Мы продолжаем публикацию данных нашего последнего инициативного онлайн-опроса жителей Ярославской области, который проводился с 11 по 16 февраля 2022 г. Мы благодарны всем, кто принял в нем участие и сегодня мы представляем данные по отношению жителей региона к работе поликлиник по месту жительства.
Выборка исследования - 1000 человек. Уровень достоверности данных составил 97% при ошибке выборки ±2,07%.
Обычно алгоритм работы врачей поликлиник выглядит следующим образом – при регистрации звонка в регистратуре поликлиники, врач должен прийти к больному в течение ближайшего времени и назначить курс лечения, также врачи ведут постоянный прием в поликлинике согласно расписанию. Именно эти две фазы работы обычного врача-терапевта и врача-педиатра мы и попытались оценить с помощью ответов респондентов.
Один из вопросов исследования был сформулирован так: «Вызывали ли Вы на дом врача?». Ответы на него представлены в таблице ниже (в процентах от опрошенных).
|
область в целом |
г. Ярославль |
г. Рыбинск |
Малые города |
Село |
Да, вызывал и он пришел в течение 1-2 дней |
25,4% |
25,5% |
19,4% |
30,3% |
20,3% |
Да, вызывал и он пришел в течение 3-4 дней |
5,5% |
7,0% |
5,9% |
3,9% |
5,1% |
Да, вызывал, но он так и не пришел |
13,8% |
14,2% |
16,1% |
11,7% |
10,1% |
Нет, не вызывал, лечился сам |
55,2% |
53,3% |
58,6% |
54,1% |
64,6% |
Из приведенных данных видно, что более половины респондентов либо врача не вызывали, либо занимались самолечением. Особенно высока эта доля населения в сельских населенных пунктах (64,6%). Однако высока доля тех респондентов, к которым врач просто не пришел, хотя вызов его на дом был зафиксирован. Особенно велика доля таких случаев оказалась в крупных городах – Ярославле и Рыбинске. Понятно, что в пик заболеваемости по пандемии рвачи не справлялись с рабочей нагрузкой, в т.ч. по реализации домашних вызовов от пациентов.
Еще один вопрос исследования звучал следующим образом: «Удалось ли Вам получить квалифицированную медицинскую помощь во время визита врача?» Ответы на него представлены в таблице ниже (в процентах от ответивших).
|
область в целом |
г. Ярославль |
г. Рыбинск |
Малые города |
Село |
Да, удалось |
20,3% |
18,8% |
27,5% |
17,5% |
15,0% |
Скорее удалось, чем нет |
29,4% |
25,0% |
30,4% |
33,3% |
30,0% |
Скорее не удалось, чем удалось |
29,1% |
29,5% |
27,5% |
29,8% |
35,0% |
Нет, не удалось |
17,6% |
21,4% |
14,5% |
14,9% |
15,0% |
Затрудняюсь ответить |
3,7% |
5,4% |
0,0% |
4,4% |
5,0% |
Средний индекс (по пятибалльной системе), в баллах |
3,1 |
2,9 |
3,3 |
3,1 |
3,0 |
Оценки по тем пациентам, которым посчастливилось увидеть врача у себя дома, в целом оказались удовлетворительными. В целом по региону оценка оказалась 3,1 балла по пятибалльной школьной системе. Низкой она оказалась только в Ярославле – 2,9 балла. Наиболее высокие оценки оказались в Рыбинске – 3,3 балла.
Еще один вопрос исследования был сформулирован так: «Приходилось ли Вам посещать за последние полгода поликлинику по месту жительства?» Ответы на него представлены в диаграмме ниже (в процентах от опрошенных).
Из приведенных данных видно, что только пятая часть взрослых жителей региона была в последние полгода в детской поликлинике, а вот во взрослой поликлинике побывала почти 2/3 взрослых жителей. То есть подавляющее большинство населения региона имеет собственное представление о том, как на практике работает самое массовое звено системы здравоохранения. Мы в итоге разделили ответы респондентов на две части – по оценкам проблем в детских и во взрослых поликлиниках. Далее в таблицах представлены ответы на вопрос о проблемах, с которыми пациенты встречаются в детских и взрослых поликлиниках. Ответы на вопрос «С какими проблемами Вы столкнулись в детской поликлинике?» (возможны все варианты ответов, в процентах от ответивших) представлены в таблице ниже.
