Завершение чемпионата России по волейболу держало в напряжении всех любителей этой игры. Относительно спокойными оставались только ярославцы. При любых раскладах наш город опосредованно попадал в информационную повестку дня. Победа казанского «Зенита» означала очередной триумф ярославской волейбольной школы, поскольку цвета газпромовцев многие годы защищает ее воспитанник Максим Михайлов. Но и ниспровержение фаворита отзывалось тем же: только в этом варианте золотую медаль получил экс-ярославец Инал Тавасиев… Впрочем, радость эта оказалась «со слезами на глазах» – клуб, который дал путевку в жизнь Иналу и Максиму и еще доброму десятку волейболистов экстра-класса, в очередной раз рухнул в Высшую лигу «А».
Игра умных и… бедных?
Общеизвестно, что волейбол в СССР шире всего культивировался в тех регионах, где интеллект был самой весомой составляющей ВВП. Эту игру называли любимым занятием студентов и МНС-ов. И, в общем, правильно называли: хоккей требует льда и экипировки, футбол и баскетбол – несравнимо больших энергозатрат, теннис в советские времена еще не стал трендом и проходил по разряду «буржуазных излишеств». В шестидесятые и семидесятые годы волейбол стал одним из самых популярных в народе развлечений – и, что вполне естественно, дал стране куда больше чемпионов Мира и Олимпийских игр, чем многие другие игровые виды спорта.
При всем этом «летающий мяч» устойчиво оставался аутсайдером в «большой четверке» игровых видов спорта, культивируемых в СССР, с точки зрения внимания властей. Первое место там делили футбол с хоккеем, третьим шел баскетбол… Не стал исключением и Ярославль, где волейбольная жизнь била ключом, но очень долго оставалась на уровне областной спартакиады Вузов. Единственному мастеру спорта СССР – Татьяне Мазун – для получения этого титула пришлось пару сезонов поиграть за тульский «Политехник».
Дальнейшее – появление в Ярославле профессиональной команды «Автомобилист», рождение «Нефтяника», переезд в наш регион ташкентского «Рассвета», ставшего впоследствии «Ярославной-ТМЗ» – хорошо известно и неоднократно описано в прессе. К началу нынешнего десятилетия волейбол подошел, что называется, «на коне»: в мужской сборной России играла едва ли не половина воспитанников ярославской волейбольной школы, «Ярославич» уверенно пребывал в Суперлиге, «Ярославна-ТМЗ» все пристальнее присматривалась к возможности повышения в классе. Нельзя не признать, что предпосылки для этого прогресса были заложены в «сытые нулевые», когда губернатор Анатолий Лисицын нашел для мужского клуба нового титульного спонсора. Так «Нефтяник» стал «Ярославичем», а на смену компании «Славнефть» пришла «Группа ГАЗ».
В статусе «баловня судьбы» клуб провел ровно полтора года – именно в этот момент «Ярославич» едва не «покусал» монструозный казанский «Зенит» и уступил фавориту только в пятой игре плей-офф, причем – из-за судейской, мягко говоря, ошибки. А дальше стали происходить события, которые непременно развалили бы любой другой клуб: покинул место президента создатель «Нефтяника-Ярославича» Сергей Шляпников (оставшийся «почетным президентом»), на место большого любителя спорта
Сергея Вахрукова пришел губернатор
Сергей Ястребов, который с потенциальными спонсорами работать умел значительно хуже, чем его предшественники…
Естественно, что это не могло не привести к определенному угасанию спортивной жизни, причем досталось более всего именно волейболу: «Ярославна-ТМЗ» вовсе прекратила существование, «Ярославич» на долгие три года опустился в Высшую лигу «А», где в первом сезоне мог транзитом провалиться еще глубже: команда сохранила место во втором по силе дивизионе российского волейбола только в переходном турнире с соперниками из Высшей лиги «Б».
Роль личности в истории
Дно – полезная вещь в спасении любого тонущего: от него можно оттолкнуться и тем спастись. Но только в том случае, если бедолагу не топят специально. Судьба ярославского волейбола была бы предрешена, когда бы не карьера его создателя Сергея Шляпникова. Всероссийская федерация волейбола возложила на него работу по подготовке резерва для сборной России – и за несколько лет наши юниоры и молодежь выиграли все титулы мирового волейбола. Более того: лучшие игроки, формально оставаясь на уровне «молодежки», стали играть ключевую роль в национальной сборной. А затем и сам Сергей Константинович возглавил главную команду страны, завоевав «золото» чемпионата Европы и выиграв Лигу Наций.
