Сегодня мы представляем последнюю часть данных нашего общероссийского онлайн-опроса "Как вы чувствуете себя после марта?". Тема - санкции, доходы населения и как население стало реагировать на ухудшение экономической конъюнктуры... Всего было опрошено 1000 человек в период с 7 по 13 апреля 2022 г. Мы даем эти данные без подробных комментариев. Нам кажется, что цифры говорят сами за себя...
Итак, что же видно за этими цифрами:
1)
Ухудшение экономической ситуации в России заметили 88,4% респондентов.
2)
63,3% респондентов так или иначе ощутили падение доходов.
3) Повышение цен особенно серьезно сказалось на таких товарных группах как продукты питания (это заметили 42,6% потребителей) и лекарства (23,6%). Именно эти две товарные группы были чаще других указаны респондентами.
4)
Россияне переходят в режим жесткой экономии доходов - 49,7% респондентов стали меньше тратить, еще 21,8% отказались от крупных покупок. Наиболее серьезно
люди стали экономить на одежде и обуви, продуктах питания, а также на покупке бытовой техники и услугах (досуг, рестораны, путешествия). Незначительно экономят россияне на здоровье и образовании. Видимо, это последнее, на что будут обращать внимание респонденты при экономии средств.
5)
Большой активности в действиях со своими свободными финансовыми средствами (помимо покупок впрок товаров и услуг) у респондентов замечено не было. 54,3% респондентов ничего не делали со своими свободными финансовыми средствами. Наиболее эффективно с ними поступили
только 12,7% респондентов, когда разместили их на депозитах в рублях (в марте были самые высокие процентные ставки в рублях).
6)
72,1% респондентов уверено, что экономические санкции так или иначе должны негативно сказаться на уровне жизни россиян. Пенсионеры более оптимистично настроены - среди них "только" 62,6% тех, кто так думает.
7)
85,8% респондентов так ли иначе знают о том, что многие западные производители/бренды заявили об уходе или о приостановке деятельности в России.
Однако сильно об этом жалеют только 22% респондентов, а еще 40% респондентов жалеют об этом несильно. Более всего для респондентов
заметна приостановка деятельности таких компаний как "Макдональдс" (15%) и "ИКЕА" (10,2%).
Евгений Голубев