Нас настиг очередной экономический кризис. Сколько их было за последние годы, великих и малых, страшных и не очень, уже не сосчитать. Мы уже настолько привыкли жить в состоянии вечного кризиса, что даже «страшилки» власть предержащих об угрозе отката в 90-е годы, используемые к месту и не к месту после любого мало-мальски серьёзного митинга, начинают выглядеть комично. Хотя бы потому, что 90-е – это всего 10 лет, притом некоторые из них перемежались определёнными просветами. А нынешний кризис длится уже седьмой год и не думает кончаться. И если добавить к нему финансовую «болтанку» 2008-2009 годов, то кризисы «обжорных нулевых» почти догнали «лихие девяностые». Если не по масштабам (хотя это спорный вопрос), так по длительности. Кроме того, восстановление экономики страны после дефолта 17 августа 1998 года (самого громкого) началось уже на следующий год, даже несмотря на низкие цены на нефть. А нынешняя стагнация продолжается уже шесть лет. На наш взгляд, разница заключается в государственных мерах поддержки экономики. Тогда, при правительстве Евгения Примакова, они оказались более чем результативными. Кабинет Дмитрия Медведева подобными успехами похвастаться не мог, притом от слова «совсем». Возможно, это получится у команды Михаила Мишустина. Правительство уже анонсировало ряд шагов, направленных на поддержку экономики. Окончательные выводы делать рано (процесс только начался), но пока они выглядят явно недостаточными. Мы проанализировали ситуацию и попытались определить, какие меры могли бы дать реальный эффект. И если не спасти нашу и без того убитую экономику от «пробивания очередного дна», то хотя бы остановить падение всего и вся!
Прежде всего, стоит отметить, что нынешний кризис не вполне обычный. Власти стараются насколько это возможно деликатно обходить стороной его финансовую составляющую (являющуюся следствием падения цен на нефть, паникой на биржах и волатильностью нашей национальной, прости Господи, валюты) и всячески подчёркивают влияние пандемии коронавируса. Так что Правительство объявило план первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики именно в контексте борьбы с «импортной» инфекцией. А тут ещё и министр финансов Антон Силуанов заявил, что последствия эпидемии влияют на отечественную экономику гораздо сильнее, чем снижение цен на нефть. Не будем спорить с главным финансистом державы. Но позволим себе заметить, что влияние на нашу отечественную экономику оказывают, наверное, даже пятна на Солнце. Поэтому на наш взгляд, правильнее рассматривать антикризисные шаги Правительства в комплексе обстоятельств, не делая акцента исключительно на коронавирус.
Впрочем, особенностей самого коллапса это не отменяет. Хотя бы потому, что те самые первоочередные меры в значительной степени направлены не столько на стабилизацию промышленности или поддержку бизнеса, сколько на социальную сферу. В этом смысле мы сталкиваемся с новым форматом кризиса. Так сказать, версией 2.0. Ну, или применительно к нынешнему году – 2.0.2.0. Прежде всего, власти взяли курс на обеспечение граждан товарами первой необходимости: продуктами питания, детскими товарами и лекарственными препаратами. Для этого было объявлено о введении «зелёного коридора» на таможне, а торговым предприятиям пообещали предоставить льготы при кредитовании.
Как подчеркнул сам Михаил Мишустин, на отельные виды товаров, в том числе лекарства и медицинские изделия, с 20 марта установлена нулевая ставка таможенной пошлины. Более того: безрецептурными препаратами разрешили торговать даже через интернет-магазины. А промышленным предприятиям рекомендовали наладить выпуск соответствующей продукции, пообещав её максимально быструю регистрацию со стороны Министерства здравоохранения. Так что без гречки и масок многострадальный российский народ точно не останется. Правда, какой при этом будет их цена – наверху не уточнили. Конечно, в Правительстве пообещали зорко следить за организациями розничной торговли. Но все мы прекрасно знаем, как крупные игроки рынка реагируют на подобные предостережения. Рост стоимости бензина – яркий тому пример.
