Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.02.2023
Антропология
2952
Валерий Иванов: «Для меня личность начинается со слова «НЕТ»
Валерий Иванов: «Для меня личность начинается со слова «НЕТ»

В 1992 году в нашем регионе было основано первое негосударственное высшее учебное заведение – Международная академия бизнеса и новых технологий. На заре становления коммерческого высшего образования в Ярославской области насчитывалось 42 подобных учебных заведения, как самостоятельные вузы, так и филиалы. Спустя десятилетия их осталось только два. Один из них–МУБиНТ, которому в конце прошлого года исполнилось 30 лет. Вместе с ним свой личный 70-летний юбилей отмечал учредитель Академии, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии правительства РФ в области образования, президент Академии МУБиНТ Валерий Сергеевич Иванов.

Наш разговор с Валерием Ивановым о том, как удалось в непростые 90-е начать достаточно рискованный проект в сфере коммерческого образования, что может помочь создать успешный бизнес, с чего начинается личность, как подготовить себе преемника и о многом другом.


Как создавался первый негосударственный вуз

- Валерий Сергеевич, Ваша Академия начала свою деятельность одновременно с началом становления предпринимательства в России. Была ли в открытии образовательного бизнеса в то время доля авантюризма или это тщательно продуманная стратегия?

фото 1.jpg- В бизнесе риск присутствует всегда. Любой проект, продуманный и просчитанный со всех сторон, может потерпеть неудачу. По разным экспертным оценкам, от стартапа до полноценного бизнеса выживают не более 1% компаний. Но риск и авантюра - разные вещи. Авантюрист не соотносит свои возможности с тем, за что берется. Лично для меня проект Академии был осознанным вызовом человеку, имеющему за плечами определенный предпринимательский опыт создания и управления успешными конкурентоспособными компаниями. Я руководил кооперативом «Корунт», где занимались разработкой электронной карты Ярославля, и этот продукт тогда хорошо продавался. До появления МУБиНТа с 1989 года возглавлял ярославский филиал совместного предприятия «Новинтех». Тогда стало ясно, что будущее за информационными технологиями. В компании работали почти 100 человек: программисты, разработчики бухгалтерских программ. Мы открыли учебный центр, сами создавали программные продукты и обучали специалистов.

- Какое у Вас образование?

- Я закончил Ярославский политехнический институт по специальности - инженер автомобильного транспорта.

- Это довольно далеко от электроники, цифровизации, коммерческого образования…

- Успешный бизнесмен – это предприниматель, знающий как сделать красивое дело, которое приносит доход, понимающий перспективность его развития в будущем, умеющий «заглянуть за горизонт». Наверное, каждому на жизненном пути в какой-то момент приходилось делать выбор, который во многом предопределяет будущее. В науке это называется точкой бифуркации. Для меня всегда было важно. чему я хочу посвятить себя, чем занимаюсь в жизни, и насколько это – моё. В далекие 80-е годы можно было сделать карьеру партийного работника, мне предлагали должность секретаря комитета комсомола Политеха, затем – работу и продвижение в горкоме. Я отказался, и это могло стоить очень дорого. Можно было продолжать успешно заниматься торговлей компьютерами, в те времена такой бизнес приносил высокие доходы.

Но есть такое выражение: плохие деньги прогоняют хорошие. Строя планы на будущее, я не видел себя в торговле и искал новые сферы для самореализации. Для меня личность начинается со слова "НЕТ". Очень важно понять себя и идти своим путем.

- Как родилась идея создать негосударственный вуз?

- Академия возникла в начале 1990-х, в сложное время слома привычного уклада жизни и общественных отношений. Как часто бывает в такие периоды, оно же создавало окно возможностей. На смену плановой экономике пришли рыночные отношения. Появились новые направления, где люди могли приложить свои силы и таланты. Для некоторых сфер специалистов совсем не готовили: биржевое дело, маркетинг, международное право и многое другое. Развитие компьютерных технологий, формирование глобальных информационных систем открывало уникальные возможности, в том числе в сфере образования. Это потребовало иной системы подготовки профессиональных кадров, обладающих актуальными компетенциями. В июле 1992 года был принят Закон «Об образовании», который разрешил создание негосударственных образовательных учреждений. Интересно, что в отличие от промышленности, строительства или торговли негосударственный сектор в образовании возник не путем приватизации государственных вузов, а благодаря созданию новых - дополнивших, но не заместивших государственные. Это расширило возможность выбора уровня и вида образования, сделало возможным в короткие сроки открыть подготовку специалистов по новым профессиям, востребованным в реалиях рыночной экономики. В условиях ограниченности бюджетных средств мы могли привлечь в учебные заведения дополнительные финансы. Но самое главное – «Закон об образовании…» позволил частной инициативе включиться в подготовку кадров и привнести предпринимательские подходы в систему образования.

- Все ли задачи удалось реализовать?