область в целом |
г. Ярославль |
г. Рыбинск |
Малые города |
Село |
|
Невозможно записаться ко врачу по телефону |
35,7% |
37,5% |
28,9% |
37,1% |
40,0% |
Большая очередь в регистратуру |
28,6% |
23,2% |
26,7% |
32,0% |
6,7% |
Большая очередь ко врачу |
65,3% |
58,9% |
57,8% |
72,2% |
60,0% |
В поликлиники не соблюдаются элементарные меры самоизоляции |
40,2% |
26,8% |
33,3% |
50,5% |
33,3% |
В одной очереди стоят как больные, так и здоровые люди |
65,8% |
50,0% |
57,8% |
78,4% |
86,7% |
Невозможно попасть к узкому специалисту |
51,3% |
44,6% |
46,7% |
56,7% |
46,7% |
Грубость и невнимательность персонала поликлиники |
18,1% |
5,4% |
11,1% |
27,8% |
20,0% |
Невозможно быстро сделать вакцинацию против ковида-19 |
4,0% |
1,8% |
2,2% |
5,2% |
3,4% |
Иное |
9,0% |
5,4% |
6,7% |
12,4% |
19,0% |
Никаких проблем не было |
6,5% |
7,1% |
11,1% |
4,1% |
6,7% |
Если коротко, то к основным проблемам работы детских поликлиник большинство респондентов относят большие очереди (в которых, кстати, пребывают как больные, так и здоровые люди) и невозможность попасть к узкому специалисту. Наиболее серьезно все проблемы работы детских поликлиник проявляются в малых городах региона.
Ответы на вопрос «Удалось ли Вам получить квалифицированную медицинскую помощь в детской поликлинике?» (в процентах от ответивших) представлены в таблице ниже.
|
область в целом |
г. Ярославль |
г. Рыбинск |
Малые города |
Село |
Да, удалось |
21,6% |
23,2% |
22,2% |
20,6% |
46,7% |
Скорее удалось, чем нет |
41,7% |
46,4% |
46,7% |
37,1% |
33,3% |
Скорее не удалось, чем удалось |
22,6% |
21,4% |
20,0% |
23,7% |
0,0% |
Нет, не удалось |
9,0% |
5,4% |
6,7% |
12,4% |
20,0% |
Затрудняюсь ответить |
5,0% |
3,6% |
4,4% |
6,2% |
0,0% |
Средний индекс (по пятибалльной системе) |
3,4 |
3,6 |
3,6 |
3,3 |
3,9 |
В целом удовлетворенность работой детских поликлиник оказалась выше средней и составила 3,4 балла по пятибалльной «школьной» системе.
Похожие тенденции проявились и в оценках работы взрослых поликлиник. Ответы на вопрос «С какими проблемами Вы столкнулись во взрослой поликлинике?» (возможны все варианты ответов, в процентах от ответивших) представлены в таблице ниже.
область в целом |
г. Ярославль |
г. Рыбинск |
Малые города |
Село |
|
Невозможно записаться ко врачу по телефону |
60,1% |
64,4% |
54,4% |
59,2% |
34,5% |
Большая очередь в регистратуру |
49,8% |
47,0% |
44,3% |
55,3% |
34,5% |
Большая очередь ко врачу |
67,6% |
65,3% |
56,4% |
76,1% |
63,8% |
В поликлиники не соблюдаются элементарные меры самоизоляции |
45,8% |
44,1% |
40,3% |
50,2% |
41,4% |
В одной очереди стоят как больные, так и здоровые люди |
69,8% |
65,7% |
61,1% |
78,4% |
67,2% |
Невозможно попасть к узкому специалисту |
61,4% |
61,4% |
52,3% |
66,3% |
65,5% |
Грубость и невнимательность персонала поликлиники |
32,7% |
22,5% |
32,9% |
41,6% |
27,6% |
Невозможно быстро сделать вакцинацию против ковида-19 |
6,9% |
6,4% |
6,0% |
7,5% |
3,4% |
Иное |
12,1% |
10,6% |
11,4% |
13,7% |
19,0% |
Никаких проблем не было |
1,9% |
2,1% |
3,4% |
0,8% |
1,7% |
Пациенты взрослых поликлиник отмечают как наиболее серьезные следующие проблемы:
· Большие очереди, в которых пребывают как больные, так и здоровые люди
· Невозможность попасть к узкому специалисту
· Невозможность записаться ко врачу по телефону.
