Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

10.02.2022
Антропология
2491
НАТАЛЬЯ РОГОЦКАЯ: У российского бизнеса есть отличительная черта – гибкость.

Торгово-промышленная палата Ярославской области существует в нашем регионе почти 30 лет. Спроси рядового обывателя, что это за структура, и получишь «развернутый» ответ: что-то там с торговлей, что-то там с промышленностью. На самом деле ЯрТПП, как следует из официальных источников, объединяет ярославских предпринимателей с целью создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Она же – эффективная площадка для диалога делового сообщества и власти.

Больше 27 лет в ЯрТПП работает Наталья Викторовна Рогоцкая. Она пришла сюда рядовым юристом, а с 2019 стала президентом ЯрТПП. Мы беседуем с Натальей Рогоцкой о том, чем живет сегодня бизнес, что необходимо для его эффективного развития, и что самое главное в жизни президента.

НАТАЛЬЯ РОГОЦКАЯ: У российского бизнеса есть отличительная черта – гибкость.

Математика слов - математика жизни

- Наталья Викторовна, Ваш путь уже 27 лет связан с Торгово-промышленной палатой Ярославской области. Как все случилось?

рогоцкая (1).jpg- Все просто, после окончания юридического факультета ЯрГУ им. Демидова пришла в Палату, где на тот момент была вакансия юриста, и с тех пор работаю здесь.

Я закончила вуз в 1994 году. Это время можно назвать периодом становления новой российской государственности, когда появлялись и возрождались многие институты, в том числе, и третейское разбирательство. На третьем курсе мы определялись со специализацией, и я выбрала эту тему. Третейские суды своего рода альтернатива государственным. В начале 90-х годов, это казалось интересным.

- Насколько Вам пригодилась полученная профессия?

- Думаю, правильней говорить не о профессии, а об образовании. Юриспруденция, как базовое высшее юридическое образование, дает понимание, как устроен мир и законы общества. Это не чисто гуманитарная наука. Мой коллега – Антон Иванчин, в настоящее время декан юридического факультета моей альма-матер, называл юриспруденцию математикой слов. Но это не только математика слов, но и математика жизни.

К тому же, я по специальности – правовед. Академическое правовое образование особенно важно людям, которые идут в сферы, связанные с деятельностью общества.

- Вы занимались развитием третейского разбирательства на уровне Торгово-промышленной палаты Ярославской области?

- Увы, не слишком долго. До изменения законодательства в 2015 году третейское разбирательство распространилось достаточно широко, однако после реформы, которая была направлена на регулирование судебной системы, это направление ощутимо сузилось. В нашем государстве теперь рассматривать третейские споры могут только арбитражные учреждения, получившие специальное разрешение правительства страны, в связи с чем, таких судов остались единицы.

Что касается ЯрТПП, она была основана в 1992 году, и я пришла в период ее расцвета. Символично, что Палата, объединяющая бизнес-сообщество в нашем регионе, ведет свою историю с момента, когда в стране только зарождалось предпринимательство, а отважные первооткрыватели от бизнеса учились строить свое дело методом проб и ошибок. Услуги Палаты, в том числе консультационные, юридическое сопровождение и т.д. в то время ценились высоко.

Торгово-промышленная палата была новым амбициозным проектом, мы работали в тандеме с областной властью, нам очень помогали коллеги из ТПП города Касселя. Мы первыми в регионе оказывали услуги по бизнес-планированию, которое тогда стало очень востребовано. За этим к нам приходили не только предприниматели, но и власть. С расцветом местного самоуправления муниципалы были заинтересованы в развитии собственных территорий и в привлечении средств.

Никогда не забуду, как Палата организовывала бизнес-миссии в разные страны. Одну из них, во Вьетнам, мы отправляли из аэропорта Туношна, где на тот момент не было пограничного пункта и, соответственно, возможности пересекать границу. Получение разового разрешения для выезда нашей группы оказалось настоящим квестом и принесло хороший практический опыт. Тогда пригодились и знания юридических тонкостей, и умение налаживать связи и контактировать с людьми.

- Вы много лет в коллективе ЯрТПП, некоторое время были вице-президентом и уже два года президент ЯрТПП. Пройдя все ступени, поднялись на самый верх. Насколько тернистым был путь и какой самый главный урок получили?

ТПП.JPG- В любой профессии, которая связана с общением с людьми самое главное открытость и внутренняя готовность к диалогу. Не думаю, что с этим рождаются, а обучение достаточно затратное по времени. Главное научиться слушать и слышать людей. Для меня это разные понятия. Слушать это больше смысловое, а слышать эмоциональное. Когда слышишь человека все складывается как надо.

У меня никогда не было цели подняться наверх, я не люблю публичность. Все сложилось, само собой. В начале занималась юридическими вопросами. ЯрТПП развивалась, появилась потребность в координации ее деятельности. Создали отдел организации и координации, которые я возглавила, затем департамент по работе с членами палаты и организации деятельности, а должность вице-президента стала логическим завершением этого.

