Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.02.2019
Ярославль
1702
ВТОРОЙ ЗАХОД ИЛИ ПАРКОВКА ПО ПРЕЙСКУРАНТУ

О неизвестных фактах нового-старого проекта мэрии Ярославля по платным парковкам

Не сдав первый экзамен по уборке города от снега, новое руководство мэрии рискует не сдать и второй экзамен. Теперь уже по введению платных автопарковок. Так и сессию в целом можно завалить...

ВТОРОЙ ЗАХОД ИЛИ ПАРКОВКА ПО ПРЕЙСКУРАНТУ

Испокон веку одной из священных черт российской власти считалась преемственность. Везде, во всём и у всех. Ярославль как «брат и спутник державной столицы» следовал в этом русле как минимум со времён великих московских князей. Современные руководители города тоже стараются придерживаться исторических традиций. И Владимир Волков здесь – не исключение. Несмотря на крайне непродолжительный срок работы в качестве градоначальника, Владимир Михайлович уже проявил последовательность как минимум в одном направлении. А именно – в создании платных парковок. В теории тема звучала ещё в «ветхозаветные» годы Виктора Волончунаса. Потом о ней заговорили при Алексее Малютине, но до дела так и не дошло. А прошлым летом вопрос подняли снова – уже в окружении Владимира Слепцова. Точнее, приподняли: через несколько месяцев градоначальник убыл в Солнечногорск и проект свернули. Как оказалось – ненадолго. На прошлой неделе СМИ поведали ярославцам о первом заседании рабочей группы по созданию платного парковочного пространства. Правда, конкретной информации оказалось совсем немного. А вопрос совсем непраздный. И касается значительного числа жителей города. Так что есть повод разобраться в нём поподробнее. В нашем распоряжении оказались интересные факты. Надеемся, что они помогут ответить на вопрос, что есть платные парковки: благо для граждан или 401-й способ сравнительно честного отъёма денег в пользу московского бизнеса?

 

Первая – колом, вторая – соколом?

         2.jpg        В качестве основной цели создания платного парковочного пространства власти называют регулирование трафика и улучшение дорожной ситуации в историческом центре Ярославля. Сама по себе цель благая. На улицах в зоне ЮНЕСКО действительно пора навести порядок, ибо пренебрежение ПДД и отсутствие элементарной культуры отдельных водителей бьёт все рекорды. Возможно, именно поэтому у идеи платных парковок не так мало сторонников. Да и созданы они во многих уголках нашей необъятной Родины. Притом, не только в «миллионниках» (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Краснодар, Пермь), но и у наших соседей по ЦФО (Белгород, Воронеж, Калуга, Рязань, Тверь, Тула). Все указанные города совершенно разные. Так что ни статус, ни социально-экономическое положение не играют особой роли в данном вопросе. Другое дело – как будет организован процесс? За чей счёт обустроят инфраструктуру? На каких условиях организуют платную парковку? Кто будет собирать штрафы? И самое главное – сколько придётся платить жителям? При этом важно, чтобы проект не выходил за «рамки приличия» и не превращался в банальный способ пополнения кармана предприимчивых коммерсантов. Непростая задача. Очень непростая. Как с ней планируют справиться в нынешней администрации Ярославля?

         Для начала городские власти планируют ввести около 2500 платных парковочных мест в центральной части города. По проекту 3,5-летней давности (который пытались реализовать Алексей Малютин и Игорь Блохин) предусматривалось меньше мест: сначала 2300, потом – 1800. А вот «зона покрытия» практически не изменилась. Под платную парковку предусмотрено 43 участка на территории, ограниченной Волжской и Которосльной набережными, улицами Комсомольской, Ушинского и Терешковой. Там стоянка будет исключительно на проезжей части. Плюс – три обособленных стоянки: на Богоявленской и Красной площадях (они уже действуют, правда, совершенно не окупаются) и у вокзала Ярославль-Главный. Правда, чиновники оставляют себе возможность для маневра. И отмечают, что в случае положительного опыта работы платных парковок в историческом центре, их распространение возможно и на другие районы города (остаётся надеяться, что хотя бы «спальники» не тронут).

        быть первым.jpg По сравнению с замыслами Малютина и Блохина пока не изменилась и стоимость услуги. Она по-прежнему составляет 30 рублей в час. Но поскольку проект рассчитан на 10 лет, цена будет увеличена. Предварительно – до 50 рублей к 2027 году. Хотя мы рискнём предположить, что это произойдёт гораздо раньше. Учитывая реальную инфляцию и постоянный рост цен на всё и вся. Допустим, в той же Туле за час стоянки уже собирают по 40 рублей. В общем, всё зависит от аппетитов конкретного оператора. Правда, для отдельных категорий граждан обещают предусмотреть льготы. В число счастливчиков могут попасть ветераны, инвалиды, пенсионеры, возможно – многодетные семьи. Для резидентов (то есть жителей центра) могут установить специальный тариф или предусмотреть годовой абонемент. Но раскошелиться им, судя по всему, всё равно придётся. Не берёмся судить, насколько справедливым является такой вариант. Однако протест он вызовет точно.