Также в кабмине подчеркнули необходимость еженедельного мониторинга рынка труда и обеспечения своевременных выплат для тех, кто имеет статус безработных. К этому же блоку относится особый порядок оплаты больничных листов для тех, кто находится на карантине. Выплата пособия будет проходить в два этапа: за первую неделю – в течение одного рабочего дня с момента получения всех документов от работодателя, но не позднее седьмого дня больничного, за последующие дни – в первый день после окончания карантина. Кроме того, вице-премьеру Татьяне Голиковой и министру финансов Антону Силуанову поручили создать специальный фонд премирования врачей, занимающихся лечением больных коронавирусом. Также можно упомянуть об онлайн-системах оповещения и единых телефонных горячих линиях, но это – мелочи жизни. Что касается поддержки реального сектора экономики, то их практически в полном объеме приводит РБК. Итак, что предлагают власти:
· Формирование антикризисного фонда в размере 300 миллиардов рублей и гарантийного фонда для реструктуризации кредитов организаций, оказавшихся в форс-мажорной ситуации;
· Отсрочка по взысканию налогов для туристической отрасли, сферы авиаперевозок, физкультуры и спорта, а также искусства, культуры и кинематографии до 1 мая; при этом, туроператоров до конца года освободят от уплаты взносов в фонд ассоциации «Турпомощь», а профильные ведомства разработают порядок компенсации убытков, связанных с невозвратными тарифами в воздушном сообщении;
· Отмена ограничений для транспорта, обеспечивающего поставки товаров в торговые сети на территории городов с 17 марта;
· Отсрочка по уплате страховых взносов предприятиям и организациям малого и среднего бизнеса (МСБ) сроком на три месяца;
· Отсрочка по арендной плате для субъектов МСБ, использующих имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности;
· Введение моратория на налоговые, таможенные и прочие проверки (по всей вероятности, этот пункт дался Михаилу Мишустину как бывшему руководителю ФНС особенно тяжело);
· Расширение действующих программ льготного кредитования для МСБ, возможность реструктуризации уже имеющихся займов, увеличение предоставляемых субсидий и меры по капитализации региональных микрофинансовых организаций.
Вроде бы, предложений не так мало. И некоторые звучат весьма солидно. Но это только на первый взгляд. При внимательном анализе план Правительства выглядит предельно общим, а конкретные мероприятия являются лишь полумерами. И то с большой натяжкой.
Начнём с последнего пункта. Те же власти говорили о реструктуризации займов по приемлемым ставкам. Но что понимается под этим словом, какой процент установят финансовые организации, и на каких условиях будет проходить эта самая реструктуризация – озвучено не было. А это принципиально важно. Отсрочка аренды по муниципальному или государственному имуществу – и вовсе непонятный шаг. Во-первых, сами обязательства никто не отменял. Платежи лишь отодвинули на определённый срок. Однако произвести их всё равно придётся. Притом, возможно, даже в менее выгодных для бизнеса условиях (в том случае, если программа Правительства не сработает, кризис продолжит усугубляться и возникнут проблемы с ликвидностью).
Во-вторых, подавляющая часть предпринимателей арендует помещения у частных лиц, на которых названные меры не распространяются. Кроме того, у самих арендодателей тоже имеются проблемы. Прежде всего, ежегодно растущие расходы на коммуналку и налоги на имущество. К слову, в прошлом году в Ярославле плату имущественного налога за помещения в торговых центрах повысили сразу в три раза – с 0,5 до 1,5. Между тем, подавляющее большинство ТЦ – это отнюдь не «Аура», «Рио» или «Космос», а гораздо более скромные комплексы. И недвижимость там исчисляется не тысячами и даже не сотнями, а лишь десятками квадратных метров. Соответствующими являются и возможности владельцев, о которых почему-то никто даже не вспоминает. Хотя это такой же малый бизнес. В-третьих, попытка федерального центра переложить обязанности по спасению МСБ на регионы и муниципалитеты выглядит как минимум цинично. Арендная плата – весьма ощутимая составляющая местных бюджетов, которые итак перегружены многочисленными социальными обязательствами. А их фактически заставляют отказаться от существенной части дохода. Пусть и временно. Но «кассовый разрыв» за этот период в любом случае закрыть нечем.
