Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

04.03.2020
Ярославль
1651
РАЗБОРКИ ВОКРУГ УБОРКИ

Или зимнее содержание без зимы…и содержания

РАЗБОРКИ ВОКРУГ УБОРКИ

В выходные ярославцы наелись блинов, сожгли чучело масленицы и дружно встретили весну. В этом году её наступление было поистине удивительным. Классик когда-то писал, что в России весна не приходит, а врывается. На этот раз вышло с точностью до наоборот: первого марта мы увидели вялотекущее продолжение тёплой и практически бесснежной зимы. Которая оказалась настолько нестандартной, что никто толком даже не успел соскучиться по плюсовым температурам. Такой же нестандартной оказалась уборка улично-дорожной сети «Столицы «Золотого кольца». Город вновь убирали плохо. И это факт, который был признан всеми: от граждан до контролирующих инстанций. Но это не столь удивительно – нам не привыкать. Парадокс состоял в другом: как можно было не справиться с «уборочной кампанией», если снега практически не было? И традиционная отговорка в стиле «зима опять наступила незаметно» на этот раз не прокатила. Интересно, а что бы произошло, если бы метели мели еженедельно? И город, не дай Бог, по-хорошему запорошило? Откровенно говоря, от такого сценария бросает в холодный пот. Но случилось то, что случилось. Нам повезло. Гадать о возможных перспективах можно сколь угодно долго. Однако история не терпит сослагательного наклонения. Поэтому гораздо важнее провести «разбор пролётов» и обозначить все ошибки, чтобы хотя бы постараться не допустить их следующей зимой. Ибо второй раз чуда точно не будет.

 

Зима 19/20: мы убирали, как могли

         Даже несмотря на незначительное количество осадков, уборка дорог прошедшей зимой вновь собрала многочисленные замечания. Особенно много их было в первые дни нового 2020 года, когда люди за долгие праздники успели как следует прочувствовать всю «прелесть» зимнего содержания. С позволения уважаемых читателей, мы не будем дублировать все гневные посты и справедливые жалобы жителей. Тем более, что некоторые из них находятся на грани нормативной лексики. С ними можно подробно ознакомиться в социальных сетях и некоторых региональных СМИ. 

9.jpg

Отметим лишь то, что главные замечания касались неудовлетворительной очистки дорожного полотна (что способствовало быстрому образованию снежного наката и, как следствие, повышению аварийности), неубранного снега на обочинах трасс, а также плохой очистки тротуаров, остановок общественного транспорта, парков и площадей. Много жалоб поступало по противогололедной обработке.

       Указанные нарекания стали поводом для многочисленных запросов в надзорные органы, где нашли своё полное подтверждение. Так, по фактам несоблюдения требований по обеспечению безопасности движения при содержании улично-дорожной сети в отношении департамента городского хозяйства мэрии города (ДГХ) со стороны госавтоинспекции было составлено 23 протокола об административных правонарушениях. Выдано несколько предписаний. Направлены представления, в которых акцентировано внимание на недостаточность специальной техники и несвоевременность её выхода на линию. Вопросы по содержанию были и у прокуратуры области, особенно в части так называемого «ямочного ремонта». Что касается борьбы с гололёдом, то на этот вопрос ещё в декабре обратили внимание члены общественного совета при ДГХ во время визита в МУП «Городское спецавтохозяйство». В частности, общественники отметили недостаток жидких реагентов и отсутствие соответствующих сертификатов качества. Кроме того, площадки сыпучих противогололёдных материалов не отвечали требованиям их хранения. Таким образом, жалобы граждан не были надуманными или «высосанными из пальца» и нашли полное подтверждение у компетентных специалистов и экспертов.

       4.jpg  Ряд проблем признали и в самой мэрии. В частности, городские власти подтвердили дефицит техники. По информации ДГХ, в распоряжении генерального подрядчика – МУП «Городское спецавтохозяйство», было всего 52 единицы: 17 комбинированных дорожных машин (КДМ), 10 тракторов, такое же количество самосвалов и погрузчиков различных типов, 3 автогрейдера и 2 бульдозера. И это – на весь город с общей протяжённостью дорог свыше 750 километров! Правда, ещё 26 единиц было обеспечено за счёт договора субподряда с ООО «Яравтодор», убиравшим самый крупный Дзержинский район. Но, во-первых, в распоряжении компании имелись не все разновидности техники. Во-вторых, большой погоды такое количество машин всё равно не делало.

