Последняя неделя не внесла никакой ясности в вопрос урегулирования конфликта. Москва грозит Украине и Европе перевести на предоплату поставки газа. Адекватного ответа пока не последовало. В Донецкой области с переменным успехом идут некие военные действия. В Киеве и в Харькове прошли круглые столы об урегулировании внутриукраинского конфликта. Там было сказано очень много правильных слов о том, что нужно сделать для урегулирования конфликта (телеканал РБК показывал часть выступлений на этих круглых столах). Но дальше слов это пока никуда не пошло. Да и не могло пойти. Такое ощущение, что все ждут результатов президентских выборов. А дальше уж пусть вновь избранный президент со всей этой кашей как-то и разбирается. Как будто это можно решить быстро и легко, и новый Президент сможет предложить нечто такое, что устроит стороны конфликта. И это с учетом того, что выборы президента Украины реально могут просто не состояться в Луганской и Донецкой областях (напомним, что там проживает почти 14% всех украинских избирателей). Пока ясно только две вещи:
1. Россия, конечно, никакие войска в восточные регионы Украины вводить не будет.
2. Без участия России урегулировать конфликт не удастся.
Промежуточный итог вроде бы не совсем плохой для России. Хотя стратегически может оказаться, что в угоду тактическим интересами и успехам, Россия проиграла стратегически. Подозрительность Запада к России резко возросла. Да и Украина ментально теперь явно отброшена не в зону влияния России, а в зону влияния Европы и Запада в целом. Впрочем, главная задача Путина в украинском конфликте явно была вовсе не внешняя, а внутренняя, российская. Всем показали следующее: будете «рыпаться» и открыто протестовать – будет как на Украине. А спасти Вас от этого разгула вседозволенности может только сильный лидер. Слава богу, он у нас есть. В отличие от Украины. Под это дело можно и СМИ поприжать, и блогеров дисциплинировать, да и случае чего вообще социальные сети заблокировать. Как говорится, было бы желание.
Тем временем экономика России продолжает тормозить, вне зависимости от того, что курс рубля пока не зашкаливает за запредельные показатели, а стоимость барреля нефти также держится на относительно высоком уровне. Тем не менее, золото-валютные резервы Центрального банка РФ падают 6 месяц подряд и на 1 мая 2014 г. составляют 472 млрд. долларов (см. сайт ЦБ РФ). Для сравнения укажем еще одну цифру – корпоративный внешний долг РФ (т.е. долги частных предприятий перед западными и прочими внешними кредиторами) составляет 727 млрд. долларов. В случае дефолта (не приведи, конечно, господь) государство не сможет (хотя, конечно, и не должно) покрыть своими резервами долги частных российских корпораций. Понятно, что это ситуация чисто гипотетическая, но тут важна тенденция – долги предприятий растут, а резервы государства постепенно тают. Тенденция очень неприятная, хотя, конечно, и неапокалептическая. Важно, чтобы этот разрыв не рос катастрофическими темпами.
Еще одна неприятная статистика поступила от ЦБ РФ. По данным Центробанка в марте доля предоставленных гражданам ссуд, не погашенных в установленный срок, достигла рекордного значения за последние 3,5 года и составила 13,3% (против 12,5% в феврале). Последний раз уровень просроченной задолженности превышал данный показатель в декабре 2010 года и был равен 14,4%. Увеличение в марте доли просроченных ссуд, предоставленных банками гражданам, произошло исключительно за счет роста этого показателя по потребительским займам — с 14,4% по итогам февраля до 15,6%. По остальным видам кредитов, напротив, отмечено сокращение уровня просроченной задолженности: например, по ипотечным займам с 4,1% до 3,9%, по автокредитам — с 8,5% до 8,2%. О чем говорит эта информация? Только о том, что более или менее обеспеченные люди, которые брали кредиты на жилье и автомобили, исправно погашают долги. А те, кто брал небольшие кредиты (на т.н. «потребительские нужды») платить стали хуже. Но их как раз подавляющее большинство.