Немало вопросов вызывает поддержка отдельных отраслей экономики. В частности, тех же авиаперевозчиков и федеральных торговых сетей. Которые, откровенно говоря, итак не испытывают больших трудностей. Во всяком случае, о банкротствах известных продуктовых ритейлеров что-то не слышно. Да и правила игры на сверхмонополизированном рынке воздушных сообщений давно установлены. Данный шаг чем-то напоминает меры поддержки банковского сектора пять лет назад, на предыдущей волне кризиса. В итоге сильные игроки стали ещё сильнее, всех «лишних» участников рынка (включая банки из ТОП-50) зачистил ЦБ, а заёмщики (включая население) остались у разбитого корыта. Хотя первоначально всё подавалось под самым благим соусом.
А вот кого точно ждут тяжелейшие времена – так это малый бизнес. Которому итак никогда не дают дышать спокойно. Торгово-промышленная палата РФ опубликовала данные о том, что из-за экономических последствий коронавируса свою деятельность могут прекратить около 3 миллионов предпринимателей. А риску потерять работу подвержены почти втрое больше – свыше 8,6 миллиона человек. Опрос ТПП в субъектах страны показал, что каждое третье предприятие малого бизнеса при снижении спроса сможет продержаться всего один квартал. Притом, половина деловых людей признали, что не смогут повторно открыть свой бизнес в ближайшее время. И такие цифры не кажутся преувеличением, хотя волосы от них встают дыбом. Получается как в левом идеологическом клише: богатые становятся богаче, бедные – беднее. Ну, или кому кризис, а кому – мать родная.
Можно изменить эту ситуацию? Теоретически – да. Первый заместитель журнала «Эксперт» Татьяна Гурова проводит параллели с кризисом 1998 года, когда очень низкие цены на нефть держались в течение пары лет, но экономика страны стала оживать менее, чем через год. Этому способствовали низкая налоговая и кредитная нагрузки, стимулирование внутреннего спроса (это в те самые «лихие» 90-е с их преклонением перед Западом), точечные инвестиции в отдельные отрасли промышленности (заметьте, промышленности, а не сферы услуг или финансовый сектор) и преимущественно рыночный характер экономики. Отсюда возможным рецептом спасения от нынешнего кризиса могут быть:
· Снижение налогов для частного бизнеса. В первую очередь, речь идёт о неподъёмных страховых взносах. Временно заменить выпадающие сборы возможно деньгами антикризисных, резервных и прочих фондов. Либо пойти на создание дефицита федерального бюджета, в котором нет ничего страшного. Даже наоборот. Во всяком случае, преодоление дефицита казны представляется гораздо меньшим злом, нежели повальное банкротство компаний.
· Проанализировать кредитные истории потребителей и рассмотреть возможность списания хотя бы части долгов по займам на внутреннем рынке. Мы прощаем долги кому угодно, от Анголы до Киргизии. Но только не собственным гражданам или субъектам. А ведь именно это способно если не всколыхнуть, то хотя бы поддержать внутренний спрос. И, как следствие, дать стимул для работы реального сектора экономики.
· Вложить свободные деньги в строительство и ремонт дорог и наведение порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве (что снизит логистические расходы компаний), а также пересмотреть жилищную политику и снизить обороты по строительству жилья. Кому нужны квадратные метры, которые в среднесрочной перспективе всё равно некому покупать? Их обороты не дадут ничего, кроме банковских спекуляций.
· Наконец, необходимо продолжать поиски новых инвестиционных проектов, способных заместить импортные аналоги. Здесь предельно широкий простор для творчества, ибо на зарубежного производителя у нас «заточено» практически всё. От того и страдаем.
