Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

08.01.2019
Политика и экономика
1689
ВАЛЕРИЙ ПОЛЕТАЕВ: «Слишком много людей предпочитает плыть по течению…»
О реалиях и перспективах отечественного высшего технического образования размышляет ректор Рыбинского государственного авиационно-технического университета Валерий Полетаев.
ВАЛЕРИЙ ПОЛЕТАЕВ: «Слишком много людей предпочитает плыть по течению…»

Любой желающий понять, что происходит с обществом, в котором он живет, должен уметь задавать неприятные вопросы. Именно они помогают дойти до сути. Например, один из самых неприятных вопросов, который можно задать преподавателю или ректору ВУЗа: «Кому нужны Ваши выпускники? Где и кем будут работать обладатели дипломов Вашего ВУЗа?»

Беседуя с ректором Рыбинского Авиационного Технического Университета (РГАТУ), Валерием Полетаевым, я чувствовал себя по-журналистски обделенным. Любимый неприятный вопрос «не выстреливал». По итогам 2017 года работу нашли 100% выпускников РГАТУ. Нет оснований предполагать, что нынешний год даст другие результаты. Более того, за специалистов, подготовленных РГАТУ, идет конкурентная борьба. Местные предприятия всеми доступными способами стараются «закрепить» за собой вчерашних рыбинских студентов. Москвичи и заграничные эмиссары частенько навещают Рыбинск с целью переманить выпускников РГАТУ к себе. Вопрос «что делать с этим дипломом» не актуален. А вот мнение ректора с тринадцатилетним стажем, пришедшего с реального производства, доктора технических наук, профессора, лауреата Премии Правительства РФ в области науки и техники Заслуженного машиностроителя РФ, почетного работника высшего профессионального образования Валерия Полетаева актуально вполне. Что происходит в системе высшего образования, и в Вашем ВУЗе, Валерий Алексеевич?

 

*   *   *

О развитии высшего образования в России

nikvFN5Mqr4.jpg- Валерий Алексеевич, какие итоги реформы образования Вы видите на сегодняшний день? Образование стало в целом лучше или хуже?

- Я не буду претендовать на роль эксперта по результатам реформы образования в целом, но естественно, обстановку знаю. Образование стало лучше. Не будем обсуждать все нюансы реформы, их много. Но есть Закон «Об образовании», принятый в 2012 году. Вместе с изменениями, которые вносились в него вплоть до 2018 года, он остается вполне понятной нормой, по которой мы работаем. Это строгая норма, и мы точно ее придерживаемся.

Суть изменений вкратце – существенно усилен контроль государства за работой ВУЗов. Все «псевдовузы», создававшиеся с самыми разными, (порой очень далекими от образования) целями, исчезли.

До реформы процветала «торговля» дипломами. Не в меру предприимчивые люди придумывали громкое название для ВУЗа, легко регистрировались, легко лицензировались, легко давали дипломы - только плати. Практической ценности «купленные» дипломы, в большинстве своем, не имели.

За последние 3 года в России прекратили существование 1097 образовательных учреждений, это около 40% ВУЗов, и около 80% их филиалов. Я считаю, что это улучшило качество образования, в ущерб количеству, как это бывает всегда, во всех сферах человеческой деятельности.

- Хотелось бы чуть «ближе к земле», конкретнее. Повлияло ли введение ЕГЭ на уровень базового среднего образования, и каким образом? Влияет ли ведение магистратуры в вузах на уровень подготовки молодых специалистов?

- ЕГЭ – это настоящее испытание, чтобы сдать его, нужно серьезно готовиться. Главный вопрос не в наличии или отсутствии ЕГЭ, экзамен выполняет свою функцию. Главное – чтобы школьник правильно выбрал, какую часть ЕГЭ он хочет сдать. Сдать все на достаточном для дальнейшего развития уровне невозможно, выбирать все равно придется. А сделать разумный выбор ой как трудно. Это проблема не образования, а скорее воспитания. Слишком многие, в надежде заработать легкие деньги (или просто поменьше напрягаться), стремятся в сферу услуг. Например, одно время суперпопулярной была профессия юриста. И крайне сложно объяснить юноше, что он вряд ли будет в красивой черной мантии выступать в суде. Он будет юристконсультом, на всю жизнь обреченным искательно заглядывать в глаза клиентам. Каково это, юноша не знает, и, к сожалению, зачастую знать не хочет.

