Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.09.2015
Ярославль
5739
Игорь Сакуров: Акунин уважает чужой труд

Совсем недавно после большого перерыва вышла в свет новая сага о приключениях Эраста Фандорина «Планета вода». Как всегда поклонников таланта Бориса Акунина ждет встреча с добрыми друзьями - героями его произведений, а ценителей изобразительного искусства с новыми иллюстрациями известного ярославского художника Игоря Сакурова, давно полюбившимися всем акуниноведам.

Игорь Сакуров: Акунин уважает чужой труд

Планета вода.jpg















Игорь Анатольевич, иллюстрирование литературного произведения, кроме творческой составляющей еще и непростая кропотливая работа. Сколько времени Вы занимались последним детищем Бориса Акунина «Планета вода»?

- Обычно мне дают строго ограниченное время для выполнения иллюстраций к тому или иному произведению. В этот раз было три месяца. Но в разгар работы я сломал запястье на правой руке и почти на полтора месяца выпал из процесса совсем. Мне даже пришлось просить о помощи моего товарища, иллюстратора Михаила Душина. Его работы есть в книге. Он очень хороший художник, замечательный, легкий в общении человек, мне очень нравится его творчество, но мы различаемся по стилю. Впрочем, никто никогда не рисует одинаково и разница, как правило, видна. Вы можете попробовать найти в книге мои и его иллюстрации.

А если ошибусь?

- Это будет очень хорошо, значит, разница не слишком заметна. Могу дать подсказку - я просил его рисовать безлюдные пейзажи, потому что людей он рисует совсем по-другому, иначе, чем я.

Над чем Вам пришлось особенно потрудиться во время работы?

- Самой большой сложностью на этот раз оказалась фантазийность первой части трилогии «Планета Вода», где описывается подводный город. Пришлось много этим городом заниматься, кстати, в основном на Мишу свалилась эта работа. Я, как обычно, посылал на утверждение автору каждую картинку. Он комментировал, что сделать явственней, что убрать. А Михаил - кроткий человек и настоящий художник - садился и переделывал. Мне с ним комфортно работать, случайному человеку я бы такое ответственное дело не доверил.

Немало времени заняла работа над портретом двенадцатилетней Белинды в первой повести. Детей непросто рисовать, надо точно попасть в образ и возраст. На первом наброске героиня показалась автору несколько старше, чем нужно.

Белинда.jpg







Юная Белинда – героиня повести «Планета Вода»

Как Вы ее омолодили? В технике графики это реально сделать?

- Наверное, можно было что-то исправить, смягчить черты. Но я нашел другой, отличный от первоначального типаж - внучку моего приятеля, и в конце книги ей объявлена благодарность. Если что-то не удается, мне проще переделать. Из неудавшегося рисунка много не вырастет, как его не мучай, лучше пойти заново от чего-то другого. Я нетерпеливый, если плохо, предпочитаю начинать с чистого листа.

В начале работы есть ли у Вас четкие рекомендации от автора?

- Обычно Григорий Шалвович присылает фотографии людей, чей облик ему видится подходящим для героя. Как правило, я пользуюсь его подсказками, это очень облегчает работу, но часто додумываю сам. Иногда у нас разное видение, порой я предлагаю свою трактовку образа. Надо отдать должное, автор, как правило, соглашается. Как я уже неоднократно говорил, он уважает чужой труд. Автор прекрасно создает женские образы, по-моему, он в большой степени постиг тайну женской души. И мысли и ощущения девочек, женщин, я думаю, он описывает весьма точно. Мужские образы у нас с ним удаются быстрее, чем женские. Они порой более гротескны, у них более обострены черты - большой нос, усы, борода.

профессор.jpg

 

очкарик.jpg


Босс.jpg








Мужчин рисовать проще, чем женщин


Есть ли герои, изображение которых автор полностью отдает Вам на откуп?

- Он присылает свои рекомендации по облику персонажей всех новых произведений. А по «старым» книгам, в том числе, «Турецкий гамбит» и «Статский советник», которые я еще не доиллюстрировал, работаю сам.

Как Вы рисуете иллюстрации - находите детали, создаете себе творческую атмосферу, погружаетесь ли в исторические справочники, литературу?

