Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

12.12.2019
Общество
3843
СЦЕНАРИИ БЛИЖАЙШЕГО ПОЛИТИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО

Сюжеты, риски и перспективы выборов восьмой Государственной Думы РФ

СЦЕНАРИИ БЛИЖАЙШЕГО ПОЛИТИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО

Вы не замечали, что последние годы мы, как в старые добрые советские времена, вновь стали жить 5-летними планами и циклами? Посмотрите сами. На этот срок рассчитаны почти все национальные проекты. Такой же период отводится для реализации всевозможных программ социально-экономического развития. Наконец, в «пятилетку» укладываются полномочия большинства выборных должностных лиц и органов. В том числе Государственной Думы страны. Действующая нижняя палата парламента пересекла «экватор» ещё в марте этого года, и теперь благополучно «дрейфует» на закат. Следующие выборы пройдут в сентябре 2021 года. И обещают быть крайне интересными. Если не сказать – волнительными. Ведь они станут предтечей и генеральной репетицией кампании 2024 года, которая сулит нам смену лидера страны и транзит власти. И в этом плане политические ставки являются максимальными с 2000 года. Поэтому многие сценарии, перспективы и риски стараются продумать и проработать уже сейчас. Мы обобщили несколько прогнозов, добавили к ним собственные суждения, и пришли к довольно интересным выводам на предмет грядущих выборов депутатского корпуса под номером восемь.

 

Сюжеты и запросы: стабильность vs обновление

Бианки (1).jpgНачнём с весьма любопытного исследования питерского политического консультанта и правнука известного детского писателя Валентина Бианки. Доклад под названием «Сценарии и риски Госдумы-VIII: сохранить нельзя менять» был представлен им на Форуме специалистов политических профессий в конце ноября. По мнению Валентина Александровича сотоварищи, ключевое противоречие кампании 2021 года (и, пожалуй, всего избирательного цикла) будет состоять в разнице запросов элиты и населения. Первый заключается в сохранении стабильности. И сводится к тому, что выборы в Государственную Думу воспринимаются в качестве предтечи 2024 года. Если не по сути, то по возможности «зафиксировать позиции». Второй, напротив, сводится к потребности в обновлении. Поддержка власти уменьшилась, притом не столько количественно, сколько качественно. И жажда новизны начинает доминировать.

Отчасти это подогревается тем, что потребность населения в справедливости и более широком контакте с элитой (на наш взгляд, усилившаяся на фоне экономических неурядиц, непрекращающегося падения реальных доходов и международной изоляции страны) также не удовлетворены. А если гора не идёт к Магомету, он сам пойдёт к горе. Правда, это может быть уже совсем другая гора. Запрос россиян на обновление подтверждается и данными социологических исследований. Особенно интересна специфика запроса в отношении векторов внутрипартийного развития «Единой России». Всего выделяется три направления с разной степенью интенсивности. Первое отражает потребность в более тесном взаимодействии с населением (этого желают 43% респондентов). Второе связано с запросом на омоложение состава партии (23%) и обновление её руководства (18%). Третье соответствует запросам граждан на усовершенствование работы в части программы партии, отчетов и усиления профессиональной составляющей (11-14%). Обратите внимание, что всё это данные опроса абсолютно официального ВЦИОМ (ноябрь 2019 года). И, скорее всего, реальные цифры ещё выше.

Опрос ВЦИОМ.pngЗдесь же можно отметить низкий рейтинг Дмитрия Медведева (как на посту председателя партии большинства, так и на должности главы кабинета министров), высокий антирейтинг самого бренда «Единой России» и, как следствие, негатив к власти в целом (ибо «ЕР» - это «партия власти»). Более того, постепенно начинает снижаться лояльность даже со стороны основных «опор режима» - чиновников, пенсионеров и работников бюджетной сферы. В частности, она была сильно подорвана одиозной пенсионной реформой и усилением контроля со стороны государства. Впрочем, из доклада Бианки следует, что разочарование наблюдается в «системных» партиях в целом. Что вполне логично, ибо их политическая повестка за последние годы сделалась максимально размытой, а состав – предельно пёстрым.

Безусловно, кроме внутренних политических факторов, на ход кампании прямо или косвенно будут влиять другие обстоятельства. В том числе международная обстановка (роль России как «главного злодея»), взаимоотношения с соседями (Украина, Белоруссия, Закавказье, Прибалтика, Средняя Азия), внутриэлитное взаимодействие (прежде всего, между администрацией Президента и силовыми структурами) и экономическая ситуация. В совокупности, всё это подводит к трём основным вопросам кампании, которые ставит в своём докладе Валентин Бианки: будет ли изменена система государственной власти, произойдёт ли кардинальная ротация элиты, будет ли объявлено о выборах 2024 года?

