Казалась бы уборка - дело плевое. Как говорится, бери тряпку и моя до упора. А если Вам нужно убрать территорию торгового центра в несколько тысяч квадратных метров?
Всемирный День чистоты проводится ежегодно в третью субботу сентября. Можно предположить, что в этот день жители Земли в едином порыве пытаются очистить пространство вокруг себя от мусора и грязи и сделать планету лучше. Увы, как показывает практика, идеальная картинка далека от действительности, и отношение к чистоте у каждого свое. Одним хватает энергии вносить свой вклад в разнообразные акции по сохранению устойчивой чистоты вокруг. Другие не могут найти силы и время, чтобы привести в порядок даже свой дом или рабочее пространство.
Таким на помощь приходит клининг – довольно новое явление для российских просторов, зародившееся в начале 90-х годов. В наши дни как домовладельцы, так и предприниматели пользуются с удовольствием этими услугами, и спрос на них только растет. Мы спросили у руководителя ярославской клининговой компании «Идеальный мир» Максима Григоровича о нюансах ведения подобного бизнеса, как может компания найти свою нишу на этом рынке, в чем особенности промышленного клининга, и о многом другом.
- Максим, как пришла идея создать такой бизнес?
- В 2010 году мы с компаньоном Максимом Михальчёвым работали в составе бригады по подготовке ресторанов «Макдональдс» к открытию. Ночью мыли ресторан, а с утра менеджер с белой перчаткой проверял на чистоту все поверхности, вплоть до ножек стульев. Через год поняли, что можем работать самостоятельно. Начинали мыть квартиры и коттеджи знакомых, работали сами, периодически звали на помощь приятелей. Потом оформили юридическое лицо, чтобы иметь возможность работать с организациями. Наш первый большой объект – торговый центр «Гигант», который отмыли после ремонта практически вдвоем.
- Это адский труд…
- Такой он и был, поскольку на тот момент у нас не было профессионального инвентаря, а оформлением договорных отношений тоже занимались сами. Пусть у нас обоих высшее экономическое образование, практических навыков на тот момент не было никаких, равно как и специальных программ в Интернете по ведению бухучета. Всему учились – одной рукой мыли, второй выставляли счета и одновременно искали новых клиентов. Чуть позже отдали бухгалтерию на аутсорсинг. ТЦ «Гигант» позже взяли на ежедневное обслуживание. Уборщицами чаще устраивались дамы в возрасте, а нам на тот момент было по 20 лет, приходилось и здесь учиться общаться.
- Какой объект был самым запоминающимся?
- Самым крупным и сложным проектом в Ярославле стал торговый центр «Аура». Мы его подготовили к открытию за месяц. После завершения строительства полностью очистили все поверхности внутри и снаружи здания.
- Как Вам удалось его заполучить?
- Одна организация взялась и не справилась, а мы оказались в нужное время в нужном месте. Генподрядчик нам доверился, хотя на тот момент наша компания присутствовала на рынке всего три года. У нас в регионе люди в дефиците, и конкуренты опасались, что такой объем не успеют сделать, а мы рискнули. В среднем каждый день в «Ауре» работали по 40 человек, что для Ярославля очень сложно. Сами пропадали там сутками, работали наравне со всеми, очень не хотелось упустить объект.
- Вы перфекционист?
- Скорее, да. Так совпало, что я и мой компаньон, стремимся к совершенству в мелочах. Даже на столах у нас идеальный порядок, отсюда и название компании – «Идеальный мир». Когда по сто раз в день говоришь: "Идеальный мир", само собой какие-то вещи стараешься делать лучше.
- Как удалось так долго удержаться на рынке?
- Наша компания предоставляет полный перечень клининговых услуг. Большая доля – послестроительная уборка и сезонная мойка окон в любое время и на любой высоте. Штат начинается с уборщиц и заканчивается автомойщиками, посудомойщицами, помощниками повара и т.д.
- Какое имеет отношение к клинингу такой разнообразный штат?
- На пищевых предприятиях бывают смежные функции у одного человека, их называем универсалами. Такой рабочий персонал мы тоже предоставляем. Это обычная практика. Некоторые клининговые компании нередко разрастаются в аутсорсинговые.
- Как устроен рынок клиниговых услуг за границей, и в чем его российская специфика?