- К счастью, есть интернет. Не устаю повторять: Гугл - лучший друг иллюстратора. Но поначалу я начинал без него, ходил в лавку восточных товаров, рассматривал предметы, что-то покупал, увешивал стены квартиры восточными артефактами и макетным оружием. Это создавало настроение. К примеру, на четвертой странице обложек всех книг фандоринской серии изображен японский свиток. Его я покупал в восточной лавке, чуть надорвал края, посмотрел, как они загибаются, нарисовал. Это очень долго, но безумно интересно. Создать настроение помогает и музыка. Я плохо разбираюсь в классике, дальше «Лунной сонаты» и популярных вещей Моцарта и Шуберта не продвинулся. Но слушаю музыку по теме, например, японскую. Если иллюстрирую вестерн, покупаю музыку из кинофильмов про ковбоев. Могу включить турецкую или старинные вальсы.

Восточные штучки.jpg

 








Восточные штучки

Считаете ли Вы что иллюстрирование - это больше ремесло, нежели творчество?

- Я думаю, зависит от стадии работы. Пока придумываю, что-то ищу, хожу по магазинам за свитками - это творческая работа. Когда занимаюсь исполнительством, это - поток, в котором больше ремесла.

Сколько времени занимает работа над иллюстрациями?

- На одну иллюстрацию в среднем уходит три-четыре дня, а если сложная - то может уйти и неделя…

Вы можете назвать себя акуниноведом?

- Наверное, да, в силу специфики моей деятельности. Время летит, в этом году будет десять лет, как мы сотрудничаем с Григорием Шалвовичем. Я всегда получаю удовольствие от встречи со старыми знакомыми - Фандориным, Масой и прочими героями произведений Акунина. Моя любимая книга - «Алмазная колесница», которую читаю и перечитываю с большим удовольствием. Недавно закончил ее иллюстрировать. Мой последний штрих - 53 заставки к каждой главе второго тома. Конечно, я этим сильно удлинил процесс, но результат того стоил.

Маса.jpg

Две заставки к главам второго тома «Алмазной колесницы». Остальные можно увидеть в издании издательства «Захаров».

Заставки к каждой главе - это Ваша идея?

- Моя. Эту идею автор одобрил, и теперь заставки появляются почти в каждом произведении. Как правило, я сам выбираю героя, эпизод, тему. Единственно, в книге «Планета вода», автор, зная про мои обстоятельства со сломанной рукой, на заставках настаивать не стал. Здесь их немного - перед началом каждой повести. Срок был очень сжатый, я боялся, что не успею. Приходилось работать в диком режиме, когда рука стала выздоравливать – одна, две картинки в день.

Что Вы предпочитаете изображать в заставках – героев, пейзаж, сюжеты?

- По-разному. Сюжеты, конечно, сложнее рисовать, но интереснее. Заставка в книге получается небольшая по размеру, поэтому картинку приходится делать достаточно лаконичной, там нельзя мельчить в деталях. Не надо сажать туда много телег, кактусов, человечков.

Иллюстрация - это своего рода коллаж?

- Да, картинка собирается из нескольких составляющих. Главного героя я обычно рисую с натуры, как и многие художники. Илья Репин, например, так работал, выстраивал свои картины из натурщиков. Сначала делаю схему иллюстрации - где сидит герой, кто стоит поодаль, где, к примеру, едет телега. Затем идет работа с натурщиками или натурщицами. А вот какие, к примеру, на острове Тенерифе телеги или растительность, надо поискать. Автор мне иногда присылает ссылки на сайты, где можно это найти. В самом трудном случае я обращаюсь к моему историческому консультанту - Михаилу Черейскому, компетентному специалисту и прекрасному человеку, который всегда готов помочь, даже если не принимает непосредственного участие в проекте.

Михаил.jpg

 









М.Черейский с любимой собакой

Почему иллюстрировать книги Вы решили в технике графики?

- В моем дипломе написано, что я – художник-график. Мне это ближе.

Кого из иллюстраторов Вы считаете настоящими мастерами?

