Январь стал для общественного транспорта Ярославля явно не самым удачным месяцем. Даже с поправкой на все прошлогодние проблемы. Было всё: и регулярные срывы расписания, и массовые поломки автобусов, и большое количество ДТП (к сожалению, в том числе со смертельным исходом). Не говоря уже об общем увеличении жалоб пассажиров на условия проезда, зафиксированном в системе «Инцидент менеджмент». Нельзя сказать, что власти в лице регионального министерства транспорта и «Организатора перевозок Ярославской области» пустили ситуацию на самотёк. Вроде бы, идёт корректировка расписания, обсуждаются новые маршруты и предпринимаются попытки воздействия на перевозчиков. Но то ли этих мер недостаточно, то ли принимаются они не «по всей строгости», то ли кто-то попросту не даёт чиновникам «развернуться», а факт остаётся фактом. Автобусы продолжают «биться» и нарушать ПДД. Водители – хамить пассажирам, закрывать перед ними двери и проезжать остановки. Компании-перевозчики – получать сотни миллионов бюджетных рублей и отделываться смешными штрафами за многочисленные нарушения. А губернатор – хранить гордое молчание. Сухой остаток неутешительный. Через два месяца исполнится ровно год с момента запуска транспортной реформы. А люди до сих пор не увидели ни надёжности, ни безопасности, ни комфорта, которые были обещаны им со всех высоких трибун ещё в прошлом апреле. Исходя из реального положения дел, сегодня эти обещания выглядят попыткой «натянуть сову на глобус». То есть выдать желаемое за действительное и притянуть за уши то, чего нет (и в ближайшей перспективе, судя по всему, не будет). Между тем, впереди – новый этап реформы и включение в зону покрытия «Яавтобусов» Рыбинска и Рыбинского района, а также запуск электробусов. Что ждать от них? Терзают смутные сомнения, что без очередных «сюрпризов» вновь не обойдётся.
В начале нашей статьи сразу хотим оговориться. Никто не намерен грести под одну гребёнку всех без исключения перевозчиков и водителей на всех маршрутах подряд. Безусловно, среди участников транспортной реформы есть ответственные и грамотные исполнители, которые соблюдают расписание, следят за состоянием подвижного состава и внимательны к пассажирам. Автор этих строк может привести ни один такой пример. Но, к сожалению, общая ситуация определяется не частными случаями, а набором систематически повторяющихся объективных фактов – количеством выбывших из строя автобусов (что напрямую влияет на регулярность выполнения рейсов), числом ДТП (особенно по вине водителей), динамикой жалоб (10 можно считать субъективным проявлениям, 100 или 500 – уже нет) и так далее. Так вот, с этим набором последнее время всё не слава Богу.
Примерно с середины января участились жалобы ярославских пассажиров на отсутствие автобусов на линии и их длительное ожидание (30-40 минут). В частности, нарекания касались маршрутов № 8, 12, 13, 22, 58, 66, 93. Сигналы поступали из разных районов города – от Брагина до Суздалки, но больше всех было из-за Волги. Пик обращений пришёлся на прошлую неделю. Оказалось, что у проблемы две основные причины. Во-первых, это нехватка водителей (по-прежнему). Во-вторых, массовые поломки автобусов. Первая причина в большей степени актуальна для ООО «Транспорт Ярославии» (крупнейший перевозчик, обслуживает 46 маршрутов), хотя по сравнению с прошлым годом ситуация улучшилась. Вторая – для ООО «СтарТранс» (обслуживает 25 маршрутов).
Именно эти столичные перевозчики обслуживают все вышеуказанные маршруты, за исключением одного. По сведениям профильного регионального министерства, из строя вышли порядка 40 машин. Как отметил министр транспорта Ярославской области Мурат Баснукаев: «Все они были произведены после начала СВО. Соответственно, нам пришлось заводы занимать импортозамещением. И много ошибок в этих автобусах. Вот зимой мы сейчас столкнулись с тем, что где-то коробка не работает, где-то антифриз течёт, где-то воздухозабор не работает. Много проблем, которые мы решаем по гарантии. И у нас у всех производителей есть свои сервисы, которые находятся в Ярославле… Но, когда были морозы в начале января, у нас у перевозчика сломались автобусы, поэтому с начала года была такая проблема».
Справедливости ради стоит отметить, что проблемы начались не только зимой. Про те же коробки передач говорили чуть ли не с первых дней работы новых автобусов (когда начались массовые жалобы на отсутствие плавности хода, а пассажиры буквально «летали» по салонам). Также были нарекания на самопроизвольно открывающиеся двери и плохо работающий климат-контроль. Зима, по всей вероятности, лишь вскрыла «старые раны» и добавила новые «симптомы», характерные для морозной погоды.
