Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

26.09.2019
Общество
3086
ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ
Журналист Людмила Дискова сразу после выборов 8 сентября 2019 г. взяла у меня, Евгения Голубева, интервью для одного из ярославских интернет-изданий. Его не опубликовали. Странно, тем более, что в этом интервью  ничего сенсационного не было. Поэтому мы решили опубликовать его на собственном портале. Хоть и нескромно, однако надеемся, что оно как минимум интересно.
ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

- Евгений, первый вопрос – почему явка на выборы была низкой? Ведь выборы главы поселения или местных депутатов – это то, что по идее должно находить у людей отклик. По крайней мере, в той же Германии, чем ниже уровень выборов, тем выше явка. У нас все наоборот. Вчера зашла на сайт облизбиркома. Вот оно сельское поселение Ивняки, в котором зарегистрированы 6809 избирателей, а голосовать из них пришли 1465. В чем дело?

- Ивняки – это Ярославский район, там действительно была низкая явка. Я бы даже сказал – провальная. Но в других муниципальных образованиях к урнам пришли более половины избирателей. Это очень много. Вспомните, сколько людей у нас приняло участие в губернаторских выборах – чуть больше тридцати процентов. Так что все в сравнении познается и говорить о том, что явка на этих выборах была низкой, это значит грешить против истины. А сравнивать нас с Европой все-таки некорректно. Несмотря на то, что де-юре у нас есть местное самоуправление, де-факто ведь его нет. У тех же глав поселений не осталось ни полномочий, ни денег. У нас процентов 70 полномочий, а с ними и денег ушли на уровень федерации, что-то осталось регионам, а муниципалитетам фактически ничего. Если в Ярославле хоть какое-то имущество есть, которое еще можно продать, чтобы пополнить казну, то на селе продавать нечего.

- Как вы оценивает результаты «Умного голосования»? Не секрет, что в целом ряде регионов его поддержали избиратели. Но есть ли гарантия, что те, кого избрали в пику «ЕР» завтра не будут солидарно с нею голосовать?

- Давайте сначала посмотрим на итоги голосования за депутатов Мосгордумы. За этой избирательной кампанией наблюдали многие. Расклад сил сегодня известен – 25 голосов набрали «самовыдвиженцы», которых активно поддерживала «Единая Россия», а 20 представители оппозиционных партий. Такого расклада не было никогда. Опять же не забывайте – формально 25 самовыдвиженцев никак не связаны партийными обязательствами, то есть, они вольны голосовать по важнейшим вопросам так, как посчитают нужным. Я не исключаю, что цифра 20 легко может трансформироваться и в двадцать пять и в двадцать семь…И мне кажется, что в данной ситуации «Умное голосование» победило. Не секрет, что недовольство правящей партией растет, так что в зависимости от политической конъюнктуры самовыдвиженцы будут решать, как им себя правильнее вести. В нашей области оппозиция тоже добилась определенных успехов. Победили поддержанные КПРФ Анна Головина (Ярославский МО) и Денис Николаев (Рыбинск). Одна стала депутатом поселения, другой – городского муниципалитета. Очень неплохой результат партия показала в Пошехонье, Гаврилов-Яме, Данилове. Причем в Данилове кандидатам в депутаты от оппозиции удалось провести в муниципалитет больше половины своих сторонников.

- Ну да – в поселковые Советы и ряд муниципалитетов оппозиция в Ярославской области прошла. А вот на губернаторских выборах, состоявшихся в минувшее воскресенье в 16 российских регионов, победили представители «Единой России». Получается, что все-таки главные победы одержала партия власти?

- Да будет вам! Понятно же, что, если будут реальные конкурентные выборы, никакого триумфа «Единой России» не будет. Сегодня у нас о конкурентных выборах никто и не говорит. Муниципальный фильтр «отфильтровывает» большую часть неугодных кандидатов, остальные «нейтрализуются» в последний момент. Яркий пример – снятие коммуниста Бортко с выборов в Санкт-Петербурге. Ведь никто же не верит, что снялся он по собственному желанию. Наверняка в администрации президента социологию посмотрели и увидели, что в том случае, если он примет участие в выборах, второй тур неизбежен. А это чревато серьезными политическими последствиями. Да что там выборы губернаторов! В Мосгордуму не допустили сильных кандидатов от оппозиции, кого-то посадили, кого-то не зарегистрировали…

- Наш известный политолог, профессор МГИМО Валерий Соловей нынешней весной говорил, что Россия в конце 2019 года войдет в зону турбулентности. Вы как к этому прогнозу относитесь?

