Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

05.02.2020
Общество
4943
МУЗЕЙНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ: УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ ИЛИ БРЕНД НА ЛАДОНИ

Новый взгляд на ярославские набережные

МУЗЕЙНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ: УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ ИЛИ БРЕНД НА ЛАДОНИ

Вы когда-нибудь задумывались, насколько хорошо знаете город, в котором живёте? На первый взгляд, ответ очевиден. Кажется, что здесь знакома каждая улица, каждый дом, каждый двор, каждое дерево и каждая собака, обнюхавшая это самое дерево. Привыкнув к жизни в «Столице «Золотого кольца» среди архитектурных шедевров и памятников старины, мы стали воспринимать их как нечто обыденное, словно декорации к нашей собственной жизни. А поскольку эти декорации практически не меняются, то и ждать от них каких-то чудес или открытий, вроде как, не приходится. Но это не так. Взять, к примеру, ту же набережную (Волжскую и Которосльную). Это поистине уникальное место. И дело не только в архитектурно-ландшафтном своеобразии (хотя такому сокровищу позавидовал бы любой российский, да и зарубежный город). Мало кто знает, что здесь расположены сразу 9 неповторимых музеев, готовых представить взыскательной публике коллекции на любой вкус: от классики до авангарда, от древнерусского искусства до альтернативной истории. А главное – всё это на отрезке длиной менее 2,5 километра! Где ещё встретишь такое количество достопримечательностей, сосредоточенных на клочке земли, который любой здоровый мужчина обойдёт за полчаса? Разве что в Кремле! Ваш покорный слуга также решил прогуляться по центру Ярославля. И взглянуть на столь хорошо знакомые места по-новому.

 музейная набережная.jpg

      Начнём прогулку с Богоявленской площади. Или, как её продолжают величать представители старшего поколения – с Подбелки, где в комплексе зданий под общим номером 25 уже не один десяток лет расположен Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Иногда его ошибочно называют также «Ярославским кремлём», что не соответствует действительности. Ибо наш кремль всегда находился на Стрелке, а музей расположен на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Впрочем, ценности учреждения это нисколько не умаляет. И вот почему.

Музей-заповедник (2).jpgМузей-заповедник (4).jpg

         Во-первых, музей-заповедник – самый крупный на нашем маршруте (да и в городе вообще). Ему принадлежит не только комплекс монастырских зданий, но и шесть церквей (в том числе такие знаковые для «золотого века» ярославской архитектуры и всемирно известные, как храм Иоанна Предтечи и Ильи Пророка), а также три филиала – музей Боевой славы, мемориальный дом-музей Л.В. Собинова и музей «Космос» имени В.В. Терешковой. В среднем, за год экспозиции, над сохранением которых трудятся свыше 200 сотрудников, посещают почти 700 тысяч человек. Во-вторых, он самый древний – основан ещё в 1865 году при Обществе для естественно-исторического исследования Ярославской губернии. А на территории расположено ещё и самое старое здание Ярославля – Спасо-Преображенский собор 1516 года (построен по приказу Василия III московской артелью под руководством итальянского мастера, перестраивавшего Московский Кремль). Третья особенность – изумительная историческая и архитектурная среда музея. Фактически, это один большой памятник. Комплекс сооружений Спасского монастыря 16-19 веков и упомянутые выше храмы по праву являются жемчужинами исторического центра Ярославля, включенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно поэтому знакомство с музеем начинается задолго до посещения его экспозиций. А обыкновенная прогулка по территории сама собой превращается в увлекательную экскурсию вглубь веков.

         Отдел природы (2).jpgНо главное богатство Ярославского историко-архитектурного всё же составляют его фонды. Здесь работают шесть постоянных экспозиций. В том числе единственная в России выставка «Слово о полку Игореве», посвящённая обретению списка этой древнерусской поэмы в Ярославле в конце XVIII века коллекционером А.И. Мусиным-Пушкиным. Или прекрасный отдел природы (старейший в музее, с него ведётся летоисчисление всего учреждения) с его знаменитыми диорамами для показа естественной жизни животных. К слову, создатель отдела Н.В. Кузнецов впервые применил их в музейной практике. Кто был – наверняка вспомнят «живые картины» с волчатами или олешками. А может быть, живописный водоём или пасторальную тропинку в поле. Не забудем и про медведицу Машу – живой символ Ярославля, с которой, в своё время был знаком, наверное, каждый маленький ярославец. Сегодня этому «малышу» уже под тридцать! А ежегодный фестиваль искусств «Преображение», ставший одной из визитных карточек «Столицы «Золотого кольца»! А уникальные коллекции денежных кладов, редких книг 12-20 веков, художественного серебра или древних икон! Это десятки тысяч экспонатов и миллионы впечатлений. Всего не перечислишь. Да и не нужно. Как говорится, лучше один раз увидеть!