К концу января решать проблему частично удалось. Но (как сказал тот же министр транспорта) не на 100%, поскольку у «СтарТранс» по-прежнему отсутствовало порядка двух десятков машин. По данным ГКУ «Организатор перевозок», в утренний «час пик» 30 января у компании не вышло 16 автобусов. Конечно, это не 40. Однако сокращение выпуска для людей всё равно было ощутимо. Особенно в тех районах, где в принципе действует всего один-два маршрута. Как на том же Нижнем посёлке.
При этом, власти отмечали, что на минувшей неделе на маршруты выходило порядка 95% подвижного состава. Рискнём предположить, что эта цифра всё же несколько завышена и потому не совсем верна. Так, согласно официальным данным, на старте транспортной реформы непосредственно на городских маршрутах должны были работать 527 автобусов (смотрите статью «10 вопросов авторам транспортной реформы, на которые так и не получены ответы» от 22 марта 2023 года). По информации группы «Общественный транспорт Ярославля» в социальной сети «VК», сегодня эта цифра составляет 544 единицы. Если посчитать, какую долю от этого количества составляет 40 выбывших машин, то мы получим 7,35% - 7,59% (в зависимость от базовой цифры).
То есть уже не 5%. При этом, отсутствующие на линии автобусы были и у других перевозчиков (у того же «Транспорта Ярославии»), пусть и в куда меньшем количестве. А часть вообще могла выбыть ещё по осени. Так что ближе к истине представляется цифра около 8% (выпуск, соответственно, будет равен 93-92%). Разумеется, это лишь наше предположение. Для точного расчёта нужны данные по всем перевозчикам, притом в динамике. Но чисто математически вышеприведённые рассуждения не лишены оснований. А если это так, то показатели выпуска сейчас хуже, чем до первой транспортной реформы, затеянной ещё при мэре Владимире Волкове. Для полноты картины отметим, проблемы были не только с городскими, но и с пригородными маршрутами. Например, № 139 и 139А (связывают Ярославль с посёлком Заволжье) или № 117 (ходит из Брагино на Нефтестрой через Ивняки). Расписание там тоже не выдерживалось.
К слову, автобусы выбывают из строя не только из-за поломок, но и в результате повреждений, возникающих в ходе ДТП. Их в принципе достаточно много. И январь здесь не стал исключением. К сожалению, не обошлось без аварий с летальным исходом. По данным УМВД, 22 января на Ленинградском проспекте 41-летняя водитель, управляя автобусом, сбила 46-летнего экспедитора, который занимался погрузочно-разгрузочными работами. Правда, здесь вина водителя автобуса, как минимум, не очевидна. А возможно, отсутствует вовсе. По информации министра транспорта, сотрудники ГИБДД зафиксировали, что грузовой автомобиль находился в зоне остановки с нарушением ПДД, а сама авария произошла в условиях зимней скользкости.
Но вот другой пример, который произошёл на том же Ленинградском проспекте буквально через три дня – 25 января. В данном случае «Яавтобус» проехал на красный свет. Что подтверждает соответствующая видеозапись. На ней видно, как транспортное средство сначала останавливается перед пешеходным переходом, пропуская людей, а потом продолжает движение. При этом, всё время на светофоре горит красный сигнал. И здесь точно не виновата зимняя скользкость, плохая видимость, другие участники дорожного движения, пятна на солнце, извержение вулкана и иные реальные или вымышленные причины. Чистое нарушение правил водителем. Увы, подобные примеры случались с «Яавтобусами» и ранее.
Вообще, за 2023 год количество ДТП с участием общественного транспорта в Ярославле значительно увеличилось. Конечно, в этой статистике учитываются и «маршрутки», и троллейбусы с трамваями. Однако они составляют относительно небольшую долю подвижного состава. Так что «главные герои» здесь всё же новые автобусы. Итак, по данным ГИБДД, за прошлый год в 2023 году произошла 151 авария с участием автобусов. В 2022 г. их было 80. Рост почти в два раза. В указанных ДТП погибли 4 человека и 187 получили травмы. Годом ранее погибших было 3, а пострадавших – 114. Показательно, что большая часть аварий (94) произошла во втором полугодии 2023 года. При этом, почти половина ДТП (71) случилась по вине водителей автобусов. В 2022 году таковых было 46. Таким образом, к ненадёжности (в плане срывов расписания движения) добавилась ещё и небезопасность.
Наконец, в сфере транспорта увеличивается и общее число жалоб граждан. В ходе открытого городского совещания 23 января представитель Центра городского управления Семён Збитнев доложил, что только за одну неделю с 12 по 18 января (к слову, далеко не самый показательный период) их количество в системе «Инцидент Менеджмент» увеличилось на 100%. Правда, часть из них касалась неудовлетворительного содержания остановочных комплексов (что является несколько автономным вопросом). Однако были и обращения, к примеру, по поводу некомфортных условий проезда, а также всё о тех же срывах графика движения. Полагаем, что с 22 числа их количество увеличилось ещё больше. Вот такая неутешительная картина.
