Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

05.02.2025
Ярославль
674
ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕДЕЛА

Экономические и политические риски евраевской спецоперации «Приватизация»

ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕДЕЛА

Люди, хорошо знакомые со школьным курсом истории за 10 класс, наверняка помнят раздел про «Год великого перелома» во времена СССР. Похоже, что почти сто лет спустя в отдельно взятой Ярославской области теперь ожидается «Год великого передела». Только если в 1929-м была коллективизация и индустриализация, то в 2025-м – приватизация. Впрочем, всё в соответствии с законами времени и общества. В конце минувшего декабря в регионе был принят небывалый по своему размаху план продажи имущества, находящегося в государственной собственности. В него попали десятки объектов от Пошехонья до Переславля-Залесского. В том числе целый ряд исторических зданий в самом центре Ярославля, в настоящее время занятых областными министерствами и ведомствами. Несмотря на особое значение, документ был принят в максимально короткие сроки и без какого либо внятного обсуждения. Аккурат, как в недавней истории с образовательными комплексами. Практически одновременно начались массовые попытки изъятия объектов недвижимости в зоне ЮНЕСКО у частных владельцев. Все мероприятия подаются под соусом борьбы за сохранение культурного наследия и против «неэффективных собственников» и вроде бы затеяны ради благой цели. Но, в то же время, методы этой борьбы вызывают недоумение обывателей, скепсис экспертного сообщества и открытое неприятие самих владельцев. Которые, к слову, тоже не сидят на месте, и уже предпринимают контрнаступление. В совокупности, всё это в лучшем случае рискует обернуться для Правительства Ярославской области и лично губернатора Михаила Евраева «головокружением от успехов». А в худшем – ставит под удар как успешное выполнение плана приватизации, так и саму идею наведения порядка с памятниками архитектуры в наших городах. Возможно – с куда более далеко идущими последствиями.

 

У вас есть план, мистер Фикс?

          Перво-наперво, стоит рассказать, что в принципе представляет собой прогнозный план (программа) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области на 2025 год. Это достаточно обширный документ на 80 с лишним страницах, состоящий из нескольких разделов. Во-первых, продаже подлежат пакеты акций и долей уставного капитала трёх хозяйственных обществ, принадлежащих региону. Это ОАО «Авиация Ярославля» (расположена на базе аэродрома в Левцово), ОАО «Яротель Центр» (главный актив в управлении - гостиница «Yarhotel Centre 3*», ранее известная как «Медвежий угол», а до того – «обкомовский» отель) и ООО «Кварц» (занимается разработкой карьеров и добычей глины в Гаврилов-Ямском районе). В первом случае предполагается приватизация 24,96% акций, во втором – 100% акций и в третьем – 100% уставного капитала. Притом, в последнем случае на действия организатора аукциона уже была подана жалоба в ФАС.

Яротель-Центр.png

         Во-вторых, в план включено имущество, подлежащее внесению в качестве вклада в уставный капитал. Здесь довольно большой перечень, состоящих из 338 объектов самого различного назначения (коммунальные сети, техника, оборудование и многое другое). Но наибольший интерес представляет третий раздел. А именно – 27 объектов недвижимого имущества на территории 10 муниципальных образований. Также абсолютно разных. Скажем, среди них есть пустующее здание ветеринарного участка в Первомайском районе, контора лесничества под Любимом и даже руины больницы в Норском, где самое ценное – это «предлагающиеся» к недвижимости земельные участки. Однако есть в перечне и куда более интересные активы. Притом, в ряде случаев это даже не отдельные объекты, а целые комплексы.

         Например, две крупные гостиницы – в Ростове (на улице Окружной) и в Угличе (на улице Островского). Или здание бывшей поликлиники № 1 Клинической больницы № 2 в историческом доме на пересечении Московского проспекта с улицей Наумова в Ярославле (закрытие которого менее двух лет назад имело мощный общественный резонанс). К последнему, помимо основного здания, также прилагается помещение флюорографии, гараж, сарай и земельный участок площадью свыше 2 тысяч квадратных метров. Но самые «вкусные» объекты – это здания в ярославской зоне ЮНЕСКО, занятые областными министерствами и ведомствами. Их как минимум пять.

Азимут Ростов.jpgАзимут Углич.jpgПоликлиника на Московском.jpg

         Речь идёт о доме на углу улиц Первомайской и Максимова, где до недавнего времени размещался государственный медиа-холдинг «Верхняя Волга», бывшем особняке Бухарина на улице Советской, в котором работает региональное министерство образования, расположенном в сотне метров от него бывшем первом обкоме КПСС (ныне здесь областной минздрав), а также зданиях Министерства финансов на углу улиц Андропова и Нахимсона и Министерства имущества на площади Челюскинцев. Все они – памятники архитектуры, имеющие важное историческое значение и формирующие уникальную городскую среду.