- В клининге, как и любой другой сфере, есть много нюансов, но, пока, особенно в нашей стране, к нему относятся по остаточному принципу. Некоторые клиенты стараются сэкономить на уборке и прибегают к услугам частных неквалифицированных специалистов. Российский рынок клининговых услуг разнообразен, можно выделить три основных сегмента: уборка частной недвижимости, обслуживание коммерческой недвижимости и химчистка. Например, для работы в сегменте частной недвижимости, не требуется больших затрат, поэтому на рынке присутствуют компании разных масштабов и уровня обслуживания. Причем стоимость услуг не всегда равна качеству, кому как повезет. Для работы с коммерческой недвижимостью уже требуется гораздо больше вложений и знаний.
В Европе клининговый рынок четко регламентирован стандартами качества. Предоставление качественных услуг – это лицо организации, и отношение к уборке совсем другое. Уровень сервиса выработан годами, а подавляющее большинство коммерческой недвижимости убирают клининговые компании, у нас – предпочитают держать собственную службу уборки.
Увлечение клинингом в некоторых странах довольно сильно. Так в России для многих мытье окон – испытание, а в Америке– хобби. Там даже проходят массовые соревнования на скорость мытья окон. Да и в целом профессия «клинер» не считается зазорной.
- Бизнес в нашей стране столкнулся с большими трудностями в пандемию, как Вы его преодолели?
- Ковид хорошо проверил нашу компанию на прочность. Часть объектов, торговых центров и ресторанов приостановила деятельность. Ежедневную уборку проводили по сокращенному графику, и это ощутимо влияло на бюджет проектов. В то время примерно на 30 процентов подорожали расходные материалы, инвентарь и техника. В отличие от сферы гостеприимства, общепита и торговли, у клининга шансов получить поддержку от государства практически не было. По ОКВЭДам мы не проходили, а значит в списки нуждающихся не попадали.
Малому и среднему бизнесу давали безвозмездные кредиты, которые предполагали сохранение штата, но там тоже все завязывалось на ОКВЭДах. Мы обращались к ярославским властям с просьбой нас поддержать. Знаю, что московские клининговые компании подавали коллективное обращение премьер-министру России Михаилу Мишустину. В нашей сфере все пострадали, никто почти ничего не получил.
- Как сохранили людей?
- Наша задача была удержать управленческий штат, а линейный персонал уходил. Когда все закончилось, пришлось восстанавливаться, но за облаками всегда солнце. Сейчас все отыграли и остаемся на тех же позициях, что и до пандемии.
- Как ваша компания переживает очередной экономический кризис? Насколько сейчас эта сфера стабильна?
- Когда стоимость доллара выросла, у нас были действующие договоры на одни деньги, а по факту цена тех же расходных материалов увеличилась вдвое, соответственно, рентабельность упала. В нашем бизнесе она и без того не слишком высокая, в среднем – около 10%. Правда, по сравнению с ковидом, санкции на нашей сфере сказались не так серьезно. Расходные материалы – малая часть затрат, основное – зарплата работников.
Сейчас восстанавливаемся, расширяем представительство в других регионах, в том числе в Москве. Это, конечно, требует серьезных вложений. Уровень обслуживания столичных объектов высокий, и объемы часто несопоставимы с ярославскими. Там нужны трактора, недешевые поломоечные машины, приобретаем в основном их в лизинг.
- Столичный рынок наводнен местными игроками. Как небольшой, по московским меркам, клининговой компании из региона удалось там закрепиться?
- Несколько раз пробовали заходить туда сами. Взаимодействовали с московскими строительными подрядчиками, с которыми работали в Ярославле, выполняли разовые работы по уборке после ремонта. А год назад приобрели франшизу крупной клининговой московской компании, чтобы брать заказы под их брендом.
- Это выгодно?
- Разово внести не слишком большой платеж и ежемесячно платить 2% от оборота, не слишком обременительно для нас. При этом получаем иные масштабы для развития. В Ярославле самый крупный торговый центр — «Аура», а в столице десятки таких. Иногда цена уборки за метр там меньше, но берем объемами. За несколько крупных объектов в Москве получаешь результат равнозначный пятилетней работе в нашем городе.
- Почему как ни пытаешься навести дома идеальный порядок, такой чистоты, как у профессиональных клинеров достичь не получается. В чем секрет?
