Неделю назад, анализируя положение дел в нашей области, мы попытались ответить на два извечных русских вопроса: кто виноват и что делать? Сегодня на очереди - третий: как жить дальше? Он тоже в известном роде хрестоматийный и уж точно не праздный. И здесь, как в том анекдоте, есть две новости. Хорошая заключается в том, что у Правительства региона уже готов ответ. Пусть не очень конкретный и не слишком точный, но тем не менее. В качестве оного выступает прогноз социально-экономического развития области на 2017-2019 годы (раньше были «пятилетки», сейчас бал правит трёхлетний план). Более того, на этот раз он кажется довольно честным: без умопомрачительных цифр, наполеоновских планов и шапкозакидательских настроений. Беда в том, что в этом состоит уже плохая новость. Ибо нынешний прогноз рисует нам отнюдь не сладкую жизнь.
Повторимся, любое планирование (особенно столь любимое нынче стратегическое) – дело априори условное и неблагодарное, со множеством «но» и «если». И то правда: порой не знаешь, что случиться завтра, а тут – вынь да положи план развития на три года. Да ещё и для целого региона! Но ничего не поделаешь. Таковы сложившиеся правила. Жребий брошен. Рубикон пройден. 7 октября прогноз был озвучен в областной Думе.
Штурм «рубикона» в Правительстве делегировали двум профильным заместителям Дмитрия Степаненко – Екатерине Троицкой (экономический блок) и Илье Баланину (финансы). Депутаты не стали мучить новоиспеченных замов каверзными вопросами. И лишь мимоходом отметили пару-тройку «ляпов» со стороны Троицкой, упомянувшей загадочные двигатели «я-эм-эс» (вместо ЯМЗ), неизвестный «завод дорожных шин» (вместо дорожных машин) и ярославский судостроительный завод «Вымпел» (который на самом деле находится в Рыбинске). Хотя могли бы и промолчать. В конце концов, Екатерина Николаевна – человек в области новый, в дела ещё только вникает. Да и сами депутаты, чего греха таить, порой путают и названия предприятий, и географические объекты, и имена с фамилиями, и много чего ещё. Как бы то ни было, в целом презентация получилась вполне сносной. Состояла она из двух равновеликих частей. Вторую посвятили бюджетной политике. А первой был тот самый прогноз социально-экономического развития. Штука эта серьёзная (ещё бы – 119 показателей, сгруппированных в 13 разделов). Приводить здесь все цифры мы, конечно, не станем, и обратим внимание лишь на несколько основных моментов. На наш взгляд, они весьма показательны и дают вполне ясную картину будущего.
Раздел первый. Занимательная экономика.
Начнём с того, что прогноз составлен в двух вариантах. Первый – консервативный. Он опирается на рекомендации Минфина РФ и исходит из того, что цена на нефть в 2017 году составит 25 долларов за баррель. Второй – благоприятный. В его основе, как нетрудно догадаться, также лежат расчёты ведомства Антона Силуанова. Но стоимость «чёрного золота» повышается уже до 40 «зелёных» за «бочку». По словам Троицкой, сегодня в Правительстве области склоняются всё-таки ко второму варианту (что совершенно справедливо, ибо результаты торгов во всей красе демонстрируют нам нефть по 51-52 «бакса» с прогнозом дальнейшего роста). Впрочем, консервативный прогноз тоже просчитан. И по нему всё совсем печально. С благоприятным вариантом дела лучше, но от состояния всеобщего счастья они тоже бесконечно далеки. Мы дадим оба ряда цифр, а уважаемые читатели сделают собственные выводы.