         Также представители мэрии говорили про арендуемую технику сторонних и подведомственных предприятий. Но данный «резерв» использовался только в случае форс-мажорных ситуаций, был достаточно затратным (аренда есть аренда) и не слишком надёжным. Если же оценивать «несгораемый» актив (то есть наличный парк самого «Городского спецавтохозяйства»), то он оказался в четыре с половиной раза меньше потребности, установленной ГОСТом (без учёта бульдозеров)! Данные отражены в таблице. Таким образом, генеральному подрядчику не хватало без малого 200 единиц техники. Ясно, что при таком «балансе» организация качественной уборки превращалась практически в невыполнимую миссию.

 Таблица. Соотношение потребности и наличия специальной техники для выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети (по данным мэрии г. Ярославля).

Наименование вида специальной техники

Потребность в соответствии с ГОСТ, ед.

Наличие техники в МУП «Городское спецавтохозяйство», ед.

Недостающее количество техники, ед.

Автосамосвалы

80

10

70

Комбинированные дорожные машины

67

17 (+7 - аренда)

43

Тракторные щётки

55

10

45

Автогрейдеры

20

3

17

Фронтальные погрузчики

20

5

15

Лаповые погрузчики

6

2

4

Роторные погрузчики

6

3

3

ИТОГО:

254

57

197


         Показательно, что статистика нынешнего года с трудом дотягивала даже до показателей пятилетней давности. В статье «Белое безмолвие или красная тряпка для горожан» от 23.01.2015 мы приводили данные о количестве техники, работающей на улицах в период с 13 по 19 января. За исключением единственного дня (самого малоснежного) оно составляло от 54 до 70. В свою очередь, в информационном сообщении на официальном сайте мэрии от 7 января 2020 года было указано, что «ежедневно в уборке Ярославля задействованы 50-70 рабочих и от 30 до 50 единиц техники». Правда, распределение по районам было неравномерным. Если за Волгой, во Фрунзенском и Красноперекопском районах машин было меньше, чем пять лет назад, то в том же Брагино – существенно больше. Но общую картину, судя по всему, это не сильно изменило.


Информация к размышлению

        13.pngПочему город опять сплоховал? В чём причина сложившейся ситуации? И можно ли избежать её повторения (хотя бы в теории)? Корень зла прост и понятен до банальности. Точнее, корней три: деньги, силы и средства. Про последнюю причину мы подробно написали выше. Когда автопарк генерального подрядчика не покрывает даже трети от потребности – это априори обернётся провалом любой уборочной кампании, в любом городе, и при любой власти. Вывод прост – необходима закупка новой техники. В мэрии это понимают. Более того, в планах городских властей на 2020 год уже значится обновление парка «Городского спецавтохозяйства». Информации о количестве и видах машин пока нет. Но, как говорится, признание проблемы – уже полпути к её решению. Хочется верить, что вторая половина также будет пройдена. Притом, до октября текущего 2020 года.

         8.jpgЗдесь также стоит отметить, что генеральным подрядчиком впервые за долгие годы стало муниципальное предприятие. Более того, на субподряд взяли всего одну компанию – ООО «Яравтодор» (ещё одна небольшая компания обслуживает частный сектор Заволжского района, но её доля невелика). В предыдущие годы количество «субчиков» доходило до трёх. А тому же «Спецавтохозяйству» в лучшем случае доставались Фрунзенский и Красноперекопский районы. Показательно, что год назад в ряде ярославских СМИ прошла информация, будто городские власти вообще могут отказаться от собственного предприятия в пользу неких частных интересантов (в этой связи даже проводились параллели с «Городским дорожным управлением», перешедшим под контроль одного печально известного бизнесмена), а двухлетний контракт на содержание улично-дорожной сети будет досрочно расторгнут. Жизнь доказала, что эти опасения не подтвердились. Во всяком случае, на сегодняшний день.

