Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

22.06.2022
Ярославль
2280
НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ И НЕБЕЗОПАСНЫЕ

Минтранс нам друг, но истина дороже: денег на ярославские дороги тратится все больше, но доля ДТП по причинам плохих дорожных условий составляет почти 50%. И это существенно выше чем у наших соседей. Что-то в этой парадигме на так – то ли подрядчики сразу делают плохие дороги, то ли властям плевать на качество принимаемых дорожных объектов… То ли все вместе.

НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ И НЕБЕЗОПАСНЫЕ

        Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) действует в Ярославской области уже четвёртый год подряд. А если считать срок, когда он был в статусе государственной программы – и вовсе шестой. За это время в регион поступили миллиарды рублей и были отремонтированы сотни километров магистралей. Дороги действительно стали лучше. Это подтверждают и «официальные» показатели, и субъективные ощущения ярославских автомобилистов. Так что, говоря бюрократическим языком, динамика положительная. Но вот какое дело. Когда к тому же 1000-летию Ярославля у нас были сделаны, например, Московский проспект, проспект Фрунзе или Которосльная набережная, ими спокойно пользовались почти 10 лет. Первые проблемы с покрытием там начались лишь года два-три назад. По нынешним же объектам дефекты порой появляются уже на следующий год, а нарекания имеются почти по всем гарантийным дорогам. Что также подтверждается и официальными документами, и личным опытом водителей. А по количеству ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий (которые составляют почти половину от всех происшествий) ситуация вообще значительно хуже, чем в целом по стране, не говоря уже про Центральную Россию. О чём говорит уже статистика ГИБДД. Выходит, что сегодня ярославские дороги не слишком качественные и не такие уж безопасные. И если эта тенденция не изменится, национальный проект на территории отдельно взятой области скоро придётся переименовывать.


Дорог больше, ям не меньше

Ремонт дорог (1).jpg          Во-первых, всё же нельзя не отметить позитивные изменения в результате работ по национальному проекту «БКАД». Основные из них обобщены в таблице. Прежде всего, на фоне увеличения финансирования проекта растёт протяжённость отремонтированных участков дорог. Правда, даже в этом случае нормативным требованиям сегодня не соответствуют порядка 57% региональных магистралей. Во-вторых, от года к году всё-таки снижается число аварийно-опасных участков (здесь тоже есть нюансы, но о них речь пойдёт ниже). Но самое главное – уменьшается количество погибших в ДТП людей (что отражено и в одном из ключевых показателей национального проекта).

Таблица. Некоторые результаты реализации национального проекта «БКАД»

в Ярославской области в в 2019-2021 гг. 

Показатель

2019 г.

2020 г .

2021 г.

Финансирование работ в рамках «БКАД» (плановое, на начало периода)                             

2,85 миллиарда

3,8 миллиарда

5,65 миллиарда

Протяженность ремонтируемых участков дорог в рамках «БКАД» (плановое, на начало периода)

111,5 километра

178 километров

240 километров

Количество аварийно-опасных участков на территории Ярославской области

81

66

56

Количество погибших в ДТП

167 человек

162 человека

133 человека

Целевой показатель «Количество погибших в ДТП на 100 тысяч населения»

13,3

12,9

10,7

Знаки в древесной растительности.jpg          Если немного углубиться в статистику, то в прошлом году в рамках «БКАД» мероприятия по повышению безопасности движения коснулись 67 объектов. Были установлены 23 светофора и 6529 дорожных знаков, обустроено 50 участков трасс с искусственными неровностями, 768 погонных метров наружного освещения, более 12 тысяч погонных метров барьерного ограждения и свыше 18660 погонных метров тротуаров, нанесено 720,6 километра разметки. А в общей сложности, на обеспечение безопасности дорожного движения за 2021 год из бюджета потратили 552 миллиона рублей (в рамках «БКАД»). Это, так сказать, «бочка мёда». Теперь о «дёгте». И его, к сожалению, далеко не одна ложка.