Верхняя Волга.jpgМинистерство образования (вид 2).jpgМинистерство финансов (вид 3).jpg



Министерство здравоохранения.jpgМинистерство имущества2.jpg


 

План по валу, вал по плану

          Причины появления столь серьёзного плана со столь знаковым наполнением в характерной манере объяснил сам губернатор Михаил Евраев. Вот его комментарий в правительственной газете «Ярославский регион» 26 ноября прошлого года: «Средства от продажи серьезно пополнят бюджет региона. Планируется, что продажа принесет в областную казну 8,5 миллиарда рублей. Кроме того, новые собственники вовлекут объекты в экономическую жизнь, восстановят здания и реализуют в них новые проекты».

         А вот что глава региона добавил в том же издании уже буквально на следующий день: «Стоимость реализации зданий полностью окупит все переезды, приобретение здания и ещё деньги останутся, и нам больше не надо будет заботиться об объектах культурного наследия за огромные деньги и делать там ремонты. А там все требует огромных денег, и при этом у нас в центре появляются гостиницы, рестораны. Идёт серьёзное, бурное развитие, а не просто тишина и флаги висят, поэтому очень важно нам с вами сейчас продумать…»

         Вместе с тем, оптимизм губернатора разделяют далеко не все. А к самому документу есть целый ряд вопросов. Прежде всего, откуда взялась беспрецедентная сумма 8,5 миллиарда рублей? План приватизации принимали на заседании областной Думы 6 декабря. В то время, как процедуру торгов на выполнение работы по оценке рыночной стоимости всех зданий и сооружений только планировалось провести до конца года. Во всяком случае, такие сроки парламентариям озвучил министр имущественных отношений Николай Здоров. Так что вполне резонно предположить, что сумма может быть скорректирована.

         Байло.jpgВо-вторых, 100-процентное исполнение плана также под большим вопросом. На том же заседании Думы депутат Валерий Байло подчеркнул, что программа приватизации 2024 года по состоянию на 1 декабря была исполнена лишь на 8,7%: вместо 2,5 миллиарда запланированных доходов от продажи объектов получили всего 240 миллионов. В завершении законодатель подытожил, что «Программа приватизации – это «мыльный пузырь», который будет только вредить в работе. Свои возможности и силы нужно рассчитывать объективно, и предлагать реальный план». В ответ министр попытался списать «недобор» на две непроданные гостиницы в Ростове и Угличе (о которых мы говорили выше). И вроде бы даже выражал уверенность, что объекты реализуют до конца года.

         Однако по сей день они значатся на сайте Российского аукционного дома. Притом, что это – новая коммерческая недвижимость. Что уж говорить про исторические административные объекты. Которые, по имеющемуся опыту, вообще продаются плохо. Достаточно вспомнить бывшие здания департамента городского хозяйства мэрии Ярославля на Андропова, 5 (до революции известное, как гостиница «Царьград») или Кировской районной администрации на Республиканской, 49. И если первое спустя несколько лет с горем пополам всё же удалось продать (теперь там обустраивают элитные квартиры с магазинами на первом этаже), то второе продолжает простаивать (дай Бог памяти, с 2016 года). Так что совершенно исключать подобной судьбы для нынешних объектов плана приватизации тоже нельзя.

 

Кировская администрация Ярославля.jpg

        В-третьих, чтобы освободить здания под продажу, из них сначала нужно куда-то «выселить» работающих там людей. Пока что свои стены покинули только сотрудники «Верхней Волги» и министерства имущества. Но остаётся ещё три министерства. Притом, штаты минфина и минздрава достаточно существенные. И всех специалистов нужно где-то разместить, обеспечить элементарными коммунальными услугами и техникой, подключить к интернету и спецсвязи и так далее. Дело это не быстрое и не такое дешёвое, как может показаться на первый взгляд. 

         Из СМИ всем известно, для «переселяемых» чиновников готовят помещения в так называемом «правительственном квартале» на углу Советской улицы и проспекта Ленина. На самом деле, никакого квартала там нет, а есть только один дом (Советская, 69), помещения которого, к тому же, частично заняты службами телеканала «Первый Ярославский» и несколькими коммерческими организациями. Напротив расположено здание бывшей Детской больницы № 1, куда также могут перевести сотрудников расселяемых министерств. Но для этого там необходимо сначала провести серьёзный ремонт (напомним, что саму больницу в своё время закрыли и разогнали якобы из-за имеющейся трещины в стене). А это тоже весьма затратно. Однако этих помещений тоже может не хватить. Поэтому в областном бюджете заложено 549 миллионов рублей на приобретение нового здания. Сумма вновь немалая.