Президент Торгово-промышленной палаты — это выборный пост, члены ЯрТПП - предприятия и организации, которые входят в ее состав выбирают Президента голосованием. Это не номинальная должность, и я благодарна коллегам за доверие.


Рыдать по утраченным возможностям преждевременно

- Вы много лет связаны с бизнесом, в каком состоянии, по-Вашему, он сейчас находится? Удалось ли, ему прийти в себя после коронавируса, насколько это был тяжелый процесс?

ищи возможности.jpg- Как ни странно, по прошествии некоторого времени, появилось осознание, что коронавирус, как и любой кризис дал мощнейший толчок для развития. У российского бизнеса есть отличительная черта – гибкость. Наши компании значительно быстрее зарубежных коллег приспосабливаются к изменениям внешней среды, что, очевидно, имеет положительный эффект при любой нестабильности, политической или экономической.

Мы столкнулись с невероятным испытанием. В начале пандемии самой главной проблемой оказался информационный вакуум. Нам нужно было, в первую очередь, оперативно информировать бизнес о вводимых решениях. Они принимались на таких скоростях, что не оставалось времени на остановки. Та же помощь по ОКВЭДам на тот момент оказалась единственным решением, а разбираться, кто и каким видом деятельности на самом деле занимается было просто некогда. Градус напряжения со стороны власти и бизнеса зашкаливал. В Палату и ко мне лично обращались предприниматели и днем, и ночью. Месячного телефонного трафика хватало лишь на несколько дней.

В то время ТПП России оперативно сработала по федеральной повестке, и мы своевременно информировали бизнес о происходящих изменениях. В свою очередь, Правительство области выбрало максимально верную тактику – не останавливать промышленность, дать возможность нашим предприятиям работать. Это сыграло положительную роль и позволило сохранить экономическую стабильность, кооперационные промышленные связи, рабочие места.

Сегодня глобальные экономические последствия пандемии продолжают испытывать на прочность бизнес. Среди них сумасшедший рост цен на сырье и металл, электроэнергию и биржевые товары, изменения цен на нефть и т.д. Не все получается гладко. Но, судя по настроениям, бизнесу удалось адаптироваться к существующей действительности. Первые шок и паника позади.

Каждый выбирает свой путь самостоятельно: развитие кооперационных связей, поиск новых рынков сбыта, в том числе и экспортных, диверсификация производства и т.д. Российскому бизнесу есть куда развиваться.

- Вы хотите сказать, что положение стабилизируется?

- До полной стабилизации еще далеко, однако рыдать по утраченным возможностям и прогнозировать полный экономический крах преждевременно. Да, проблемы остаются, как связанные с последствиями коронавируса, так и перманентные. Последние за многолетнюю историю стали для нашего бизнеса обязательным атрибутом ведения дел.

- Какие из них до сих пор «подтачивают» эффективную работу бизнеса?

- В первую очередь, контрольно-надзорная деятельность, которая всегда доставляла бизнесу массу сложностей. Фискальная нагрузка растет и не отвечает условиям эффективного развития. Отдельной строкой проходят неналоговые платежи, которые с годами множатся, а дополнительная финансовая нагрузка ложится на плечи предпринимателя, а следом и на потребителя. На уровне ТПП РФ этот вопрос многократно обсуждался. Было внесено предложение законодательного регулирования неналоговых платежей, проведения повторного анализа уже действующих парафискалитетов и приостановления разработки новых.

Бизнесу нужны длинные и дешевые деньги. Согласно статистике, около 80 процентов предпринимателей основным вариантом для развития своего дела видят кредитные средства. Без такой поддержки нормальный рост этого сегмента оказывается довольно затруднительным.

Нужно возвращение налоговых льгот при инвестировании. По мнению экспертов, сейчас компаниям не интересно инвестировать в собственное развитие, нет стимулов. В нашем регионе для некоторых предприятий есть особые преференции, но, чтобы это работало в полную, условия должны быть одинаковы для всех.

Острейшим образом встает вопрос человеческого капитала. На производствах не хватает квалифицированных кадров. И связано это далеко не с коронавирусом. Мы объективно проваливаемся в демографическую яму, к тому же перекосы в системе образования и подготовке кадров, в том числе по рабочим специальностям, имевшие место несколько лет назад дают о себе знать сегодня.

Среди молодых людей, мало желающих идти на производство. За хорошим газосварщиком сейчас охотятся с таким же энтузиазмом, как за айтишным гуру. Заработная плата швеи в среднем 65 тысяч рублей, а работодатели сбились с ног разыскивая их. Просто этой специальности не готовят в наших учебных заведениях, а если бы и начали, большой вопрос, много ли появится желающих туда идти. В нашей стране провалена профориентация, нет престижа рабочих профессий. Это вопросы государственной политики и без его вмешательства решить их вряд ли удастся.

- Считается, что экономический рост страны невозможен без расширения доли малого и среднего бизнеса. В развитых странах доля занятых в малом и среднем предпринимательстве составляет около 60%, у нас же, по мнению экспертов, она балансирует на уровне 20%. В чем дело, по-Вашему?

