Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

12.09.2015
Ярославль
23883
КУДА ВЕДЁТ ТРАНСПОРТНАЯ КАРТА?
Внедрение электронной транспортной карты, которое запланировано уже на октябрь этого года, при всех несуразных неудобствах для пассажиров, может оказаться выгодной для власти. Вернее для отдельных ее представителей. Только зачем делать такой сомнительный проект в преддверии "больших" выборов в ГосДуму РФ - непонятно.
КУДА ВЕДЁТ ТРАНСПОРТНАЯ КАРТА?

Странные события творятся в нашем тысячелетнем городе ровно за год до «больших» выборов. Раньше как оно было? Чем меньше времени оставалось до дня всенародного волеизъявления, тем больше начинали суетиться облеченные властью товарищи. Обычное «население» как по мановению волшебной палочки превращалось в «дорогих сограждан» и «уважаемых земляков». Просьбы которых стали лучше слышать и гораздо оперативнее выполнять. В крайнем случае – обещать выполнять. Дескать, всё будет, только уж и вы, драгоценные, не подведите - проголосуйте как надо. И жизнь налаживалась. Правда, ненадолго. Сейчас, видимо, другие времена. Поскольку ни мэрия Ярославля, ни Правительство области, похоже, и не думают ублажать народ перед выборами. Более того – делают прямо противоположное: этот самый народ злят. Притом, с завидной регулярностью. То льготы отменят, то деньги на путёвки в лагеря «срежут», то платные парковки ввести задумают. А теперь вот захотели повсеместно внедрять электронную транспортную карту. И также повсеместно переводить на неё всех льготников. Точнее, придумали «не теперь», а ещё весной. А вот вводить будут уже с октября. Правда, многие об этом ещё не знают. Но те, кто знает, уже «поднимают волну». Которая грозит перерасти в настоящее цунами.

pr2.jpg

Полное название новшества – персонифицированная электронная транспортная карта. Проще говоря – электронный проездной. Его смысл – в изменении способа оплаты проезда. «На пальцах» схема выглядит так. Сейчас люди, которые имеют право ездить в общественном транспорте бесплатно или за полцены, в основном, просто получают соответствующий билет прямо в транспорте. Скажем, в Ярославле пенсионер заходит в автобус, платит 9 рублей, и едет себе спокойно куда хочет. Теперь, по замыслу авторов новой идеи, льготники должны будут оплачивать поездки по полной стоимости, на 100%. Да ни по одной, а сразу все. Да ни абы когда, а заблаговременно. Для этого и введут ту самую транспортную карту. Которую нужно будет пополнять к началу каждого месяца. Отныне наш пенсионер может забыть про 9 рублей. Теперь он должен зарезервировать в своём скромном кошельке гораздо более приличную сумму. И лучше - с запасом. На тот случай, если, не дай Бог, не рассчитает точное количество поездок. Ибо в долг ездить не дадут! А как же льгота? Спокойствие, граждане! Льготу сохранят! Вот только она значительно «мутирует» и превратится в компенсацию (50% или 100% от стоимости проезда). Переводить её будут по истечению месяца. Разумеется, тоже не абы куда, а на личный счёт гражданина.

Вообще, с самого начала появления сей замысловатой реформы не раз хотелось спросить: чем думали её авторы? И думали ли вообще? Поскольку к внушительному списку забот очень большого количества людей они взяли и добавили ещё одну. Ибо то, что с массовым внедрением электронной транспортной карты новые проблемы посыплются как из рога изобилия, понятно даже человеку, имеющему личное авто и не попадающего ни под одну из льготных категорий.

Первое, и самое главное – удобство самих людей. Точнее – неудобство. В самом начале для оформления нового электронного проездного нужно будет прийти в один из многофункциональных центров (МФЦ) и написать пару заявлений. Если транспортная карта считается персонифицированной, очевидно, потребуется ещё и фотография. А теперь представьте. В нашем регионе одних только пенсионеров более 400 тысяч! А ещё нужно посчитать ветеранов ВОВ (они ездят не за половину стоимости, а бесплатно), инвалидов, многодетных матерей, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, лиц, имеющих звание Героя и ряд других категорий. В общей сложности получится тысяч под пятьсот. То есть чуть ли не половина населения области. И каждого – в МФЦ: документы оформить и сфотографироваться. А этих самых МФЦ на весь Ярославль 6 штук (если верить официальному сайту – 5, плюс открывшийся на днях филиал в Брагино). Учитывая, как у нас умеют работать с большим количеством людей, не сложно представить размеры очередей. А с учётом того, что многие люди сами часто делают всё в последний момент – тем более. Правда, тут на людей кивать не стоит, ибо их толком до сих пор не проинформировали. Так что авторам идеи придется или задействовать офисы других служб, либо переходить на работу по 24 часа 7 дней в неделю.

