Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

04.12.2024
Ярославль
1519
Обойдемся и без умных остановок. Без асфальта - нет

О дорожных перипетиях в Ярославской области накануне 2025 года

Обойдемся и без умных остановок. Без асфальта - нет

      Один день сменяет другой, вслед за летом приходит осень, а за осенью следует зима. Но в бесконечном круговороте времени всегда остаются «вечные» вопросы. Одним из таких, безусловно, остаётся состояние наших дорог. Надо отдать должное, что за последние годы «вторая российская беда» в Ярославской области стала куда менее «бедовее». В порядок привели трассы, не видевшие путного ремонта годами, и от того успевшие стать у водителей притчей воязыцех. Однако общую актуальность проблемы это не сняло – недаром нормативным требованиям у нас пока что соответствует только 53% региональных магистралей (о чём недавно лично поведал профильный министр Роман Душко). Решать её продолжат и в будущем 2025 году. Но вот какая история. С одной стороны, и денег на это благое дело выделяется немало (дорожный фонд уже сейчас утверждён в размере более 17,2 миллиарда рублей), и материальная база у подрядчиков обновляется, и «золотые катки» нам за достижения в Москве вручают. Но при этом, никаких глобальных проектов в ближайший год не ожидается (по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня): ни строительства третьего моста через Волгу (хотя сроки уже здорово поджимают), ни организации нового обхода Ярославля, ни капитальной реконструкции дорог областного центра (того же проспекта Дзержинского, обещанного ещё пару лет назад). Средств на содержание автомагистралей и «карточный» ремонт закладывают меньше, чем в прошлом году. Да и муниципалы, вопреки заявлениям регионального Правительства, в массе своей потеряют в деньгах. А значит, смогут привести в порядок меньше местных дорог, которые в значительной степени продолжают оставаться совсем не комильфо. Так что поиск ответа на вечный дорожный вопрос вновь будет сопряжён с изрядным количеством сложностей. Между тем, звучать он будет чаще, ведь впереди – муниципальные выборы и подготовка к кампании в Государственную Думу.


Не счесть алмазов в каменных пещерах

Дороги-4.jpg          Если оценить параметры регионального дорожного фонда на будущий 2025 год, то они будут весьма впечатляющими. Судите сами. С учётом поправок в проект закона об областном бюджете, который Дума должна рассмотреть и утвердить 6 декабря, дорожный фонд составит 17 миллиардов 241 миллион 815,5 тысячи рублей. Для сравнения – в прошлом году аналогичная сумма была почти на 2,5 миллиарда меньше – 14 миллиардов 893 миллиона 767 тысяч рублей. А в первоначальной редакции в ноябре цифра и вовсе оценивалась в 13 миллиардов 627 миллионов 983 тысяч рублей.

         Впрочем, столь существенный рост не сильно удивляет. Во-первых, по прогнозу увеличиваются поступления от всех основных источников, «питающих» дорфонд – акцизов на бензин, транспортного налога, штрафов и пошлин. Допустим, если от того же налога на «железных коней» доходы в 2024 году оценивали в 1 миллиард 624,5 миллиона, то в 2025 – уже в 1 миллиард 734 миллиона рублей. Во-вторых, после утверждения проекта федерального бюджета во втором чтении 14 ноября довольно приличные средства на дорожное хозяйство (более 3 миллиардов) поступили в Ярославскую область из Москвы. Так что здесь можно только порадоваться!

Грунтовая дорога-1.jpg

         На что же конкретно пойдут столь солидные деньги? По традиции, основных направлений расходов несколько. Наиболее существенная статья затрат – ремонт региональных дорог. Здесь предполагается приведение в порядок не менее 147 километров трасс областного значения и выполнение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в Гаврилов-Ямском, Пошехонском и Ярославском районах. Цена вопроса – 7 миллиардов и 62 миллиона рублей. 

         На втором месте по затратам – субсидии муниципальным образованиям региона. Всего – 4 миллиарда 170 миллионов рублей. Самих субсидий порядка 7 видов, но подавляющее большинство муниципалов попадает только под два из них. И вообще, если сравнить первоначальные цифры нынешнего и будущего года по данному направлению, то это сравнение будет не в пользу последнего. Хотя чиновники Правительства фактически говорят об обратном. Ниже мы ещё вернёмся к этой теме.

