Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

26.01.2022
Ярославль
2693
ТРИ МЕСЯЦА НЕСБЫВШИХСЯ НАДЕЖД

О фатальных датах, цифрах и результатах Михаила Евраева на посту главы Ярославской области

ТРИ МЕСЯЦА НЕСБЫВШИХСЯ НАДЕЖД

19 января исполнилось ровно 100 дней с момента назначения экс-заместителя руководителя ФАС Михаила Евраева временно исполняющим обязанности губернатора Ярославской области, а 22 января – 100 дней с момента его приезда в наш регион. Последнее время становится модным подводить итоги работы с привязкой к этой круглой цифре. Их комментируют и сами первые лица, и их окружение, и всевозможные эксперты. Но в случае с Евраевым всё несколько сложнее. У его предшественника Дмитрия Миронова было больше года на то, чтобы проникнуться ситуацией на месте, худо-бедно завоевать умы и сердца ярославцев и провести предвыборную кампанию. В распоряжении нынешнего врио губернатора всего 11 месяцев, каждый день из которых нужно использовать максимально эффективно. Поэтому анализ 100 дней «трудов во благо земли Ярославской» - не дань моде, а попытка оценить Михаила Яковлевича как политика и сделать выводы насчёт его дальнейших перспектив. Увы, по прошествии трёх месяцев они скорее неутешительные. Несмотря на попытки лучше узнать жизнь в области, Евраев так и остался назначенным федеральным управленцем, никогда не работавшим «на земле» и не сумевшим понять – чем дышит регион и что нужно его жителям. Следуя в духе преемственности и слушая столичных консультантов, довольно смутно представляющих реальное положение дел, он явно затянул с решением кадровых вопросов и провёл их не слишком удачно. Декларируемая открытость подтвердилась далеко не всегда, что вызвало критику не только оппозиции, но и сторонних наблюдателей. А попытка борьбы с накопившимися проблемами оказалась не слишком удачной, что обернулось элементом легкого недоверия населения уже по истечении трех месяцев работы. Есть ощущение, что сегодня у врио губернатора вообще нет собственного чёткого курса, отсутствует столь необходимая любому успешному политику самостоятельность (хотя бы чисто внешняя), а решения остаются половинчатыми. Это значит, что он вряд ли выведет область на принципиально новый уровень развития. И не станет среди ярославцев «своим». Всего скорее это будет так, если в ближайшие два месяца что-то кардинально не изменится. Пока предпосылок для этого не просматривается.

 

Вот это кадр!

          Начнём с главного вопроса «100 дней» - кадровых изменений в Правительстве области. Основным его делает сразу несколько обстоятельств. Во-первых, перемен в региональной администрации с нетерпением ждали большинство ярославцев (во всяком случае, из числа политически подкованных), порядком уставших от «варягов» за «пятилетку» Дмитрия Миронова. И вообще от «креатур» Дмитрия Юрьевича, в том числе на местном уровне. Во-вторых, от нового состава высшего органа исполнительной власти напрямую зависит вектор развития края на ближайшее время. В-третьих, подбор конкретных кандидатур в значительной степени определяет стиль руководства главы региона и степень его самостоятельности. Согласитесь, это более чем веские причины для того, чтобы отнестись к «вопросу номер один» со всей серьёзностью. Однако по прошествии трёх месяцев его решение вызвало, как минимум, недоумение. А как максимум – разочарование.

0001.jpg         Прежде всего, Михаил Яковлевич явно затянул с формированием нового состава Правительства. При его предшественнике, назначенном в область 28 июля 2016 года, многие кандидатуры стали известны уже в августе, а окончательное утверждение структуры областной администрации произошло через два месяца. Это лишний раз подтверждало кулуарные разговоры о том, что «наверху» перед Евраевым была поставлена задача избежать «резких телодвижений» и не «рубить головы» всем представителям старой команды. Во всяком случае, до тех пор, пока они не подыщут себе новую работу. Подчеркнём, это лишь разговоры. Однако действия врио губернатора вполне вписываются в их логику.