         Начнём с финансовой составляющей. Во-первых, по имеющейся информации, в нынешнем году сумма указанных выше расходов будет существенно меньше. Сегодня разница составляет порядка 200 миллионов рублей. Возможно, к концу сезона она несколько сократится. Но снижение будет однозначно. Более того: по данным ГИБДД, финансирование мероприятий по обеспечению безопасности движения в принципе планомерно сокращается. Так, в 2019 году его оценивали в 12,4% от общего объёма затрат на дорожную деятельность, в 2020 – в 11,3%, в 2021 – уже в 6,5%, а в нынешнем сезоне – и вовсе в 4,1%.

Советская (ямы).jpg         Во-вторых, идёт уменьшение ассигнований на проведение ямочного ремонта. В известном смысле, его тоже можно причислить к мероприятиям по обеспечению безопасности на дорогах. Ибо наличие тех же выбоин или колейности провоцирует ДТП ничуть не меньше, чем отсутствие освещения или «лежачих полицейских». Однако за прошедший период 2022 года объём выполненных работ по данному направлению был в 2,5 раза меньше, чем в году прошлом. А по отдельным видам ремонта (например, ремонт литым асфальтом или струйно-инъекционным методом) разница была четырёх- и даже пятикратной. Конечно, сравнивать объёмы за целый год и за неполных 6 месяцев не вполне корректно. Однако основная масса работ по ямочному ремонту, как правило, проводится именно в весенне-летний период и завершается до конца июня. Именно этот срок ещё в апреле озвучил и директор департамента дорожного хозяйства Ярославской области Роман Душко. Так что снижение объёмов вряд ли является случайным.

  Устранение деффектов по БКАД (Тутаев).jpg       Есть иные случаи, когда деньги в бюджете уже заложены или их не требуется вовсе, а проблемы остаются. К примеру, это касается замечаний по так называемым «гарантийным объектам». Это те дороги, которые были сделаны относительно недавно, и подрядчики продолжают нести по ним обязательства за свой счёт. Сегодня на гарантии находятся порядка 70 региональных магистралей. За весну дефекты были выявлены по 60 (то есть на подавляющем большинстве).

         Их должны были полностью ликвидировать до середины июня. Но к указанной дате сделали это лишь на одной трети объектов. Возможно, какие-то замечания не имеют решающего значения в плане обеспечения безопасности движения в текущем году. Но, как известно, дьявол в мелочах. И на будущий сезон разошедшийся продольный шов может превратиться в полноценную яму (устранять которые, как мы видим, не сильно торопятся). А это уже совсем другой коленкор!

Улица Здоровья.jpg         Наконец, большие проблемы остаются с ремонтом подъездных путей к социальным объектам – школам, детским садам, больницам, поликлиникам и так далее. Многие из них просто в удручающем состоянии. Хотя вопросы безопасности на данных участках имеют первостепенное значение просто в силу интенсивности движения. В конце прошлого года для решения этой задачи выделили 600 миллионов рублей. Однако к началу мая работы начались лишь на 15% объектов. А в том же Ярославле по ним до сих пор идут конкурсные процедуры.

         По имеющимся сведениям, с Советской площади уже поступила установка: с проездов, которые не успеют расторговать до 30 июня, снимут деньги. А это создаёт риск потенциального конфликта исполнительной и законодательной власти. Ведь те самые 600 миллионов «пробили» областные депутаты от «Единой России». Для них это – часть предвыборной программы. А тут их фактически лишают одного из ключевых элементов пиара. Впрочем, это дело десятое. По-настоящему важно то, что программа находится под угрозой срыва. И люди рискуют остаться один на один с километрами убитого асфальта.