         На третьем месте – содержание региональных магистралей, практически 3,1 миллиарда рублей. Из них собственно содержание (зимнее и летнее) по заключённому контракту оценивается в 2 миллиарда 662 миллиона рублей. Содержание-1.jpgЕщё 300 миллионов идёт на так называемый «ремонт картами». Хотя правильнее по-научному называть данную статью заменой верхних слоёв асфальта с высоким уровнем износа. Поскольку протяжённость отдельных «карт» может достигать нескольких километров. К слову, всего же таким методом намерены привести в нормативное состояние не менее 25 километров трасс. Разумеется, тоже областных. Наконец, 100 миллионов рублей предназначено на замену автопавильонов. Очевидно, речь идёт про так называемые «умные остановки». Правда, те, кто уже успел опробовать их в деле, говорят, что сделаны они как раз не по уму, поскольку не защищают ни от дождя, ни от снега, ни от ветра. Но это уже вопрос к проектировщикам и авторам идеи.

         Ещё две значительные статьи расходов связаны с фиксацией нарушений правил дорожного движения. Первая – это обустройство автоматических постов весового и габаритного контроля (АПВГК), на которое заложено без малого 1 миллиард 140 миллионов рублей.

АПВГК-1.jpg

 Вторая – приобретение и установка камер фото- и видеофиксации. Здесь планируется потратить 652 миллиона на закупку новых устройств и 389 миллионов – на аренду 300 действующих камер. Всего же, с учётом расходов на обслуживание и связь по данной статье предусмотрены 1 миллиард 187 миллионов рублей.

         Ярдорслужба.jpgОстальные направления, как говорится, по мелочи. Хотя эта «мелочь» порой оценивается в десятки и даже сотни миллионов рублей. Скажем, почти 395 миллионов идёт на обслуживание подведомственных министерству дорожного хозяйства и транспорта государственных казённых учреждений – «Ярдорслужба» и «Центр организации дорожного движения», 233 миллиона предназначено на безопасность объектов транспортной инфраструктуры (мостов), 45 миллионов – на проектно-изыскательские работы.

         Также стоит учесть, что за счёт дорожного фонда финансируются не все расходы на обновление асфальтового покрытия. Скажем, 250 миллионов на обустройство парковочного пространства в шести муниципальных образованиях Ярославской области, а также 200 миллионов на приведение в нормативное состояние территорий учреждений образования и здравоохранения заложены непосредственно в региональном бюджете. Поэтому расходы на дорожную деятельность будут даже немного выше, чем объём самого дорфонда. Вот такая интересная математика. Как видно из приведённых цифр, денег на отрасль заложено немало. Однако насколько эффективным можно считать их расходование? Ведь ряд направлений, на наш взгляд, обделены вниманием, а некоторые приоритеты выглядят откровенно спорными. Об этом – ниже.

 

Деньги есть, но вы держитесь!

         Начнём, опять же, с самой «богатой» статьи – ремонт и капитальный ремонт региональных дорог. Несмотря на значительное финансовое обеспечение, здесь практически нет новых объектов. Один из немногих примеров, о которых говорили власти – трасса «Кузьминское – Осташево – Столбищи – Рождественное» в Тутаевском районе. Притом, приводить в порядок будут не всю дорогу (хотя ремонт там нужен давным-давно), а лишь один небольшой участок – примерно одну четвёртую часть. Остальные магистрали в массе своей начали ремонтировать либо в прошлом году, либо ещё раньше, и сейчас намерены доделывать. В той или иной степени.

Дороги-5 (Переславский район).jpg

         Здесь можно назвать такие объекты, как «Рыбинск – Большое село», «Углич – Клементьево», «Некоуз – Родионово – Октябрь», «Ярославль – Любим» (но опять отдельными участками), обход Гаврилов-Яма (который делают уже, наверное, года три) и другие. Наверное, такой подход правильный. Делать половину дороги, а дальше бросать работы тоже не годиться. Их действительно нужно доводить до конца. Всё это так. Но, во-первых, некоторые выбранные объекты имеют скорее локальное значение (например, в Переславском округе). 