- Это упрощенный взгляд на жизнь, а она более многогранна. Нужно уметь радоваться результатам, идеального не бывает. Мне многое удалось, но что-то можно было сделать по-другому. Жизнь вносит свои коррективы, картина мира, внешние и внутренние обстоятельства меняются и, учитывая это, основная линия дополняется новыми штрихами. МУБиНТ – это достойное, уникальное дело, которое мне посчастливилось создать. Он дал возможность реализовать себя в новой рыночной нише, в интеллектуальной сфере, более комфортной и значимой для меня.


Образование – не бизнес, а среда обитания

- Может ли образовательный бизнес быть прибыльным?

- Уже являясь ректором МУБиНТа, я участвовал в различных коммерческих проектах, в частности, в строительном бизнесе. Управление им занимало 5-10% моего времени, а финансовый результат был несопоставимо большим по сравнению с образовательным бизнесом. Вуз – это красивое дело, которое дает некий доход, достойные зарплаты, но капитала в тех объемах, какие имеют успешные предприниматели, здесь нет. Только за счет оплаты обучения студентами институт не может развиваться, и умрет, как это случилось со многими коммерческими вузами. Они делали ставку на образовательную деятельность и не находили дополнительные возможности для развития.

фото 6.jpg

Образовательная организация не платит дивиденды, а вуз не является источником капитала для учредителя – таковы законодательные правила. Но из-за того, что в Академии мы многолики в своих бизнес-устремлениях, у нас есть возможность реализовываться в коммерческих проектах. МУБиНТ – это примечательное исключение из правил. 

- Считаете ли Вы Мубинт своим детищем?

- У успеха любого дела есть много составляющих. Мне нравится высказывание Исаака Ньютона: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Для меня такими «гигантами» стали Владимир Павлович Тихомиров, Юрий Васильевич Новиков, Юрий Александрович Москвичев, мои старшие товарищи и наставники. Общение и совместная работа с ними помогли мне более четко сформулировать идею вуза, оформить видение образовательного учреждения нового типа - предпринимательского университета.

Я не считаю личной своей заслугой создание и успешную деятельность МУБиНТ. Легко себя придумать, разочарование будет ужасным. Моя роль важна, также как и роль каждого из сотрудников академии и наших партнеров. Убери любого из этой цепочки, и будет большой пробел в общей картине. В этом прелесть жизни - видеть ее во всей многогранности.

Многое в МУБиНТе возникало по инициативе коллег. В вуз приходили люди со своими идеями, и здесь они раскрывались, творили и вносили свою лепту в общее дело. По многим направлениям можно назвать человека, который сыграл ключевую роль: Владимир Тарасов, Николай Махров, Сергей Разумов, Валентин Степанов, Светлана Потапова, Людмила Гайнутдинова, Ирина Постнова, Татьяна Дубова, Михаил Иродов, Наталия Багрова, и многие другие. Я для этих людей был также важен, как и они для меня, мы всегда были командой.

- Как Вы отбираете кадры раньше и сейчас?

- Относительно преподавательского состава, есть государственные требования, которым должны соответствовать педагоги, и мы их неукоснительно соблюдаем. Если мы говорим о ключевых фигурах, которые принимают решения, они должны ставить перед собой серьезные цели, в том числе, и в предпринимательстве.

Наша задача – привлечь в Академию тех, кто желает максимально самореализовываться. Уверен, следует приглашать на работу талантливых людей, хоть с ними все непросто. Важно, чтобы ключевые решения принимались коллегиально, когда каждый чувствует себя лидером. Нужно уважать принципы людей как свои, тогда получается, что ты не всевластен, а один из них.

- Вы выбрали для себя эту линию?

- Да, а куда деться? Ты не бог, не царь и не истина в последней инстанции. В Академии есть правила и требования, которые приняты раз и навсегда и не обсуждаются, но в целом я сторонник партнерства и самореализации лидеров, которые имеют право голоса по ключевым вопросам. Моей задачей в вузе было установить правила игры и соответствующие законы, по которым люди знали, что им гарантирована возможность самостоятельного принятия решений, участие в доходах. Человек должен знать, если у организации будет успех, он касается его тоже во всех проявлениях. У нас есть при вузе центр немецкого языка, другие образовательные центры. У них свой доход, бизнес внутри бизнеса, и директор каждого из них знает, что принятые правила не нарушатся.

- Ваш сын сегодня ректор Академии, это удобно, Вы научили его всему, подготовили смену?

- Вы ошибаетесь. Самое сложное– работать с детьми. Во все времена в мире, и в царской России, чтобы взрослеющий отпрыск узнал мир, его отправляли «в люди» учиться жизни. Мой сын получил образование в Москве, закончил МЭСИ, 10 лет там работал и 6 лет в Академии народного хозяйства и государственной службы. Он варился в такой каше, что мне у него подчас есть чему подучиться.

- Российские негосударственные вузы и подобные образовательные организации за рубежом, насколько сильны отличия и в чем они заключаются?

