Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

25.04.2022
Социсследования
2673
Меньше знаешь – крепче спишь
    Одним из серьезных изменений в жизни россиян в марте 2022 г. стал запрет на использование таких социальных сетей как Instagram и Facebook компании «Meta». Они были признаны в России экстремистскими и заблокированы Роскомнадзором по решению суда. Мы решили задать респондентам по этому поводу несколько вопросов.
Меньше знаешь – крепче спишь

      Мы сегодня представляем очередную партию данных нашего онлайн-опроса, который мы проводили с 7 по 13 апреля 2022 г. Всего было опрошено 1000 человек во всех федеральных округах РФ. Мы специально сделали паузу и не проводили исследования в марте 2022 г., поскольку именно в марте был самый пик ажиотажа, связанного и со спецоперацией, и с истеричным потребительским спросом на продукты первой необходимости, и с санкциями, и с информационным давлением новостей практически на все сферы жизни, как говорится, "от финансов до романсов". Теперь ажиотаж спал, люди постепенно успокоились и худо-бедно могут уже с относительно холодной головой рассуждать о том, что было с ними в марте 2022 г. Наше исследование так и называлось "Как Вы живете после марта 2022 г.". Выборка исследования составила 1000 человек. Уровень достоверности данных составил 97% при ошибке выборки ±2,07%.

      Итак, один из них звучал так: «Какими соцсетями Вы пользовались чаще всего месяц назад и какими пользуетесь чаще всего сейчас?». То есть мы хотели узнать как изменились предпочтения пользователей соцсетей в результате соответствующего решения госорганов. Мы попросили респондентов указать не более трех соцсетей, которыми они пользовались до и после запрета. Ответы представлены в диаграмме ниже (не более 3 ответов).

8e46026eb2b5a811bec34a687f377a45-0.jpeg

      Top-5 оказался такой:

До 22 марта 2022 г.

После 22 марта 2022 г.

ВКонтакте

ВКонтакте

Instagram

Telegram

Telegram

Одноклассники

Одноклассники

YouTube

YouTube

TikTok

    Instagram, конечно, окончательно не умер в России, но по сути из массового продукта эта социальная сеть превратилась в нишевый. Сама компания Meta отменила возможности платного продвижения и тем самым закрыла окно возможностей для рекламы малого и среднего бизнеса. Видимо история американских соцсетей в России в ближайшее время будет не слишком завидна. Пока мало кто понимает, зачем оставаться в этих соцсетях даже с применением VPN. Только для поддержания своего социального окружения? Да, возможно. Однако это все можно сделать и в других соцсетях… Явно выиграли от запрета американских соцсетей «ВКонтакте» и Telegram. Используют ли они это возможность с точки зрения предоставления новых и удобных сервисов, пока не понятно…

        Мы также задали респондентам такой вопрос: «Как Вы относитесь к признанию соцсетей компании Meta (Facebook, Instagram) экстремистскими?». Ответы на него представлены в диаграмме ниже.

8e46026eb2b5a811bec34a687f377a45-1.jpeg

 Наиболее недовольными оказались постоянные пользователи Facebook и Instagram (64% не одобряют решение российских властей о блокировке). Это вполне естественно – у них изъяли удобную среду общения. Но более всего обращает на себя другая цифра – 24,9% от всех респондентов не знают как оценить это решение. По-видимому здесь история нелинейная – эти респонденты явно не хотят давать прямую оценку решения о запрете. Как видим, полного «одобрямса» по этому вопросу нет. Есть некий раскол. Это подтверждает и статистика ответов на данный вопрос в зависимости от возраста и уровня образования (см. таблицу ниже).

 

Все респонденты

18-39 лет

40-59 лет

60+

Респонденты с высшим образованием

Респонденты без высшего образования

Полностью одобряю это решение российских властей

24,8%

22,6%

24,4%

37,3%

24,1%

25,5%

Скорее одобряю, чем не одобряю это решение российских властей

16,4%

16,5%

17,0%

13,3%

16,8%

16,0%

Скорее не одобряю, чем одобряю это решение российских властей

12,9%

16,3%

10,4%

5,3%

14,3%

11,7%

Полностью не одобряю это решение российских властей

20,9%

24,1%

17,8%

16,0%

25,2%

16,8%

Затрудняюсь ответить

24,9%

20,5%

30,4%

28,0%

19,6%

30,1%

Средний балл, рассчитанный по пятибалльной "школьной" системе

 3,11

2,97

3,20

3,51

3,00

3,22

         Из приведенных данных видно, что молодежь скорее не одобряет принятое решение о запрете американских соцсетей, люди старшего возраста, скорее, одобряют это решение. Люди с высшим образованием по сути разделись пополам по этому вопросу. Обращает на себя внимание очень высокая доля затруднившихся ответить среди людей старшего и среднего возраста, а также среди людей без высшего образования (28-30%).

        И последний срез, на который мы обратили внимание, был такой. Мы посмотрели как относятся люди, которые ранее постоянно пользовались американскими соцсетями к решению Президента РФ В.Путина о проведении военной спецоперации на Украине. Ответы представлены на диаграмме ниже.

8e46026eb2b5a811bec34a687f377a45-2.jpeg 

      По ответам видно, что бывшие постоянные пользователи Facebook и Instagram скорее вступают против одобрения спецоперации на Украине (45,3% - против, 37,5% - за). Видимо, когда российские власти принимали решение о запрете этих соцсетей, они знали, что делали. Это решение было зрячим и позволило перекрыть один из каналов получения неофициальной информации.

 

Евгений Голубев

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?