В конце прошлой недели все информационные агентства региона сообщили новость о том, что Ярославль занял первое место по индексу качества городской среды в группе городов с населением от 250 тысяч до 1 миллиона человек. Соответствующий рейтинг ежегодно публикует Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. С одной стороны, нельзя не порадоваться за наш областной центр. С другой – несмотря на известную методику, истинные механизмы подобной оценки непонятны. И, мягко говоря, сильно диссонируют с восприятием самих ярославцев. Которым вторит и оценка прокуратуры. В последнее время у ведомства было особенно много претензий по части благоустройства общественных пространств. Безусловно, мы видим позитивные изменения – в городе стали ремонтировать значительно больше дворов и приводить в порядок куда больше парков, чем даже пять лет назад. Однако качество этих работ сильно хромает, а сам процесс больше напоминает бесконечные попытки поскорее освоить деньги и предоставить «наверх» красивые отчёты. Если выводы столичных чиновников базируются на них, то это ложное представление о реальной действительности. Составлять рейтинги, не покидая пределов Садового кольца Москвы, очень удобно. Но людей, которые живут на местах, интересует объективная картина. Как говорится, Минстрой мне друг, но истина дороже. Тем более, что в Ярославской области уже начался новый сезоне благоустройства. Который прямо на старте показал старые проблемы.
В начале хочется высказать пару суждений о самой методике оценки. Не утруждая уважаемых читателей скучными подробностями составления рейтингов и тем более не претендуя на истину в последней инстанции, всё же отметим, что в ней есть несколько весьма спорных моментов. Итак, «Индекс качества городской среды» формируется Минстроем РФ на основе оценки шести типов городских пространств в соответствии с шестью критериям качества городской среды. К первым относятся жильё, общественно-деловая инфраструктура, улично-дорожная сеть, озеленённые пространства, социально-досуговая инфраструктура и общегородское пространство. Ко вторым – безопасность, комфортность, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления.
Методика расчета предполагает балльную систему оценок – от 0 до 10. Таким образом, максимально каждый город может набрать 360 баллов по 36 индикаторам. По итогам 2023 года Ярославль получил 251 балл, заняв первое место в своей группе из 62 городов с населением от 250 тысяч до 1 миллиона человек. Правда, лидерство с нашим областным центрам делят ещё два «спутника» Москвы – Мытищи и Химки, которые показали аналогичный результат. При этом, на втором месте с разницей всего один балл находится…Белгород! Город, который уже несколько месяцев постоянно подвергается обстрелам со стороны ВСУ. И откуда уже больше года идёт массовый отток населения. Безусловно, когда-то Белгород действительно был одним из лучших городов Центральной России в части благоустройства и примером для многих. Но сейчас ситуация явно иная, что наверняка смогут подтвердить местные жители. Это к вопросу об объективности методики.
Также не вполне понятен принцип формирования групп. Повторимся, к числу крупных отнесли более 60 городов с населением от 250 тысяч до 1 миллиона жителей. На наш взгляд, разброс получился слишком велик. Для сравнения: в группу «больших» городов вошли населённые пункты от 100 до 250 тысяч человек, а средних – от 50 до 100 тысяч. И в данном случае база для сравнения более-менее равномерна. А как объективно сравнивать средненький областной (или даже районный) центр с почти мегаполисом? Нет, правда: где, скажем, 855-тысячная нефтяная Тюмень и 290-тысячный почти аграрный Тамбов? А у Минстроя они в одной группе! То-то и оно!
Кроме того, если внимательно проанализировать параметры, то отнести к оценке качества городской среды, к примеру, жильё, общественно-деловую (объекты сервисов, услуг и общественного питания, административные учреждения) и социально-досуговую (учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и отдыха) инфраструктуру, на наш взгляд, можно весьма и весьма условно. Скорее, они пригодны для оценки качества жизни в целом. С тем же успехом сюда можно было бы добавить, скажем, общественный транспорт (поскольку им тоже пользуется большинство горожан). А городская среда – всё-таки больше про дворы, парки, скверы, набережные.