А в период с октября по январь область покинули лишь четыре «старорежимных» руководителя: первый заместитель главы губернаторской администрации Кирилл Сорокин, директор департамента общественных связей Ирина Бенке, председатель Правительства Дмитрий Степаненко и его заместитель Екатерина Троицкая. Ещё двое вице-премьеров, Роман Колесов и Анатолий Гулин, находились в отпуске, из которого на прежние должности уже не вышли. Но формально они покинули Правительство только 17 января.

         Много вопросов возникло и к персональному составу новой команды. Помнится, как с первых шагов по ярославской земле Михаил Евраев обещал опираться на местные кадры (позднее этот тезис повторялся ещё не раз). А в январе Михаил Яковлевич и вовсе заявил, что их доля среди назначенных руководителей в правительстве составит две трети. Потом, правда, начались всевозможные интерпретации. Дескать, речь шла не только о «местных», но и о тех, кто в принципе имеет опыт работы в регионе (под это определение попадала вообще вся старая команда). А далее и вовсе заговорили, что под «двумя третями» имелись в виду 7 из 11 новых руководителей, назначенных непосредственно 17 января. Что тут же породило в политических пабликах шутку про «11 друзей Евраева».

P-NEk9V6AWw.jpg

         Однако такое объяснение тоже не вписывалось в логику. Дело в том, что 6 из 11 новых назначенцев являются руководителями департаментов. То есть «второго эшелона» областной власти. В то же время, под «членами Правительства» всегда понимался только «первый эшелон», куда входили губернатор и председатель Правительства (теперь этой должности не будет, а премьерские полномочия как во времена Сергея Вахрукова начнёт исполнять сам Евраев), а также их замы. Это же подтверждает и указ главы региона, подписанный ещё в начале прошлой недели, согласно которому Правительство Ярославской области состоит всего из 12 человек. И среди них ярославцев всего двое. Это Лариса Андреева, новый куратор «социального блока» (ей в прошлом году исполнилось 60 лет), и Вера Даргель (36 лет), в ведении которой будет находиться спорт, молодёжная и кадровая политика, а также вопросы занятости населения. 

Андреева.jpgДаргель.jpg         Ещё пять заместителей остались от команды Дмитрия Миронова. Это Илья Баланин, сохранивший свой пост куратора финансов и начальника губернаторской администрации, Андрей Шабалин, который с 31 января возглавит представительство Ярославской области при Правительстве РФ, а также три «вице-премьера» - Максим Авдеев, Виктор Неженец и Валерий Холодов. То есть половина старых кадров. Это очень много. Особенно с учётом того, что некоторые из перечисленных персон (в первую очередь, Неженец и Шабалин) не раз подвергались жёсткой критике со стороны общественности. Что любопытно, должность председателя Правительства упразднена, но посты его заместителей остались. Возможно, это временное явление, которое продлится до изменений в Уставе. Но факт остаётся фактом.

Молчанов.jpgДоронкин.jpg         Ещё два заместителя – Артём Молчанов и Алексей Доронкин – являются личными креатурами Михаила Евраева, с которыми он трудился в ФАС и в Минкомсвязи РФ). Колядин.jpgА последний кадр нового призыва – Андрей Колядин. Он сменит Шабалина на посту куратора блока внутренней политики. Колядин занимал различные государственные должности в Самарской, Курской, Воронежской и Магаданской областях, откуда и прибыл к нам (почему-то сразу вспоминается шутка: «Будете у нас на Колыме…нет, лучше вы к нам»). А также успел потрудиться в администрации Президента РФ и аппарате полпреда главы государства в Уральском федеральном округе. Считается доверенным лицом одного из ведущих российских политтехнологов Григория Казанкова. Также молва приписывает, что М.Колядин в свое время очень плотно работал с В.Сурковым, когда тот еще был первым заместителем руководителя администрации Президента РФ. Главная задача Андрея Михайловича в наших краях предельно ясна: подготовка и проведение избирательной кампании Михаила Яковлевича.