Начнём с общего показателя валового регионального продукта (ВРП). При благоприятном прогнозе он будет расти в среднем на 2,7% в год. При консервативном – только на 1%. Сравнительные данные отражены в Таблице 1. Впрочем, сильно удивляться столь низким цифрам не стоит. Ибо в текущем году (пока что тоже по прогнозу) ВРП подрастёт лишь на 1,2%. А по году прошлому его вообще оценивают «ниже нуля» (98,6% от уровня 2014 года). Хотя многие сопоставимые регионы (в том числе соседи по ЦФО) за аналогичный период продемонстрировали рост. Тем не менее, хочется верить, что реальные цифры окажутся выше плановых. Тем более, что основной вклад в рост ВРП по-прежнему будет вносить промышленность. А на этом направлении большое поле для творчества.
Таблица 1. Динамика роста ВРП.
Прогноз |
2017 |
2018 |
2019 |
Благоприятный, % |
102,3 |
102,5 |
103,2 |
Консервативный, % |
100,6 |
100,9 |
101,4 |
Едем дальше. Следующий показатель – индекс промышленного производства (ИПП). Его динамика отражена в Таблице 2. Здесь начинаются вопросы. Дело в том, что в 2015 году прирост ИПП составил 105,3%. По 2016 году окончательные цифры неизвестны, но прогнозируется падение. А по представленной информации выходит, что показатели годичной давности область наверстает лишь к 2019 году. Что печально. Почему так происходит? Попробуем разобраться.
Таблица 2. Динамика ИПП.
Прогноз |
2017 |
2018 |
2019 |
Благоприятный, % |
104,8 |
105,1 |
105,2 |
Консервативный, % |
103,5 |
103,9 |
104,2 |
На самом деле, всё предсказуемо. 90% ярославской промышленности составляют обрабатывающие производства (что логично, ибо добывать у нас особо нечего – из полезных ископаемых только щебень, песок да пара болот с торфом). Их структура представлена на диаграмме. Из которой следует, что ведущую роль играют производства транспортных средств и оборудования, машин и оборудования, пищевых продуктов, а также химия и нефтехимия.
Не мудрено, что в прогнозе социально-экономического развития на три года эти же отрасли объявили стратегическими направлениями региональной промышленности. Внутри них выделено и производство конкретной продукции. По линии развития высокотехнологичного машиностроения это авиационные и автомобильные двигатели; газотурбинные и газопоршневые энергетические установки; судостроение; приборостроение. По направлению нефтехимического комплекса речь идёт о производстве нефтепродуктов; лакокрасочных материалах; резинотехнических изделиях. В плане развития фармацевтики акцент сделают на производстве готовых лекарственных форм и терапевтических белков. Одним словом, почти ничего нового. По крайней мере, в стратегических планах не фигурирует развитие принципиально иного производства, нежели есть сейчас. Значит, остаётся надеяться на традиционные для нашего региона отрасли. Но они, как и в других субъектах страны, продолжают страдать от старых «болезней»: сокращения внешнего и внутреннего спроса, недостатка собственных средств, роста тарифов на энергоносители, недоступности заёмных финансовых средств. В таких условиях механизмов увеличения ИПП по линии машиностроения остаётся всего ничего. Это либо расширение существующего производства, в первую очередь по госзаказу (например, расширение производства двигателей Sam-146 и организация производства судовых газотурбинных двигателей на НПО «Сатурн»), либо организация серийного производства (например, выпуск грузовых цельнометаллокордных шин на ЯШЗ), либо технологическое переоснащение (например, на Ярославском радиозаводе).
Больших надежд не даёт и пищевая промышленность. Основные драйверы отрасли – ярославское подразделение пивоваренной компании «Балтика» и табачная фабрика «Империал Табакко» из-за ежегодного повышения акцизов на федеральном уровне испытывают проблемы со сбытом продукции. У Ярославского ЛВЗ, как известно, ещё в прошлом декабре вообще была отозвана лицензия. Из-за простоя этого предприятия регион лишается порядка 1 миллиарда рублей акцизных поступлений. Что, безусловно, весьма ощутимо для нашей нездоровой казны. Сейчас областные власти нацелены на поиск потенциальных инвесторов, готовых наладить выпуск продукции на площадях «ликёрки». Определённый диалог на предмет увеличения производства пытаются наладить и с «Балтикой». Но пока речь идёт лишь о переговорах. И до принятия знаковых решений практически весь прирост ИПП будут обеспечивать малые и средние предприятия, выигравшие за счёт политики импортозамещения. Их доля не слишком велика, но это лучше, чем ничего. Следовательно, таким структурам нужно оказать максимальную государственную поддержку.