Кроме того, некоторые критерии, опять-таки, на наш взгляд, плохо сочетаются с конкретными пространствами. К примеру, как можно оценить современность и идентичность улично-дорожной сети? Или экологичность общественно-деловых пространств? Мы не хотим никого обидеть, но порой возникают ощущение, что к рейтингу приложили руку какие-то хипстеры, насмотревшиеся картинок про современные европейские офисы и начитавшиеся умных слов в учебнике по урбанистке. Которые, если и видели реальные российские города, то в лучшем случае исключительно в пределах нескольких улиц в центре.
В сухом остатке получается, что база (объект) исследования неоднородна, принципы не ясны, а методика неоднозначна. А из шести основных параметров непосредственно к городской среде безусловно можно отнесли лишь общегородское пространство и зелёные зоны. Притом, с последними в Ярославле как раз сплошные проблемы, которые в значительной степени ставят наше первое место в группе под большой вопрос. Об этом – ниже.
С одной стороны, количество ярославских парков, скверов и прочих зелёных зон, выбранных для благоустройства, за последние годы стало существенно больше. С другой – в этом деле был целый ряд нюансов. Во-первых, в подавляющем большинстве в областном центре не делали ничего нового, ограничившись той или иной работой в существующих парках. Которые, опять-таки за редким исключением, были ещё вполне ничего. Скажем, чем был так плох до «преобразования» Юбилейный парк? Или парк Нефтяников? Или парк 30-летия Победы в Брагино? Да, возможно это не шедевры градостроительного искусства. Но в качестве места для прогулок и отдыха они вполне годились и раньше. Отсюда у общественности не раз возникали ощущения, что городским властям попросту нужно поскорее и без лишних хлопот освоить выделенные деньги.
В качестве единственного положительного примера можно вспомнить, разве что, сквер на проспекте Машиностроителей за теперь уже не существующим Заволжским рынком. Это тот случай, когда неухоженный пустырь в центре крупного спального района в короткое время был превращён в полноценное и интересное общественное пространство. Что хорошо – то хорошо. Ещё одной созданной с нуля территорией могла бы стать «Озёрная гривка» в том же Заволжском районе. И её благоустройство даже началось в конце 2021 года. Однако в итоге подрядчик выполнил работы некачественно и не исправил многочисленные замечания. А проект погряз в судах, но так и не был завершён.
Во-вторых, в Ярославле практически не было по-настоящему интересных проектов благоустройства общественных пространств. Исключительно пешеходные дорожки разной степени кривизны, какие-то входные группы (в основном, те или иные несложные вариации букв), лавочки, урны, фонари, детские или спортивные площадки. Вот, пожалуй, и всё. По сути, стандартный набор: очень однотипно, совсем не разнообразно и потому – скучно и неинтересно. Откровенно говоря, благоустройство площади у районного Дома культуры с фонтаном в виде кораблика или сквера у молодёжного центра «Галактика» с интересной инсталляцией в виде Солнечной системы в маленьком Тутаеве смотрится куда достойнее, чем «масштабные» проекты в столице «Золотого кольца», которые выглядят отнюдь не по-столичному. А нередко – просто по-колхозному. Простите нас великодушно за излишнюю эмоциональность.
В-третьих, выполненные работы, как правило, сопровождались большим (а порой – огромным) количеством замечаний и весьма низким качеством. Самым показательным и одновременно самым свежим примером, пожалуй, является многострадальная Павловская роща. В прошлом году излюбленное место отдыха жителей Дзержинского района напротив Толгского монастыря, вполне хорошее в своей почти первозданной красоте, зачем-то решили «улучшить». Подрядчик буквально раскурочил всю территорию, а сроки завершения «благоустройства» не раз переносили. Но в итоге работы так и не закончили.
В конце марта к вопросу вернулась общественница Елена Богданова, опубликовав на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» видео и фотографии изувеченной особо охраняемой природной территории (ООПТ) и сопроводив их комментариями: «Вместо обустройства красивого уголка природы по национальному проекту, ООПТ был нанесён огромный ущерб: повреждены и уничтожены старовозрастные деревья, нарушен почвенный покров. Работы не приняты, но все «старания» подрядчика были вознаграждены, в нарушение условий контракта МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля выплатило ему аванс в размере 50% от стоимости работ».