Правда, здесь возник второй вопрос: найти специалиста, который заменил бы нашего земляка на посту куратора молодежных и юношеских сборных, оказалось не просто трудно, а фактически невозможно. И тут руководство федерации осознало, что, по сути, в российском волейболе нет механизма, который обеспечивает преемственность и поступательность не только движения вперед, но и сохранения нынешнего статуса. Поэтому сборную передали молодому и энергичному Туомасу Саммелвуо – кстати, именно он привел «Кузбасс» к первой в истории клуба победе – а
Сергею Шляпникову поручили создание программы развития всего российского волейбола на 5-7 лет вперед.
В этой ситуации смахивать с волейбольной карты России город Ярославль выглядело предательством национальных интересов. Когда наша страна получила право проведения чемпионата Мира по волейболу 2024 года, Ярославль по умолчанию стал одним из кандидатов на проведение здесь игр хотя бы группового этапа. И, как следствие, на строительство специализированного спортивного комплекса, разговоры о необходимости которого в регионе ведутся уже лет, наверное, двадцать. В этом свете на «Ярославиче» при всем желании очень сложно поставить крест: чемпионат-то пройдет, но что потенциальные зрители числом в шесть тысяч будут смотреть по его окончании? Таким образом, перед региональными властями стоит суровая задача: не просто вернуть клуб в Суперлигу, но и обеспечить ему необходимые условия для борьбы хотя бы на уровне плей-офф.
Процесс зашел не туда?
Перед очередным возвращением клуба в Суперлигу его почетный президент Сергей Шляпников отметил, что волейболисты сами ставят себе задачи – и затем сами же их выполняют. Региональная власть от этой работы до сих пор весьма искусно уклонялась. Поскольку понимала: тот, кто ставит задачи, должен обеспечивать возможности для их решения. Потому «Ярославич» раз за разом попадает в одну и ту же «петлю времени»: спортивного потенциала хватает клубу, чтобы выйти в элиту российского волейбола. Но финансового и инфраструктурного – совершенно недостаточно для того, чтобы там играть. Так на смену экспоненте, по которой развивался клуб в два прошлых десятилетия, пришла синусоида…
Вернется ли «Ярославич» в элиту навсегда – зависит, во многом, от того, насколько волейбол будет востребован в народе. Заполнить 6000 мест в спорткомплексе, расположенном на глухой окраине города, в зоне неоднозначной транспортной доступности – дело вовсе непростое. Напомним, что проектируется этот объекта на улице Марголина – практически напротив Радиозавода.
Возможно, это решение так или иначе подвигнет федеральные власти на строительство Карабулинской развязки. Но все это вопросы второстепенные. Главный – сохранится ли сам клуб «Ярославич» в первую очередь, как идея? Если да – у российского волейбола появится еще один мощный центр стратегического развития. Если власти пойдут по пути наименьшего сопротивления – и просто приобретут готовый клуб (подобные прецеденты бывали в истории российского спорта) – город и регион получат еще один масштабный, но очень не долговременный пи-ар проект. Количество играющих в «летающий мяч» студентов и МНС-ов в этой ситуации вряд ли увеличится.
А если говорить шире, волейбол как зрелище и волейбол, как занятие подразумевают постоянный и непрерывный процесс нарастание суммарного интеллекта нации. Не зря «волейбольное безумие» длится в той же Японии уже полвека, а теперь этот процесс захватывает, например, Германию. Задача повышения суммарного интеллекта нации – штука куда более сложная, но и высокая, чем сохранение уникального клуба и строительство нового дворца.
Антон Сидоренко
Вместо послесловия
В нынешнем сезоне «Ярославич» одержал две победы в регулярной части чемпионата: над московским «Динамо» и командой «Югра-Самотлор» из Нижневартовска. По итогам этой части чемпионата команда заняла последнее, 14-ое место и в турнире плей-аут имели шанс только на то, чтобы, поднявшись на тринадцатое, попасть в переигровку с командой, занявшей второе место в Высшей лиге «А», поскольку на этом этапе учитывались все результаты регулярного сезона. Для этого нашей команде требовалось допустить не более двух поражений в шести играх и обязательно дважды обыграть главного конкурента по подвалу турнирной таблицы – все тот же нижневартовский «Югру-Самотлор». Не получилось ни того, ни другого: «Ярославич» победил только «Енисей» и «Газпром-Югру», после чего выбыл из Суперлиги по спортивному принципу.
В настоящее время известно, что работу с командой продолжит Андрей Ноздрин, наставник, принявший «Ярославич» по ходу нынешнего сезона. Покинут «Ярославич» Вячеслав Тарасов, Алексей Плужников, Максим Белогорцев, уже подписавший контракт с московским «Динамо» и Руслан Галимов, который продолжит карьеру в клубе «Газпром-Югра». Пока достоверно известно, что место в команде сохранит заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион Александр Соколов.
По словам наставника команды, «Ярославич» постарается в нынешнем межсезонье не делать громких приобретений. Основная ставка будет делаться на молодых игроков с большим потенциалом. Задачей команды станет, очевидно, возвращение места в Суперлиге в предстоящем или следующем сезоне.