SWOT-анализ политического прошлого, настоящего и будущего Ярославской области
Скоро исполнится три года, как Ярославскую область возглавляет Дмитрий Миронов. За это время «генерал-губернатора» раз десять провожали на повышение. Сначала – министром внутренних дел, потом – заместителем министра (притом, уже не только в МВД), потом – просто провожали. Пожалуй, что по количеству таких «проводов» его можно назвать своеобразным рекордсменом. Судьбы других глав субъектов за тот же период сложились по-разному. «Старожилы» вроде кемеровского Амана Тулеева и курского Александра Михайлова покинули свои посты. Руководители «нефтяных» регионов Дмитрий Кобылкин и Владимир Якушев, напротив, поднялись на новую карьерную ступень. В одни области пришли «молодые технократы», в другие – коллеги Миронова по «силовому цеху». Однако сам Дмитрий Юрьевич вопреки многочисленным слухам не спешил покидать пределы нашего региона. Хотя рано или поздно это, конечно, произойдёт. Будет ли это благом, или обернётся ухудшением ситуации? На самом деле, вопрос непраздный. А ответ на него отнюдь не однозначный. Поскольку оценки работы четвёртого Губернатора Ярославской области крайне противоречивы. Мы попытались максимально объективно оценить деятельность главы региона и провести своеобразный SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, угрозы и возможности) недалекого прошлого и ближайшего политического будущего нашей губернии. Выводы оказались весьма неожиданными.
Как в школьном курсе математики, мы решили начать анализ с метода «от противного». То есть попытаться ответить на вопрос: если не Миронов, то кто? В качестве альтернативных вариантов в политических кулуарах называют несколько фамилий. Прежде всего, из окружения самого Дмитрия Юрьевича. Это спикер областной Думы Алексей Константинов. Эта фамилия чаще всего фигурируют в экспертном сообществе. Также называются такие фамилии как Д.Добряков и А.Грибов. Есть еще один человек, который если захочет, то может стать Губернатором. Это бизнесмен Сергей Бачин (председатель совета директоров ГК «Агранта» - в ярославском регионе она представлена компаниями «АгриВолга» и «Ярославское взморье»).
Понятно, что гипотетические шансы всех этих людей очень разные. И в плане поддержки «сверху», и в плане «аппаратного веса», и в плане личных амбиций. К примеру, Бачин напрямую никогда не занимался политикой. Его дела в Ярославской области итак идут вполне успешно. Он всегда умел находить общий язык со всеми руководителями региона. Поэтому непосредственное взятие губернаторского поста для этого совсем необязательно. Напротив, он может создать ненужные препятствия для управления активами. А скромная (по московским меркам) зарплата губернского начальника «олигарха средней руки» вряд ли устроит.
Заметим, что два потенциальных кандидата в губернаторы – не местные. Их условно можно назвать – «москвичи». Между тем, в обществе все больше растет запрос на местного руководителя. Двое из потенциальных кандидатов как раз местные – действующий мэр Рыбинска Денис Добряков и депутат Государственной Думы РФ Александр Грибов. Последний вышел из образа «золотого мальчика», обзавёлся собственными связями, выстроил рабочие отношения с командой Губернатора и занял достаточно активную позицию в общественно-политическом пространстве (в отличие от несколько потерявшегося Ильи Осипова). Так что вполне может быть делегирован на губернаторский пост. Другой является главой второго по величине города региона, который традиционно поставляет кадры для областной администрации (не будем забывать про трёх предыдущих губернаторов). Он имеет поддержку местных финансово-промышленных групп и пользуется благосклонностью Центра в лице единороссовского федерального начальства. Денис Добряков шел другим путем – он использовал образ «хорошего хозяйственника». И, несмотря на первоначальный конфликт с Дмитрием Степаненко, сумел добиться для города Рыбинска очень серьёзных денег. Здесь привели в порядок улично-дорожную сеть (за два года в неё вложили более миллиарда рублей – таких сумм не было никогда), начали возводить долгожданную школу на Тракторной, заниматься комплексным благоустройством исторического центра (впервые после Юрия Ласточкина). Согласитесь, для стартовых позиций – совсем немало. Подчеркнём, что названные примеры – лишь наши теоретические размышления, не более чем «вариации на тему».
