Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

07.09.2022
Общество
3015
КУДА ПОДАТЬСЯ БЕДНОМУ ТУРИСТУ?

Берег турецкий, ночи в Сочи и близкий далёкий Крым: о трудностях выбора в пост-ковидную эпоху

КУДА ПОДАТЬСЯ БЕДНОМУ ТУРИСТУ?

        Лето как обычно проходит быстро. Наверное, ещё со школьной поры оно всегда выглядит скоротечнее, чем зима или осень. Вот и на сей раз казалось, что ещё вчера было 1 июня. А за окнами уже сентябрь. Наверное, именно поэтому наши люди так хотят продлить лето. Хоть ненамного. И желательно – где-нибудь в тёплых краях. Как говорится, лучше северный берег Чёрного моря, чем южный берег Баренцева. Вот только с выбором этих самых краёв последнее время наметился серьёзный дефицит. То пандемия нагрянула – особо не поездишь. То аэропорты закрыли, а поездом или машиной добираться долго. То «демократичная» и «толерантная» Европа решила не пускать к себе россиян. Куда податься бедному туристу? Конечно, летать наши люди не переслали (в противном случае, русские не были бы русскими). Остались ОАЭ с Мальдивами, Куба с Доминиканой, Вьетнам с Тайландом, Грузия с Азербайджаном. Однако эти направления либо слишком дорогие, либо слишком дальние, либо плохо изученные. И потому не столь массовые (хотя постсоветские республики последнее время идут в рост и набирают всю большую популярность). Так что для большинства россиян, истосковавшихся по солнышку, выбор сводился, по сути, к двум пунктам: наш юг и Турция. На них мы и решили остановиться, проведя по прошествии сезона небольшой анализ этого отдыха и разбавив его личными впечатлениями от поездки в Анталью. Возможно, какие-то выводы и суждения покажутся необычными и даже парадоксальными. На истину в последней инстанции никто не претендует. Так что заранее оставляем за каждым право на личное мнение. И надеемся, что полученная информация будем как минимум интересна, а как максимум – полезна. Ведь впереди – новое лето!

 

Не нужен нам берег турецкий?

 Анталья (3).jpg         Начнём с Турции и признанной столицы её туристической отрасли – Антальи. Казалось бы, из всех возможных «заграниц с морем» эта – самая оптимальная по сочетанию «цена-качество». А ограниченное авиасообщение с нашим югом делает данный вариант летнего отдыха фактически безальтернативным. Ан, нет! В нынешнем сезоне турпоток из России значительно сократился. Местные туроператоры приводят неутешительную статистику. За первое полугодие в стране отдохнули 1 миллион 800 тысяч россиян. В то время, как в прошлом году только за 3 летних месяца эта цифра составила полтора миллиона. Конкретно в Анталье за июнь 2022 года на курорты провинции (Кемер, Белек, Сиде и другие) приехали порядка 420 тысяч отдыхающих из нашей страны. Если сравнивать с аналогичным периодом 2019 года (самым «тучным» сезоном до начала пандемии и всех последующих событий), то это на 52% меньше. Ещё больший спад отмечен в провинции Мугла на побережье Эгейского моря (Бодрум, Мармарис, Фетхие и так далее). В июне там приняли около 74 тысяч наших соотечественников. По сравнению с 2019 годом падение составило 59,5%.

         В чём же дело? Почему, казалось бы, при полном отсутствии адекватной альтернативы россияне не оккупировали проверенные и любимые турецкие курорты? Основных причин две. Первая – значительное сокращение авиаперевозок. Если в середине 2019 года в Анталью летали самолеты из 50 городов России, то в 2021 – уже из 25-30, а в настоящее рейсы осуществляются только из 17 населённых пунктов. Скажем, полностью прекратились полёты из некоторых регионов Сибири и Юга страны. Вторая причина, напрямую связанная с первой – дороговизна. Притом, не только в части авиабилетов. По оценке опять же турецких специалистов, туры подорожали минимум на 50%. Но порой рост был гораздо больше, доходя почти до 100%.

Анталья (2).jpg         Среднюю стоимость путёвки в Анталью для семьи из двух взрослых с одним ребёнком в июле оценили в 198 тысяч, а в августе – более чем в 223 тысячи рублей. И эти цифры отнюдь не представляются завышенными, вполне коррелируя с данными уже наших экспертов из АТОР. Согласно которым, минимальный тур в ту же Анталью в июле был оценён в 161 тысячу рублей. Не удивительно, что на фоне растущей инфляции, сокращений на работе и продолжающегося снижения реальных доходов населения ценовой фактор стал решающим.