Более конкретные меры поддержки предлагают федеральный и ярославский уполномоченные по защите прав предпринимателей Борис Титов и Альфир Бакиров. В частности, последний подготовил пять обращений на имя Председателя Правительства страны, касающихся вопросов «сворачивания» единого налога на вмененный доход (одного из самых удобных режимов), высоких тарифов на электроэнергию (эту тему региональный омбудсмен неоднократно поднимал в областной Думе), кадастровой оценки недвижимости, совершенствования работы системы автоматического весогабаритного контроля и уплаты страховых взносов. С учётом того, что положением дел и условиями для развития бизнеса сегодня недовольны 70% предпринимателей Ярославской области, меры весьма актуальные.
В частности, в последнем обращении Бакиров предлагает снизить суммарный размер страховых взносов до 14% от фонда оплаты труда для всех субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы (14% - прежняя ставка, в настоящее время объём ОСВ – 30%). В том же обращении уполномоченный предложил пересмотреть размеры страховых взносов, уплачиваемых в фиксированном размере с учётом реального изменения индекса потребительских цен с начала применения таких взносов. Кроме того, омбудсмен призвал установить ограничение на повышение тарифа на электроэнергию для субъектов малого предпринимательства в размере, не превышающем уровня инфляции. И даже предусмотреть льготный тариф для отдельных категорий товаропроизводителей (в частности, в сфере сельского хозяйства). Ещё одна инициатива касалась введения для налогоплательщиков (организаций и ИП), применяющих специальные режимы налогообложения, нулевой ставки по налогу на имущество, используемое в коммерческих целях (в отношении имущества, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ). Старший товарищ Бакирова Борис Титов пошёл ещё дальше и попросил Михаила Мишустина о полном освобождении от налогов для всех бизнесменов на спецрежимах и о снижении нагрузки на 50% для тех, кто платит обычным порядком.
Сейчас все названные инициативы проходят обсуждение как в объединениях самих предпринимателей, так и в уполномоченных органах власти. Какой окажется их судьба – покажет время. Судя по плану первоочередных мер, Правительство пока не планирует расширять их перечень. Поблажек гражданам, по всей вероятности, давать тоже не собираются. Ни по налогам, ни по кредитам, ни даже по оплате ежегодно дорожающих услуг ЖКХ. Вместе с тем, власти не могут позволить себе девальвации тех социальных обязательств, которые были озвучены и приняты в начале года (индексация пенсий и пособий, материнский капитал, выплаты на детей, горячее питание для школьников и так далее). В условиях запущенного процесса трансформации политической системы, подготовки к транзиту власти и прочих поправок к Конституции это было бы равносильно «смертному приговору». Однако без реальной помощи реальному сектору исполнение данных обязательств окажется очень проблематичным, если не сказать – невозможным. А значит, исполнительной власти в любом случае придётся расширить меры поддержки бизнеса и промышленности. Не сейчас, так через несколько месяцев. Хотя лучше это сделать раньше, не дожидаясь очередного подтверждения народной мудрости: пока гром не грянет – мужик не перекрестится.
ИВАН ТИХОНОВ
А вот что предложил Президент РФ сегодня, выступая по телевидению:
Пара мыслей с учетом нежданного выступления Президента. Понятно, что мы готовили статью не зная всех этих тезисов. Поэтому часть вопросов, поставленных в статье, были сняты после выступления Путина. Они отмечены красным цветом. В принципе, их не так много - всего три пункта. Притом, пункт об отсрочке по налогам (второй) - это тоже полумера, поскольку предприниматели просили о полном или частичном освобождении от нагрузки, а не об отсрочке. Таким образом, из реальных мер поддержки после выступления Путина добавились только две - каникулы по кредитам и снижение страховых взносов. Впрочем, они отчасти нивелируются другими мерами. К примеру, введением 13% по доходам на проценты от вкладов по инвестиционным счетам в долговые расписки свыше 1 миллиона рублей. Так что ничего сверхрадикального не произошло.