В прошлом году ЦБ были приняты меры, направленные на сдерживание роста задолженности по потребкредитованию. С 1 марта 2013 года регулятор вдвое повысил минимальные ставки резервирования по необеспеченным розничным кредитам, а с 1 июля были повышены коэффициенты риска по кредитам с высокими ставками. Эта политика ЦБ призвана была снизить риски системы и долговую нагрузку на население. Однако для банков заемные деньги стали более дорогими, а потребительские ссуды вынужденно стали выдаваться в меньшем объеме, существенно сузились и возможности по рефинансированию текущих кредитов (возможность перезанять). Следствием этого и стал рост просроченной задолженности. По прогнозам аналитиков к концу 2014 года уровень просрочки увеличится до 17–17,5%, что близко к кризисным показателям 2008-2009 годов. То есть стало хуже не только необеспеченному населению, но и банкам.
И еще немного о деньгах. Газета «Коммерсант» сообщила о том, что аналитики банка Morgan Stanley подсчитали, что с введением поправок к закону "О национальной платежной системе", обязывающих международный платежные системы разместить на спецсчетах в ЦБ обеспечительных взнос, равный двухдневному обороту системы, бизнес Visa и MasterCard в России станет убыточным. По данным аналитиков глобального инвестбанка, исходя из ежедневного общего оборота наличных и безналичных платежей по картам в России в $1,6 млрд, MasterCard предстоит разместить в ЦБ $1 млрд, а Visa вдвое больше — $1,9 млрд. То есть в совокупности около 100 млрд. руб. Эти цифры на четверть превышают приблизительную оценку совокупных расходов обеих платежных систем на продолжение бизнеса в России (около 80 млрд. руб.), которую в конце апреля приводила глава комитета Госдумы по финрынку Наталья Бурыкина.
Аналитики банка сопоставили также и чистую выручку платежных систем с их расходами на продолжение бизнеса в России и пришли к выводу, что масштаб затрат Visa и MasterCard на то, чтобы остаться работать в России, несопоставимо больше их финансовых результатов от российского бизнеса. В переводе на русский язык это означает, что этим платежным системам будет невыгодно вести бизнес в России. А теперь представьте, что у всех потребителей, имеющих карты этих платежных систем, перестали работать дебетовые и кредитные карты… Как это было недавно с представителями некоторых российских банков. А российская платежная система еще не начала работать… Представили? Весело? Или страшно? Понятно, что все это пока игра нервов: «кто кого больше запугает» - платежные системы или центральные власти РФ. Однако в случае негативного сценария крайними как всегда останутся простые люди.
Невеселые настроения царят и Правительстве РФ. На прошлой неделе Правительство рассмотрело макроэкономический прогноз на 2014-2017 гг., скорректированный Минэкономразвития. По базовому прогнозу, рост экономики в 2014 г. составит 0,5%, в 2015 г. — 2% (2,4% прогнозировалось в апреле). Не исключена и рецессия в первом полугодии, но за год экономика в базовом сценарии выйдет в плюс - если не будет экономических санкций и снизится внешнеполитическая напряженность. Если она сохранится, то ВВП в 2014 г. сократится на 0,2-0,3%. В кратко- и среднесрочной перспективе у России достаточно резервов для компенсации большей части потерь, в долгосрочной же санкции могут расшатать бюджет, сократить возможности модернизации из-за ограничений на импорт технологий, инвестиций и передовых практик, пишет Минэкономразвития. За геополитический конфликт Россия расплатится технологическим отставанием, за инерцию — сокращением доли в мировой экономике. В базовом сценарии за пять лет, с 2013 по 2017 г., разрыв в приросте мировой и российской экономики будет двукратным: 19,8% против 9,6%. Несмотря на столь существенное замедление, вероятность того, что рост окажется еще ниже, превосходит вероятность того, что рост будет выше. Продолжение российско-украинского кризиса может привести к ухудшению условий заимствования, росту премии за риск и усилению оттока капитала, что вызовет ослабление рубля, рост инфляции и сокращение потребительской уверенности. Торможение экономики ведет к сокращению доходов бюджетной системы (до 36,4% ВВП в 2017 г. с 37,3% в 2014 г.), но федеральный бюджет выигрывает от девальвации, настаивает Минэкономразвития: в 2014 г. — 700 млрд. руб.