         Что же касается новых ярославских руководителей департаментов (Дмитрий Аминов, Надежда Биочино, Галина Крохмаль, Илья Тюрганов, Евгений Чуркин), то здесь тоже есть пара нюансов. Во-первых, все они давно работали в системе и занимали руководящие посты, в том числе в своих ведомствах. Во-вторых, в структуре Правительства 27 департаментов. И во главе многих по-прежнему стоят иногородние начальники. В том числе, в департаменте государственного заказа и департаменте здравоохранения, директоры которых (Марина Кашина и Оксана Пиклун) были назначены уже при Евраеве. Притом, к последней было очень много вопросов. Так что шесть не самых ключевых ведомств большой погоды не делают.

         Таким образом, кадровая политика нового врио губернатора выглядит отнюдь не блестящей и как минимум не последовательной. Ярославцы ожидали явно чего-то большего и смелого. А получили половину мироновской команды, разбавленной новыми «варягами» и парой ярославцев для отвода глаз. Не будем забывать, что перемен ждали и на местном уровне. Но пока дождались совсем уж неожиданного ухода рыбинского мэра Дениса Добрякова, за последние годы показавшего весьма эффективную работу по развитию родного города. Не самый лучший фон для предстоящей губернаторской кампании. Не считая того, что теперь в крайне специфическом городе придётся проводить прямые выборы мэра. В то же время, на своём месте остаётся ярославский градоначальник Владимир Волков (про которого вообще сложно вспомнить что-то хорошее). По слухам, он уже пакует чемоданы в подмосковное Одинцово. Но пока продолжает работать. Хотя требование о его отставке как при Миронове, так и после него, звучало едва ли не чаще, чем в отношении членов Правительства. У Михаила Евраева ещё есть время, чтобы успеть «уйти» мэра. Но чем дольше он не принимает этого решения, тем больше раздражения вызывает у населения. И это – ещё один минус его кадровой политики.

 

Куда податься, за что взяться?

          Разумеется, кадры – это основное, но далеко не единственное направление для приложения сил. Слишком много нерешённых вопросов накопилось к моменту прихода Михаила Евраева в область. Одним из главных «нервов» оставалась так называемая «транспортная реформа» в Ярославле. «Клуб социологов» не раз писал о её многочисленных проблемах, так что не будем повторяться. Тем более, что наши читатели из числа пассажиров общественного транспорта знают их по собственному опыту. В ноябре врио губернатора попытался исправить ситуацию, организовав рабочую группу под руководством Максима Авдеева и пригласив в регион двух московских и одного питерского перевозчика. После чего было сделано заявление, что к 15 декабря на улицы города выйдут дополнительные 250 автобусов.

         Увы, обещание оказалось не выполнено. Даже близко. К 10 января иногородними предпринимателями было привлечено только 114 машин. Одновременно местным перевозчикам, ряд маршрутов которых очень быстро и без торгов отдали столичным компаниям, уменьшили выпуск на 82 машины. Таким образом, на деле оказалось добавлено лишь три десятка автобусов. В основном, это был средний класс (марки ПАЗ либо «Ивеко»), притом в подержанном состоянии. На минувшей неделе автор этих строк лично наблюдал, как в утренний час-пик на одном из крупных проспектов встали сразу две машина 56 маршрута. Таким образом, обещание перейти на большие и комфортные автобусы пока осталось только на словах.