- Здесь на первое место выходит очень важный для бизнеса вопрос – безопасности собственности. Для развития предпринимательства, в первую очередь, должна быть незыблемой защита частной собственности как института. Нужны институциональные реформы, реформы гражданского и арбитражного законодательства. Сейчас готовится реформа гражданского кодекса, но нужно посмотреть, как это будет коррелировать с огосударствлением экономики, которое мы наблюдаем уже несколько лет.

Правительство нашей страны предпринимает попытки поддержать малое и среднее предпринимательство в его развитии, разработана программа поддержки МСП, принимаются нормативные документы. В частности, закон об увеличении доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15 до 25 процентов с 1 января 2022 года. Но это не панацея, необходимо развивать инфраструктуру закупок, расширять каталог товаров и услуг, вводить единые требования, стимулировать интерес МСП к этой деятельности.

К тому же никто не отменял тех проблем, о которых мы говорили выше.


Любовь – это прекрасно, но уважение намного сложнее

- Ваш отец Виктор Викторович Рогоцкий долгое время избирался депутатом Ярославской областной Думы, потом стал ее председателем, был членом Совета Федерации, советником Губернатора Ярославской области по вопросам энергетики. Насколько сложно быть дочерью известного человека?

Рогоцкий.jpg- Став взрослой, я всегда старалась соответствовать высокой планке, заданной отцом, семьей, и четко отслеживала, чтобы мои действия ни в коем случае не навредили его имени.

А в мои школьные годы папа не был достаточно известным. Но вместе со мной училась моя старшая сестра Ирина, которая была невероятно умна и талантлива во всем, и с ней меня постоянно сравнивали. На ее фоне доказывать свою значимость оказалось довольно трудно. Впрочем, свою золотую медаль я получила, а в школе нашла себя. Была активисткой, председателем комитета комсомола, в лучших традициях того времени.

В обществе часто складывается мнение, если твои родители большие начальники, ты обязательно лентяй и всего добился с помощью родителей. А я никогда не была мажором, папа спуску не давал. У меня есть две подруги, с которыми мы вместе с первого класса. Папа одной из них всегда говорил: «Ничего не оставляйте своим детям. Умные заработают, дураки все спустят». Нас воспитывали так, нам не давали поблажек.

- Совсем не то, что имеем сейчас…

- И сейчас молодёжь разная. Я смотрю по своей дочери – она хочет всего добиться сама и решает, чем будет заниматься. Я видела ее гуманитарием, а она выбрала химико-биотехнологическое направление, учится в МФТИ на физтехе. Пошла по другому пути. Сейчас многие родители реализуются за счет своих детей, но это тупиковый путь. Детям надо давать право выбора, главное слышать и доверять им.

- Что самое дорогое Вы получили от родителей?

- Мама и папа научили не врать, держать слово, быть порядочной и любить. Они для меня тыл, моя опора. Они дарят невероятное ощущение семьи.

Родители вместе с 1966 года и их всегда отличает взаимное уважение друг к другу. Они никогда не ссорились, и воспитали в нас, своих детях умение строить отношения, свою семью. В этом году мы с мужем будем отмечать 30-летие свадьбы. И я уверена, наш брак, в том числе, держится на взаимном уважении и доверии. Любовь — это прекрасно, правильно, но уважение сложнее намного. Любовь – наполовину химия, а уважение – на сто процентов кропотливая работа обоих.

Мои родители, муж и дочь, всегда одной семьей, в которую я включаю и семьи близких друзей. Мы вместе отдыхаем, встречаем Новый год, всегда на связи.

- Как Вы по жизни выбираете друзей?

- Все друзья из детства. У меня много близких добрых знакомых, с которыми приятно общаться. Но друзей много быть не может. Это те, кому можешь прозвонить среди ночи, чей номер стоит на телефоне на случай ЧП. Я не стараюсь ни с кем сходиться или расходиться, хорошие люди появляются сами и остаются рядом. Это хорошо.

- Чем любите заниматься в свободное время, если оно есть у Вас?

- Я люблю готовить, а в целом, у меня нет никаких особенных хобби, я не увлекающийся человек, скорее созерцатель. Очень нравится путешествовать. Я люблю глазами. Для меня очень важна картинка.

- Где Ваше любимое место в мире?

- Шотландия. Она хороша картинками, атмосферой. А еще люблю Грецию, где синее и высокое небо. Очень люблю сравнивать. Например, в Париже небо очень низкое, прямо чувствуешь его, а в Шотландии и Греции очень высокое. В России среднее, не давит, но и нет той невероятной высоты.

- Вы художник?

- Нет, в детстве хорошо рисовала, но в художественную школу не ходила. Склонность к рисованию помогла мне в учебе. Вы знаете, что память можно вырисовать, развить, я это делала. Зубрить было не для меня, я могла вырисовать в воображении последовательность действий, а затем понять логику развития процесса. Это невероятно интересно.

                                                                                                                 Беседовала Наталья Виноградова

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?