В сравнении с апрельской версией в базовом сценарии сильнее спад инвестиций в 2014 г.: 2,4% (было 1,9%). Снижение прежде всего касается инвестиций частных компаний — на 2,6%, причина — рост общей неуверенности, усиленный геополитическими рисками и снижением доступа к заемным ресурсам как на внешнем, так и на внутреннем рынках, пишет Минэкономразвития. Отток капитала, по его оценкам, в 2014 г. составит $90-100 млрд, а рост кредитования предприятий замедлится до 10,6%.
Существенным фактором снижения темпов роста экономики стало потребление, указывает министерство. Высокий рост розницы в I квартале (3,5%) в отличие от прежних периодов почти полностью был профинансирован уменьшением сбережений населения: чистая норма сбережений снизилась в I квартале 2014 г. до 5,4% — исторический минимум. Рост реальных доходов населения прекратился (в I квартале 2014 г. они снизились на 2,4%), что дает основание предполагать разворот позитивного тренда розничной торговли в ближайшие месяцы, говорится в прогнозе.
В прогнозе много цифр и все они негативные (уровень ВВП, розничный оборот, инфляция, девальвация, падение инвестиций и т.д.). Экономисты, следящие за динамикой экономических показателей, знают, что опыт прогнозирования Минэкономразвития таков, что большинство министерских прогнозов не сбывались. Обычно реальная ситуация была хуже, описываемой в прогнозе. Однако, если даже Минэкономразвития пишет о негативных тенденциях и последствиях в российской экономике, то это может означать только одно - ситуация будет еще хуже. Вот насколько хуже – это вопрос. Но в любом случае этот год радостным уже не будет.
Хотя все-таки появилась небольшая радость для регионов России. Известный факт, насколько напряглось руководство краев и областей для того, чтобы выполнить майские 2012 г. указы Президента РФ о повышении зарплат бюджетникам. В итоге, большинство финансово-необеспеченных регионов загнало себя в тупик – они стали занимать деньги на финансовых рынках лишь бы выполнить волю Президента. Долги регионов быстро росли в последние два года на фоне падения собственных доходов из-за стагнации в экономике. В итоге В.Путин поручил правительству разработать систему как снизить для регионов ставку по банковским кредитам, как заместить их бюджетными кредитами, как реструктурировать старые долги, как изменить методику расчета средней зарплаты (вероятно, чтобы она стала пониже и требовала поменьше расходов — это уже делается в некоторых субъектах).
Схема отношений Москвы с регионами на протяжении последних лет выглядит примерно так: 1) центр отбирает у регионов значительную часть налоговых доходов и самостоятельность в принятии решений; 2) на фоне кризиса государство давит на бизнес, снижая для регионов поступления от налога на прибыль; 3) указами президента Москва вводит для регионов обязательные расходы, из-за чего регионы погружаются в долги; 4) сегодня Москва обещает спасти регионы, замещая банковские кредиты бюджетными.
Президент в этой схеме получает двойной бонус — сначала за счет собственно указов о повышении зарплат. Проблемы и критику за последующее недостаточное исполнение указов получают правительство и губернаторы. Сегодня на фоне нерадивых подчиненных президент получает еще один бонус — как лидер, решающий проблему, — за счет раздачи федеральных денег.
Правда, деньги из федерального бюджета раздаются не трансфертами (что считается расходом), а кредитами (расходом не считается). И регионы должны будут вернуть центру с процентами деньги, решение о выплате которых принимали не они. Бюджетный кредит — мечта любого губернатора, он гораздо дешевле банковского. Правда, не все такой кредит получат — процесс все равно будет лоббистский.
Где же взять деньги на последний по времени акт благотворительности в условиях рецессии и конфликта с Украиной? На этот вопрос есть простой ответ: девальвация. В I квартале благодаря слабому рублю доходы федерального бюджета превысили расходы. Браво! Бурные продолжительные аплодисменты!