Помимо автобусов, немало вопросов вызывает и «послереформенный» электротранспорт. Прежде всего – нашумевшие электробусы. 1 февраля, наконец, должен состояться их первый полноценный «выход в свет» (обкатка без пассажиров в начале января – не в счёт). Однако ещё до этого момента с ними успели произойти сразу несколько неприятных историй. Напомним, что благодаря федеральным деньгам Ярославль (наряду с ещё 12 городами от Таганрога до Красноярска) смог закупить 38 машин и несколько зарядных станций. Планировалось, что первые машины должны были выйти на линию ещё 25 декабря.
Однако обещанные и широко анонсированные рейсы были отменены буквально за считанные дни до заветной даты. Якобы, не нашлось перевозчиков. Правда, судя по публикациям в сети, была и вторая причина – «выполнение работ поставщиком по доукомплектованию электробусов». По всей вероятности, машин просто пришло слишком мало. И пиар-ход мог быть смазан из-за не слишком зрелищной картинки и длительного ожидания новой чудо-техники. Это был первый минус.
Далее, как было сказано выше, началась обкатка электробусов на линии, после которой то ли у 17, то ли у 19 машин потрескались стёкла. Видимо, не выдержали морозов. Это был второй минус. Ну, что делать, бывает. Техника нынче нежная пошла. Стёкла, конечно, пришлось менять по гарантии. Процесс отработан, и проблема была решена. Вот только запланированный на январь выход тоже был отложен. На этот раз – до 1 февраля. Теперь, вроде бы, этому ничего не мешает. И хочется надеяться, что хоть с третьей попытки, но электробусы таки начнут возить ярославских пассажиров.
Правда, пока речь идёт только про один маршрут - № 50 (15 микрорайон – Крестобогородская). И выйдут на него, конечно, не 38 машин, а только 17. Остальные должны запустить на улицы к апрелю, когда планируется открыть ещё один или даже два маршрута. Справедливости ради стоит отметить, что дебютный маршрут № 50 весьма удачный. И как в старые добрые времена, проходит буквально через весь город. Правда, остаётся вопрос – насколько стабильной будет его работа? Ибо у электробусов как у техники достаточно много минусов. Особенно в наших непростых морозоустойчивых погодных условиях.
Среди главных из них отмечают небольшой запас хода, недостаточно развития инфраструктура зарядных станций, трудности в обогреве салона, возможность неожиданного разряда АКБ, а также проблемы с утилизацией аккумуляторов. Кроме того, по сравнению с теми же троллейбусами электробусы банально дороже (без зарядных станций – примерно на четверть). Стоимость обслуживания за километр пробега у них также выше. Наконец, закупка, монтаж и обслуживание троллейбусной контактной сети чуть ли не вдвое, а то и в 2,5 раза экономичнее, нежели использование зарядных станций для электробусов. Тем более, что давно существуют троллейбусы с запасом автономного хода.
Одним словом, «игрушка» выглядит неоправданно дорогой и не вполне практичной. Отчего вся история напоминает скорее иммиджевый проект или обеспечение хорошего заказа за казённый кошт, чем реальную попытку вдохнуть новую жизнь в ярославский электротранспорт. Впрочем, может быть, мы чего-то не понимаем. В любом случае, время покажет, на что годны новые машины. Тем более, что по троллейбусам тоже есть вопросы. В начале января СМИ сообщили о поступлении в Ярославль новых машин. Разумеется, со стороны руководителей всех рангов новость оказалась представлена в самых мажорных тонах.
Событие, безусловно, было долгожданным и радостным. Но не стоит забывать, что соглашение, предусматривающее выделение средств на закупку новых троллейбусов, было подписано ещё в 2019 году. Тогда было принято решение о ликвидации депо на улице Городской вал и строительстве на его месте очередного ЖК. Среди обязательств застройщика, помимо других пунктов, было и обновление подвижного состава. Притом, изначально речь шла про 10 единиц. И ждали их ещё в 2020 году. Но что-то пошло не так. В итоге инфляция быстро обесценила деньги. И их хватило на закупку лишь 4 машин.
Договор на их приобретение заключили с компанией из Вологды летом 2022 года. Троллейбусы должны были прийти в течение 3 месяцев. Однако поставщик долгое время уклонялся от исполнения обязательств по договору, ссылаясь на отсутствие комплектующих. В итоге начались длительные судебные тяжбы. И добиться положенных транспортных средств получилось ещё почти через полтора года. Притом, из четырёх машин в Ярославль прибыли три. А в первые рейсы 19 января отправились две. Как пишет издание «Ярньюс», один троллейбус довольно быстро завершил работу на маршруте № 8 из-за мелких недочетов. И лишь последний продолжал движение на маршруте № 5. Впрочем, тоже не без проблем.
