Репортерский взгляд в гущу народную
В чем экономическая мощь нашей гордой державы? Любой первоклассник знает – в нефти и газе. Пока не оскудели недра Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, (а также Татарстана) – не пропадем, на бензине ездят все.
Один уважаемый мной (до того как произнес слова, которые я сейчас приведу) титулованный ярославский экономист сказал мне на интервью: «Что Вы беспокоитесь о войне с Украиной? Она закончится к полному удовольствию России! Даже если русские танки подойдут не к Киеву, а к Берлину, Запад это проглотит. Потому что без наших газа и нефти они не проживут».
Чтобы не материться, воздержусь от комментариев, однако…
Мнение, хоть и подловатое, но широко распространенное. Нефть и газ – наши альфа и омега, наши любовь и страсть, наши ум честь и совесть, панацея от всего и философский камень. Ну и бабло тоже, куда же нынче без бабла? Устроившийся на НПЗ ярославец совершенно резонно задирает нос при встрече с литейщиком с ЯМЗ. Потому как статус один – рабочий, а зарплаты ой какие разные. Все что пахнет углеводородами - выгодно.
И вот грянул кризис, и меня прижало, деньги кончились все и сразу. И на маршрутку нет, а дети карамели просят! Дураков, готовых платить за мою писанину, в Ярославской области не больше, чем честных чиновников. И это справедливо, в духе времени. Журналист я одиозный, «сережамолодец» пишу неохотно, а «крымнаш» просто не пишу. Кому такой урод нужен?
Но я решил бороться. Вот просто взять и устроиться на любую работу (как тот же бывший уважаемый экономист советовал). По королевскому принципу «я выйду замуж за первого нищего, которого встречу за воротами замка»! Открыть Интернет и позвонить по первому объявлению!
Я позвонил и понял – смелость города берет. Мне повезло сразу. Известная всем гражданам РФ общероссийская суперкорпорация, символ той самой мощи державы, приглашала заправщиков на свои бензоколонки (АЗС). Приводить здесь святой логотип, имена-фамилии-адреса-названия, я, конечно, не буду – мне не нужны неприятности. Впрочем, про эту контору и без того знают даже пастухи, сроду не покидавшие территории Брейтовского района. Круче такого работодателя только Кремль (и то как посмотреть). Конечно, сеть АЗС в Ярославской области разворачивала не сама всесильная корпорация, а ее московская «дочка», аутсорсинг нынче в моде, но все-таки надежда на заработок реальная. Страшно сказать - ведь эта организация близка к Тому Кого Нельзя Называть (нетабуированная лексика в российских СМИ запрещена законом). Если уж у них денег нет, то их просто нет в природе! Неужели не подберу крошку с барского стола?
Я позвонил менеджеру, и тот охотно согласился встретиться. И озвучил условия.
65 рублей за час работы. Смены - 12-ти часов или сутки. График гибкий. Обязанности - заправлять автомобили и слегка поддерживать порядок на территории АЗС (мусор, снег и т.д.).
Риски – если заправщик перепутает топливо и зальет в бак машины с дизельным двигателем бензин (или наоборот), убытки он возмещает из своего кармана.
И, в целях поддержания бесперебойной круглосуточной работы АЗС - 1,5 тысячи рублей штрафа за прогул.
Мдаа… от суперкорпорации можно было ожидать побольше, чем 65 рублей в час. Но на безрыбье и Дима Айподов – премьер министр. График гибкий, можно успеть подработать….
Я согласился. Влез в грязный комбинезон (новую форму обещали выдать чуть позже) и полдня потусовавшись возле всамделишных заправщиков, вроде как научился.
Узнав о новом витке моей трудовой карьеры, знакомый филолог заявил, что я сошел с ума. К слову – этот филолог десять лет шутя справлялся с работой подсобника на стройке. Заправщиком он выдержал 3 дня - и сбежал обратно на стройку.
Такое предупреждение заинтриговало вконец. Что ж там такого страшного? Испытаем-ка! И я заступил на смену.
Первая информация «на понимание» поступила уже в первый рабочий день.
- Н-да…. - сказал напарник, задумчиво глядя вслед уезжающему «Лексусу» - Тут ведь в чем штука? В том, что успешные, да и просто нормальные, люди здесь не работают…
- А ты? – удивился я - Нет, понятно, что с университетским дипломом заправщиком работать не к лицу, но ты же год продержался, и ничего?
- Я хотел уйти охранником на видеонаблюдение в супермаркет. Сидишь за компом, глядишь в экран и 14 тысяч платят… - вздохнул напарник. – Но мне не уволиться. Я грузовик вместо солярки 95-м бензином заправил. На 12 тысяч влетел, отрабатываю. Место охранника ушло, халяву-то все любят. Да и куда я пойду? Я – бытовой алкоголик. Сядем с женой в честь выходного бутылочку уговорить, она назавтра на работу как новенькая, а я – бегом часы за 200 рублей у аптеки продавать, потому как продолжить надо. Ключи вот сегодня потерял….