Только как долго сможет продолжаться эта благотворительность, непонятно. Понятно, пока только то, что государство пытается усилить финансовое давление не только на бизнес, но и на население. В Государственной Думе сейчас находится законопроект о налоге на недвижимость. Согласно расчетам Федеральной налоговой службы в случае введения данного законопроекта, за пять лет средняя сумма налога на жилье может вырасти в 3 раза. Новый налог будет взиматься не с инвентаризационной, а с кадастровой стоимости недвижимости, которая намного ближе к рыночной. Нагрузка будет расти постепенно в течение пяти лет — на 20% в год. По расчетам ФНС, в среднем по России за эти годы сумма налога утроится и для жилья составит 1915 руб. против 642 руб. в 2012 г., По расчетам ФНС, после завершения переходного периода налоговые поступления от недвижимости граждан могут увеличиться по сравнению с 2012 г. в 3,4 раза (до 94,4 млрд. руб.). Введение налога будет болезненной процедурой, социальные последствия могут быть очень серьезными, но налог вводить нужно, рассуждают в ФНС: необходимо снижать налоги на бизнес и увеличивать на имущество. Золотые слова. Только в искренность их как-то не очень верится. Откладывать введение налога уже нельзя, предполагают в налоговой службе: потенциал роста поступлений имущественных налогов за счет улучшения администрирования исчерпан, а это важный источник доходов муниципалитетов. Международная практика показывает, что налог на недвижимость часто является ключевым местным налогом. В России доля налога на недвижимость физлиц в общих доходах регионов незначительна: 22,3 млрд из 8,2 трлн руб. в 2013 г. Основными бенефициарами от введения нового налога станут регионы с высокими темпами ввода нового жилья, прогнозирует он, с крупными городскими агломерациями. Проблема только в том, что общая политика государства сейчас такова, что общая налоговая нагрузка будет только расти. Сборы с предприятий и организаций никак не снижаются, а вот прямые и косвенные налоги с физлиц имеют тенденцию к росту. Ну и где здесь счастье?
А тем временем, постепенно развивается медленная, но уверенная атака на Yandex. Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой обратился к генпрокурору Юрию Чайке и попросил проверить работу компании "Яндекс" на предмет соответствия закону "О СМИ". Речь идет о сервисе "Яндекс.Новости". В своем письме Луговой просит признать его средством массовой информации. Он отмечает, что на страницах Yandex публикуют "материалы новостного и аналитического характера, в том числе материалы ведущих российских и зарубежных СМИ". При этом их распространение, по мнению депутата, тоже является "распространением массовой информации". Соответственно, считает Луговой, компания должна соблюдать правила, установленные для СМИ. Напомним, что в конце апреля Владимир Путин заявил на медиафоруме ОНФ, что интернет начинался как спецпроект ЦРУ и высказал мнение, что Yandex тоже начинался как проект с западным влиянием. После слов президента акции российских интернет-компаний потеряли до 15% стоимости. Известный факт - депутаты от ЛДПР ничего просто так в публичной сфере не делают. Более того эти действия каким-то странным образом ложатся в общую логику событий по ограничению деятельности (читай - свободы слова) интернет-изданий. Всем известно, что Yandex.ru – это поисковая система, которая сама «контент» не выдает. Однако новости на Yandex.ru действительно читают многие и странным образом там находится очень много публикаций про т.н. «протестное движение». Представляется, что атака на Yandex – это попытка приручить руководство поисковика к работе с властью в ручном режиме. Как это сейчас происходит на ведущих центральных телеканалах. Но только для Интернет-поисковика, где люди могут находить разностороннюю, а не однобокую информацию, такой поход – это медленная смерть и потеря пользователей. И для власти это плохо – каналов для независимых оценок становится все меньше и соответственно домыслов и «великих догадок» становится все больше. Представляется, что даже для самой власти – многоголосие куда более выгодно, чем пение в унисон. Но похоже, что на пике популярности центральной власти про это, то ли забывается, то ли вообще кажется несущественной мелочью. Однако пружину можно очень долго сжимать, только она все равно рано или поздно «выстрелит». Нужно ли доводить до этого? Видимо украинский опыт научил только одному – надо быть начеку и давить гадину в зародыше. А может все гораздо сложнее и неоднозначнее?
Евгений Голубев