Или возьмем слово «банк», как магический символ богатства. Работать в банке, какая удача! Я, например, все свои денежные расчеты веду через специальную компьютерную программу и не нуждаюсь в услугах банковских офис-менеджеров. Это тенденция.

В недалеком будущем именно в сфере услуг пойдет вал сокращений. Потому что основа экономики – материальное производство, а услуги - «на подтанцовках». Но работать в реальном производстве надо серьезно. А в современном мире (и не только в России) слишком многие люди предпочитают плыть по течению. Исполниться мечтами, стать офис-менеджером, остаться без работы, и просить о возможности переучиться на рабочего-станочника, потому что инженером становиться уже поздно… Классическая судьба школьника, сделавшего неправильный выбор при сдаче ЕГЭ.

Что касается магистратуры – это нормальное совмещение отечественного высшего образования с международными нормами. Это свобода выбора. Сдав балаквариат, человек может попробовать планировать свою судьбу, например, уехать учиться в другой ВУЗ. Для нас это нежелательно, но конкуренция есть конкуренция, теоретически наши бакалавры могут учиться в магистратуре даже в Тулузе. Это создает нам некоторые сложности, но это правильно. Ведь люди планируют не карьеру, а судьбу. Они выбирают город, где хотят жить. Создают семьи. Например, если нашему выпускнику сложно платить за ипотеку, он и становится главным инженером в жилищной компании или в любой другой, где это реализовать легче. Я вот электромеханик, а работаю в образовательном учреждении То есть, магистратура, увеличивая количество вариантов развития, не только повышает уровень подготовки специалиста, но дает ему возможность выбрать путь, на котором этот уровень можно эффективнее повысить.


О реальной связи с производством

- Развивается ли сотрудничество Вашего ВУЗа с НПО «Сатурн»? Это базовое, главное предприятие для работы Ваших выпускников? Наверное, это выгодно в смысле трудоустройства выпускников, ведь, говорят, что «Сатурн» завален оборонными заказами?

- Оборонные заказы у «Сатурна» были всегда, будут и впредь, это не ключевой момент. Есть Генеральное Соглашение между РГАТУ и НПО «Сатурн». В нем прописаны требования к специалистам, которых предприятие рассчитывает принять на работу. «Сатурн» можно считать базовым для РГАТУ, но «базовый» и «единственный» - не синонимы. Гаврилов-Ямский «Агат», Тутаевский моторный завод, рыбинское конструкторское бюро «Луч», ярославские «ELDIN» и «Автодизель» - все это, в смысле возможностей для выпускников, «наши» предприятия. Кроме того, постоянно приезжают из подмосковных Королева, Дубны, зовут туда.

- Не хватает людей? Кадровый голод?

- Не хватает. Только не «вообще людей», а «нужных людей». Правильно выбравших ЕГЭ и нормально его сдавших в Рыбинске для нашего университета, на мой взгляд, недостаточно. Я вынужден принимать иностранных граждан, из тех стран, с которыми у РФ есть соглашение о сотрудничестве, а хотелось бы побольше рыбинцев. Иностранные ребята, кстати, отлично знают, зачем приехали учиться. У нас тут девочка поступила из Таиланда, так она, по-моему, вообще живет в университете, приходит первая, уходит – последняя.

- Какие специальности, по которым готовят в РГАТУ, на сегодняшний день наиболее популярны среди студентов? Приходится ли корректировать список специальностей? Какие компетенции проваливаются?