Я проникся сочувствием к мужику, но это быстро прошло. От других коллег я узнал, что обладателя университетского диплома недолюбливали. Он, с поистине хлестаковской легкостью, нарушал обещания. Мог не выйти на работу. Пропасть на неделю. А однажды ушел прямо в форме посреди смены «за сигаретами» и исчез на 4 дня.
Тут нужно пояснить, чем чревата такая необязательность. АЗС работает круглосуточно. На ней 6 колонок, могут одновременно заправляться 6 машин. В полном соответствии с законом Мэрфи (в народе называемом «законом подлости) автомобилей либо нет вообще, либо подъезжает целый кортеж. Все водители спешат. Почти все привыкли заправляться на колонках менее навороченных, фирм, то есть вставлять пистолет в бак своими руками, и включать подачу бензина. У нас это было запрещено. Поэтому на колонке днем должны работать 3 заправщика, а ночью – двое. Если их меньше - начинается горячка и беготня. Водители сами вставляют «пистолеты» в баки, автоматика заправляет «под завязку», а потом выясняется что, «надо только 20 литров, и денег больше нет». Чтобы заправить ровно 20 литров, заправщик должен был сначала набрать цифру на приборах, и лишь потом включать подачу бензина. Но как он мог это сделать, если подъехало 6 машин, все спешат? Трое водил уже схватились за «пистолеты», а крышка бензобака четвертой примерзла и не откручивается? А тут напарник «за сигаретами» ушел…
Менеджеру звонят, он обещает привезти другого помощника (вытащит его из постели, а человек вчера со смены). Но это будет часа через три. А от поворота подъезжают новые машины! И среди них грузовик, который встанет на центральной колонке, и перекроет видимость так, что заправщик от колонки № 1 не увидит, что делается на колонке №5.
Добавим – в наличии 4 сорта бензина и дизельное топливо. Один водитель просит «на 400 рублей», другой «20 литров», третий - «полный бак», а четвертый – «сейчас подумаю… на 500… нет лучше на 400, ну давайте 24 литра 92-го… то есть 95-го!». В это время из здания магазина, где водители рассчитываются с операторами за купленное топливо, по громкой связи говорят «4-я колонка – на бонусы 337 рублей 95-й!» и через секунду: «На первой топливо не идет, посмотрите!»
(Вы помните, что перепутавший марку топлива заправщик заплатит из своего кармана несколько тысяч?)
А зарплата за полные сутки дежурства жалкие 1,5 тысячи, за 12-часовой рабочий день – около 800 рублей. Представляете, какие теплые чувства заправщик испытывает к ушедшему «за сигаретами»?
Почему же прогульщику не начистили лицо? Все просто. На ярославских АЗС сверхизвестной корпорации все заправщики примерно одинаковые. На АЗС, где имел честь работать лично я, непьющим был … только я. Самыми надежными считались двое, умудрявшихся бухать прямо на смене, но никогда не допивавшихся до горизонтального состояния, и приходивших на работу по графику. Остальные за 2 месяца, что я варился в гуще нашего великого народа, успели «сорваться», и не по разу. В дружной семье алкоголиков встречались и наркоманы. Каким ценным работником бывает наркоман в поисках дозы понятно, наверное, всем. После праздников на работу не выходил вообще никто, и осатаневший менеджер часами звонил, пытаясь выцепить хоть кого-то. Был случай, когда заправщик в одиночку стоял сутки.
Каждый раз на исходе рабочих суток над Ярославлем занимался рассвет, а мы вглядывались в дальнее шоссе, гадая: придет ли смена? А если придет, то когда? Сколько в ней будет человек?»
- Ах, я заправляюсь только на колонках (название суперкорпорации) – при мне щебетала с подругой знакомая журналистка. – На других колонках заправщиков нет, а я не умею этот, как его, пистолет в бак вставлять. А у (название суперкорпорации) сервис! Держат марку! Не жалеют денег на кадры!
Видя, как один из этих «сервисных кадров», срочно вызванный вместо прогульщика, упал, не дойдя 200 метров до АЗС, и пролежал 2 часа, не в силах шевельнуться, я недоумевал.
Почему известная на всю страну фирма, символ мощи державы, не наймет более приличных людей? Неужели не стыдно?
Вскоре я получил ответ на свой вопрос. На стене «кондейки», где мы переодевались, появился лист бумаги, сообщавший о повышении штрафов.
За прогул отныне полагалось взыскивать с заправщика 2,5 тысячи. За пьянку на рабочем месте – 5 тысяч.
Музыка - туш, калькулятор! Напившийся должен столько, сколько он зарабатывает за трое с половиной суток, или за неделю дневной работы. Если он проваляется с похмелья еще два дня (что более чем реально) то долг вырастет вдвое. Таким образом, пьющий 3 раза в месяц, то есть раз в 10 дней, работает бесплатно. Один раз проштрафивишийся алкоголик стремится загладить вину, выходит по 2 смены подряд, остается после суток еще на день, устает как собака, весь на нервах… Как он будет лечить эти нервы, не догадываетесь?