Далее. Как уже было сказано, для начисления компенсации заявителю потребуется указать банковские реквизиты. То есть у человека должен быть счёт, куда смогут переводить деньги. Почему то авторы реформы априори убеждены, что таковой имеется у каждого льготника. Что совсем не так. Из этого следует, что многим людям придётся посетить ещё и банк: потратить время, нервы, отстоять очередь и получить кучу прочего морального «геморроя» в качестве «бонуса». Конечно, в теории чиновники могли бы договориться о доставке компенсации до адресата каким-то другим способом. Например, через почту. Но надо полагать, что делать это бесплатно современные Печкины не будут. Значит, потребуются дополнительные затраты из бюджета. Притом, немалые. В любом случае, такой вариант публично пока что никто не озвучивал. Так что все в банк!

Второй момент, на который тоже нельзя не обратить внимание, тесно связан с первым. Это организация всего процесса. Например, сразу встаёт вопрос с пополнением карты. Где и как это сделать? Сегодня в Ярославле и Рыбинске уже используют электронные проездные (старого образца). Внести на них деньги можно через специальные терминалы «Универсальная карта». Но их в том же Ярославле всего полтора десятка. И пенсионеру или инвалиду до ближайшего киоска ещё надо дойти. Можно пополнить через отдельные банкоматы «Сбербанка». Но тоже далеко не все. Третий вариант – в кассах авто- и железнодорожного вокзалов. Но там почти всегда очереди. Вот и всё. Не разбежаться. Это притом, что транспортных карт на сегодня выпущено только 50 тысяч, а толком используется лишь половина (что уже наводит на подозрение об их эффективности и своевременности введения). А в планах – выпустить в 8-10 раз больше. И как справиться с такими объёмами, если уже сейчас всё проходит не без проблем – непонятно.

гагарин.jpg

Более того, соответствующий документ, который определяет порядок оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт на территории области, к началу сентября ещё не был согласован. И тем более соответствующим образом оформлен. Не завершены и необходимые мероприятия, связанные с конкурсными процедурами. Тем не менее, уже через месяц Правительство хочет осуществить внедрение и массовую выдачу карт. Поспешность, с которой это проводится, вообще поражает. И заслуживает того, чтобы быть записанной в отдельный, третий блок проблем. Посудите сами! Впервые «полуофициальные» разговоры о повсеместном введении электронного проездного пошли в конце весны - начале лета. 19 июня вопрос впервые был заслушан на профильном комитете в Думе. А уже 7 июля областной парламент одобрил соответствующие изменения в «Социальный кодекс». Притом, сразу в двух чтениях. Несмотря на позицию комитета, предложившего ограничиться только первым и до осени подготовить поправки. А в кулуарах ходили предложения и того покруче. Вплоть до того, чтобы вообще «прокатить» закон. Не прошло. Видимо, уломали. Вот хорошо бы и другие законы тоже принимали с такой оперативностью! Хотя бы некоторые, реально нужные. Но нет – их наоборот «динамят» годами. Дальнейший график (или как говорят новоявленные менеджеры – тайминг) тоже весьма лаконичен. До конца сентября – оргпроцедуры, с 15 октября – тестовый режим, с 1 января – повсеместное введение. Куда так спешить? И зачем? Ни просчитанной толком экономики, ни сопутствующей нормальной инфраструктуры, ни (упаси Бог) опроса общественного мнения.

Кстати, об экономике. Это четвёртое. И тут начинается самое интересное. Ибо финансовая составляющая проекта вызывает даже больше вопросов, чем все предыдущие. Наверное, за годы реформ уже абсолютное большинство россиян чётко просекли, что любое большое дело всегда сопряжено с большими деньгами. Перевод десятков тысяч людей на новую систему оплаты чего-либо (будь то полисы ОСАГО, капитальный ремонт МКД или проезд в общественном транспорте) – дело архибольшое. И на ум почему-то приходит навязчивый, как банный лист, старый принцип следствия: ищи, кому выгодно. А без выгоды тут явно не обойдётся. Во-первых, просто подсчитайте - сколько может стоить выпуск нескольких сотен тысяч транспортных карт. С учётом того, что себестоимость одной – явно не 10 рублей. Не хочется пародировать героев гайдаевской комедии, но «банкет за государев счёт» кому-то «обрыбится» хороший. Очень хороший.