- Нет, корректировать список специальностей не приходится, в этом нет нужды. Самый молодой факультет РГАТУ, социально-экономический, образован в 2002 году. А самые популярные специальности, естественно, все, связанные с IT - компьютерщики, факультет радиоэлектроники и информатики, там у нас обучается более 400 студентов. Видите ли, как ни роботизируй производство, но рядом с любым роботом нужно сажать двух программистов. Роботы выполняют задачи быстро, а чтобы дать им новые, нужно программы писать. Хорошо и, опять же, быстро. И в обозримом будущем это положение не изменится.

А о «проваливающихся» компетенциях говорить нельзя - я же сказал о нехватке кадров, какие уж тут провалы. Люди нужны.

- Что такое «кадры высшей квалификации», ведь в РГАТУ есть Управление по их подготовке?

- Кадры высшей квалификации – это аспирантура. Принципиальное отличие сегодняшней аспирантуры в том, что люди, готовящиеся стать кадровой элитой, не пишут диссертации, а учатся. Как студенты. Ходят на занятия, пишут работы. Такая система принципиально изменила отношение к учебе. В ельцинские времена, не к ночи будь помянуты, аспирантура (это, наверное, ни для кого не секрет) зачастую рассматривалась как удачный способ «спасения» от армии. Сейчас не так, случайный человек, желающий стать «кадрами высшей квалификации» просто не сможет учиться.

- В чем смысл создания представительства РГАТУ в Ярославле, Тутаевского и Гаврилов-Ямского филиалов? Это «привязка» к предприятиям?

- Да. Поскольку мы готовим специалистов для гаврилов-ямского «Агата» и его тутаевского филиала, требуется проводить некоторые занятия непосредственно на предприятиях.


О выборах и депутатстве

- Выборы ректора на альтернативной основе – зачем они? Это традиция? Анахронизм? Ведь даже губернаторов уже назначают….

- Традиция есть традиция, Устав ВУЗа – есть Устав ВУЗа. Идея выбирать, а не назначать ректоров, принадлежит Александру II. Правда, позаимствовал он ее за границей и вводил по иностранным клише, но внутри России автором идеи все-таки считаем Его Императорское Величество, кстати, не худшего из российских царей.

Выборы ректора дают те же преимущества и те же риски, что и обычные выборы. С одной стороны, выше вероятность, что ректором станет достойный кандидат. С другой, бывает, что институтом выборов ректора пытаются воспользоваться авантюристы. Самоуправление университетов – важнейший принцип существования Высшей школы.

- Вы – человек очень занятой, и тем не менее, не чужды политики, были депутатом. Многие руководители утверждают, что политика и работа на серьезной должности плохо совместимы. А как для Вас?

- Да, депутатский опыт у меня есть, есть опыт работы в политсовете «Единой России». Политика и работа в должности ректора вполне совместимы. Однако я не уверен, что стал бы заниматься политикой, если бы накануне своего первого избрания депутатом узнал, сколько это потребует сил, нервов и хлопот.


О достижениях и перспективах ВУЗа

- Какие перспективы развития Вы видите для ВУЗа?

- Жизнь и работа ВУЗа – это дело серьезное и многоплановое. Мы не бизнес-структура, чтобы вольным взмахом пера намечать «новые горизонты» развития. Есть достаточно строгое законодательство. Периодически нужно проходить лицензирование, доказывая профессиональную состоятельность по многим позициям. Например, при обучении студентов 3D проектированию требуется обеспечить достаточно жесткие нормативы по их количеству. И это одна маленькая деталь из целого комплекса требований. Их много, и если мы их выполним, этого более чем достаточно. Каких-то принципиальных изменений в ВУЗе мы пока не планируем. Только в рамках естественного прогресса, вместе с наукой и экономикой.

- Какую проблему ВУЗа Вы считаете наиболее серьезной?

- Я уже говорил и повторю еще раз - нехватку «нужных людей». Сознательных. Осознанно ориентированных абитуриентов. Это общая проблема, не только наша.