         Ряд ответов даётся уже в самом докладе. По мнению исследователей, перебалансировка сил, «перезагрузка» курса и «тестирование» преемника пока не предвидится. Но при этом, выборы однозначно будут использованы для обновления элит, для «разборки» с региональным истеблишментом и отчасти для перегруппировки сил в верхах. Решение этих вопросов может быть реализовано за счёт нескольких сюжетных линий, которые отражены в таблице.

 Таблица. Возможный сюжет выборов 2021 года с учётом исторической ретроспективы (по материалам доклада В.А. Бианки) 

 

1999

2003

2007

2011

2016

2021

Элиты

Битва с регионами

Битва с олигархами

Битва за преемника

-

Присяга суверенитету

Смена?

Задача по перехвату ниш

«Партия власти»

Националисты, коммунисты

Выпадающие элитарии, коммунисты

Средний класс

Всё по чуть-чуть

Протест?

Новизна

«Единство», «Отечество – вся Россия», СПС

«Родина»

«Справедливая Россия»

«Справедливая Россия» вместо

Прохорова

Возврат округов

Блоки?

 

         Первый пункт (смена элит) будет сводиться к тому, что оппозиция любого типа будет пытаться максимально «засветиться», а власть будет пытаться всё контролировать. Вторая линия (протест) говорит о том, что стратегия демотивации избирателей вкупе с расчётом на низкую явку имеет предел и может не сработать. А ряд системных ошибок властей рискуют перевести нелояльных, но пока пассивных граждан, к активному протесту. Наконец, блоки – это хорошо забытая старая тема, широко распространённая в избирательном процессе на рубеже нынешнего и прошлого столетия. В определённой степени её можно считать послаблением (хотя пороговый процент для прохода в Думу для блоков может быть выше, чем для обычных партий).

         С другой стороны, возврат блоков позволит решить конкретные практические задачи для самой власти. В частности, это касается разговоров об объединении усилий «Единой России» и Общероссийского народного фронта. Вопрос обсуждали на XIX съезде партии в конце ноября. В качестве одного из вариантов взаимодействия в ходе предстоящей кампании как раз является создание блока. Разумеется, при условии внесения соответствующих изменений в законодательство. Насколько эффективным окажется само сотрудничество «ЕР» и ОНФ, и какими будут шансы других участников выборов, мы попытаемся оценить ниже.

 

Сценарии и прогнозы: ветер перемен или рябь по воде?

         В начале статьи мы сказали, что голосование 2021 года станет генеральной репетицией года 2024. Вместе с тем, у думских выборов также будет свой «тестер» - региональные кампании 2020 года. Их явно не стоит сбрасывать со счетов. Хотя бы в силу масштаба. Выборы пройдут в 35 субъектах страны, в том числе соседних с нами Владимирской, Ивановской и Костромской областях. В целом, жителям предстоит определиться с кандидатурами депутатов 11 региональных законодательных собраний и 22 представительных органов административных центров, а также 16 глав. И эти выборы обещают быть жёсткими. Власти важно продемонстрировать контроль, протестировать варианты действий на будущие кампании и ограничить засветку «оппозиционеров».

         ЕР (2).jpegЧто касается непосредственных выборов в Государственную Думу, то, по мнению питерских специалистов, наиболее вероятным сценарием будет обновление «Единой России» через блоки. При этом, костяк партийных кадров сохранится. Иной вариант имеет для власть предержащих слишком высокие риски. Чистки разрушат единство правящего слоя и лояльность бюрократии, поэтому возможны только в формате частичной ротации. Что касается того же блока с ОНФ, то, на наш взгляд, у данного сотрудничества есть перспективы. Особенно в части выборов по одномандатным округам. Если молодые, профессиональные и активные члены ОНФ не будут светиться под брендом «Единой России», то они имеют все шансы на успех. Во-первых, у «фронтовиков есть, что предъявить избирателю. Это и расследования в отношении ряда должностных лиц, и собственная «дорожная инспекция» (карта убитых дорог), и борьба за честные закупки, и поддержка обманутых дольщиков. Притом, во многих направлениях работа идёт вполне успешно (иногда – не в пример лучше, чем у «Единой России»). Во-вторых, у других парламентских партий просто нет такой «скамейки запасных», позволяющей закрыть все одномандатные округа. Что касается партийных списков, то на фоне тенденций к омоложению «Единой России» сотрудничество с ОНФ может принести около 3% к электоральному рейтингу. Больше по партийным спискам это не даст.

         При этом, разделение «Единой России», её замена на альтернативную силу или создание второй «партии власти» представляется маловероятным. Всё это в той или иной степени связано с внутренними конфликтами и деконсолидацией элиты. А её основной запрос, как мы говорили выше, состоит в сохранении стабильности.   