         Не стоит списывать со счетов и опасения россиян за свою безопасность. На фоне специальной военной операции на Украине в отношении граждан нашей страны на Западе началась настоящая истерика. А поскольку туристы из Европы на турецких пляжах продолжают составлять значительную часть, да и самих украинцев в Турции всегда было достаточно (в том числе среди персонала), наши люди боялись потенциальных конфликтов. Забегая вперёд, хочется подчеркнуть: во время отдыха в Анталье автор ни разу не столкнулся ни с проявлением агрессии, ни даже просто с косыми взглядами в сторону русских. Хотя в отеле была значительная часть иностранных гостей (Германия, Италия, Румыния и другие страны). Тем не менее, для многих психологический фактор (к которому стоит отнести и опасения насчёт безопасности перелёта) сыграл существенную роль в выборе места отдыха.

 

Мерхаба, руссо туристо!

Анталья (1).jpg          Как падение турпотока из России отразилось на самой Турции? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. С одной стороны, по данным Организации экономического сотрудничества и развития на туристическую отрасль республики приходится всего 4% ВВП. То есть это отнюдь не ведущая сфера в экономике страны. Турки давно и вполне успешно смогли диверсифицировать своё хозяйство. Ведущие места в нём занимают аграрный сектор, машиностроение (прежде всего – автомобилестроение), производство текстиля и добыча мрамора. По запасам последнего Турция считается чуть ли не первой страной в мире. А сам материал здесь настолько доступен, что им отделывают буквально всё.

         Автомобилестроение начало развиваться здесь ещё с 50-х годов, а в 90-х получило второе рождение (прежде всего, благодаря относительно дешёвой рабочей силе и доступным материалам). Сегодня Турция входит в число 15 крупнейших автопроизводителей в мире и в первую европейскую пятёрку, уступая только Германии, Испании, Франции и Великобритании, но зато превосходя Италию, Швецию и Россию. На тринадцати автозаводах собирают различные модели Toyota, Ford, FIAT, Hyundai, Renault, Opel, Honda и другие европейские, азиатские и американские марки. Кроме того, страна является крупнейшим поставщиком автокомпонентов в Европе. Турецкая промышленность охватывает такие товарные группы как запчасти для двигателей и коробок передач, колеса, тормозные системы и т.п.

 Автобус Отокар.jpg        Есть в Турции и собственное автопроизводство. Однако почти все крупнейшие заводы являются совместными предприятиями с европейскими компаниями (Oyak-Renault, Tofaş, Ford Otosan). Впрочем, есть и исключения. Например, Otokar - дочерняя компания местной финансово-промышленной группы Koç Holding, специализирующаяся на выпуске автобусов и военной техники. Производственные мощности расположены в провинции Сакарья на северо-западе страны. Автобусы «Отокар» до боли напоминают наши «пазики». Правда, по ощущениям всё-таки более комфортные. Показательно, что «стоячих» мест в ряде моделей официально не предусмотрено.

         С другой стороны, возвращаясь к туризму, нельзя не отметить, что доля конкретно россиян на турецких курортах составляет порядка 25%. То есть мы для турков – ведущая нация в этой отрасли. И не считаться с этим нельзя. Турки это прекрасно понимают (тем более, что в данной сфере в летний период занято довольно много людей, которых специально привозят из центральных провинций – каждая уважающая себя «пятёрка» имеет несколько сотен человек персонала). И поэтому остаются с нашими туристами максимально обходительными, продолжая демонстрировать максимально высокий уровень сервиса. В чём они серьёзно преуспели за последние десятилетия. И пока равным им нет. Во всяком случае, пока существует направление «всё включено». Хотя российские курорты потихоньку начинают раскручивать его у себя. А турки, наоборот, постепенно стараются использовать другие «пакеты» туристических предложений. Но в любом случае, нашей гостиничной инфраструктуры до турецких коллег пока как до луны.

Торговый центр (2).jpg         Кроме того, турки стараются использовать особенности текущего момента. С 1 июня для въезда в страну были отменены ПЦР-тесты. Что стало очень удобным для порядком уставших от ковидных ограничений россиян. Кроме того, за весну и лето из России ушли многие иностранные бренды. Например, одежда или автомобили. В результате в той же Анталье стали активно запускать бесплатные шоп-туры в многочисленные торговые центры и аутлеты, в изобилии расположенные на окраинах столицы турецкого Средиземноморья. Доставка туда бесплатная, а одежду в ряде случаев разрешают забрать померять даже в отель и оплатить уже оттуда. Притом, акцент делают именно на ушедшие бренды. К тому же, всем известно, что в Турции шьют довольно неплохие «реплики» известных марок. По качеству они не уступают оригиналу, а разница в цене может быть пятикратной.