детс. пол-ка 1 на Советской.png         Всё это мы говорим к тому, что высвобождение недвижимости и переезд чиновников может вылететь в копеечку. А суждение о том, что «стоимость реализации зданий полностью окупит все переезды, приобретение здания и ещё деньги останутся» далеко не очевидно. Вы сначала реализуйте. Если получится. А это не факт. Но губернатора все вышеназванные аргументы, похоже, ничуть не останавливают. Более того: в Правительстве области не только вознамерились распродать собственные здания, но и затеяли целую операцию по переделу собственности в историческом центре.

 

О рисках головокружения от успехов

 Мухин1.jpg        С прошлого года областная служба охраны объектов культурного наследия (ОКН) инициировала целую череду судебных исков в отношении частных владельцев зданий-памятников. Схема была идентичной: собственников обвиняли в неисполнении своих обязательств по содержанию имущества (в результате чего «памятники ветшали» и возникал «риск потери значимых для истории зданий») и требовали изъять у них объекты. Наибольший резонанс в последние дни приобрела история с попыткой изъятия комплекса зданий бывшего Мукомольного завода и помещений на улице Первомайской, 33 в центре Ярославля, которые принадлежат известным в городе крупным бизнесменам Евгению Мухину и Виталию Пятковскому.мукомольный.jpg

         Однако аналогичные прецеденты есть не только в областном центре, но и в Ростове, Переславле-Залесском, Угличе и других городах региона. Всего же за 2024 год службой было подано в суд около 80 исковых заявлений об изъятии объектов культурного наследия. На действия властей собственники отреагировали по-разному. Представители Виталия Пятковского были более деликатны, объяснили ситуацию тем, что предприниматель вовремя не получил уведомление о необходимости проведения работ, и явно пытались найти точки соприкосновения. Евгений Мухин в свойственной ему манере был куда более категоричен и обвинил власти в отсутствии диалога с бизнесменами. Таким образом, у каждой стороны есть своя позиция и своя правда. Но парадокс заключается в том, что, в определённой степени обе они не правы.

         Начнём с частных собственников. Будем откровенны: подавляющее большинство из них, в своё время став владельцами недвижимости в центре, действительно не хотят тратиться на реконструкцию зданий. А желают лишь получать арендную плату. Чистая максимизации прибыли при минимуме затрат. Внешний вид того же Мукомольного завода – тому подтверждение. Долгие годы крупный бизнес словно имел негласный договор с бывшими властями по принципу: «мы не лезем к вам, а вы не трогайте нас».

         При этом, выполнение охранных обязательств никто не отменял. Однако ранее их толком никто и не контролировал. Что, конечно, было неправильно. Теперь же, когда за охрану ОКН взялись резко и жёстко, предприниматели оказались застигнуты врасплох. Для них это стало новостью, и новостью неприятной. Тем не менее, теперь им придётся жить в новых реалиях. Вероятно, жить долго. И с возможными потерями. Поэтому собственники предсказуемо начали сопротивляться. И, похоже, чем дальше пойдёт процесс, тем активнее будет это сопротивление.

         Однако по-своему не права и власть. Она сразу пошла в суды. Без переговорного процесса, убеждения собственников, согласования позиций. Короче, без всего того, что могло бы привести к такому же итогу, который сегодня есть в центре Рыбинска. Бывший мэр города Денис Добряков (которого в своих комментариях добрым словом вспомнил даже Е.Мухин) начинал эти согласования ещё лет семь назад. И занимался ими минимум два года. Спокойно, монотонно, долго. Но зато получил результат – город заметно преобразился, получил свой неповторимый облик и стал значительно более привлекательным для туристов.

Евраев.jpg         На словах за всё то же самое ратует и Михаил Евраев в Ярославле. Однако в областном центре (да и в малых города региона тоже - там просто другие масштабы, поэтому процесс менее заметен) пошли совершенно другим путём: сразу всех приструнить и получить мгновенный результат. Методика вполне соответствует стилю работы куратора службы охраны ОКН, заместителя председателя Правительства области Татьяны Потёмкиной. Которую, к примеру, считают истинным инициатором резонансных законов о повышении штрафов за всё и вся и о перераспределении полномочий от муниципалов на уровень области.

         ПОтемкина 1.jpgОднако в случае с памятниками «кавалерийская атака» не пройдёт. Если собственников недвижимости не трогали годами, а потом вдруг разом захотели прижать к ногтю и дисциплинировать – итог будет очевидным. Пардон, но быстро только кошки родятся. А без терпения и политической воли сдвинуть дело с мёртвой точки не получится. Какой бы благой целью не руководствовались в Правительстве. Поэтому в данной ситуации нужен переговорный процесс: объяснить, убедить, миром заставить выполнить ремонт или реконструкцию. И только потом – вводить санкции вплоть до изъятия собственности. Тогда к властям точно не будет никаких претензий и вопросов, а их совесть и репутация будут чисты. Дескать, мы сделали всё, что могли.