- Какие достижения ВУЗа Вы считаете наиболее весомыми?

- Мне кажется, что наш самый большой успех – создание многоступенчатой, «длинной» системы обучения. Нам удалось включить в состав РГАТУ колледж, не без некоторого сопротивления отдельных людей, но удалось. И, на мой взгляд, это колледж спасло и дало ему импульс к развитию. Мы создали «Малую школьную академию», в которую в этом году пригласили 95 учащихся. 25 школьников изучают программирование, 6- разговорный английский, 8 - 3D-моделирование, 6 – авиацию и космонавтику, и так далее. Сами готовим себе будущих студентов, и это очень важно. Это только в реальном общении, в Интернете у «Малой Школьной Академии» 400 подписчиков в Контакте. Кроме того, у нас есть Учебные центры по отраслям знаний, отраслевые лаборатории, малые инновационные предприятия. Создание всей этой системы постепенного обучения специалистов я и считаю наиболее весомым нашим достижением.

- Насколько велико влияние развития (или деградации) ВПК на работу и перспективы Вашего ВУЗа? Вы заинтересованы в дальнейшем перманентном наращивании оборонной мощи страны, или готовы заняться подготовкой специалистов для гражданской промышленности?

- Жесткой зависимости от ВПК у РГАТУ нет. Наши выпускники будут востребованы и при «большой «оборонке», и при маленькой.

- Количество научной работы «с дальним прицелом» увеличивается, или наоборот, приходится отдавать все больше сил решению текущих задач?

- Аэрокосмическая отрасль априори требует научных разработок. У нас в РГАТУ семь научных школ, ведущих исследования по разным направлениям, результаты многих разработок имеют практическое применение, например, система оптимизации теплоснабжения в Рыбинске, создание нового шлифовального станка, и многое другое. РГАТУ входит в 2 ассоциации ВУЗов, 2 научных фонда и 3 общенациональные технологические платформы, ведет научные разработки по заказам российской промышленности, например, ярославского территориального инновационного кластера «Газотурбиностроение и энергомашиностроение».

В рамках одного интервью всего про нашу научную деятельность и не расскажешь. Порядка 100-120 миллионов, пятую часть бюджета ВУЗа, составляют научные разработки

- Образование контролируется федеральной властью. Способно ли (и должно ли) региональное правительство как-то влиять на работу ВУЗов?

- Нет, напрямую, непосредственно, не должно. Региональная власть не участвует в финансировании образования. Исключение - научные конференции проводимые на базе ВУЗов, да и на те региональный бюджет получает средства из федерального. Региональная власть должна поддерживать ВУЗы морально, должна общаться. Региональная власть участвует в работе над созданием Генеральных соглашений между РГАТУ и предприятиями. Региональная власть должна заниматься своим прямым делом – создавать комфортную среду для жизни в регионе, чтобы у наших выпускников не появлялось желания уехать «за счастьем» куда подальше из Рыбинска и Ярославля. Называется ли это «влиять на работу ВУЗов»? Оставим вопрос открытым.


О конкуренции и борьбе за молодые таланты

- Каково место РГАТУ в рейтингах? Лидеры, середнячки или все-таки в «конце рейтинговых списков»?

- Мы – старейший аэрокосмический ВУЗ страны. В общероссийских рейтингах сложная система подсчета по многим показателям. Мы по всем показателям, кроме одного, - в «зеленой» зоне, это первая треть списка. Ярославский Технический университет примерно на том же уровне, только у него проблемные и успешные показатели другие, не те, что у нас. В областном рейтинге РГАТУ занимает второе место, лидер – Демидовский университет.

- Как Вы считаете, Москва действительно высасывает все лучшие кадры?