Далее тему подхватили СМИ, которые рассказали про разбитые тракторами старые грунтовые и асфальтовые дорожки и недоделанные «поплывшие» плиточные направления, горы грязи и размолотого грунта, оставленного горе-строителями, отсутствующие малые архитектурные формы и неработающее освещение. Всё это, конечно, очень грустно. Особенно с учётом того, что работы возобновят не раньше середины лета, поскольку в роще начался период гнездования птиц (по той же причине сроки выхода на объект были сдвинуты и в прошлом году).
Разумеется, Павловская роща – далеко не единственный пример. Также в конце марта прокуратура потребовала переделать скейт-площадку в Юбилейном парке. Проверка надзорного ведомства показала, что в нарушение требований законодательства муниципальный заказчик не указал в документации ряд технических и функциональных характеристик закупаемого оборудования. В результате установленные элементы площадки не в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям по техническим параметрам и износостойкости. Ранее в Юбилейном парке уже были замечания к другим тренажёрам.
В свою очередь, минувшей осенью прокуратура проверила ещё один объект в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» - благоустройство сквера на площади Труда. И установила, что подрядной организацией допущено грубое нарушение сроков выполнения контракта, а качество части выполненных работ препятствует их приемке заказчиком. По фактам выявленных нарушений мэру города и подрядчику были внесены представления. Весной 2023 года объектом проверки стал парк Судостроителей. Его обследовали уже активисты Народного фронта совместно с областным Следственным управлением Следственного комитета России. Там также были выявлены проблемы.
В 2022 году произошёл несчастный случай в парке «Рабочий сад» в Красноперекопском районе. Школьник сломал ногу на только что установленной карусели. Практически одновременно там же оказалась повреждена горка. В том же году жители возмущались качеством работ в парке Победы на Липовой горе. Люди говорили про разбитую плитку, отсутствие урн, кучи мусора, грязь, неправильно обустроенные «ливнёвки» и лавочки без покрытия. Ранее, как мы уже писали выше, были зафиксированы многочисленные нарушения при выполнении работ в будущем парке «Озёрная гривка»: крошащийся и идущий «волнами» асфальт, дорожки в дырах, обсыпающийся бордюрный камень, провалы грунта, накренившиеся и незакреплённые столбы, небезопасные спортивные конструкции. К слову, в 2023 году подрядчик «Гривки» был признан недобросовестным исполнителем.
Подчеркнём, мы привели только самые яркие примеры. И только по тем объектам, которые «благоустроили» за последние три года. Но, полагаем, что этого достаточно. Самое печальное здесь состоит в том, что проблемы могут повториться и в нынешнем сезоне.
На этот год в Ярославле запланирована очень большая программа по благоустройству зелёных зон. Помимо завершения (хочется надеяться) работ в несчастной Павловской роще, в плане – ещё 4 объекта: парк Судостроителей в Дядьково (новый этап работ), парк 30-летия Победы в Брагино, территория на улице Спартаковской (включая парк у ДК «Гамма» и территорию у памятника «Алёше») на Резинотехнике и Сквер 950-летия города Ярославля в створе проспекта Ленина, проспекта Толбухина и улицы Свердлова. Так вот, первые три из них будет благоустраивать компания известного (к сожалению, не с лучшей стороны) дорожника Вагинака Погосяна.
Особой пикантности ситуации, помимо одиозной репутации самого предпринимателя, придаёт тот факт, что фирма лишь 25 февраля нынешнего года была исключена из реестра недобросовестных поставщиков. Куда угодила за одностороннее расторжение контрактов сразу тремя заказчиками. И вот – триумфальное возвращение. Стоит отметить, что куш сорван весьма приличный. На все три объекта выделено более 208 миллионов рублей. Разумеется, фирма Погосяна получит их только при условии качественного и своевременного выполнения всех работ. Завершить их, к слову, нужно до 31 августа.
