Социологический центр "Хи-Квадрат" и интернет-портал "Клуб социологов" продолжает публиковать данные нашего инициативного онлайн-опроса, которые мы проходили с 17 по 25 декабря 2022 г. Всего было опрошено 400 ярославцев в возрасте 18+. Уровень достоверности данных составляет 97% при ошибке выборки ±3,27%.
Итак, мы задали взрослым жителям г. Ярославля всего два вопроса по в отношения очередного этапа транспортной реформы, которые анонсировали на 2023 г. региональные власти. Они были сформулированы так:
1. «В 2023 г. планируется проведение очередной реформы общественного транспорта в г. Ярославле. Суть ее будет заключаться в переходе полномочий по управлению сферой общественного транспорта от мэрии Ярославля к Правительству Ярославской области, которое обещает полностью обновить парк общественного транспорта, стабилизировать расписание, ввести бюджетные брутто-контракты по расчетам с транспортными компаниями. Верите ли в то, что данная реформа может привести к положительным результатам для пассажиров общественного транспорта?»
2. Как Вы считаете почему, укажите? (открытый вопрос, предполагающий, что люди сами выскажут свою личную точку зрения, не ограниченную какой-либо формализованной альтернативой ответа)
Итак, ниже в диаграмме и таблице представлены ответы на эти вопросы.
При ответе на второй открытый вопрос только 2,8% респондентов оставили позитивные отзывы о том, почему они верят в возможность позитивного исхода транспортной реформы. Все они так или иначе связаны с надеждой, что новая команда управленцев (Евраев и Молчанов) будет лучше и эффективнее старой, мироновской. Однако большинство, а именно 19,1% всех респондентов, указали почему они не верят в возможность проведения успешной транспортной реформы.
Наиболее яркие высказывания мы приводим дословно:
- Потому что давно пора эти старые автобусы в металл сдать - то горят, то глохнут и разваливаются на ходу! Долой троллейбусы, хочу электробусы! Даёшь метро от 15 микрорайона до ЖК "Династия", где депутаты живут, следующее через Добрынинский мост к Торговому переулку.
- Потому что к нам доставили гнилые Пазики. Это ужас, ещё и оплату с января 2023 г. повышают. А за что? Ездим на развалюхах, никакого комфорта, переполнен транспорт, большие интервалы в работе гортранспорта, малогабаритный транспорт в нашем городе!
- Потому что сейчас все обещанное не выполняется, составы старые и разваливаются на ходу. Контроля за водителями и кондукторами нет. Автобусы не ходят по расписанию или пропускают маршруты. Электротранспорт намеренно разоряют. Новые модели автобусов неэргономичны.
- Предшествующие попытки реформировать общественный транспорт фактически были поводом к распилу бюджета, не вижу причин чтоб на этот раз это было не так.
- Просто произойдет отмывание денег - ухудшат маршруты, сделают ещё неудобнее. Была уже реформа транспортная - сделали только хуже.
- Реформа преследует целью передел рынка услуг, а не развитие сферы пассажирского транспорта.
- Уже одну реформу провели. Ужасно теперь стал транспорт ходить. Нужные маршруты отменили.
- Это просто перераспределение финансов на других перевозчиков.
- У нас уже была одна реформа, которая всё развалила. Не думаю, что Евраев и Молчанов исправят ситуацию…
В обобщенном же виде причины недоверия к успешности транспортной реформе выглядят так (см. таблицу ниже):
ухудшилась работа общественного транспорта, ни одна транспортная реформа не пошла на пользу |
5,1% |
не верю этой власти |
3,6% |
нет заинтересованности сделать сервис лучше, а есть заинтересованность получить денег |
3,3% |
новые перевозчики ездят на старых развалюхах |
1,8% |
не умеют работать |
1,5% |
воруют, коррупция |
1,2% |
не принимают во внимание мнение жителей |
1,2% |
реформы только ухудшают жизнь людей |
0,9% |
в городе не хватает ни водителей, ни транспорта |
0,6% |
Если полностью агрегировать эти данные, то причины неверия в успешность транспортной реформы можно свести всего лишь к двум причинам:
1. Недоверие власти (ее компетенции, неприятию ее решений, поиск «подводных течений» в виде коррупции, отсутствие обратной связи с народом и и т.д.) – 11,7%.
2. Негативный опыт проведения предыдущих транспортных реформ – 7,4%.
Есть над чем задуматься ныне региональным властям. Уровень недоверия к ее решениям крайне высок – более 60% взрослых жителей областного центра не верят в успешную реформу общественного транспорта. Фундамент этого недоверия базируется в основном на прошлом опыте - сначала на реформе бывшего мэра Ярославля В.Волкова (июль 2021), но потом и на неудачном опыте нынешнего Губернатора М.Евраева, который поздней осенью 2021 г. поменял перевозчиков, но не поменял саму суть реформы, которая должна была привести к улучшениям работы транспорта для пассажиров. Но по сути не поменяла ничего. Кроме выгодоприобретателей со стороны новых перевозчиков.
Теперь новый этап. И если он снова ни к чему существенному для пассажиров не приведет, будет большое разочарование. Большое. И, похоже, последнее.
Евгений Голубев