         Кроме того, чиновникам Правительства неплохо было бы продемонстрировать бережное отношение к старине на собственном примере. Так сказать, начать с себя. Ибо что на зеркало пенять…и далее по тексту. Михаил Евраев ещё пару лет назад заявил о масштабной реконструкции фасадов исторических зданий. В прошлом году был выделен миллиард рублей и анонсированы серьёзные работы. Назывались даже конкретные адреса. Но по факту ничего особенного так и не произошло. Во всяком случае, в Ярославле. Вопрос о содержании объектов муниципальной и госсобственности тоже никто не снимал. Ведь быть примером для частных собственников – значит, быть идеальным хозяином своих зданий. А тут тоже полный караул. Получается, как в старой пословице про соринку в чужом глазу.

Реставрация фасадов (ул. Челюскинцев).jpg         Наконец, на наш взгляд, неправильным является сам характер действий властей. Строго говоря, проблема состояния исторического центра касается всех жителей Ярославля. Однако её открытое обсуждение полностью отсутствует. Все идёт кулуарно, так сказать, «под ковром». В дискуссии не участвует ни главный архитектор города, ни представители профессионального сообщества, ни «рядовые» граждане. Практически исключён из неё даже мэр Артём Молчанов (в отличие опять же от того же Рыбинска, где Денис Добряков был в процессе «первой скрипкой», да и нынешний градоначальник Дмитрий Рудаков вовлечён в работу весьма активно). Одним словом, есть губернатор, собственники, и их интересы. Остальное никого не волнует.

         А жаль. Поскольку складывается мнение, что Михаил Евраев в принципе прав по сути, но совершенно не прав по форме. А за переделом собственности скрывается не столько желание сделать город лучше и привлекательнее, сколько чьи-то конкретные интересы. Всего скорее, как-то связанных с нынешним руководством области питерских и/или московских бизнесменов. По всей вероятности, «под них» же затеяна и приватизация с переездом министерств. Так это или нет, увидим уже в ближайшее время. Как и то, насколько эффективными окажутся будущие собственники.

         Однако (как говорится, для чистоты эксперимента) в случае приватизации объектов государственной и (или) муниципальной собственности необходимо не только закрепить охранные обязательства и соответствующие обременения, но и чётко прописывать сроки реконструкции. И жёстко за ними следить. Поскольку собственники могут поставить строительные леса, периодически изображать какую-то деятельность, но при этом толком не заниматься реконструкцией годами.

         Вон, здание Присутственных мест на Советской площади было продано ещё в августе прошлого года. Прошло почти полгода. Но никакой особой активности там не наблюдается. Безжизненными выглядят леса и на здании бывшего Александровского приюта, примыкающего к министерству имущества. Да и в том же «Царьграде» реконструкция шла очень длительное время. Раньше на всё это закрывали глаза. Теперь, судя по заявленным методам работы, этого быть не должно. Или жёсткий спрос касается только местных собственников? А для новых владельцев глаза можно будет и «приподзакрыть»? Но в таком случае это будут «двойные стандарты», которые обернутся ещё большим раздражением и противодействием.

         Одним словом, поднят очень большой и сложный пласт. Который имеет массу нюансов. Именно поэтому в данном процессе так важна планомерная и кропотливая работа без резких телодвижений. Успешные примеры такой работы, повторимся, есть. Притом в самой Ярославской области. В свою очередь, попытка разрубить «гордиев узел» одним ударом может не только не увенчаться успехом в достижении официально заявленных целей, но и обернуться серьёзными проблемами для руководства области. А то и вовсе стать для губернатора той «точкой невозврата», когда накапливающееся внутреннее недовольство его работой окончательно «переполнит чашу» и «сорвёт крышки с банок» (о чём «Клуб социологов» писал в недавнем Рейтинге публичной политики). Задетые бизнесмены точно не будут сидеть, сложа руки. Да и политические противники Михаила Евраева наверняка не упустят шанс использовать ситуацию в свою пользу. Понимают ли это в администрации главы региона - сказать трудно. Однако операция «Приватизация» в любом случае станет чем-то большим, чем обычная продажа обременительных госактивов.


ВИКТОР ПАРФЁНОВ


В публикации использована картина ярославско-российского художника-примитивиста Васи Ложкина (в миру - Алексей Куделин). Мы благодарны ему за его высокое искусство стеба.


 

 

Опрос
Какое событие, произошедшее в стране и мире в 2024 г., Вы считаете самым важным и значимым?