Что касается химической промышленности, то на этом фронте серьёзные ожидания связаны с фармацевтикой. Она уже составляет 10% в структуре отрасли (хотя ещё три года назад была менее 1%). Сегодня в регионе действуют семь фарм-предприятий. Средняя заработная плата сотрудников составляет 58 тысяч рублей. Что в два раза выше средней зарплаты по региону. Правда, количество самих работников остаётся невелико – чуть более 830 человек. Но для высокотехнологичных отраслей это абсолютно нормально. Зато ИПП по этому направлению растёт поистине баснословными темпами – на несколько сот процентов ежегодно. Зная это, становится совершенно понятно, что фармацевтическую сферу нужно развивать, холить и лелеять.
Раздел второй. Невысокий уровень жизни.
Далее – о самом интересном. О жизни. Вернее, её стоимости. Разумеется, не в прямом смысле слова, а с точки зрения доходов населения. Непревзойдённый Леонид Куравлёв (на днях отметивший юбилей, с чем мы спешим его поздравить) словами своего героя Жоржа Милославского из классической советской комедии советовал гражданам хранить деньги в сберегательной кассе (конечно, если они у этих самых граждан есть). По прогнозу особых денег не предвидеться. Во всяком случае, достаточных для того, чтобы положить их в банк. Так что гражданам остаётся «держаться», как советовал уже другой, современный «классик». По сравнению с каждым предыдущим годом реальные располагаемые доходы будут расти крайне медленно. Подтверждением тому служат данные третьей таблицы. В принципе, то же самое касается и среднемесячной начисленной заработной платы. К концу 2016 года она прогнозируется на уровне 28250 рублей. Дальше, конечно, предусмотрен рост. Но в перспективе трёх лет весьма скромный.
Таблица 3. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения.
Прогноз |
2017 |
2018 |
2019 |
Благоприятный, % |
101 |
101,7 |
101,5 |
Консервативный, % |
98,5 |
98,9 |
99,5 |
Таблица 4. Динамика среднемесячной начисленной заработной платы.
Прогноз |
2017 |
2018 |
2019 |
Благоприятный, руб. |
30237 |
32622 |
35199 |
Консервативный, руб. |
29712 |
31674 |
33691 |
В первую очередь, увеличение заработной платы актуально для отдельных категорий бюджетников. Это связано с исполнением «майских» указов (защищённые статьи, на которые в любом случае будут заложены значительные средства). К тому же рискнём предположить, что определённые подвижки в плане роста зарплат могут быть и в связи со скорыми выборами. Что касается внебюджетного сектора, то там по-прежнему будет актуально сокращение издержек. В том числе за счёт экономии по оплате труда. Так что не исключено, что в следующем году на предприятиях и в организациях, к сожалению, продолжатся сокращения. При этом, индекс потребительских цен будет снижаться довольно медленно. Говоря по правде, по отдельным видам товаров в снижение вообще верится с трудом. Короче говоря, жизнь останется дорогой.
Раздел третий. Бюджетные хитросплетения.