- Я в подобные прогнозы не очень верю. Хотя допускаю, что Валерий Дмитриевич интуитивно чувствует, что экономическая ситуация в стране далека от благополучной – народ беднеет, растет безработица. Вроде как все это должно привести к социальному взрыву и смене власти. Но в Москве нынче волнения были, однако власть быстро разогнала протестующих: кого-то побила дубинками, кого-то просто изолировала, а потом слегка сдала назад. И на этом все. Конфликтная ситуация не получила развития. Почему? Наверное, народ у нас терпеливый, да и потрясений все боятся.

- Поэтому и кредит доверия власти люди на очередных выборах выдали?

- Выдали, но кредит этот краткосрочный - максимум на год.

- Ярославский губернатор Дмитрий Миронов у власти три года. За это время каких-то серьезных положительных сдвигов у нас в регионе не наблюдается. Более того, Дмитрия Юрьевича уже в которой раз настойчиво провожают в Москву, говорят, что и место хорошее ему уже подготовили. Интересно, уйдет или останется?

- Останется. Сегодня Администрация президента вряд ли рискнет поменять руководителя весьма проблемного региона. А Ярославская область - регион проблемный. Впрочем, есть еще одна причина сохранить статус-кво – короткая скамейка запасных. Однако надо признать и то, что за последний год каких-то серьезных катаклизмов в области не случилось. «Мусорная реформа», которая раздражала большую часть населения, затормозилась. Сейчас, правда, может осложнить ситуацию положение дел в здравоохранении. Пока многие не понимают, что здравоохранение – это сфера ответственности региональной власти. У нас ведь как до сих пор рассуждают: «Лечусь в районной больнице, а там нет ни лекарств, ни докторов! Куда мэрия смотрит?» О том, что никакой районной больницы уже лет семь как нет, мало кто знает. Масла в огонь подливает, как это ни парадоксально, региональный департамент здравоохранения, который никак не реагирует ни на жалобы пациентов, ни на требования тех же льготников обеспечить их своевременно лекарствами. Чиновники просто ничего не делают. А ведь ту же оптимизацию учреждений здравоохранения в разных регионах по-разному проводят и далеко не везде бездумно режут ставки и закрывают больницы.

- У нас параллельно с подготовкой к выборам тихо шла подготовка и к административной реформе. В очередной раз губернатор решил изменить структуру власти. Теперь появится администрация главы региона. Зачем?

- Вопрос сложный. Скажу так – то, как заявлено о предстоящих изменениях в структуре органов власти, свидетельствует, что между первыми лицами региона существует как минимум элемент недоверия. А если так, то мы же понимаем, что первое лицо всегда сильнее, и в этом смысле перевод департамента финансов под прямой контроль губернатора - косвенное признание того, что что-то у нас ранее было сделано не так.

- И что у нас было сделано не так?

- Не так как надо сложилась ситуация в здравоохранении, с мусором не разобрались до конца, бюджетные расходы в целом тоже шли …. не совсем в том направлении, с ЖКХ непонятно что происходит, ремонт дорог затормозился... Вопросов много. Короче, если новую структуру утвердят, г-н Степаненко не будет принимать окончательного решения о распределении бюджетных средств.

- У меня наивный вопрос – а кто тогда рулить-то будет? Губернатор в Москве частенько работает, но ведь многие вопросы надо решать оперативно…

- В заявленной структуре нынешний директор департамента финансов получает большие полномочия. Вот вам и ответ на ваш вопрос. Не исключено, что человека таким образом готовят к более высокой роли.

- В 2021 году пройдут выборы в ГД РФ. Подготовка к ним начнется уже нынешней зимой. Как, по-вашему, все будет происходить?

- Выборы в Государственную Думу должны стать прологом к главным выборам – президентским, ведь транзит власти должен пройти максимально безболезненно. Отсюда вывод - оставлять политическую систему в том виде, в каком она есть сегодня с четырьмя политическими партиями, которые всегда обо всем договариваются, это значит сохранять и президентскую вертикаль. Но это - тупик. Чтобы все прошло без потрясений, уже этой зимой Администрация президента должна предложить народу «не старые песни о главном», а принципиально новую систему организации власти. По-другому не получится. Консервация силового сценария приведет к дальнейшей консервации всей отечественной экономики. Это хорошо понимают деловые люди, те, кто работает в бизнес-структурах. Нельзя просто так закрыть границы и отменить глобализацию, мы все слишком зависим друг от друга.


Людмила Дискова

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?