правильности) совершенно напрасно не учитываются субвенции. Точнее – правильно было бы выделить их в отдельный пункт. Субвенции, субсидии, трансферты и другие поступления из вышестоящих бюджетов далеко не всегда говорят о пассивной позиции глав МО. Не так редко их получают как раз те, кто больше «ходит». Маленький Мышкин, добившийся несколько сотен миллионов из региональной и областной казны на обустройство собственной набережной – яркий тому пример!
Безопасность
А это направление, на наш взгляд, наименее понятное и проработанное. В нём отсутствуют разделы и используются только 3 показателя:
· доля несовершеннолетних, совершивших преступления;
· количество зарегистрированных пожаров в расчёте на 10 тысяч жителей;
· уровень привлечения населения к охране общественного порядка.
Во-первых, перечень показателей можно расширить. Например, указать долю социально неблагополучных семей, количество ДТП, произошедших на территории муниципального образования, укомплектованность местных отделов полиции, уровень материально-технической базы поисково-спасательных и пожарных отрядов и так далее. Во-вторых, всё это относится к деятельности органов местного самоуправления весьма опосредованно, в большей степени зависит от региональных и даже федеральных властей, и может отражать лишь общее положение дел в городе или районе. Для учёта сойдёт, но раздел явно требует доработки.
* * *
Не вполне понятен и принцип составления итогового рейтинга (колонка «№ п.п.» сводной таблицы). Да и, впрочем, в целом методика расчетов непонятна (подробное описание методики любого исследования является важнейшим звеном для верификации данных, а в данном случае ее просто нет). Судя по таблице (см. выше), лучшим стал Рыбинск. Хотя он получил «призовое» 3 место только в одном блоке - «инфраструктура». Зато в «социальном развитии» ушёл во вторую часть списка и оказался на 13 строчке. По остальным трём направлениям город не попал даже в пятёрку лидеров, занимая от 6 до 8 места. Так что лидерство несколько сомнительное. Или противоположный пример. Хуже всех оказался Пошехонский район. Который занял 14 место по трём направлениям (экономика, «социалка» и безопасность), оказался в десятке лучших по муниципальному управлению, и «сдал» только инфраструктуру (19 место). Таким образом, имея не самые плохие показатели, район оказался в самом конце списка. Наконец, не ясен механизм контроля. Кто вводит и проверяет показатели? Если сами муниципалы, то картина может быть бесконечно далека от истины.
В целом, создаётся впечатление, что с «первым блином» поторопились и он вышел сырым. Местами и вовсе терзают сомнения, будто команда, ответственная за составление рейтинга, не знает муниципальные образования, с которыми ей приходится работать. Такое ощущение, что некоторые показатели намеренно забыли включить в исследование. И оставили те, которые легче выполнить, отследить или подсчитать. А может, исследователям вообще было дано задание «подтянуть» конкретные города и районы по тем или иным не названным причинам? Конечно, всё это лишь версии и догадки. Дай Бог, чтобы они не имели под собой реальной почвы. Однако определённые недостатки рейтинга отрицать всё же нельзя. Пока это скорее «тестовая версия», нуждающаяся в доработке. В противном случае, результаты будущих исследований могут вызвать недоумение даже у самих муниципалов. А оно надо?
ВИКТОР ПАРФЁНОВ