Нельзя исключать, что в качестве возможного будущего Губернатора может выступить новый человек из числа «молодых технократов», близких к федеральной власти или крупным государственным корпорациям (той же ГК «Ростех») – наподобие Максима Решетникова в Пермском крае. Его назначение можно считать удачным примером в плане купирования местных политических конфликтов, доставшихся в наследство от предыдущих краевых руководителей Виктора Басаргина и Олега Чиркунова. По мнению экспертов Центра политической конъюнктуры, Решетников смог сгладить наиболее острые противоречия и не втянулся в открытые противостояния с участием местных элит. После избрания на пост Губернатора публичную поддержку ему высказывали как бывшие соратники Басаргина, оставшиеся в управленческой вертикали, так и представители других локальных элитных групп. Резкие выпады в адрес Губернатора в публичном поле фиксируются редко. А местные СМИ оказались грамотно встроены в управленческую вертикаль. Согласитесь, Ярославской области до этого пока далеко.
Говорить о предпочтениях среди кандидатов сейчас очень сложно – все они имеют свои и существенные недостатки. Вроде как больше всего на роль лидера подходит Алексей Константинов. Как и Дмитрий Миронов, он закончил Московское высшее общевойсковое командное училище и отдал несколько лет службе. Позже их пути разошлись: Миронов продолжил карьеру силовика и добился высоких постов в МВД, а Константинов пошел в бизнес. Но если рассуждать о нем как о возможном губернаторе, то он проигрывает Миронову. Во-первых, действующий глава региона является доверенным человеком Президента, а его потенциальный преемник – нет. Во-вторых, их взгляды на развитие области существенно отличаются. Если судьба улыбнётся Алексею Дмитриевичу, он скорее всего продолжит курс своего предшественника. Но из-за существенно меньших связей в столице вряд ли сможет добиться таких же преференций. Область получит очередного администратора, который будет поддерживать её «на плаву». Но рассчитывать на прорывы точно не придётся. И такое развитие событий точно не сулит Ярославской области ничего хорошего, однозначно перспективы региона будут хуже нынешних. Да и в кулуарах власти поговаривают о том, что сам Константинов не сильно жаждет быть Губернатором, ему нравится депутатская работа. Вроде как он сам больше нацелен на выборы в ГосДуму РФ, которые, кстати, уже не за горами – в 2021 г.
Конечно, для оценки Миронова в качестве Губернатора нельзя не сказать и о его деловых качествах. Они тоже очень разные. Безусловно, Дмитрий Юрьевич – администратор, а не политик. Он так не стал полноценной «публичной персоной», по прежнему теряется на публике и предпочитает работать по чётко проработанному сценарию, без малейших экспромтов. Как ни крути, сказывается «силовое» прошлое. Всё-таки Миронов привык исполнять приказы и действовать в условиях чётко поставленных задач, а не импровизировать. Для хорошего главы это всё-таки минус. Кроме того, за три года работы в области он так и не смог стать «своим». Ярославцы продолжают воспринимать его как «временщика», для которого наш регион – всего лишь ступенька в карьерной лестнице. А сам «генерал-губернатор» при любой удобной возможности старается уехать за пределы края. Это тоже плохо. Наконец, Миронова вряд ли можно назвать эффективным лоббистом. В том смысле, что он не «выбивает» деньги в походах по кремлёвским кабинетам. Их ему дают и так.
Но это обстоятельство одновременно является и главным плюсом руководителя губернии. Он – особа, приближенная к Президенту. А это в условиях жёсткой «вертикали власти» и перечисления 70% всех налогов и сборов в Москву является ключевым фактором успешной работы главы любого региона. И с первых дней приносит Миронову хорошие политические дивиденды. В этом случае он – классический представитель «Putin Team» (как бы кто не относился к Владимиру Путину). Другие потенциальные претенденты могут об этом только мечтать.