         Ещё один «сюрприз» от гостей – отказ водителей принимать оплату проезда по безналичному расчёту (банковской картой). Хотя это также было одним из обещаний властей на старте реформы, а соответствующее обязательство перевозчиков прописано в договорах. Тем не менее, на отдельных маршрутах людям регулярно рассказывают про неработающие терминалы и просят «передавать за проезд» либо наличкой, либо переводом на карту водителя по номеру телефона. Некоторые даже не стесняются вывешивать его прямо в салоне. По странному стечению обстоятельств, жалобы от пассажиров поступают именно на иногородние компании. Власти призывают граждан игнорировать призывы предприимчивых товарищей (в случае электронной оплаты при неисправном или отсутствующем терминале граждане имеют право на бесплатную поездку) и обещают разобраться. Но к концу января проблема по-прежнему имеет место быть.

маршрутки.png         В числе других нерешённых вопросов остаются проблемы с выпуском транспорта на линию (в среднем – 94%, до реформы было 95%), не слишком точным соблюдением расписания, неудобными маршрутами (их до сих пор продолжают корректировать) и безопасностью движения. Так, за новогодние праздники и первый рабочий день 10 января было зафиксировано 16 ДТП с участием общественного транспорта. Хотя авторы реформы опять-таки обещали добиться их снижения, поскольку главными виновниками, по их мнению, были всё те же «маршрутки», пренебрегающие безопасности ради извлечения прибыли.

        Судя по всему, всё это в той или иной мере продлится до лета, когда закончатся сроки первых «коротких» договоров, заключенных в прошлом году (впрочем, уже не раз пересмотренных). И в этом плане перспектива у Михаила Евраева не слишком радужная. Потому что после его вмешательства в ход событий граждане начали связывать неудачи транспортной реформы не только с Волковым, но и с врио губернатора (недаром столичные автобусы окрестили «евраевками»). И это безусловный прокол. Весной должны пройти новые конкурсы и определиться новые перевозчики, уже на более длительный срок. Изменит ли это ситуацию, сегодня сказать сложно. Но традиционные опасения «не стало бы хуже» сейчас очень сильны. И это опять-таки большой минус для Евраева.

        Другой серьёзной проблемой может стать новый проект с незамысловатым названием «Наш двор», инициированный Михаилом Яковлевичем и предусматривающий благоустройство дворовых территорий. Здесь есть риск сработать в стиле Черномырдина: хотели как лучше, получилось как всегда. И вот почему. Все помнят, что сегодня уже есть программа «Формирование современной городской среды». Однако дворов по ней ремонтируют не слишком много. Скажем, в прошлом году на всю область изначально было 145 объектов, притом вместе с общественными территориями. В нынешнем году цифра ещё меньше – 135. На всё про всё выделяют порядка 450-500 миллионов рублей. В общем, не густо.

       И вдруг на этом фоне врио губернатора объявляет, что в регион удалось привлечь 1 миллиард 200 миллионов федеральных денег. Ещё порядка 800 миллионов в качестве со-финансирования должна обеспечить область. Всё это позволит дополнительно сделать ещё 250 дворов, в том числе 106 – в Ярославле и 33 в Рыбинске как в двух крупнейших городах. Как говорится, почувствуйте разницу! Новость, безусловно, положительная. А затея крайне важная и нужная. Но возникает один вопрос: как власти собираются успеть выполнить такой огромный объём работы? Скажем, в прошлом году в Ярославле было 25 дворов. 18 из них оказались брошены в середине лета. Доделывали их уже глубокой осенью. А несколько объектов так и оказались не сданы, их предстоит переделывать уже в этом году. Теперь количество в пять раз больше. А «освоить» федеральные средства необходимо до конца года. И никаких гвоздей, как говорил классик!

дворы.jpg       Так что (если судить по опыту прошлых лет) перспективы не слишком оптимистичные: ремонт или снова завалят, или сделают с ужасным качеством! Притом, первые косяки наверняка вылезут ещё до губернаторских выборов (чисто технологически). Конечно, всех «собак» можно будет «повесить» на местных глав (а кое с кем под таким соусом даже проститься). Тем самым, представив Евраева жертвой обстоятельств. Но «впарить» это электорату будет очень трудно, поскольку люди не делают большой разницы между уровнями власти. Инициатива губернаторская? Значит, и отвечать должен губернатор! И в этом плане Михаил Яковлевич может угодить в ловушку, поставленную самому себе. При всей изначальной благостности намерений.

