Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

02.08.2022
Социсследования
2259
Экономия как психологический феномен
        Экономия, экономия и еще раз экономия. Так говорил великий кто-то. А может и не говорил. Но суть-то осталась. Без экономии семейных бюджетов сейчас по сути не обходится ни одно российское домохозяйство. Состояние, скорее, психологическое, нежели имеющее отношение к объективной экономической реальности. Однако это состояние сильно влияет на общее положение российской экономики - сжавшийся внутренний спрос наряду с проблемами во внешней торговле пока не вселяют у потребителей никакой уверенности в завтрашнем дне.
Экономия как психологический феномен

       Мы продолжаем публикацию данных нашего последнего инициативного онлайн-опроса жителей России, который проводился с 30 июня по 8 июля 2022 г. Мы благодарны всем, кто принял в нем участие и сегодня мы представляем данные по отношению россиян к своим личным финансам и семейным бюджетам.

      Выборка исследования - 1800 человек по России в целом. Уровень достоверности данных составляет 97% при ошибке выборки ±1,7%. 

       Итак, мы задавали респондентам несколько вопросов, которые так или иначе характеризовали их отношение респондентов к текущей экономической ситуации, своим доходам и расходам. Ниже в диаграммах приведены ответы респондентов.  

19ea7292aa17565eb85aae08618b8b8f-5.jpeg











19ea7292aa17565eb85aae08618b8b8f-6.jpeg19ea7292aa17565eb85aae08618b8b8f-3.jpeg

























a53960dd788d50f84a48c0de97056b45-1.jpeg










8fd226d32dfc09b4dff62323145bc3d1-0.png











       Итак, что же стоит за вышеприведенными цифрами:

1) Экономическая ситуация по мнению респондентов в июле по сравнению с началом апреля несколько улучшилась. По крайней мере, среди населения нет таких серьезных эсхатологических настроений, какие были еще в апреле с.г. Ситуация в целом напряженная, но вовсе не истеричная, какая была в марте - начале апреля 2022 г. Если средний балл по оценкам населения экономического состояния, рассчитанный по пятибалльной "школьной" системе, в апреле составлял 1,7 балла, то в июле он был 2,0 (1 балл - самая низкая негативная оценка, 5 баллов - самая высокая, позитивная). Тоже не слишком высокий показатель, но тем не менее, произошло пусть небольшое, но улучшение. Можно с определенной осторожностью сказать, что произошла некая адаптация населения к новым условиям экономической жизнедеятельности, ухудшения не наступило. В нынешней ситуации это уже успех.

2) С точки зрения восприятия ситуации с ценами, оказалось, что нет никакой разницы в оценках респондентов между апрелем и июлем. При этом вопрос, который задавался респондентам был сформулирован так: "Сталкивались ли Вы с повышением цен за последний месяц?". То есть соответственно оценивались март и июнь 2022 г. Удивительно то, что в марте с ценами, конечно, был полный "цуцванг" и они постоянно росли, однако в июне никаких скачков цен не было. Более того в течение двух последних недель июня Росстат зафиксировал дефляцию, то есть снижение цен. Однако люди убеждены в том, что цены растут постоянно и никакой разницы между мартом и июнем они принципиально не уловили. По всей видимости здесь можно зафиксировать чисто психологический феномен - в марте рост цен произвел на потребителей такой неизгладимый эффект, что они до сих пор реально считают, что ничего в этом отношении принципиально не изменилось. Видимо эта родовая травма надолго. В любом случае, такое чисто субъективное ощущение точно не способствует росту внутреннего спроса.