Удовлетворенность работой взрослых поликлиник со стороны пациентов традиционно замерялась у нас через вопрос «Удалось ли Вам в ней получить квалифицированную медицинскую помощь во взрослой поликлинике? (в процентах от ответивших). Ответы на него представлены в таблице ниже.
|
область в целом |
г. Ярославль |
г. Рыбинск |
Малые города |
Село |
Да, удалось |
9,7% |
10,2% |
9,4% |
9,4% |
13,8% |
Скорее удалось, чем нет |
23,7% |
21,2% |
27,5% |
23,9% |
19,0% |
Скорее не удалось, чем удалось |
35,0% |
34,3% |
36,9% |
34,5% |
41,4% |
Нет, не удалось |
28,0% |
29,2% |
23,5% |
29,4% |
22,4% |
Затрудняюсь ответить |
3,6% |
5,1% |
2,7% |
2,7% |
3,4% |
Средний индекс (по пятибалльной системе) |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
2,5 |
2,6 |
В итоге удовлетворенность работой взрослых поликлиник гораздо ниже, чем работой детских. Средний балл по пятибалльной системе по региону в целом – 2,5. Чуть выше он в Рыбинске и на селе – 2,6 балла. Понятно, что во взрослых поликлиниках обслуживается гораздо больше людей, чем в детских и проведение исследования совпала с пиком заболеваемости по ковид-19 (4 волна, штамм омикрон). Отсюда столь низкие показатели по этому виду обслуживания населения.
Итак, подведем итоги:
1) 30,9% респондентов в Ярославской области воспользовались возможностью вызвать врача на дом за последние полгода. Однако в 13,8% случаях врач так и не пришел на дом к пациенту. 55,2% взрослых людей либо не вызывали врача на дом, либо занимались самолечением. При этом оценка работы врачей, которые приходили на дом к пациенту, оказалась удовлетворительной (3,1 балла по пятибалльной школьной системе). В Ярославле оказалось больше недовольных. Средний балл здесь оказался ниже 3 баллов (2,9).
2) Четверть взрослого населения за последние полгода обращались в детскую поликлинику. Основными проблемами работы детских поликлиник являются большие очереди и невозможность попасть к узким специалистам. Удовлетворенность работой детских поликлиник оказалась выше среднего – 3,4 балла. Это один из самых высоких показателей удовлетворенности в различных звеньях работы региональной системы здравоохранения.
3) 2/3 взрослых жителей Ярославской области за последние полгода бывали во взрослой поликлинике. К наиболее серьезным и актуальным проблемам работы взрослых поликлиник относятся большие очереди, невозможность попасть к узкому специалисту, невозможность записаться ко врачу по телефону. Самые серьезные проблемы отмечаются во взрослых поликлиниках в малых городах региона. Удовлетворенность работой взрослыми поликлиниками невысокая. В среднем по региону это 2,5 балла. Чуть выше эти показатели в Рыбинске и на селе – 2,6 балла.
4) Таким образом жители Ярославской области больше довольны работой детских поликлиник, более или менее удовлетворены работой врачей, которые приходят по вызову домой и скорее не удовлетворены работой взрослых поликлиник. В целом получается, что ситуация по различным сегментам работы системы здравоохранения неоднородная. Наиболее узкое место – работа взрослых поликлиник.
Евгений Голубев