То же издание приводит комментарий одной их пассажирок: «На въезде на Московский проспект троллейбусу пришлось чинить рога. Двигатель стучал очень сильно, как будто троллейбус старее чем то, что было до него, не понятно чего ожидать. Не чувствуется безопасность во время поездки. Заднюю дверь кондуктор раскрывала вручную. Вывод делайте сами». Подчеркнём, что случай, когда водителю пришлось возиться с «рогами» был не единственным. Как минимум, он повторился в минувший понедельник утром на Московском проспекте. Из-за чего на оживлённой магистрали быстро возник затор. Подчеркнём: это – не упрёк в адрес водителей или даже самой техники. Просто констатация факта. Точнее, целой совокупности фактов.
И напоследок – буквально два слова о трамвайном движении. Напомним, что его модернизация осуществляется в рамках концессионного соглашения. Впрочем, осуществляется – пока громко сказано. Документ был подписан в конце декабря 2022 года и ратифицирован областной Думой в конце февраля 2023-го. Прошёл год. Но из видимых результатов в части обновления инфраструктуры пока что лишь демонтированные старые пути на улице Блюхера по маршруту движения трамвая № 6. К прокладке новых пока даже не приступали. Мэрия обозначила сроки строительства с апреля по июнь текущего года.
Однако до 1 июля 2025 года ярославцы должны увидеть полностью обновлённую систему с диспетчерским центром, подстанциями, новыми трамваями и путями, протяжённость которых составляет порядка 45 километров. Участок на улице Блюхера – всего около 3 километров. Притом, он один из самых простых. После его модернизации у концессионера останется всего год на всё остальное. Резонный вопрос: как и когда он всё успеет? Пока он риторический. Но, как говорил классик, терзают смутные сомнения.
К слову, из 47 новых трамваев в Ярославль пришёл пока один, аккурат перед Новым годом. В нынешнем сезоне ожидается ещё 20. Однако на линию их могут не выпустить вплоть до 2025 года. Хотя в первый раз ярославцам обещали прокатиться на обновлённых машинах ещё минувшим летом. В общем, очень многообещающие планы. И очень нелицеприятная действительность. Остаётся надеяться, что концессионер всё же как-то ускорится и выполнит свои обязательства. Особенно с учётом того, что их финансовое обеспечение из бюджета более чем приятное.
Одним словом, пока в транспортном цехе Ярославля всё не слишком хорошо. Безусловно, часть проблем носит объективный характер. На устранение других необходимо время. Тем более, что определённое движение в этом направлении всё же идёт. С другой стороны, транспортная реформа началась отнюдь не вчера. Власти готовились к ней заранее (ведь готовились, правда?). А простых пассажиров мало интересуют проблемы организаторов процесса и компаний-перевозчиков. Равно, как и причины срывов расписания или поломок автобусов. Им просто нужно добраться из точки «А» и точку «Б». Каждый день. И, желательно, без происшествий и длительных ожиданий. Особенно, если на улице зима. За это они платят напрямую из своего кармана (притом, стоимость проезда у нас одна из самых высоких в ЦФО) и косвенно (через налоги и бюджет). И потому имеют полное право спрашивать за результат. Кроме того, есть контракт, в котором чётко прописаны условия работы перевозчиков. И когда эти условия не соблюдаются, властям, наверное, стоит строже спрашивать за исполнение договорных обязательств и активнее проявлять инициативу. Например, добиваться увеличения штрафов для перевозчиков. И, конечно, нормально их собирать. Это как минимум. Потому что когда за отсутствие автобуса на линии выплачивается тысяча рублей – это смешно. Особенно по сравнению со штрафом для пассажира за неоплаченный проезд, который составляет две тысячи. Как максимум, существует практика расторжения контрактов за систематическое неисполнение. Хотя на этот шаг ярославские власти вряд ли пойдут – уж больно матёрые игроки зашли на рынок. Но в таком случае нужно договариваться. Например, заставить перевозчика обеспечить нормальный резерв. Чтобы было чем заменить вышедшие из строя автобусы. В январе было ощущение, что такого резерва нет вовсе, либо он минимален, и проблему не решает. В общем, варианты и механизмы есть. Нужно лишь ими воспользоваться. Ну, или обеспечить работу системы другим путём. Для жителей это был бы отличный подарок к годовщине реформы. Главное, чтобы он не оказался первоапрельской шуткой. Такой «юмор» люди точно не примут.
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