 

Слово ГИБДД

ДТП на перекрёстке улицы Советской и Ленина.jpg         Столь подробный рассказ о состоянии дорог мы затеяли отнюдь не случайно. Дело в том, что при общем снижении ДТП, доля происшествий, совершению которых способствовали неудовлетворительные дорожные условия, за 5 месяцев текущего года составила 46,7% (191 из 409) от их общего количества. При этом, 20 человек погибли и 251 – получили ранения. Иными словами, практически каждое второе ДТП на территории региона произошло из-за состояния дорог или сопутствующей инфраструктуры. Показательно, что в среднем по России эта цифра составляет 38,4%, а по ЦФО – вообще 29%. Красноречивая статистика, не правда ли? Пожалуй, более вопиющие данные касаются только ДТП с участием автобусов. Их за указанный период произошло 38 (рост 5,6%), а число происшествий непосредственно по вине водителей автобусов увеличилось сразу на 58,3% (19 ДТП, всё из-за перевозчиков в Ярославле). Пламенный привет авторам «транспортной реформы», обещавших жителям не только комфортное, но и безопасное пассажирское сообщение.

Ямы на тутаевском шоссе.jpg         Разумеется, у госавтоинспекции есть предложения по исправлению ситуации. Вот только далеко не все из них поддерживаются исполнительной властью. И таких примеров – ни один и не два. Скажем, одно из требований касалось обустройства тротуаров и освещения на дороге «Кормилицино - Курба». По ней имеется даже судебное решение. Однако исполнять его никто не торопится, ссылаясь на отсутствие достаточного финансирования. Отсутствуют тротуары и на Ленинградском проспекте Ярославля (на участке от улицы Строителей до границы города), необходимые с учетом нормативных требований в связи с интенсивной жилой застройкой. На том же проспекте нет и дополнительного освещения при пересечении с улицей Большая Норская и Промышленным шоссе.

         Один из самых показательных примеров - устройство переходно-скоростных полос по Юго-западной окружной дороге на подходах к трассам Р-132 «Золотое кольцо» и «Ярославль - Углич» (с устройством дополнительных светофоров). Реализация этих мероприятий была необходима еще в предыдущие годы. Однако тоже не встретила понимания в Правительстве региона. Правда, недавно вроде как была достигнута договорённость по изменению схемы движения и организации 4 полноценных полос. Но только на участке от Суринского путепровода до дороги на Углич. И пока об этом известно только на словах.

         В целом же, к концу 2021 года не были выполнены 82 из 266 мероприятий инженерного характера, согласованных с ГИБДД и включённых в план работ. То есть почти треть. В том числе из-за недостаточного финансирования в рамках «БКАД». Как говорится, выводы напрашиваются сами собой. К слову, несмотря на сокращение аварийно-опасных участков дорог, 19 мест носят стабильный характер по сравнению с предыдущим годом. А некоторые места концентрации ДТП остаются неизменными на протяжении более 5 лет.

Яма на улице Панина.jpg

         К примеру, это пересечение Московского проспекта с улицей Малая Пролетарская и улицей Калинина, Ленинградского проспекта с улицей Панина и улицей Урицкого, Юго-западной окружной дороги с автодорогами Р-132 «Золотое кольцо» и «Ярославль - Углич», а также транспортная развязка на 273 километре автодороги М-8 «Холмогоры», один из перекрёстков в Угличе и другие. Но наибольшее количество очагов аварийности зарегистрировано всё-таки на улицах областного центра. 

         Таким образом, с одной стороны денег на ремонт дорог стали давать существенно больше. И в этом плане Минтранс России нам друг. Но, как говорили древние, истина дороже. Ведь даже при хорошем финансировании, доля ДТП из-за неудовлетворительного состояния магистралей у нас остаётся существенно больше, чем у соседей. Значит, дело или в качестве работ (включая качество материалов), или в слабом контроле, или в недостаточной оперативности реакции на возникшие дефекты. Или и то, и другое, и третье сразу. Впрочем, судя по сводкам ГИБДД, с деньгами тоже далеко не всё радужно. Если целый ряд мероприятий не могут реализовать уже несколько лет, а аварии в отдельных местах продолжают происходить с завидной регулярностью. И пока не будет найдено решение перечисленных проблем, «вторая российская беда» останется одним из главных пунктов общественной повестки в нашем регионе. И по-прежнему будет вызывать справедливое недовольство жителей.

 

 

         ВИКТОР ПАРФЁНОВ

 

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?