Наконец, пришло время рассказать о главной надежде и опоре экономики и социального сектора – о бюджете. На ближайшее время его структура не претерпит существенных изменений. 63% расходов пойдёт на «социалку», 19% - на производственную сферу, 8% - на дотации муниципальным образованиям области. Государственный долг региона власти намерены постепенно сокращать. Если в 2017 году он составит около 81% от доходной части, то в 2018 он должен сократиться до 76%, а в 2019 – и вовсе до 64%. При этом, сама казна уже в следующем году будет бездефицитной. Возникает резонный вопрос: за счёт чего? Ясно, что сокращать расходы дальше уже некуда. Да и председатель областного Правительства Дмитрий Степаненко как-то отметил, что вместо экономии (то бишь затягивания поясов) лучше наращивать доходную базу. Как это сделать? Пара рецептов у властей уже есть. Прежде всего, речь о соглашении с Министерством финансов и широком привлечении бюджетных кредитов взамен коммерческих. Мера эта действительно весьма эффективная, поскольку позволяет получить деньги практически даром. Притом, деньги большие, и на довольно приличный срок. Первая (и, хочется верить, не единственная ласточка) в виде 10 миллиардов под 0,1% к нам уже прилетела. Сюда же относится участие в федеральных программах, получение субсидий и грантов. Эти средства пойдут уже безвозмездно, как сказала бы Сова из мультика про Винни Пуха. Следующий набор мер – собственно, региональный. Это приватизация или сдача областного имущества в аренду, повышение арендных ставок, экономия от проведения конкурсов и аукционов на исполнение различных государственных заданий. Наконец, третья мера связана с повышением налоговой дисциплины. И в большей степени касается муниципалов, поскольку подразумевает наведение порядка в налогообложении земельных участков. Не секрет, что это – весьма эффективный доходный источник и один из важнейших способов пополнения любой муниципальной казны. Но местные власти в силу объективных и субъективных причин далеко не всегда распоряжаются им рачительно (одно время сборы в некоторых районах не дотягивали и до 40%). Областные чиновники (вплоть до губернатора) уже ни первый и ни второй год пытаются с этим бороться. Но работы ещё много.
А что с реальным сектором экономики и социальной сферой? Понятно, что их стимулирование также невозможно без грамотной бюджетной и налоговой политики. Ведь любые задачи и самые невероятные мечты всегда разбиваются о суровую реальность финансового планирования. Как говорится, мы предполагаем, а департамент финансов располагает. Пока что контуры такой поддержки лишь вырисовываются. Как минимум, до принятия бюджета не будет ни точных цифр, ни окончательных мероприятий. Тем не менее, уже сейчас ясно, что руку помощи придётся протянуть промышленникам. Какие-то механизмы уже запущены. Например, в кулуарах Правительства области готовят законопроект по снижению ставки налога на прибыль. На других направлениях работу надо усиливать. Один из самых очевидных примеров – ситуация на рыбинском заводе ОАО «Раскат». Рассуждать о необходимости этого предприятия, выпускающего асфальтовые катки, само по себе абсурдно. Был бы жив дедушка Ленин, назвал бы завод архиважным! Особенно в контексте задачи по увеличению строительства автодорог, поставленной на самом «верху». К тому же, сохранение «Раската» и возобновление его нормальной работы может существенно поправить областную промышленную статистику.
Не помешает заняться и сельским хозяйством. Тут тоже всё не слава Богу. При благоприятном прогнозе в АПК предусмотрен «аж» 2% рост. При консервативном рассчитывать приходится разве что на 1%. Исполнение профильной областной программы по итогам 8 месяцев 2016 года остаётся одним из самых слабых – порядка 40%. Проблемы испытывают даже некогда прибыльные свиноводческие хозяйства. Они уже столкнулись с нехваткой оборотных средств, копят долги по оплате труда и электроэнергии.
Что касается доходов населения, то требования ряда депутатов о нормальной индексации зарплат уже не выглядят популистскими. Это - небходимость. И реализовать эту цель также невозможно без привлечения дополнительных доходов (хоть за счёт федеральных субсидий, хоть с помощью частного бизнеса при поддержке области). Одним словом, задач на перспективу – пруд пруди. Стартовые условия, конечно, не очень. Но, как говорится, было бы желание... А возможности найдутся. В том числе, хочется верить, и финансовые.
ИВАН ТИХОНОВ