С другой стороны нельзя сказать, что Дмитрий Миронов пользуется исключительно благами своего статуса, а сам не предпринимает никаких усилий. Мы вспомнили как минимум три направления, где ему пришлось использовать личный ресурс. Возможно, не на 100%. Но всё-таки. Во-первых, это дорожное строительство. И дело даже не в программе «БКД» - средства на неё дают большинству крупных городов страны, и везде они увеличиваются. А вот реконструкция многострадального моста через Которосль и не менее «убитого» Добрынинского путепровода в Ярославле, а также дополнительные транши на ремонт дорог в областном центре и Рыбинске – во-многом, личная заслуга губернатора. И это объективный факт.
Во-вторых, значительно снизилась острота проблемы «обманутых дольщиков». Да, Миронов не выполнил собственное предвыборное обещание закрыть её к 2019 году. Да, на территории области по-прежнему остаются долгострои. Да, отчаявшиеся люди продолжают выходить на митинги. Но с другой стороны, за последние два года удалось достроить больше 30 проблемных домов. Согласитесь, это совсем неплохой результат. Даже с учётом того, что часть из них «курировали» на федеральном уровне.
В-третьих, нельзя не сказать о спасении нескольких промышленных предприятий – НПЗ имени Д.И. Менделеева, завода «Раскат» и «Верфи братьев Нобель». Да, они перешли под крыло близких к центральной власти людей. Однако сотням работников (в массе своей – местных) по большому счёту всё равно, кто является собственником их организаций и где они находятся. Им важно кормить свои семьи. До прихода Миронова такой возможности не было несколько лет. И это нельзя не учитывать. Единственным печальным обстоятельством в данном случае является то, что «запала» хватило ненадолго. И нынешняя инвестиционная деятельность в регионе, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Хотелось бы больших успехов. Ну, или хотя бы реализации действующих соглашений. Впрочем, временной запас у Миронова пока есть.
Что ещё стоит записать в актив Дмитрия Юрьевича? Пожалуй, личную порядочность (даже при имеющемся негативном фоне он не был замешан в коррупционных или моральных скандалах), доверие со стороны федеральной власти (без него невозможно нормально управлять – вспомните Евгения Урлашова или даже Сергея Ястребова и умение делать выводы. Откровенно упустив ситуацию с «московским мусором», команда Дмитрия Миронова в известной степени «реабилитировалась» в истории с объединением Волковского и Александринского театров, которая всколыхнула ярославскую общественность этой весной. Моментальная реакция, жёсткое осуждение позиции Министерства культуры, готовность отстаивать свою позицию и бороться за неё на самом верху – всё это сыграло Губернатору на руку. Вот так бы со столичными мусоровозами – тогда Миронову можно было ставить памятник при жизни и называть в его честь одну из ярославских улиц. Но видимо, всему есть свой предел. Тем не менее, хочется верить, что на «театральном вопросе» принципиальность Дмитрия Юрьевича не закончилась.
Ну и еще один штрих. Дмитрий Миронов – явно неконфликтный человек. Или, по крайней мере, человек, который не выносит конфликты на поверхность. На это не могут пожаловаться ни главы местного самоуправления, ни директора предприятий, ни руководители бюджетных организаций. Да и простые граждане тоже. Умение найти общий язык с представителями абсолютно разных категорий и элиты, и подчиненных, и избирателей – очень важный навык опытного политика.
В маркетинге есть очень простой и эффективный способ взвесить все «за» и «против» принятия того или иного управленческого решения – провести Swot-анализ, в рамках которого прописываются все сильные и слабые стороны той или иной компании или личности, а также взвешиваются все потенциальные возможности и риски (угрозы). Мы попытались разложить по полочкам этой четырехступенчатой матрицы сначала всех бывших губернаторов Ярославской области, настоящего, а затем будущих потенциальных кандидатов в ярославские губернаторы. И вот что получилось…
Swot-анализ позиций первого ярославского Губернатора Ярославской области А.Лисицына (1991 – 2007 гг.).