Понятно, что 44-й федеральный закон диктует свои правила проведения торгов, на что очень часто по поводу и без такового любят ссылаться представители государственного или муниципального заказчика. Особенно, когда что-то начинает идти не так. Однако крайне трудно поверить, что у прибывших из Москвы руководителей города и области нет никакой возможности под тем или иным благовидным предлогом исключить участие в конкурсе одиозного местного предпринимателя. Так сказать, сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться. Тем более, что реноме у этого бизнесмена отнюдь не благоприятное. Однако случилось то, что случилось. И теперь есть серьёзные опасения, что благоустройство вновь может быть сорвано и сделано через пень-колоду. Ох уж эти танцы на граблях…
Откровенно говоря, есть сомнения и насчёт благоустройства дворов с детскими площадками. Здесь фронт работ не настолько широкий, как, скажем, два года назад. Но объектов в Ярославле всё равно достаточно. В общей сложности их 121. В том числе: благоустройство 38 новых дворов, установка 27 детских спортивно-игровых площадок, обустройство 10 площадок для выгула и дрессировки животных, а также дополнительные работы на 46 объектах по проектам прошлого года. Контракты на благоустройство планировали заключить до 1 апреля, а выполнить всё – до 1 августа, о чём было открыто сказано в ходе общегородского совещания в мэрии ещё в начале марта. Общая стоимость работ составила почти 300 миллионов рублей.
Однако если с проектами прошлого года ситуация обстоит достаточно хорошо и по большинству из них работы завершены (хотя примерно полтора десятка площадок всё равно ещё не закончены), то с новыми всё куда сложнее. К концу марта из 75 дворов, детских городков и площадок для животных конкурсные процедуры шли лишь примерно по 20. А количество состоявшихся аукционов и, тем более, обещанных заключённых контрактов было и вовсе минимальным. Таким образом, к заветной дате в относительной готовности была лишь треть всех объектов 2024 года. В большинстве же случаев, документация ещё только вышла из экспертизы. А были примеры, когда ПСД (проектно-сметная документация) вообще находилась в разработке. Допустим, это касалось всех площадок для выгула животных.
Таким образом, если отталкиваться от контрольной даты 1 августа, то у подрядчиков будет уже не четыре, а, скорее всего, только три месяца на выполнение благоустройства. Это меньше, чем в прошлом году. При этом, объёмы работ сопоставимы. А в минувшем сезоне в срок, меж тем, не уложились. Что-то подсказывает, что история повторится и в нынешнем году. То ли мэрия не научилась заранее готовить документацию, то ли даже такие объёмы для неё велики, то ли расторговка крупными лотами по несколько объектов (когда один подрядчик сначала всё раскопает, а потом мечется между своими площадками, как ужаленный) себя не оправдала. Но по этому заколдованному кругу в Ярославле ходили что при Слепцове, что при Волкове, что сейчас при Молчанове.
В завершении добавим, что после зимы город выглядит ещё и очень неопрятно. На что обратили внимание даже областные чиновники и депутаты. Грязные фасады, горы пыли и песка на дорогах и тротуарах, повсеместный мусор – по правде говоря, такую картину трудно припомнить даже за последние, откровенно не лучшие для Ярославля, годы. Мэрия уже кинула клич и позвала всех на субботник. Само собой, добровольную помощь никто не отменял. Если сердце просит – оно, конечно, пожалуйста. Но что-то подсказывает, что мероприятие вновь будет больше для «галочки» и фотоотчётов, а всю грязную (в прямом смысле слова) работу опять возложат на бедных студентов, курсантов и рядовых государственных служащих.
При этом, в принципе непонятно: почему простые граждане должны «на общественных началах» заниматься уборкой вместо специализированных организаций, которые обязаны делать это либо по муниципальному заданию, либо по условиям контракта на оказание соответствующих услуг. И получают за это деньги, к тому же очень приличные! Люди могут убираться у себя во дворе. В крайнем случае, на тротуаре рядом с домом. Но явно не в городских парках или на магистральных улицах. Это уже паноптикум какой-то!
Одним словом, с благоустройством и в целом с состоянием городской среды в Ярославле есть существенные проблемы. И власти необходимо как-то менять такую ситуацию. В противном случае, рейтинги Минстроя останутся как бы сами по себе, а реальная действительность – сама по себе. А главное – соответствующим будет и восприятие людей. А у нас же всё делается именно для людей, правда? Так может, пора перестать их огорчать?
ИВАН ТИХОНОВ