         К тому же, в Анталье представлены дилерские центры, наверное, всех известных автомобильных концернов. Больше всего, конечно, заметны «немцы» и «японцы», но имеются и «французы», и «итальянцы», и «корейцы», и «чехи», и «американцы», и другие. А местные торговцы не раз говорили, что по завершению активного туристического сезона готовы перегнать в Россию едва ли не любой интересующий вас автомобиль. Не исключено, что в условиях постепенного сокращения авторынка эта услуга, до того существовавшая скорее эпизодически, будет набирать обороты. Что касается других товаров (к примеру, того же текстиля – от одежды до постельных принадлежностей и полотенец) – то их активно завозят уже сейчас.

Городской трамвай (старый).jpgГородской трамвай (новый).jpg         К слову, в Анталье довольно любопытная система городского общественного транспорта. Она представлена автобусами и трамваями. Сеть достаточно разветвлённая. Оплата проезда производится только по безналичному расчёту с помощью бесконтактных банковских карт или специальной «Antalya Kart». Она существует в бумажном (на фиксированное количество поездок) и пластиковом варианте. Последнюю можно пополнять неограниченное количество раз, а также передавать друзьям и знакомым. Оплачивать проезд ей могут сколько угодно пассажиров. Никаких кондукторов в транспорте нет. Карту нужно прикладывать к терминалам, которые расположены при входе в салон у передней двери (через неё же осуществляется вход).

Городское такси (2).jpg         Проезд стоит 8 лир, при этом пересадка на другой вид транспорта в течение 1-2 часов обойдётся всего в 2,5 лиры. Что достаточно удобно в мегаполисе с его неизбежными пробками. Авторам «транспортной реформы» в Ярославле – на заметку. Для детей до 6 лет проезд бесплатный. Также существует приложение «Antalya Kart», с помощью которого всегда можно посмотреть расписание движения, увидеть местоположение необходимого автобуса или узнать, какой транспорт останавливается на конкретной остановке. При этом, на самих павильонах полезной информации либо очень мало, либо она отсутствует вовсе.

Икеа.jpg         Трамваи с их выделенной линией очень удобны, чтобы добраться, в том числе, до торговых центров типа Deepo/Mall of Antalya или Agora/Ikea, куда ходит достаточно мало автобусов. К слову, в городе действует как современная, так и ретро-линия (в старом центре). Так что поездка на трамвае интересна ещё и сама по себе. Разумеется, в городе действует развитая сеть такси. Проезд недешёвый (в начале сезона при посадке в салон на счётчике указывалась сумма 7 лир, и далее по 7 лир за каждый километр). Но высокая стоимость компенсируется скоростью. Свободных машин много. В крайнем случае, можно воспользоваться специальными кнопками на столбах – экипаж приедет в течение считанных минут. Для тех, кто ценит своё время – самое то. Да и в целом с передвижением из точки «А» в точку «Б» в Анталье (как в городе, так и в провинции) проблем нет. Таким образом, солнечный берег по-прежнему остаётся весьма удобным и привлекательным местом для летнего отдыха. Разумеется, с учётом возросших цен. А что у нас?

 

Черноморские ветра. Питер.

Сочи-1 (1).jpg

                 Теперь о том, как сложился сезон на российских курортах. Начнём с Сочи. И сразу оговоримся, что статистика по отдыху в главном курортном городе страны достаточно противоречивая. По официальным данным местной администрации, опубликованным в начале сентября, за 8 месяцев Сочи принял почти 5,25 миллионов отдыхающих. Высокий сезон стартовал в начале мая. Рост туристического потока за прошедший период составил 4% по сравнению с 2021 годом. В свою очередь, согласно информации пресс-службы администрации Краснодарского края, за полгода в город-курорт приехали более 3 миллионов гостей. При этом, по сведениям главы города Алексея Копайгородского, в первом полугодии прошлого года в Сочи отдохнули свыше 5 миллионов человек. Таким образом, в первой половине сезона справедливо говорить всё-таки о сокращении турпотока.

         Возможно, увеличение по сравнению с прошлым годом было «навёрстано» за июнь и август (последний летний месяц действительно считается самым пиковым, а заполняемость отелей в августе достигала 95%). Однако это предположение также можно подвергнуть сомнению. Во-первых, общую среднюю загрузку средств размещения с июня по август оценили в 88%. То есть гостиницы были загружены не полностью. Стабильно высокую загрузку показывали разве что отели, работающие по принципу «все включено». Но таких в Сочи всего 18 из 2,5 тысяч официальных объектов размещения. Во-вторых, как известно, в конце июля на город обрушились ливни. Город в буквальном смысле ушёл под воду. На побережье прошли смерчи. Реки вышли из берегов. А бурные потоки сбивали с ног людей и сносили машины. И что-то подсказывает, что в данный период турпоток также не мог возрасти.