         Показательно, что власти не рассчитывают на большую заполняемость платных парковок. Максимальную занятость оценивают в 25%. А среднюю продолжительность стоянки автомобилей – всего в несколько часов. Но и этого по расчётам чиновников должно хватить для окупаемости проекта. Кстати, к его реализации планируют приступить уже летом. Откровенно говоря, смелое решение. С учётом того, что на сегодняшний день не готово практически ничего (включая окончательную финансовую модель введения платных парковок). Впрочем, как известно из классики советского кинематографа, желания далеко не всегда совпадают с возможностями. Хотя, смотря, чьи желания. Как бы то ни было, прежде чем приступить к делу и начать собирать с людей деньги, властям предстоит решить как минимум три принципиальных вопроса.

 

Курочка в гнезде, а яичко … !

         курочка.jpg Вопрос первый – за чей счёт банкет? Иными словами, кто будет заниматься обустройством платного парковочного пространства, и как будет проходить оплата работ? Мэрия рассматривает три варианта:

·        средства городского бюджета (оператором будет выступать специально созданное или уже существующее муниципальное учреждение);

·        «сервисный» контракт (промежуточный формат муниципально-частного партнёрства, при котором мэрия покупает у поставщика оборудование в кредит, а потом рассчитывается по нему за счёт средств от полученного дохода);

·        концессионное соглашение (оператором станет частный инвестор).

         Асриянц.JPGВопреки заявлению советника мэра Александра Асриянца, курирующего вопрос создания платных парковок и утверждающего, что по опыту других регионов самым популярным является концессия, подавляющее большинство городов, которые мы перечислили выше, пошли по первому пути. Обустройством паркинга и контролем за соблюдением правил его использования там занимаются муниципальные структуры. В самой мэрии также утверждают, что планируют переговоры с кредитными организациями о возможном финансировании проекта на среднесрочную перспективу (3-4 года). Однако мы почти уверены, что окончательным станет второй вариант – концессионное соглашение. То есть создание платных парковок отдадут на откуп частному бизнесу. Названия конкретных организаций пока не разглашают. Однако вариантов рассматривают несколько. Как не трудно догадаться, все – не ярославские. По предварительным расчётам мэрии, проект сулит неплохие барыши. Если посмотреть трёхлетнюю перспективу, то в 2019 году (в случае появления платных парковок со второго полугодия) доходы составят около 17,7 миллиона рублей, в 2020 – уже 73,6 миллиона, а в 2021 – почти 86 миллионов. При этом, общие затраты оценивают в 120-150 миллионов. Таким образом, к четвёртому году работы проект не только выйдет на самоокупаемость, но и начнёт приносить неплохую прибыль. Которая была бы совсем нелишней для худого городского бюджета. Но заботиться о пополнении казны нынче не модно.

         Правда, путь концессии может оказаться весьма тернистым. Во всяком случае, на сегодняшний день имеются как минимум два обстоятельства, препятствующие скорому заключению соглашения. Во-первых, бессмысленно вводить платные парковки без наличия штрафов за нарушения правил их использования. Помимо стимулирующего воздействия на автовладельцев это ещё и очень неплохой доход, который оценивают примерно в 40 миллионов рублей ежегодно. Однако действующее региональное законодательство не предусматривает таких штрафов (областные парламентарии отменили их три года назад при неудачной попытке мэрии реализовать первый проект по созданию платного паркинга). А законопроект об их возвращении, внесенный в Думу муниципалитетом ещё два месяца назад, до сих пор не рассмотрен. Более того, по имеющейся информации городской парламент намерен его отозвать. Во-вторых, мэрия будет согласовывать финансовую модель введения платных парковок с Правительством Ярославской области (сам проект планируют направить в «Белый дом» до конца февраля). Хотя, казалось бы, полномочия то исключительно муниципальные! По всей вероятности, указанные обстоятельства могут означать только одно. Концессионера определят не в мэрии, а в областной администрации. Скорее всего, в кругу Дмитрия Степаненко или самого Дмитрия Миронова. А Владимир Волков будет лишь «техническим исполнителем» проекта на вверенной ему территории. Очевидно, окончательно с кандидатурой концессионера ещё не определились. Возможно, остаются вопросы по администрированию штрафов. И пока они не будут сняты (точнее – согласованы со всеми заинтересованными лицами), ждать массового появления платных парковок не стоит. Процесс может затянуться. И в этой связи терзают смутные сомнения, что проект будет запущен с 1 июля.