29442.jpg

Вот только «терзают смутные сомнения». Кто ж его, этот банкет, оплачивает? Точнее - кому оплачивает? И что за это может поиметь взамен? Понятно, что вопрос риторический. Но его задавали и эксперты, и даже некоторые депутаты. Потому что не прошло и года после целой череды скандалов вокруг конфликта интересов (помните, как громко тогда звучали фамилии высших должностных лиц региона?), как в воздухе снова запахло коррупцией. Во всяком случае, подозрение такое есть. Ибо возможность поиметь «откат» здесь просматривается невооружённвм глазом. Во-вторых, под определённым углом тут можно увидеть и лоббирование интересов не только «электронщиков» или банкиров, но и транспортников. Только не мунициальных, а частных. Тех же маршруточников. А что – цена «полного» билета в Ярославле сейчас единая как для общественного транспорта, так и для маршруток – 18 рублей. И многие льготники вместо того, чтобы оформлять карту, каждый месяц класть на неё кучу денег, а потом ждать какой-то компенсации, наверняка плюнут на это дело и предпочтут совершать разовые поездки на маршрутках. То-то будет подарок их владельцам! Получат дополнительный контингент пассажиров, с которыми раньше почти не работали. А ближе к следующему лету доблестные власти ещё и стоимость билета могут поднять. Тоже есть «все основания» - в нынешнем то году не меняли! Так что обладателем «мохнатой лапы» вполне могут быть и руководители частных транспортных компаний. Конечно, это тоже только предположение. Но согласитесь, отнюдь не лишённое логики.

А вот что известно наверняка, так это официальная озвученная информация о примерных затратах из бюджета. Они составят 18 миллионов на введение транспортной карты, и по 28 миллионов - на ежегодное обслуживание. Хотя цифры могут оказаться и больше. Ибо в проекте участвуют минимум три подразделения Правительства области. Плюс – будут задействованы ГБУ ЯО «Яроблтранском» и ГАУ ЯО «МФЦ». На эти госучреждения возложат дополнительные функции по оформлению и обслуживанию электронных проездных. Тут на одну только зарплату круглая сумма уйдёт. А ведь ещё нужно провести обучение. И без пополнения штата явно не обойдётся (вот вам и весеннее сокращение на 10%). А всякие «валидаторы», программно-аппаратные комплексы и прочая, и прочая? В общем, найдётся, на что потратить. Вот только зачем тратить немалые средства бюджета сейчас, в кризис? Аргумент: «электронный проездной для льготников нужно вводить потому, что мы живём в 21 веке и должны пользоваться новыми технологиями», извините, не убедителен. Соседние области тоже живут в 21 веке. Но о транспортной карте и не помышляют. А кивать на Москву и её «Социальную карту москвича» - вообще моветон. Там эта система работает давным-давно и денег на неё тратят в разы больше. Вызывает вопросы и второй аргумент власть предержащих (он же последний). Они считают, что на льготниках наживаются недобросовестные транспортные компании. Которые, якобы, предоставляют недостоверные сведения о количестве перевезенных пассажиров. И требуют за это дополнительные деньги из бюджета. Чем приносят непоправимый урон казне. И без электронного проездного здесь ну никак не обойтись! С его помощью и учёт льготников якобы оптимизируют, и экономить будут. И, надо сказать, нехило экономить. По данным Правительства - от 68 до 90 миллионов рублей. Но чем обусловлена такая цифра – загадка. По крайней мере, судебных тяжб с теми самыми компаниями, которых чиновники подозревают в несправедливых претензиях, по состоянию на лето было меньше десятка (по информации курирующего проект зампредседателя Правительства Михаила Крупина). Но, позвольте, вряд ли каждая тянет на 10 миллионов! И не факт, что все будут выиграны юристами «Белого дома». Тогда за счёт чего такая экономия? Какие ещё факторы в ней заложены? Этого чиновники не уточнили. В общем, расчёты очень странные.

Всего перечисленного выше более чем хватает, чтобы усомниться в нужности и своевременности нового начинания ярославских властей. А ещё - в очередной раз задуматься о кадровой политике, которую проводит губернатор Сергей Ястребов. С одной стороны, все высшие должности в Правительстве, возникшие после прошлогоднего «великого исхода» замов ещё «лисицинского призыва», к весне, наконец, были заняты. А с другой – не перестаёшь задаваться вопросом: что эта новая элита творит?! 