Грунтовая дорога-2.jpg         А во-вторых, часть дорог уже достаточно давно не видела вообще никакого ремонта. Например, трасса «Пошехонье – Семёновское». Вроде бы, она запланирована, но это не точно. Очень долго ждёт своего часа дорога «Борисоглебский – Зачатье». Здесь часть полотна как раз отремонтировали, но дальше всё встало. Неважно выглядит направление «Большое село – Волыново – Щукино», хотя относится к так называемой «опорной сети». Немало примеров плохих объектов регионального значения есть в Даниловском, Рыбинском, Ярославском и других районах. Поэтому, наверное, было бы правильнее, если бы список 2025 года был более разноплановым. При таких то деньгах!

         Второй момент – содержание. Денег на него выделили меньше, чем в прошлом году. Пусть и совсем не намного. Но если учесть, что данная статья у нас традиционно не профинансирована даже на 50% от нормативной потребности, каждый миллион приобретает принципиальное значение. Кроме того, по той же строке весьма существенно «срезали» средства на «ремонт картами». В прошлом году на эти цели выделяли 450 миллионов, в нынешнем – только 300. Между тем, это крайне востребованный вид работ.

         К тому же, он хорошо воспринимается и автомобилистами, и местными властями. Дело в том, что на очень многих дорогах, не являющихся большими магистралями, капитальный ремонт и не требуется. Там нет необходимости делать серьёзную «подушку» или обустраивать тротуары. Достаточно просто заменить верхний изношенный слой. Такая дорога и простоит долго, и стоить будет в разы дешевле. И нынешний 2024 год был очень показательным в этом плане. Так что эту практику нужно не сворачивать, а, наоборот, расширять. Хочется верить, что в дорожном фонде всё-таки будут соответствующие корректировки.

         Третье. Ещё в ноябре чиновники заявляли, что «2025 год пройдет под эгидой развития дорог местного значения». Это тоже не совсем так. Во всяком случае, если сравнивать с годом нынешним. Повторимся, что на субсидии муниципальным образованиям запланировано менее 4,2 миллиарда рублей. Однако в начале этого сезона им выделяли более 6,3 миллиарда рублей. Как говорится, разница очевидна. Первый заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области Оксана Петрова не раз подчёркивала, что вместо разрозненных субсидий в 2025 году муниципалы получат одну большую. Если говорить о поддержке на финансирование дорожного хозяйства («классическая» субсидия, которую ежегодно выделяют из дорожного фонда), то она действительно увеличилась: была 500 миллионов, стала 740.

         Однако в этом году органам местного самоуправления также выделяли субсидию на ремонт проездов к социальным объектам (600 миллионов) и грунтовых дорог (250 миллионов). На будущий год их нет. Подразумевается, что теперь муниципалы должны выбирать те или иные объекты исключительно в рамках лимитов одной субсидии. И даже чисто математически в деньгах они проигрывают. Правда, увеличилась другая субсидия – ремонт и капитальный ремонт дорожных объектов по поручениям Губернатора: была 1 миллиард 663 миллиона, стала 1 миллиард 831 миллион.

         Но с другой стороны, куда существеннее уменьшилась субсидия на выполнение работ в рамках национального проекта «БКД» (в будущем году он поменяет название, но суть останется прежней). Если в начале этого года на данные цели закладывали 1 миллиард 770 миллионов, то теперь – только 540 миллионов. На эти деньги пока запланировано сделать только 9 километров покрытия. Конечно, скорее всего, здесь будет корректировка, и даже не одна. Но пока мы имеем то, что имеем. Притом, Тутаев, традиционно попадавший под данную статью, на сей раз исключён. Меньше же всего «повезло» Ярославлю.

 Дорога в Ярославле.jpg        На реализацию мероприятий в рамках «БКД» ему досталось всего 460 миллионов (при распределении средств дорожного фонда на 2024 год было 1,6 миллиарда – в три раза больше). Ещё 158 миллионов потратят на ремонт дорог по поручения Губернатора. Но их всего четыре. Притом, одна из них уже выполнена полностью (Флотский спуск), а вторая – наполовину (участок улицы Гагарина от Юго-западной окружной дороги до 2-ой проходной НПЗ). Для сравнения: Переславлю-Залесскому достанется 245 миллионов, а Рыбинску – 1 миллиард. Правда, большинство улиц там также находятся в высокой степени готовности. Наконец, ещё 200 миллионов областной центр получит в качестве традиционной субсидии на содержание дорог.