В общем, ему можно платить сколько, сколько захочет менеджер. И это будет милостью, авансом…
Что выгоднее суперкорпорации (символу мощи державы) - управлять толпой вечно обязанных бесплатных рабов, или повысив почасовую оплату, например, вдвое, набрать пристойных работников? Они там, в столичных офисах, явно уверены, что первое.
Есть еще нюанс. В Москве и Подмосковье на АЗС не пьют, и в заправщики берут по блату. Потому что развратные, испорченные либерастическими западными понятиями москвичи привыкли: за любую услугу надо платить. На «чаевых» заправщики сшибают 4-6 тысяч рублей ежедневно (женщины – 5-7 тысяч). Московские заправщики свои нищенские 65 рублей в час даже с карточки не снимают. Но у нас в провинции, где жив национальный русский дух, твердо знают: платить за услугу должен царь-батюшка, или другой начальник. Примерно 1 из 80-ти водителей щедрой рукой сует-таки заправщику десятку. За самый удачный день и 100 рублей набежит – деньжищи!
Правда, самые смекалистые приспособились. Пока водитель уходит платить за бензин, они, состроив искательное лицо, старательно протирают фары и стекла машины. Вернувшись, хозяин может накричать на непрошеного мойщика. А может уехать, не сказав «спасибо». А может сунуть монетку, или даже 50 рублей бумажкой. За день реально выщемить рублей 500.
К чести нашей АЗС, таким «бизнесом» занимались только трое самых пьющих, остальные брезговали.
Нехорошо все это, но жалеть ребят как-то не хочется. И не потому, что они пьют, а потому, что ничем не лучше своего начальства.
«Был бы я менеджером, я бы так сделал – вещал мне один временно трезвый коллега – Надо строительный вагончик тут поставить и поселить там 6 человек. Пусть работают, подменяют друг друга».
Я хотел спросить «А не надо ли еще цепью за ногу привязать, чтоб надежнее?», да передумал. Столь изящное обоснование идеи крепостного права, высказанное полукрепостным работником, вряд ли нужно оспаривать. Люди этого хотят и иного не понимают. Гнездившийся в моем мозгу миф о «мудрости простого человека», которой лишена «гнилая интеллигенция», поставщица кадров для «пятой колонны» не выдержал встречи с реальностью. Мужики на АЗС вели себя ничуть не лучше офисного планктона. Сплетничали, пытались угнетать друг друга, кто-то вечно стучал менеджерам… Фишкой народного благородства было: выпить с кем-нибудь, скрыть, что ты пьян, и занять место проштрафившегося на смене, чтобы сдернуть плату за нее. А можно доложить менеджеру. А когда собутыльник обвинит в стукачестве, сказать: «Я ни при чем, ты просто попал под видеокамеры».
«Ты журналист, напиши про меня статью» – говаривал мой напарник.
Я выполнил твою просьбу, приятель. Написал, как оно есть не в отчетах «сережимолодца», а в жизни. Я выяснил - страшного в работе под крылом суперкорпорации, гордое имя которой есть символ мощи державы РФ, нет ничего. Это совсем не страшно. Просто противно.
Константин Мышкин
P.S. А что думают по поводу всего этого не жадные «суперкорпоративщики», а специалисты?
Тот же эксперт, что вещал мне про газ и танки под Берлином, сказал: «Но это же хорошо! Этим людям дают работу, которую они, будучи маргиналами, нигде больше не нашли бы! А что платят мало – так и работа, наверное, не тяжелая, никто там не переломился».
Из уютного кабинета или с вузовской кафедры виднее. Наверное, 800 рублей за 12 часов, проведенные на ногах, на улице, в чаду выхлопных газов и нервном напряжении – действительно адекватная плата. Тем более, что бывает - машин нет, и заправщик часами сидит на улице, пялясь в пространство, и считая тянущиеся как резина минуты, это, с точки зрения российского экономиста, совсем легко.
Между тем, в Сети все чаще проскальзывает информация о том, что в портах Европы и Америки все больше кораблей для транспортировки сжиженного газа. Все неудобья срочно застраивают солнечными батареями, сотнями возводят ветряки для выработки энергии. Аналитики из Кельна подсчитали, что уже сегодня Европа может спокойно прожить без российских углеводородов 2 месяца. А если не снизит темпов развития альтернативной энергетики, то через 5 лет сможет отказаться от российских газа и нефти. Полностью отказаться. Мартовский номер никак не замешанного в политической пропаганде «Науки и жизни» сообщил, что в октябре 2014 года ветряки Шотландии произвели 126% электричества из расчета нужд самой Шотландии, пришлось делиться с Англией. В общем, где-то там, в стане врага, не понимающего всего нашего величия, готовятся жить по законам какой-то иной логики. Без танков под Берлином. Без мечты о строительных вагончиках, набитых похмельными крепостными. Без штрафов. Без 65 рублей в час, потому что уважающие себя корпорации такие деньги платить стыдятся.
В публикации использованы рисунки ярославского художника и музыканта Васи Ложкина (в миру Алексея Куделина). О нем также можно прочитать на нашем сайте - http://sociologyclub.ru/news/antropologiya/vasya-lozhkin-about-the-sources-of-the-own-genius-and-fame/