- Это американские иллюстраторы, жившие на рубеже столетий - Дин Корнуэлл, Эндрю Вайет, Чарльз Дана Гибсон. Замечательный график британец Генри Брок. У него дивные иллюстрации к «Острову сокровищ» (они украшают книгу советской серии «Библиотека приключений»). Я вырос на книгах этой серии, как и многие люди моего поколения. Не будь этих завораживающих книжек, возможно, я не стал бы иллюстратором. Из русских художников прошлого - Иван Кусков, все знают его иллюстрации к «Трем мушкетерам». Из современников - украинец Владислав Ярко, с его большой графической серией к произведениям Коэльо, российский художник Геннадий Спирин, иллюстрирующий сказки. Денис Гордеев - у него прекрасный «Остров сокровищ», средневековые легенды.

мушкетеры.jpg

 









Иллюстрация Уайета к «Приключениям капитана Блада»

Из тех иллюстраторов, которых Вы назвали, у Вас есть кумиры?

- Почти все перечисленные.

Вы пытались что-то у них перенять?

- Как правило, нет. Практически все они, за исключением Генри Брока и Ивана Кускова, живописно подходили к иллюстрациям, решали их в цвете и писали оригиналы маслом. Тогда, видимо, это было в моде. У многих из них совершенно потрясающие иллюстрации маслом и цветовая гамма зачастую сдержанная, как я люблю. Они, похоже, по природе своей графики. К примеру, Дин Корнуэл мастерски вводит в свои работы маслом помимо серого лишь один яркий контрастный цвет - синий, желтый или красный.

Остров сокровищ.jpg

 






Иллюстрация Дина Корнуэлла к «Острову сокровищ»

Что Вы предпочитаете писать для души?

- Портрет, пейзаж, обнаженная натура - традиционные жанры. Недавно я посетил курсы повышения квалификации для педагогов художественных учебных заведений в Санкт-Петербургской Академии имени И. Репина. Это был месяц интенсивной работы, а также прекрасное общение. Люди съехались со всей страны. Все рисуют по-разному, у всех свой опыт работы. Я был самым взрослым в нашей группе, но никто не давал мне моего возраста. Ведь есть поговорка: «Ученик мудреет в глазах бога и молодеет в глазах товарищей». Получил, что называется, большой творческий заряд. Каждый день работал - рисунок, живопись, как в старые добрые времена учебы. Мне было интересно наблюдать, как преподаватель поправляет написанный мною портрет, как он тонко видит градации цвета. Портрет, на самом деле, весьма затягивающая работа… Очень жалею, что раньше недостаточно внимания уделял масляной живописи, что в свое время не закончил Репинку.

Питер2.jpgПитер1.jpg

 










Кое-что из питерских пленэров этого года.

У вас был шанс?

- Шанс был у всех. Но мне не хотелось далеко уезжать от Ярославля, поэтому я поступил на заочное отделение Московского Полиграфического института. Тогда считалось, что там лучше всего преподают композицию. Но в отношении живописи там совершенно другие традиции, ведь это бывший ВХУТЕМАС… Сейчас я больше тяготею к реалистическому рисованию.

Существует ли сейчас русская изобразительная школа, и отличается ли она, к примеру, от ваших любимых американцев?

- Мои любимые американцы жили на рубеже 19-20 веков, и никого из них уже нет в живых. А что сейчас в американской графике делается, я просто толком не знаю. Иногда в интернете попадаются интересные работы, но, как правило, какое-то ретро, винтаж. Мне очень нравится, к примеру, китайская акварель. Многие китайцы, кстати, учились в той же Репинке. Они молодцы, посылают свою молодежь обучаться самым разным профессиям по всему миру, а потом собирают подготовленных специалистов у себя. Полученная квалификация множится на их неимоверное трудолюбие, и получается «китайский цирк» во всех областях, в том числе в живописи и графике. Встречаются и европейцы, интересно работающие в той же акварели… Сегодня, бесспорно, есть талантливые художники, но я не настолько хорошо информирован о состоянии современного изобразительного искусства. Мне нравятся выпускники Репинки в графике и живописи. В этом смысле я не патриотичен, выпускники Полиграфа меня не так впечатляют.

Считается, что сейчас в России художников больше чем потребителей искусства. Так ли это, по-Вашему?

- Первый раз об этом слышу. Вам сказал об этом кто-то из художников? Художники любят бросать острые фразы в разговоре. Так уж они устроены - подай им все яркое и парадоксальное. Это, на мой взгляд, полемическое высказывание, насколько следует принимать его всерьез, не могу сказать.

Занимаетесь ли Вы еще какими-то проектами, кроме иллюстрирования книг Акунина?