- Молодых специалистов часто пытаются убедить переехать в столицу. Может показаться, что это престижно, как будто логично, что в таком мегаполисе как Москва и возможностей для развития больше. Однако, тут есть нюанс, и наши выпускники в большинстве случаев его осознают и учитывают. Москвы, как города, для специалистов в промышленности фактически не существует. Москва изо всех сил стремится вынести свои предприятия за черту города, и, по возможности, подальше. И те, кто мог быть очарован самим понятием «столица» все яснее понимают, что работать им придется не в Москве, а в Подмосковье - в Королеве, в Дубне. Это отчасти уравнивает уровень привлекательности Рыбинска и Москвы. Поэтому формулировка «Москва высасывает все лучшие кадры» - не более чем яркая, но не имеющая отношения к действительности, метафора.

- Зарубежные ВУЗы Вашего профиля могут считаться конкурентами Вашего ВУЗа? Их профессиональные компетенции сильнее или слабее? В каких странах, на Ваш взгляд, авиастроение развито лучше?

волна.jpg- Не совсем правильная постановка вопроса. Географическое разделение на сильные и слабые школы авиастроения с каждым годом утрачивает смысл. Россия, США, ЕС, Бразилия - страны с заметно прогрессирующим авиастроением, но главное вовсе не «страна проживания». Наиболее сильные промышленные корпорации – транснациональные. Практически каждая крупная зарубежная корпорация имеет свой университет. И полностью его финансирует, без участия (или почти без участия) государства. Американский «Боинг» или европейский «Аэробус» сами формируют собственный заказ на специалистов для себя, сами финансируют их подготовку. И жестко контролируют, чтобы специалист отработал затраченные на него средства. Кстати, это о распространенном мифе про тотальную свободу личности на Западе. Студент, решивший связать свою судьбу с «Боингом», по окончании университета вряд ли так вот запросто сможет резко поменять вектор своей карьеры. Такова зарубежная практика. И сравнивать ее с практикой отечественной некорректно, это просто разные системы. У нас функции контроля за образованием берет на себя государство, оно же и финансирует учебу. Наши предприятия вряд ли одобрили бы введение западной системы в России – слишком большие затраты. Наш «Сатурн» нуждается в квалифицированных кадрах, но не только в инженерах, а еще и в рабочих. На предприятие приходят «неудавшиеся офис-менеджеры» визажисты, менеджеры по продажам, банковские работники и вообще люди из сферы услуг, которая неуклонно сокращается. Всех этих людей нужно обучить, превратить в квалифицированных рабочих на современном производстве. На «Сатурне» обучают около 400 человек ежегодно. Это большая работа, и ее предприятию вполне хватает, вряд ли компания захочет заниматься еще и проблемами подготовки инженеров, энергетиков, программистов. А что касается конкуренции – борьба за умы, борьба за перспективных специалистов велась всегда. Мы постоянно ощущаем давление – к нам приезжают французы, немцы, и много кто еще. Они предлагают закончившим бакалавриат поступить в магистратуру в их странах. При этом используются громкие, привлекательные, с точки зрения рекламы, названия, например «Сорбона», или «Программа Иммануил Кант». Нашим бакалаврам готовы дать возможность бесплатно обучаться в магистратуре (правда, за жилье платить все же приходится, за границей деньги считать умеют). Интерес иностранцев к нашим студентам не ослабевает, и, по-моему, это достаточно красноречиво говорит об уровне подготовки наших студентов.


О хобби, увлечениях и детях

- У Вас есть хобби? Любимая книга? Фильм?

- Книги и фильмы, может быть, и можно считать моим хобби. У меня хорошая библиотека, да и фильмотека немаленькая. А подчеркнуть красным маркером имя любимого автора или название «моего» литературного стиля вряд ли смогу. В разные периоды жизни мои вкусы существенно менялись, каждому овощу – свое время. Сейчас мне нравится Моцарт, раньше я слушал совсем другую музыку. Есть правда писатель, которого я любил всегда, и люблю сейчас - Юрий Нагибин.

- Есть ли у Вас дети? Если да, то чем они занимаются?

- Моя дочь – врач. Пока не главный, но уже, как мне кажется, хороший.                                

 

Беседовал Дмитрий Зраднин

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?