Сочи-2.jpg         Косвенным подтверждением этому является и тот факт, что в конце июля – начале августа в Сочи начали резко снижать цены на путёвки. До этого стоимость более-менее приличного отдыха (на август) для семьи из трёх человек (двое взрослых и один ребёнок) на 10 дней переваливала за 200 тысяч рублей. Притом, это цифры даже не по Центральному району, а по Имеретинской долине или Лоо. В среднем же, по состоянию на середину июля цены в Сочи по сравнению с прошлым годом выросли в полтора раза. То есть мы видим те же 50%, что и в Турции. Но при этом уровень сервиса остаётся на порядок ниже. В любом случае, даже если принять официальную статистику, общее увеличение турпотока на 4% представляется очень маленьким. Особенно на фоне снятия коронавирусных ограничений (в прошлом году они ещё были) и общей ситуации на курортах Краснодарского края.

         Ведь сочинский аэропорт оставался единственным не закрытым с момента начала специальной военной операции на Украине. Краснодару, Анапе и Геленджику в этом плане не повезло. Добраться до этих и других городов можно было только на поезде или на машине. А это довольно сомнительное удовольствие. Соответственно, поток гостей там сократился. А переориентировать его на себя Сочи так и не смог. Полагаем, что причин тут несколько: от финансовых (люди просто не хотели отдыхать на нашем юге по цене Турции) до организационных (город просто не готов предоставить соответствующую инфраструктуру на все вкусы и потребности). Так что считать летний сезон на черноморском побережье Кавказа каким-то особенно удачным вряд ли возможно.

Крым-3.jpg         Что касается отдыха в Крыму, то там снижение турпотока признают официально. Притом, цифры достаточно серьёзные. За 8 месяцев полуостров посетили свыше 5,26 миллиона человек (как Сочи). Непосредственно с июня по август там отдохнули более 4,2 миллиона граждан. И нынешним летом отдыхающих в Крыму было на 19% меньше, чем годом ранее. Главной причиной здесь стало опять-таки закрытие главной воздушной гавани – аэропорта в Симферополе. С учётом спецоперации на Украине, на полуостров остался фактически единственный коридор – через мост над Керченским проливом. 83% туристов приехали по нему на автомобильном транспорте, оставшиеся 17% - на поездах. Однако такая дорога эта была ой какой неблизкой. Так, знакомый автора добирался из Ярославля до Евпатории трое суток с двумя ночёвками. И если твой отпуск ограничивается 2 неделями, провести почти половину времени на колёсах вряд ли захочется. Само собой, к временным затратам добавляются затраты финансовые (в Крыму также весьма значительные) и издержки сервиса.

  Питер-1.jpg       В завершении стоит отметить, что, учитывая все перечисленные сложности с отдыхом на морских курортах (как наших, так и заграничных), многие люди предпочли ему поездки по другим регионам России. Так, по сообщению пресс-службы комитета по развитию туризма мэрии Санкт-Петербурга, туристический поток в Северную столицу с января по август 2022 года вырос более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общее количество гостей оценили в 5,54 миллиона человек, притом абсолютным большинством были как раз жители российских регионов (5,38 миллиона). По итогам первой половины августа средняя заполняемость отелей категории «3 звезды» составила 88,6%, «4 звезды» - 79,9%, «5 звезд» - 66,8%. В тот же период 2021 года загрузка в целом не поднималась выше 52%.

         Таким образом, в нынешнем году россияне отдыхали на морях менее активно, чем раньше. Хотя говорить о каком-то радикальном снижении турпотока тоже нельзя. И это – с учётом многочисленных ограничений (увеличение стоимости путёвок, закрытие аэропортов, сокращение рейсов, соображения безопасности, природные катаклизмы). Для туристических компаний период также не был каким-то жёстким, особенно по сравнению с 2020 годом, когда десятки агентств были вынуждены остановить свою работу. Однако всем ясно, что наступили новые времена. И для сохранения массового туриста придётся хорошенько потрудиться. Стандартных предложений уже недостаточно. Нужно нечто большее. По субъективным ощущениям, заграничные курорты (речь не только о Турции, но и о других странах) готовы к этому лучше наших. Последние пока ещё не до конца перестроились на новые рельсы. Для этого у них будет ближайшие полгода. В конечном счёте, выиграет тот, кто будет максимально открыт людям. Ведь лето – это маленькая жизнь. И провести её хочется с максимальной отдачей.

 

 

         МИХАИЛ БОРОДИН

 

        

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?