Митрополичьи палаты (1).jpg Художественный музей (1).jpg

  Далее мы движемся по направлению к Стрелке Волги и Которосли, чуть поодаль которой (рядом с Успенским собором) находится ещё одна жемчужина – Митрополичьи палаты, где расположен отдел древнерусского искусства Ярославского художественного музея. В прошлом году ЯХМ исполнилось сто лет. Хотя занимаемые им здания (а это пять памятников архитектуры в Ярославле, Тутаеве и селе Рыбницы) существенно старше: 17 – начала 20 веков постройки. Два из них: Митрополичьи палаты (1680-е) и «головной офис» ЯХМ в бывшем Губернаторском доме (1821-1823), находятся прямо на Волжской набережной. 

музей зарубжного искусства.jpgТретье – музей зарубежного искусства (дом Сорокиной, 1810-е) – в непосредственной близости от неё, на Ильинской (Советской) площади с юго-западной стороны губернаторского сада. Несмотря на общий юридический статус, каждый объект, по сути, представляет собой самостоятельный музей. В конце 2019 года «Клуб социологов» опубликовал статью, посвящённую почтенному юбилею Ярославского художественного. Так что не будем повторяться. И вместо этого лишний раз пригласим на свидание с прекрасным!

         Музей истории города (2).jpgБывшую усадьбу купца В.Я. Кузнецова занял музей истории города, основанный 35 лет назад как филиал музея-заповедника, и через несколько лет ставший самостоятельным учреждением. Безусловно, он уступает своим «старшим братьям» и по возрасту, и по богатству коллекций. Но, вместе с тем, тоже представляет известный интерес. Особенно, если обратить внимание на его филиалы (выставочный зал им. Н.Нужина и дом-музей М.Богдановича). Если вы уже не в состоянии «переварить» многочисленные ярославские древности – вам туда, там бывает и авангард и самое современное искусство. Хочется верить, что собрание музея будет пополняться. На скромный вкус автора, отличным дополнением экспозиции могли бы стать картины самобытного художника Васи Ложкина (в миру – Алексея Куделина), уже более пяти лет проживающего в нашем городе. С учётом недавних слухов о том, что мастера хотят выдвигать в депутаты Государственной Думы, такой поступок будет ещё и политически грамотным! Ибо политика, в известном смысле, тоже искусство. Искусство возможного.

         Музей Орлова (2).jpgПочётное место среди «патриархов» ярославского музейного дела занимают и частные коллекции. Аккурат между Митрополичьими палатами и Губернаторским домом расположен музей имени В.Ю. Орлова. Вадим Юрьевич – многолетний директор завода «Ярославский технический углерод», много сделавший для развития предприятия (да и всего города) в трудные 90-е годы. Человек, которого сегодня назвали бы по-настоящему «эффективным менеджером». А ещё – рационализатор, меценат, почётный гражданин Ярославля. В основу собрания положена его коллекция: российский и зарубежный фарфор, чугунное литье, серебро, предметы быта. Особую ценность представляет фарфоровая пластика частных русских заводов Гарднера, Кузнецова, Попова, Миклашевского.        

Музей Орлова (4).jpg Сам музей расположен в бывшем Доме общества врачей – изумительном образце классической архитектуры первой трети 19 века. Притом, существующее здание возвели на фундаменте более ранних палат 17 столетия, от которых сохранился подклет с кладовой. Между прочим, памятник федерального значения. Правда, долгое время он пребывал в запустении. На восстановление (опять же, на частные средства) ушло четыре года. К слову, в непосредственной близости от Музея находится Дом приёмов завода «ЯТУ». Более известный, как Дом Болконского. Предположительно, здесь умер от ран генерал-лейтенант Николай Тучков – прототип легендарного героя романа «Война и мир». Вот такое переплетение истории и современности.


Музей Золотое кольцо (2).jpgМузей Золотое кольцо (6).jpg         Чуть поодаль от Губернаторского дома, в Советском переулке, расположен седьмой музей нашего маршрута – недавно открывшийся Шоу-макет «Золотое кольцо». Название говорит само за себя. И представляет чудесную экспозицию главных достопримечательностей легендарного маршрута в миниатюре (всего 13 городов). Да ещё и в четырёх вариантах – зимнем и летнем, дневном и ночном. Есть там и ярославская набережная. На макете всё движется, течёт и переливается, издаёт разные звуки и вообще живёт полноценной жизнью. До открытия музея подобное действо жители и гости Ярославского края могли видеть разве что в Санкт-Петербурге (Гранд макет «Россия») или, к примеру, в немецком Гамбурге. А теперь – прямо под боком. И ехать никуда не надо! Право, оно того стоит. Притом, оценят не только дети, но и взрослые. 