         Итого из дорожного фонда Ярославлю достанется только 818 миллионов рублей. Опять же, для сравнения – в этом году «дорожный бюджет» областного центра составляет 4 миллиарда 280 миллионов рублей. Да, в этой цифре наверняка «зашито» софинансирование из городской казны. Но его доля явно невелика. Так что разница налицо. Понятно, что никаких глобальных проектов на выделенные деньги не сделаешь. Так что, судя по всему, в Ярославле вновь откладывается давно запланированная реконструкция нескольких улиц. По состоянию на сегодняшний день в 2025 году не ожидается и строительства третьего моста через Волгу.

         Ещё в ноябре «Клуб социологов» писал, что федеральные деньги на него предусмотрены лишь на 2026 год, и только 4 миллиарда (притом, что общая стоимость объекта в ценах 2023-2024 годов оценивается минимум в 27 миллиардов). Проектно-сметная документация разработана и находится в «Главгосэкспертизе». До конца декабря планируется получение заключения. По словам руководителей министерства дорожного хозяйства и транспорта, регион готов начать строительство, как только будут получены федеральные деньги. Но пока их нет. И в этой связи непонятно – как область вообще планирует уложиться в отведённый до конца 2027 года срок?

Ремонт моста в Рыбинске.jpg         К слову, в нынешнем году не будут закончены работы и по капитальному ремонту моста в Рыбинске. Полное завершение реконструкции произойдёт уже в 2025-м. На эти цели в дорожном фонде заложено 250 миллионов рублей. Хотя ещё в августе на встрече с Президентом Владимиром Путиным Губернатор Ярославской области Михаил Евраев заверял главу государства, что до конца года объект будет готов. Как видим, этого не случилось (притом, что сдать мост первоначально планировали ещё летом). И сейчас в Правительстве очень стараются как-то выкрутиться из создавшегося положения и «подогнать» реальную ситуацию под данное обещание. Дескать, основные работы на самом мосту всё же завершат, а на будущий сезон перенесут только ремонт подъездных путей. Устроит ли такое объяснение рыбинцев – большой вопрос.

АПВГК-2.jpg         Показательно, что нехватка денег на одних направлениях с лихвой компенсируется вливаниями в другие статьи. Правда, пока что показавших себя не с лучшей стороны. Яркий пример – обустройство тех же АПВГК (посты весового контроля). Напомним, что на эти цели заложено почти 1 миллиард 140 миллионов рублей. Вместе с тем, в нынешнем году программу по их установке, можно сказать, провалили. Цифры – тому подтверждение. Не далее, как в феврале 2024 года министр финансов Ярославской области Алексей Долгов подчеркнул, что на тот момент в регионе действовало 6 постов, но до конца года общее количество комплексов будет увеличено до 24.

Душко.jpg         Однако 28 ноября министр дорожного хозяйства и транспорта Роман Душко, рассказывая про завершение работ по обустройству очередного АПВГ) на трассе «Ярославль – Любим», отметил, что в регионе работают только восемь аналогичных комплексов, а вышеуказанный станет девятым. То есть никакими 24 даже не пахнет! И даже распределение средств дорожного фонда на 2025 год предусматривает перенос как минимум 7 объектов с текущего сезона. Вопрос – стоит ли закладывать столь значительные средства, если они всё равно не будут освоены? Может быть, лучше потратить их на ремонт дорог (благо, по многим и документация готова, и заключение экспертизы получено)?

         Ведь жители, в первую очередь, ждут именно этого. Они проживут без АПВГК и в принципе обойдутся без «умных» остановок. А вот без нормального асфальта – нет. Для людей это по-прежнему один из главных «больных» вопросов, требующих решения. А для властей, стало быть, одна из главных задач. Если для её выполнения нужен какой-то особый повод, то представится он совсем скоро – 6 апреля в регионе практически повсеместно пройдут выборы в новые органы местного самоуправления. Внутриполитический блок областного Правительства уже сегодня ломает голову – как провести их с максимальным эффектом и минимальным количеством скандалов? А «лайфхак» напрашивается сам собой – сделайте людям хорошие дороги! Тогда счастье будет всем - и вам, и вашим кандидатам, и избирателям. Да ещё и дело полезное сделается! Должны же у нас слышать людей, пусть хотя бы под выборы.

 

         ИВАН ТИХОНОВ

        

Опрос
Какое событие, произошедшее в стране и мире в 2024 г., Вы считаете самым важным и значимым?