КПРФ.jpgЛДПР (2).jpg

      Обновление должно коснуться и системной оппозиции. Но здесь главной будет задача провести его так, чтобы в ней ещё больше разочаровались (Бианки). К примеру, до сих пор нет внятных альтернатив лидерам КПРФ (Афонин, Грудинин, Клычков, Новиков, Рашкин - ?) и ЛДПР (Лебедев, Нилов, Островский - ?). Давно идут разговоры о смене вождя «Справедливой России» Сергея Миронова. По информации ИА «Ярновости», в качестве «преемника» ещё недавно называлось имя лидера движения «Новая Россия» Никиты Исаева, последние годы активно работающего в регионах (в том числе по проблемной повестке). Предполагалось даже, что о своей новой роли он объявит именно в Ярославской области (не раз бывал в нашем регионе, а осенью организовал кампанию против строительства ЦБК на Рыбинском водохранилище). Однако безвременная кончина политика поставила крест на этих планах. Вопрос передачи власти остался открытым. И внятных ответов на него пока не предвидится. 

        Бадовский (1).jpg На основании всего вышесказанного, Валентин Бианки приходит к выводу, что 5% барьер смогут преодолеть порядка 5 партий. Несколько иного мнения придерживаются эксперты Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) под руководством Дмитрия Бадовского. Они оценили партийный потенциал в докладе «Долгая дорога в Думу. Российские партии на старте сдвоенного избирательного цикла 2020-2021 год», подготовленного на основе анализа результатов голосования в ходе региональных и муниципальных выборов 2018–2019 годов. И сделали вывод, что по партийным спискам в парламент могут пройти всего три партии: «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. «Средний уникальный процент» (средний результат указанных партий на выборах двух прошедших лет) составил 51,42%, 18,02% и 12,53% соответственно. Правда, в отношении «партии власти» делается существенная оговорка. Если экстраполировать результаты на общефедеральный округ, то её показатель окажется ниже – на уровне 42–45%. Это связано с тем, что кампании 2018-2019 годов по партспискам чаще проходили в благоприятных для «Единой России» регионах, а не в зонах протестного голосования. Также Дмитрий Бадовский отмечает, что на федеральных выборах ЛДПР, как правило, выступает лучше, чем на региональных. У «единороссов» картина прямо противоположная. А у КПРФ результаты примерно совпадают.

         СР (2).jpgА вот «Справедливая Россия» находится в «проблемной» зоне с точки зрения прохождения в Думу. Эксперты подчёркивают, что её средний результат (7,68%) выше, чем на последних думских выборах (6,22%). Однако он в большей мере достигнут благодаря общефедеральной протестной волне 2018 года, которая помогла партии пройти в 15 из 16 региональных парламентов и улучшить результаты в большинстве муниципалитетов. А в целом, у «Справедливой России» единственной среди оппозиции по итогам 2018-2019 годов наблюдается явный спад. Поэтому для неё существует вполне реальный риск не преодоления 5% барьера в 2021 году.


КР (2).jpgПартия пенсионеров.jpg 






При этом, может вырасти процент голосов, отданных за малые партии. Прежде всего – за «Коммунистов России» и «Партию пенсионеров». Их средний результат – более 4%. И по оценке ИСЭПИ, сегодня они являются первыми претендентами в своей «весовой категории» на прохождение в парламент. Надо полагать, что результат названных партий может быть обусловлен несколькими причинами: и общей протестной повесткой, и непопулярной пенсионной реформой, и работой в качестве «спойлеров» для КПРФ (с соответствующей поддержкой «сверху»). Рискнём предположить, что всё вышеперечисленное будет актуально и в 2021 году. А значит, шансы названных партий на успех велики. В либеральном крыле, по мнению экспертов, лучше других обстоят дела у «Яблока». Но при среднем результате в 2,93% партия, в лучшем случае, сможет претендовать на получение 3% голосов и побороться за получение соответствующего права на государственное финансирование.

         Озвученные сценарии и оценки представляются нам наиболее правдоподобными. Во всяком случае, с высоты сегодняшнего дня. Хотя прогнозы, как известно, дело неблагодарное. И абсолютно точный результат мы узнаем лишь утром 20 сентября 2021 года. Тем не менее, очень хочется верить, что ветер перемен всё-таки изменит существующий расклад сил. И если не всколыхнёт нынешнее политическое болото, то хотя бы поднимет рябь на его поверхности. Помните, как у «Машины времени»:

И я слышу вопрос, и не знаю ответа,

Но когда я, наконец, закрываю глаза,

То отчетливо вижу полоску света

Там, где ветер надежды

Наполнит мои паруса!

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?