- Нужно понимать, что клининг – это не простая уборка, а своего рода, технология наведения чистоты, для которой необходим комплексный подход. Не важно, о каком помещении идет речь – жилом доме или офисе. Для рационального использования времени составляется план действий. Профессиональная химия дает фору бытовым средствам, при всей их эффективности. Для каждого типа загрязнения есть специальные моющие средства. Не забывайте и про уборочное оборудование с повышенной функциональностью и мощностью. В отличие от обычного пылесоса профессиональный одновременно чистит и моет, что существенно сокращает время. Поэтому нам удается в меньший промежуток времени добиться больших результатов.
- В чем отличие промышленного клининга?
- Промышленный клининг нужен на больших складских помещениях, торговых центрах, различных общественных и производственных учреждениях. В отличие от жилых помещений, здесь большее разнообразие загрязнителей – машинное масло, краски, цемент, жир.
- Из чего складывается стоимость промышленного клининга?
- Профессиональная клининговая компания обычно проводит аудит объекта, составляет качественное техническое задание с учетом особенностей здания, разрабатывает технологические карты. Это позволит качественно организовать уборку, опередить число клининг-менеджеров и оборудования, необходимые расходные материалы в зависимости от площади здания, вида работ – внутренних и наружных. Нюансов, которые влияют стоимость, довольно много. При необходимости консультируем, какой штат уборщиков необходим для определенного объекта. Многое зависит от площади и времени выполнения задания.
- Ощущаете ли кадровый голод?
- Дефицит уборщиков помещений есть постоянно, но в последнее время он несколько снизился. На рынок труда вышли сотрудники закрывшихся компаний и магазинов, и они рассматривают для себя нашу сферу. Как ни странно, более сложным для нас оказывается подбор сотрудников в Ярославле. Местные клиенты чаще не готовы видеть исполнителями рабочих из союзных республик, поэтому подыскиваем для работы соотечественников. В Москве в этом смысле намного проще. Там у нас практически нет сложностей с поиском линейного персонала, подавляющее большинство сотрудников граждане из Узбекистана, Таджикистана и других бывших союзных республик.
- Как обстоят дела с квалификацией работников в клининговой сфере?
- Каждая компания в разной форме организует обучение, в офисах и на объектах, но этого мало. Чтобы сделать этот рынок более цивилизованным, поднять престиж профессии клининг-менеджера и развивать качество услуг, нужно сформировать единые стандарты, разработать обучающие программы, в том числе, готовить этих специалистов на базе образовательных учреждений. Клининговым компаниям в одиночку это не по силам.
В нашей стране сформировалось представление, что клининг – удел людей малообразованных. В школах детей пугают профессией дворника и уборщицы. На самом деле технологии, в том числе и в нашей сфере, выходят на качественно новый уровень, и без дополнительных знаний и умений невозможно стать профессиональным клининг-менеджером, будь то работа на высоте, или управление дорогостоящей техникой.
Мы с партерном проходили обучение в Москве по специально разработанной программе. В нашей компании оборудовали учебный класс для подготовки специалистов. Очень много вкладываем в людей, понимая, они – наше все. Купить поломоечную машину или трактор, взять кредит и лизинг – не проблема. Важнее найти людей ответственных и работоспособных, чтобы не тратить снова и снова деньги на их обучение и поиск.
- Оборудование и материалы используете импортные?
- Оборудование – поломоечные машины, аппараты высокого давления, всегда импортное, нескольких китайских и немецких брендов, которые не на слуху, но качественные. Китайцы сейчас активно насыщают рынок своей техникой, работают хорошо. Инвентарь берем китайский и европейский, для московских заказчиков европейское качество особенно важно. Для уборки – профессиональную польскую химию. Ее делают на заводе в Санкт-Петербурге, поэтому с логистикой проблем не было. Но сырье импортное, и цены значительно выросли. Видимо, по той же причине стоимость других расходных материалов тоже увеличилась.
- Можете ли спрогнозировать развитие клининговой отрасли на ближайшие несколько лет?
- Можно выделить тенденции развития. В последние годы заказчики больше внимания уделяют требованиям экологической безопасности. Уборка становится все более технологичной. Ее эффективность увеличивается за счет эргономичного инвентаря, современного оборудования, роботов-уборщиков, что высвобождает персонал для задач, требующих большего внимания.
Не исключено, что дефицит кадров клининговой индустрии в ближайшие годы останется таким же. Решить проблему может повышение значимости труда клининг-менеджеров, их обучение и профессиональный рост.
Интервью взяла Анастасия Берабер