Сильные стороны: · Высокая известность среди населения. · Публичный, открытый политик. · Местный. · Уважаемый, авторитетный лидер в регионе.
|
Слабые стороны: · Конфликт с федеральным центром (Минфином).
|
Возможности: · Лоббирование интересов региона на уровне министров. |
Угрозы: · Неоднозначная репутация среди различных групп влияния в федеральном центре. |
Swot-анализ позиций второго ярославского Губернатора С.Вахрукова (2007 – 2012 гг.)
Сильные стороны: · Высокая известность среди населения. · Публичный, открытый политик. · Местный. · Уважаемый, авторитетный лидер в регионе. · Уважаемый и авторитетный руководитель в федеральных органах власти.
|
Слабые стороны: · Не учитывал реальное состояние общественного мнения.
|
Возможности: · Лоббирование интересов региона на уровне министров, вице-премьеров, глав госкорпораций, иностранных и крупных российских инвесторов. |
Угрозы: · Низкие перспективы переизбрания на второй срок после гибели хоккейной команды «Локомотив» и протестных выступлений 2011-2012 гг. |
Swot-анализ позиций третьего ярославского Губернатора С.Ястребова (2012 – 2016 гг.).
Сильные стороны: · Наличие управленческого опыта работы в областном центре. · Местный.
|
Слабые стороны: · Случайно пришел к власти. · Неоднозначная кадровая политика. · Отсутствие широкой поддержки как со стороны местной элиты, так и со стороны федерального центра. |
Возможности: · Неизвестны.
|
Угрозы: · Низкий уровень доверия со стороны населения. · Низкий авторитет в глазах федерального центра. |
Swot-анализ позиций четвертого ярославского Губернатора Д.Миронова (2016 – 20… гг.)
Сильные стороны: · Безупречная личная репутация. · Высокая известность среди населения. · Доверие со стороны Президента РФ. · Высокий авторитет в федеральных органах власти. · Выполнение личных обещаний.
|
Слабые стороны: · Неоднозначная кадровая политика. · Непубличный, закрытый политик. · Неместный.
|
Возможности: · Лоббирование интересов региона на самом высоком федеральном уровне, включая Президента РФ. · Получение дополнительных средств из федерального бюджета как по линии субвенций и субсидий, так и по линии федеральных целевых программ. · Поддержка федерального центра в неоднозначных политических акциях (как например, объединение Волковского и Александрийского театров).
|
Угрозы: · Падение рейтингов доверия со стороны населения. · Падение рейтингов доверия к федеральным властям в целом. · Смена власти в федеральном центре (досрочная отставка Президента).
|
При сравнении всех показателей и критериев swot-анализа получается следующее:
· По сравнению с предыдущим Губернатором Ярославкой области С.Ястребовым, Д.Миронов – это однозначный и большой шаг вперед по всем показателям.
· По сравнению с первым и вторым губернаторами А.Лисицыным и С.Вахруковым, преимущество Д.Миронова одно, но очень серьезное – личное доверие Президента РФ В.Путина. Соответственно такое доверие первого лица дает, если и небезграничные, то вполне серьезные и основополагающие преимущества в современной России.
Однозначно можно сказать, что такого уровня доверия со стороны федерального центра не было ни у одного ярославского губернатора в современной истории нашего региона. А доверие федерального центра в целом и Президента РФ в частности, на сегодняшний день - это едва ли не самый главный ресурс, которым могут обладать нынешние российские губернаторы.