       Открытость врио губернатора к диалогу с общественностью, местными элитами и оппозицией пока также выглядит не более, чем уловкой. Да, он съездил во многие районы. Да, побывал на двух заседаниях Думы и даже встретился с парламентскими фракциями. Да, завёл странички в социальных сетях. Но с другой стороны, Евраев не провёл ни одной пресс-конференции (это за полгода до выборов!!!). Сохраняя внешнюю вежливость, он, тем не менее, не дал хода ни одному серьёзному предложению оппозиции. Если не считать обещания обсудить законопроект «О детях войны» и пару поправок в бюджет. Но пока это слова.

6.jpeg       А самое главное: глава региона дал понять, что в ближайшее время не санкционирует возвращение прямых выборов мэра в Ярославле. Несмотря на то, что их ждёт 80% жителей города. А вопрос является одним из самых принципиальных в политическом поле. И это тоже не добавит очков будущему кандидату в губернаторы региона. Тем более, что масла в огонь добавил «цирк» с публичными слушаниями по поводу отмены партийных списков на выборах в муниципалитет г. Ярославля (пройдут одновременно с губернаторской кампанией), когда людей даже не пустили в зал заседаний. Разразился скандал. А жители вновь потребовали отставки мэра Владимира Волкова, а также его заместителя Вячеслава Гаврилова, ответственного за мероприятие. По-хорошему говоря, этим действительно следовало бы закончить для «стабилизации обстановки». Однако никаких выводов вновь не последовало. Врио губернатора даже не отреагировал на возмущение граждан. Тем самым, предоставив очередной повод для критики.

e1cb3656344b528f0ab9abb8cda65fc1.jpg      В сухом остатке получается, что едва ли не единственным положительным решением Евраева стал относительно мягкий режим ограничений в ноябрьские праздники и ряд послаблений на новогодние каникулы, которые позволили бизнесу удержаться на плаву в период очередного пика заболеваемости COVID-19. Во всяком случае, повторения «жести» 2020 года у нас не было. Хотя опасения такие имелись. Также Михаил Яковлевич неплохо проявил себя в решении конкретных вопросов. После его непосредственного вмешательства был вовремя достроен детский сад на улице Дядьковской в Ярославле и фельдшерско-акушерский пункт в Гаврилов-Ямском районе, ликвидирована ЧС на котельной в Большесельском районе, закуплены экспресс-тесты на ковид. Однако все эти инфорповоды были крайне слабо отработаны губернаторскими пиарщиками, так и оставшись «проходными» событиями.

       Одним словом, сегодня стартовые условия для успешной избирательной кампании Евраева пока не радужны, а перспективы достаточно туманны. Как и векторы развития области под его руководством. В такой ситуации у врио губернатора и его команды (если таковая вообще имеется) остаётся всего два выхода. Или срочно искать ключ к сердцу ярославцев, принимая неординарные и даже жёсткие решения, включая смену глав муниципалитетов, контакты с местной элитой и определенные уступки оппозиции (что невозможно без известной самостоятельности). Или плыть по течению, делая хорошую мину при плохой игре. А там уж куда кривая вывезет. Повезет в сентябре – хорошо, не повезет – тоже неплохо, будем искать новую работу. Конечно, при участии Евраева в губернаторских выборах сомневаться в их исходе не приходится. Но это может быть «пиррова победа». Пока у Михаила Яковлевича есть все шансы стать отличным кандидатом и прекрасным руководителем края. Вопрос, воспользуется ли он ими? Ответ на этот вопрос пока не столь очевиден для всех участников политического процесса в Ярославской области.

Чувство осторжного оптимизма.jpg

 

                                                                                                                   ВИКТОР ПАФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?