         Второй серьёзный вопрос, который предстоит решить власти – альтернативные способы доставки людей в центр города. В мэрии не раз говорили, что создание паркинга на платной основе простимулирует жителей города к использованию общественного транспорта. В теории – да. Но в условиях суровой ярославской действительности в такую перспективу верится с трудом. Просто потому, что этот самый общественный транспорт переживает отнюдь не лучшие времена. Скажем больше – система муниципальных пассажирских перевозок находится в глубоком кризисе. Возможно, самом глубоком за последние годы. Износ автобусов составляет порядка 76%, троллейбусов – 86%, трамваев – более 90%. Не выход машин на линию случается всё чаще. В конце ноября прошлого года встали сразу несколько маршрутов «ПАТП-1». Предприятия работают с колоссальными убытками. А несвоевременное перечисление субсидий приводит к нехватке оборотных средств. В итоге денег порой не достаёт даже на топливо. Наконец, большую проблему представляет кадровый дефицит – водители и кондукторы не горят желанием трудиться за крайне невысокую зарплату. Как в таких условиях перевозить пассажиров, число которых по замыслу авторов идеи платных парковок серьёзно увеличится, непонятно!

         Новые троллейбусы (1).jpgПравда, в начале нынешнего года для транспортников забрезжил слабый свет в конце тоннеля. Для АО «Яргорэлетротранс» уже приобрели 7 новых троллейбусов, а для АО «ПАТП-1» пообещали закупить 50 автобусов. Однако электротранспорт взяли в кредит на 5,5 лет. А обновление автобусного парка намерены оформить в лизинг. Иными словами, предприятия залезают в новые долги. А из городского бюджета в качестве субсидии на амортизацию предусмотрено всего 13 и 36 миллионов рублей соответственно. Этого едва хватит на первоначальный взнос. А дальше? Снова риторический вопрос. Разумеется, если власти найдут способ повысить доходы предприятий, наконец-то введут новую транспортную схему (о которой вещают уже несколько месяцев), оптимизируют маршрутную сеть в пользу муниципальных перевозчиков, помогут рассчитаться за новую технику – тогда задача по пересадке автомобилистов в автобусы, троллейбусы или трамваи будет решена. Но на сегодняшний день, повторимся, такие перспективы не прослеживаются. И даже если произойдёт нечто, на решение накопившихся проблем уйдёт ни один месяц и даже год. Значит, всё это время у автомобилистов не будет полноценной замены своим «железным коням».

         Наконец, третий вопрос – что будет с бесплатными парковками? Об этом также постоянно спрашивают чиновников. Логика проста: нельзя в один прекрасный день взять, и сделать платным то, что ещё вчера не стоило ни копейки, и при этом не предоставить ничего взамен. Здесь, как и в случае с общественным транспортом, должна быть альтернатива! Либо возможность беспрепятственной парковки машины на отдельных участках улиц, либо создание так называемых «стоянок подскока» на границе исторического центра, либо что-то ещё. С одной стороны, в мэрии говорят о проработке этих вариантов. С другой – официально признают, что создание специальных многоуровневых парковок в центре города невозможно в связи с отсутствием свободных земельных участков и жесткими требованиями градостроительных норм. Судя по всему, этот вопрос пока тоже не решён. Чем это чревато? Всё очень просто: граждане будут игнорировать требование об оплате парковок (даже при наличии санкций, которых, повторимся, пока нет, отследить каждую машину будет невозможно – в мэрии просто не будет таких штатов) или оставлять машины в любом свободном бесплатном месте. В том числе на газонах, на тротуарах, во дворах домов, парковаться «вторым рядом» и так далее. Таким образом, на прилегающих к зоне ЮНЕСКО улицах власти получат то, от чего они же сами хотят избавиться. Но если раньше вся автомобильная «масса» была распределена более-менее равномерно, то после введения платных парковок она будет сосредоточена в конкретных местах (скажем, в районе проспекта Октября, улиц Свердлова, Некрасова, Пушкина, Свободы и Большой Октябрьской, Которосльной набережной в районе гостиницы «Юбилейной», скверов на площади Волкова и Юности, и так далее. 

Волков.jpg

Тем самым, ещё больше затрудняя дорожное движение и создавая угрозу ДТП. Кроме того, есть ещё один момент. Люди должны видеть отдачу от проекта. Понимать, на что идут собранные с них деньги. Власти обещают направить их на ремонт и содержание дорог. Так вот, если содержание будет таким же, как в нынешнем январе – жители точно не будут молчать и выйдут к мэрии «с вилами». Доводить до такого очень бы не хотелось. Тем более, что Владимир Волков не выглядит человеком, способным успокоить взбунтовавшуюся толпу. 

         В сухом остатке получается, что на сегодняшний день проект очень сырой. Да, по сравнению с летом (когда не было ничего, кроме общего плана мероприятий) динамика есть. Однако ни один из принципиальных вопросов не решён до конца. Проблему загруженности исторического центра решать надо. Но при имеющемся раскладе это вряд ли получится. Во всяком случае, разумно и безболезненно для жителей. По всей вероятности, всё опять будет сведено к отъёму денег у населения в пользу московских бизнесменов. Повторится история «ЯроблЕИРЦ» или «Хартии». По крайней мере, риск очень велик. Более того: рано или поздно (скорее всего, рано) Волков сотоварищи покинут наши края. А бизнес на платных парковках останется. Потому что концессия, обязательства, сроки. И люди продолжат платить. Очень похоже на дань. А во времена татаро-монгольского ига возвращаться бы не хотелось…

  

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

 

Опрос
Нравится ли Вам нынешнее лето, когда в июле идут одни дожди?