Однако, это не означает, что губернатор Д.Миронов идеальный и безгрешный. Слабые стороны у него имеются. Хотя преодолеть их можно, как говорится, было бы желание. Изменение кадровой политики можно было бы провести по образу и подобию опыта тульского Губернатора Алексея Дюмина, который в момент, когда стал первым лицом региона, дал возможность проявить себя старым местным управленческим кадрам. Через год своей губернаторской работы, всех профнепригодных местных чиновников он просто уволил, а профпригодных оставил работать и даже продвинул по службе. Тем самым, он укрепил не только лояльность местных элит, но и заслужил уважение и доверие туляков взвешенным и разумным подходом к кадровой политике. Так в ярославском регионе уже сделать не получится, время просто уже ушло. Однако усилить «местную составляющую» можно. Самым простым и логичным началом решения этой проблемы стало бы назначение Председателем Правительства кого-то из местных. Уважаемого и серьезного человека с безупречной деловой репутацией. Это позволило бы убить двух зайцев: существенно сократить внутриэлитные конфликты и снять с Губернатора клеймо «варяга», не желающего работать с ярославскими кадрами. Думается, что такой вариант сегодня устроил бы многих. Хотя, рассуждать на эту тему всегда проще, чем сделать это в реальности. Можно подойти к кадровой проблеме «совсем по-простому» и взять быка за рога – стать в одном лице и Губернатором, и Премьером. Так сделал в свое время Губернатор Сергей Вахруков, который не боялся брать ответственность на себя за текущее состояние дел (а это был жесточайший экономический кризис 2008-2009 гг.), но очень тщательно и предельно щепетильно подходил к назначению своих замов.
Про публичность и открытость Д.Миронова подробно говорить не приходится. Преодолеть себя и стать доступным и открытым политиком дано не каждому. Нам кажется, что Миронов может быть таковым, он умеет разговаривать и с простыми людьми, и с руководителями. Но не любит этого делать на глазах широкой публики. Такое ощущение, что где-то на подсознательном уровне в силу своего силового прошлого он просто побаивается телекамер и журналистов. Преодоление своих внутренних страхов – это признак сильного политика. Посмотрим, сможет ли побороть эти страхи первое лицо региона. Просто без устойчивого навыка общения с журналистами, дальнейшую успешную карьеру политика в России не построишь.
А теперь попробуем разложить по той же самой матрице swot-анализа потенциальных кандидатов в будущие ярославские губернаторы.
Swot-анализ позиций потенциального кандидата в Губернаторы Ярославской области А.Константинова
Сильные стороны: · Поддержка Губернатора Д.Миронова. · Безупречная личная репутация. · Публичный, открытый политик.
|
Слабые стороны: · Невысокая известность среди населения. · Неместный. · Отсутствие большого опыта работы в органах исполнительной власти.
|
Возможности: · Неизвестны.
|
Угрозы: · Падение рейтингов доверия со стороны населения. · Падение рейтингов доверия к федеральным властям в целом. · Смена власти в федеральном центре (досрочная отставка Президента).
|
Swot-анализ позиций потенциального кандидата в Губернаторы Ярославской области С.Бачина
Сильные стороны: · Многолетний опыт работы по созданию и развитию собственного бизнеса. · Поддержка одного из федеральных политических кланов.
|
Слабые стороны: · Отсутствие опыта работы на государственной службе. · Невысокая известность среди населения. · Неизвестный политик для местной элиты. · Неместный. |
Возможности: · Неизвестны.
|
Угрозы: · Возможность продвижения интересов своего бизнеса за счет государственной казны. · Политическая неискушенность. |
Swot-анализ позиций потенциального кандидата в Губернаторы Ярославской области Д.Добрякова
Сильные стороны: · Успешный управленческий и хозяйственный опыт работы в одном из крупнейших городов Ярославской области с большим промышленным потенциалом. · Поддержка одного из федеральных политических кланов. · Местный.
|
Слабые стороны: · Невысокая известность среди населения всего региона (известен только в Рыбинске). · Отсутствие дипломатических навыков, выстраивания взвешенных и сбалансированных решений.
|
Возможности: · Лоббирование интересов региона на среднем федеральном уровне (замы министров, госкорпорации и т.д.).
|
Угрозы: · Борьба кланов в Рыбинске, где у Добрякова много достаточно сильных врагов. · Падение рейтингов доверия к федеральным властям в целом. · Смена власти в федеральном центре (досрочная отставка Президента).
|
Swot-анализ позиций потенциального кандидата в Губернаторы Ярославской области А.Грибова
Сильные стороны: · Поддержка одного из федеральных политических кланов. · Местный. · Открытый, публичный политик. |
Слабые стороны: · Отсутствие практического опыта работы в органах исполнительной власти. · Молодой возраст.