3) Мало что изменилось и в восприятии работающих людей. Кроме одного "но". Стало больше людей, которые ощутили снижение доходов от работы. В апреле таковых было 34,8%, в июле - 41,3% (+6,5 п.п.). Вроде бы ерунда, мелочь, несущественный нюанс. Однако за этот же  период чуть больше, чем в апреле оказалось респондентов, которые потеряли работу - 7,0% (+1,2 п.п. по отношению к апрелю) и ушли во временный неоплачиваемый отпуск из-за простоя - 6,4% ( +3,0 п.п.). Получается так, что работодатели пока не массово, но сокращают издержки на рабочую силу, применяя различные способы и ухищрения. В любом случае этого стало больше, чем в апреле. Если такая же медленная, ползучая тенденция продолжится и дальше, то к концу года проблемы с работой у респондентов могут стать более серьезными, чем были еще всего несколько месяцев назад. Ну и не надо забывать, что реальные доходы населения также сокращаются - мало кто из работодателей повышал зарплаты, они, как правило, их оставили прежними. Однако вот цены на товары и услуги серьезно выросли и на текущую зарплату люди смогли купить меньше товаров и услуг. Похоже, что дальнейшее падение реальных доходов населения также может растянуться еще на несколько месяцев. Всего скорее оно уже будет не такое резкое как в марте, но всего скорее весьма продолжительным.

4) На прямой вопрос о том как изменились доходы люди, скорее, ощутили некую незначительную позитивную тенденцию. С апреля по июль 2022 г. стало меньше людей, которые указали ответ "сильно упали" (-2,9 п.п.) и стало больше людей, которые указали альтернативу "немного  выросли" (+3,5 п.п.). Средний балл, рассчитанный по пятибалльной "школьной" системе в отношении доходов населения вырос незначительно - с 2,1 балла до 2,2 балла. Пусть небольшое, но все-таки позитивное улучшение.

5) И самое существенное по теме "экономика домохозяйства" - люди стали больше экономить. Серьезно больше. Даже по сравнению с апрелем 2022 г. Судите сами - доля ответов по альтернативам тали больше экономить, меньше тратить" выросла до 67,8% (+18,1 п.п.) по отношению к апрелю, "отказались от крупных трат" до 40,7% (+19 п.п.), "стали меньше выкидывать вещи, дольше пользоваться" - до 15,5% (+13,4 п.п.), "стали чаще рассматривать возможность покупки подержанных товаров" - до 19,5% (+14,8 п.п.). Это режим очень жесткой экономии. Можно сказать по всем фронтам.И это на фоне того, что все те же респонденты отмечали некое улучшение и экономической ситуации в стране, и некое улучшение ситуацию с доходами. Да, небольшое, но улучшение. А экономить стали существенно больше. Иначе как внутренним испугом это назвать нельзя. И очень похоже, что этот испуг будет весьма длительным. По крайней мере, все предпосылки для этого есть.

         Итак, подведем краткие итоги. С апреля по июль прошла некая адаптация населения к экономической ситуации. Люди в целом стали чуть лучше и спокойнее воспринимать новую экономическую реальность. Они даже отметили некую незначительную стабилизацию с доходами. При этом одновременно они по сути не замечают стабилизации цен в рознице и считают, что толком ничего не изменилось с ценообразованием с апреля по июль. Ситуацию с высокими ценами люди переживают до сих пор тяжело. Отсюда - режим жесткой экономии, практически "по всем фронтам". Объективная экономическая реальность существенно лучше той, какую себе представляют люди. Мартовский ценовой шок до сих пор живет на подсознательном уровне и он во всю проявляется в реальной экономической деятельности (а скорее, ее отсутствии) значительного количества домохозяйств. Психология, эмоция, а не объективная реальность пока управляет реальным потребительским поведением  людей. При этом признаки объективных негативных сценариев ухудшения ситуации в экономике все-таки есть - это тема "работы" и поведения работодателей. Зарплаты не растут, незначительно растет доля увольнений и медленно растет доля людей, отправленных во временный простой без сохранения заработной платы. Тенденции неприятные, пока не слишком ощутимые и не сильно заметные, однако претендующие превратиться в серьезные социальные проблемы для государства. Всего скорее, к концу текущего года.

Евгений Голубев

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?