- Недавно занимался «Собакой Баскервилей» Конан Дойля, но она еще не вышла в свет. Интересно было работать над сборником Есенина, правда, не удалось там много порисовать из-за сжатых сроков и небольшого бюджета. Раньше я несколько свысока относился к творчеству Сергея Александровича и его личности, но почитал его биографию, стихи, посмотрел сериал о его жизни, и понял, что он глубокий, разносторонний поэт.

Хотелось бы проиллюстрировать и произведения других авторов… 

Шерлок1.jpgШерлок2.jpg








Иллюстрации к «Собаке Баскервилей»



А именно ?

- К примеру, «Мастера и Маргариту» Булгакова. Считается, что это опасный материал, но я в мистику не слишком верю, поэтому не боюсь. У меня есть любимое произведение Джона Апдайка «Кентавр». Интересная книга с двумя реальностями - античной и современной. Я даже пробовал иллюстрировать его, планировал сделать диплом в Полиграфическом институте к Апдайку, но дальше нескольких изображений не пошло. В то время очень недоставало интернета, хороших поисковых систем. Я не мог найти, как выглядел американский бьюик 40-х годов.

Мастер1.jpgМастер2.jpg






К «Мастеру и Маргарите» мною уже предпринимались попытки кое-что порисовать

Много ли Вам поступает предложений?

- Предложения бывают, но от некоторых приходится отказываться. Мне проще заняться какими-то своими вещами и давно работающими проектами. Есть проект Б. Акунина «История государства российского», сейчас пишется третья сдвоенная книга, а планируется восемь.

На Ваш взгляд, каково сейчас место художника в современном обществе?

- Наверное, во все времена люди стремились к красоте, а художник пытался быть проводником этой красоты в жизнь. Другое дело, что жизнь заставляет думать о коммерческой стороне вопроса. Количество упоминаний в Интернете у каждого художника свое, к примеру, Никас Сафронов широко известен, я – меньше. Много хороших художников, но кому-то удалось распиариться, а кому-то нет. Есть замечательные, но не слишком известные художники в Ярославле, в Питере, в Москве.

Время меняется и меняется искусство, на мой взгляд, к худшему. Мы вынуждены прибегать к какому-то трюкачеству. И пиар неизбежно присутствует, как важная составляющая, в современном искусстве. При этом творец, выдающий «маловысокохудожественный» продукт, может быть известен более широкой публике, чем автор более качественных произведений. Зачастую потребителями изобразительной продукции являются люди не слишком грамотные, им нравятся порой абсолютно нехудожественные вещи. В наше время весьма сильна коммерция, продать можно все. Наверное, место художника тоже больше сместилось в сторону бизнеса. Масса людей работают без души. Мне повезло, мои иллюстрации делаются и для души в том числе.


Беседовала Анастасия Леонидова


*   *   *

В ноябре 2015 года на выставочных площадях КЗЦ «Миллениум» будет развернута юбилейная выставка, посвященная 10-летию сотрудничества писателя Б.Акунина и художника И. Сакурова. На ней будут представлены работы ярославского иллюстратора к произведениям фандоринского цикла, изданным в 2015 году, а также экспонаты, знакомящие зрителей с интересными рабочими моментами создания книжной графики.

Приятной неожиданностью для знатоков и любителей творчества И.Сакурова станут его работы в жанре прикладного искусства, выполненные по мотивам романа Б.Акунина «Алмазная колесница». Среди них – бумажные скульптуры, японские веера и свитки с графическими композициями художника.

1 ноября 2015 года в Арт-кафе КЗЦ «Миллениум» будет проходить очередное заседание клуба «АРТ-бомонд», посвященное юбилею проекта. Его тема – «Россия и Япония – взаимопроникновение двух культур». В рамках мероприятия, наряду с традиционной литературно-музыкальной композицией, планируется мастер класс от гейши (оригами, икебана, чайная церемония), выступление мастеров японского боевого искусства кэндо, а также арт-перформанс «Уроки каллиграфии в стиле боди-арт».

Среди участников и почетных гостей вечера 

Ирина Богат (Берлин, Германия) – директор издательства «Захаров», Михаил 

Черейский (Реховот, Израиль) - консультант по вопросам истории и бильд - редактор литературных проектов Б.Акунина.


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?