IMG_9272-1_jpg.jpg

Взять того же Михаила Крупина. Колоритная фигура. Колоритнейшая. На должность зама председателя Правительства по экономике он пришёл всего-то полгода назад, в марте (до того момента был предпринимателем и депутатом). Но дел наделал столько, что волосы дыбом встают! Взять хотя бы готовящееся объединение АТП. Несмотря на то, что главным идеологом и проводником этой реорганизации выступает областное агентство транспорта, курирует процесс как раз Крупин. Инициатива с самого начала вызвала ожесточённую критику как в профессиональном сообществе, так и в Думе. Фактически, депутаты так и не дали добро на создание единого автотранспортного госпредприятия. Но чиновники пошли наперекор. Из 7 директоров нынешних ГУПов 3 уже не работают. Ладно, одно из АТП – почти банкрот. Но два других - среди лучших. Директоры тоже числились одними из лучших. Правда, резко критиковали идею объединения. Притом, публично. Конечно, формально они ушли по собственному желанию. Но все понимают, как уходят по желанию в таких случаях. Рулить осиротевшими АТП поставили одного из бывших директоров «Ярдорслужбы». Ранее он работал на «Северной железной дороге» и имел к автотранспорту довольно опосредованное отношение. Впрочем, уходит не только руководящий состав. С августа начался отток водителей. Пошли жалобы, что зарплата и до этого была небольшая, а после распоряжения об отмене сверхурочных в августе стала вообще копеечной. И что для взрослого мужика 15-16 тысяч – смешно. И что в такси в два-три раза больше заработать можно! Дальше – как снежный ком: нет людей – нет машин на линии. А там недалеко и до коллапса. Как раз под первый снег, когда движение итак парализует.

Ещё одна инициатива Крупина – так называемое развитие аэропорта «Туношна». В том виде, в котором его представляет Михаил Львович, проект выглядит даже не сомнительным, а просто фантазийным! Ибо планы превратить «Туношну» в трансопртный узел или даже хаб наподобие международного аэропорта Франкфурта-на-Майне сложно оценивать адекватно. Тех, кто был там, поймёт всё без слов. А тем, кто не был, предлагаем посмотреть хотя бы страничку в «Википедии». Как посмотрите – сразу увидите, где Франкфурт (на минуточку – третий аэропорт в Европе с четырьмя взлетно-посадочными полосами и с пассажиропотоком более 50 млн. человек в год), и где, прости Господи, «Туношна». Также фантастически в продолжение темы выглядят планы по строительству в «Туношне» железнодорожного вокзала (вместе с прокладкой ветки, разумеется) и причала для судов. Куда? Зачем? Кого туда возить поездами и кораблями, когда аэропорт рассчитан на полтора десятка самолётов в сутки, пассажиропоток в прошлом году не дотянул даже до 12 тысяч, а из регулярных рейсов толком осуществляется только один (на Санкт-Петербург). Начавшиеся в августе полёты на Симферополь и планируемые с середины сентября рейсы на Архангельск пока сложно оценивать и можно не брать во внимание.

0_df8c9_e8c271a0_XL.jpg

Можно вспомнить и про проект Михаила Крупина по организации в Ярославле двух новых трамвайных маршрутов – с Московского проспекта в ту же «Туношну» и в Брагино. С абсолютно непродуманной инфраструктурой. Правда, в этом вопросе засветился не только Крупин, но и его коллега по мэрии Ярославля, заместитель градоначальника по экономике Игорь Блохин. Который, кстати, тоже скоро начнёт курировать транспорт, только уже городской. По крайней мере, разговоры о передаче управления транспорта и связи из департамента городского хозяйства в департамент социально-экономического развития идут вполне конкретные. Почти одновременно с этим снова заговорили и о планах по объединению ПАТП-1 и ЯрГЭТ. Ну а на теме платных парковок он уже «прославился» на весь регион. И что ещё нареформирует – одному Богу известно. Так что мэрия не отстаёт от Правительства.

Завершить тему приходится печальным подозрением, что ездить скоро станет то ли некому (по крайней мере, пассажиропоток с введением электронного проездного явно упадёт), то ли не на чем. Оппозиция уже поспешила воспользоваться этими проколами, преподнесёнными буквально на блюдечке. Электронная карта и транспортные проблемы сейчас – одна из главных мишеней для критики . Коммунисты, например, уже выступили с соответствующими лозунгами на большом митинге, организованном в Ярославле 10 сентября. Да что оппозиция – недовольство идёт даже со стороны близких к власти людей. Но положения дел это не меняет. И всё это, повторимся, за год до очередного голосования. Вот что странно! То ли это такая хитрая задумка. И власти хотят перед выборами «дать задний ход», отменить все свои реформы и тем самым добиться голосов избирателей. То ли они просто не понимают, что творят. Если первый вариант – то тут важно вовремя остановиться и не перегнуть палку. Если второй – то последствия голосования в 2016 году вряд ли будут оптимистичными для областного истеблишмента. А что бывает с ярославской элитой, допустившей плохие результаты (например, в 2007 или 2011 году), наверное, напоминать не надо. В общем, есть над чем задуматься…А может, и что-то поменять…Пока не поздно.

ВИКТОР ПАРФЁНОВ


P.S. Да, а это аэропорт Франкфурта-на Майне, если что.

Франкфурт.jpg


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?