         12.jpgВторой вопрос – финансовый. Он весьма щекотливый. Ибо, как известно, в сфере ЖКХ и дорожного хозяйства денег всегда не хватает. Тем не менее, в данном вопросе есть два особых момента. Во-первых, действующий контракт (точнее, три отдельных контракта с разбивкой по районам города) был заключен ещё весной 2018 года. То есть в период работы мэра Владимира Слепцова. Соответственно, условия также прописывала предыдущая администрация. А работа в условиях, определённых предшественниками, всегда сложнее. Безусловно, это ничуть не извиняет нынешнее руководство города (как говорится, взялся за гуж – не говори, что не дюж). Но факт остаётся фактом. Тем более, что досрочное расторжение контракта и заключение нового соглашения могли привести к ещё большей неразберихе и приходу совершенно непонятного подрядчика (по типу той ситуации, которая возникла в транспортной сфере в начале года).

         Во-вторых, средства, выделенные на содержание, были большими, но не баснословными: 957 миллионов рублей. На два года. И на 756 километров улично-дорожной сети (плюс – тротуары, заездные карманы, разворотные площадки и т.д.). Кому-то эта сумма может показаться очень приличной. Но пять лет назад такой же двухгодичный контракт на 2015-2017 год (который достался ООО «Трасса») оценили в 1 миллиард 145 миллионов рублей. И это – уже по итогам аукциона (первоначально цена составляла 1,2 миллиарда). Правда, в прошлом феврале Ярославлю выделили дополнительную субсидию в 100 миллионов рублей. Однако путём несложных математических вычислений понятно, что даже с её учётом сумма не дотягивала до 2015 года. Конечно, нынешняя зима позволила получить существенную экономию (в отличие от предыдущей). И при грамотном руководстве денег могло хватить. Но с другой стороны, за пять лет расценки существенно изменились. И это – объективный факт, который нельзя не учитывать властям всех уровней.

         Наконец, кадры. Которые, как известно, решают всё. С ними пока трудно. Главная проблема, с одной стороны, в крайне низком профессиональном уровне специалистов, а с другой – в их тотальном дефиците. Притом, речь идёт как о непосредственных исполнителях, так и о представителях контролирующих структур. Назначение  того же Андрея Егорова руководителем «Городского спецавтохозяйства» в прошлом году вызвало серьёзные споры (по информации СМИ, его репутация на предыдущем месте работы в Архангельской области оказалась мягко говоря не блестящей). 

Овчаров (1).jpg

Масленцев.jpg

Много вопросов вызывает и работа руководителя ДГХ Ярослава Овчарова (в отличие от предыдущего места службы в качестве директора ГП «Ярдормост» здесь он получает массу замечаний). А отдел технического надзора «Агентства по муниципальному заказу ЖКХ» (основного заказчика всех работ) попросту не справляется с объёмом возложенных на него полномочий, что неоднократно отмечали представители общественности, экспертного сообщества и депутатского корпуса. Хочется верить, что с приходом на пост директора Агентства сверхопытного Глеба Масленцева ситуация наконец-то изменится к лучшему. Хотя, как известно, один в поле не воин. И если он не получит поддержки на Андропова, 6 и Большой Фёдоровской, 43 (адреса центрального аппарата мэрии и ДГХ) – картина останется прежней.         

Мы предприняли попытку оценить положение дел максимально беспристрастно и безэмоционально. Хотя, признаться честно, сделать это было крайне трудно. Зимой город выглядел очень неопрятно. И жителей не интересовали ни объективные, ни субъективные, ни любые другие причины сложившейся ситуации. Они просто хотели ездить и ходить по чистым и убранным дорогам и тротуарам без риска оказаться на больничной койке. И это желание абсолютно понятно. Остаётся надеяться, что его поймут и заказчики с подрядчиками. Поскольку вторая такая зима вряд ли повторится. А вот количество улиц и потребность в их уборке точно не изменится! 

 

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Рады и Вы тому факту, что студенты и школьники начали учиться 1 сентября 2020 г. по очной форме обучения?