         Музыка и время (1).jpgДостойное место на нашем пути занимает музей «Музыка и время», открытый более четверти века назад иллюзионистом и актёром Джоном Мостославским. Между прочим, учеником самого Игоря Кио. Резиденты «Клуба социологов» имели честь пообщаться с невероятно обаятельным и харизматичным Джоном Григорьевичем за год до его ухода.И это было одно из самых ярких интервью. Таким же является и детище мэтра. Автор прекрасно помнит ещё первое его здание – маленький краснокирпичный домик в три окошка (новые помещения в соседних особняках открылись существенно позднее). 

Мостославский.jpg

А в нём – удивительный мир, в котором Время течёт по особым законам Истории, а Музыка занимает собой всё свободное пространство. Переливы колокольчиков, потрескивание старых патефонов, живое дыхание старых музыкальных инструментов, неспешный ход часиков. Всё по-домашнему уютно. Всё какое-то настоящее, понятное, и по-особому берущее за душу. Стоит добавить, что «Музыка и время» является самым первым частным музеем постсоветской России. Что лишний раз повышает его статус в глазах взыскательной публики.         

Новая хронология (1).jpgЗавершает музейное пространство набережной самый молодой музей – «Новой хронологии». Мультимедийный. Он был открыт в самом конце прошлого года благодаря усилиям известного бизнесмена и мецената Олега Жарова (именно ему обязан своим возрождением историко-культурный комплекс в селе Вятское – «самой красивой деревне России»). Экспозиция расположена на углу Волжской набережной и Первомайского бульвара, в здании бывшей усадьбы Куракина. Новая хронология (2).jpgВ 14 залах посетители могут познакомиться с альтернативным взглядом на прошлое, предложенным основателями проекта Анатолием Фоменко и Глебом Носовским. Учёные используют для исследования истории нетрадиционные математические, статистические и астрономические методы. Безусловно, можно не разделять взгляды авторов и не соглашаться с их теорией (Ваш покорный слуга также считает, что сапоги должен тачать сапожник, а изучать историю – профессиональный историк, а никак не математик, хоть бы и целый академик). Но в том и состоит особая прелесть ярославского музейного пространства, что оно предлагает абсолютно разный продукт. От классики до альтернативы. Музей «Новой хронологии» - это действительно что-то новое. Необычное. То, чего нигде нет. И в этом плане он обязательно найдёт свою аудиторию.

Стрелка (1).jpg

       Ну как, впечатляет? Между тем, перечень музеев может быть ещё длиннее, если добавить к ним храмы, расположенные на участке от Спасо-Преображенского монастыря до памятника Некрасову: Михаила Архангела, Спаса на Городу, Николы в Рубленом городе, Ильинско-Тихоновский, Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка и, конечно, Успенский собор. В некоторых из них на рубеже 30-40 годов прошлого века действительно размещались музеи. А часть продолжают использоваться музеем-заповедником до сих пор (вместе с РПЦ). Всё это создаёт неповторимую картину единого историко-архитектурного пространства. А теперь представьте, какими красками она заиграет, если весь участок набережной оформить в определённом стиле, создать систему навигации, придумать единую сувенирную линейку, организовать кафе, привлечь уличных музыкантов и актёров и так далее? Мы получим поистине уникальное брендовое пространство, наполненное событийной, туристической и развлекательной инфраструктурой, не уступающее столичному Арбату или барселонской Рамбла. А главное – затраты на его организацию будут минимальными и вполне посильными даже для нашего скромного бюджета. Тем более, что о проекте «Музейная набережная» говорится даже в программе развития города Ярославля до 2025 года. Мы часто пытаемся найти некую идентичность, развиваем какие-то невероятные идеи, ударяемся в поиски непонятных Гардарик. А между тем, искать ничего не надо. Всё уже и так есть. Можно сказать, лежит на ладони. Достаточно лишь немного довести это до ума, придумать пару фишек и представить публике. И тогда сотни тысяч жителей и гостей нашего города смогут в очередной раз убедиться, что удивительное рядом! 

 

  

МИХАИЛ БОРОДИН

 

 

 

 

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?