|
Возможности: · Неизвестны.
|
Угрозы: · Падение рейтингов доверия со стороны населения региона. · Падение рейтингов доверия к федеральным властям в целом. · Смена власти в федеральном центре (досрочная отставка Президента). |
Swot-анализ позиций потенциального кандидата в Губернаторы Ярославской области под кодовым названием «технократ»
Сильные стороны: · ? · ? |
Слабые стороны: · ? · ? |
Возможности: · ? · ?
|
Угрозы: · ? · ?
|
Сравнив все «за» и «против», мы пришли к казалось бы парадоксальному выводу о том, что самой сильной фигурой на должность нового Губернатора в этой конфигурации является кандидат под кодовым названием «технократ». И это почти не шутка. Политические аналитики знают, насколько неожиданными бывают кадровые решения Президента В.Путина. Как джинн из бутылки появляются совершенно неожиданные фигуры и кандидаты, которых никто никогда не ждал в том или ином регионе. Нам представляется, что тип следующего ярославского губернатора будет именно такой – технократ, человек с хорошим инженерным и экономическим образованием и стратегическим видением проблем региона, с безупречной деловой репутацией, открытый, публичный политик, который в состоянии будет наладить диалог с местными элитами, а также уметь эффективно пользоваться теми возможностями, которые ему будет предоставлять федеральный центр. Пока это мистер Х. Но это только до тех пор, пока не замаячат реальные выборы Губернатора. Кто знает, как захочет впредь использовать своего бывшего адьютанта В.Путин.
Однако все эти рассуждения верны только при парадигме, что именно В.Путин будет определять судьбу будущего ярославского Губернатора. Именно из этой парадигмы мы сейчас и исходим. Иное нам пока неведомо.
Наверняка внимательные наблюдатели сразу выскажут серьезное сомнение, почему же на роль условного кандидата-технократа нельзя рассмотреть председателя Правительства Ярославской области Д.Степаненко? Нам представляется, что он вряд ли сможет стать ярославским Губернатором. Подчеркиваем, именно ярославским. В администрации Президента, как и в органах ФСБ, есть практика постоянной ротации кадров – оттуда, где высокопоставленный чиновник уже проработал несколько лет и уже оброс связями, он в итоге направляется в тот регион, где у него таких связей нет. Так сказать его двигают не просто вертикально вверх, а по горизонтали и вверх. Нам кажется, что Д.Степаненко как раз из серии таких управленцев. Почти наверняка он стоит в резерве в администрации Президента на те регионы, где возможна будет в ближайшем будущем смена губернаторов. Кто знает, но нам кажется, что это принципиально правильное и мудрое решение.
Пока же исходя из реальных кандидатур (а не условно мифологических) получается так, что именно Д.Миронов на сегодняшний день является самым сильным и серьезным игроком регионального политического Олимпа. И строится это утверждение на его личной репутации, а главное – на личном доверии Президента РФ В.Путина. Ни у кого больше такого серьезного ресурса доверия нет. Понятно, что эпоха В.Путина постепенно уходит. Однако формально она будет длиться еще долгих 5 лет. И пока Президентом является В.Путин, похоже, лучшего Губернатора, чем Миронов не может быть по определению. Все остальные кандидаты заведомо проигрывают Миронову по ресурсному обеспечению (возможностям). А в эпоху кризиса, когда внутренние федеральные ресурсы являются главным инструментом в межрегиональной борьбе за финансы и влияние, близость к первому лицу будет расцениваться как наиболее ценный и серьезный актив и возможность для развития региона. Любого. Без исключения. Других ресурсов в России просто больше нет.
Мы высказали главные мысли насчёт политического настоящего и будущего Ярославской земли при Дмитрии Миронове и без него. Повторимся, это не более чем рассуждения вслух. Выводы представим делать уважаемым читателям. И хорошо, если политический контекст уйдёт в них на второй план. В нашей жизни его итак слишком много. А жизнь, между прочим, куда разнообразнее и многограннее.
Михаил Красулин,
ведущий эксперт Центра современной политики
Ярославского государственного университета им. П.Демидова, политолог