- На Западе все обстоит по-другому. Там бизнес, в том числе и образовательный, прошел много этапов трансформаций. Ведущие мировые негосударственные вузы, чаще всего принадлежат или финансируются частными лицами или фондами, у них есть огромное число грантов от государства и инвесторов. Там есть масса источников финансирования. Западные коммерческие вузы и наши – два разных мира и чем дальше, тем больше они не пересекаются.

 

Бизнес? Деньги? Самореализация!

- Как Вам удавалось долгое время успешно вести разнообразный бизнес и все эти 30 лет держать ситуацию с Академией под контролем?

- Бизнес – интересная штука, окна возможностей открываются и закрываются, и нужно успеть войти, когда рентабельно, и вовремя выйти. Еще имеет место чутье или провидение, их называют по-разному.

Кроме того, научная работа позволяет системно видеть вещи, применять методологию. Но в бизнесе немаловажно умение быть открытым происходящему, много читать. Когда я был ректором, в МУБиНТе появилась библиотека и список книг, с которыми сотрудникам необходимо познакомиться.

- Какие из них, по-Вашему, могут помочь создать устойчивый бизнес?

стратегия голубого океана.jpg- Литературы для предпринимателей есть немало. Книга «Стратегия голубого океана» о возможности найти свою нишу. Ее написали В. Чан Ким и Рене Моборн. Принято считать, что конкуренция - это символ здоровой бизнес-среды. Однако с каждым годом она становится более напряженной, а борьба за кошелек потребителя - более кровопролитной. Бизнес-океан окрашивается в красный цвет, и выживать в нем все труднее. Авторы книги уверены, что нужно отойти в сторону и придумать нечто совершенно новое. И тогда в спокойных водах "Голубого океана" бизнес добьется желаемого роста. Они предлагают подробные инструкции по выведению компании из состояния конкурентного стресса и созданию совершенно новой бизнес-модели.

Интересный автор – Ицхак Адизес. Он разработал теорию управления организационными изменениями, которые помогают решить текущие и аномальные проблемы развития и старения организаций для достижения ее расцвета. У Адизеса есть несколько ключевых идей, в том числе о развитии лидеров, понимании своего стиля управления и выстраивании эффективного общения с носителями иных стилей.

реинжиниринг корпорации.pngВ книге «Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе» Майкла Хаммера и Джеймса Чампи говорится, что информатизировать процессы, не прошедшие реинжиниринг, все равно, что мостить коровьи тропы. Бизнес-процессы, как в производстве, так и в управлении, необходимо пересматривать и оптимизировать. В этом случае внедренные информационные технологии будут максимально эффективными. Реинжиниринг работает, когда бизнес-процесс выстроен логически и имеет качественную оценку.

Появляется много новых и интересных книг и идей. Но просто начитавшись книг, не попробовав применить полученные знания на практике, не сделав свои ошибки, не сравнив это с прочитанным, невозможно выстроить что-то достойное.

- Какое место финансовое благополучие занимает в Вашей системе ценностей?

- Что дают деньги? На первом этапе это – возможность реализовывать некие проекты, определенная свобода и независимость, поскольку полной независимости не существует.

Мне нравится выражение «Слова изреченные – суть ложь». Сегодня мы можем говорить одно, завтра другое, даже и думать по-другому. Деньги важны, но не только жажда наживы движет людьми. Я знаком со многими бизнесменами и, как правило, они живут идеями и возможностью их реализации.

Деньги – это возможность помогать людям. И не только своим родственникам, но и тем, кто сегодня остро нуждается, они позволяют решать серьезные социальные задачи.

- Как Вы относитесь к рейтингам вузов, нужны ли они и каковы должны быть, по-Вашему, критерии?

- В последние годы рейтинги стали неотъемлемым атрибутом глобального рынка образовательных услуг. В России рейтинги вузов появились относительно недавно, менее 20 лет назад. Первоначально их было очень много, и они довольно сильно различались – набором, числом оцениваемых индикаторов, а также системой весовых коэффициентов и т. д.

Сейчас они все больше унифицируются. Для попадания в топ-вузы должны становиться более прозрачными, а также вводить принятые в мире стандарты научных исследований и подготовки специалистов. Попадая в мировой или национальный рейтинг на ведущие места, университет резко повышает свою привлекательность не только для абитуриентов, но и работодателей, инвесторов, государства, которое может обеспечить его дополнительными субсидиями.

При этом возможности у крупных федеральных и столичных вузов несоизмеримо больше, чем у региональных. Их конкуренция в рамках одного рейтинга – зачастую искусственная, в реальности ее нет, а вузы – в разной весовой категории. Нужно также помнить, что рейтинги – это бизнес-проекты, каждый из которых преследует определенные цели: от возможности повысить трафик посещения сайтов до продажи консалтинговых услуг университетами. Ни один рейтинг, как бизнес-продукт, не заинтересован в статичности: всегда должно оставаться место для интриги, которая позволит поддерживать интерес публики.

Как бы то ни было, рейтинг – всего лишь зеркало, способное дать более или менее адекватное отражение в настоящий момент, в коротком промежутке времени. Важнее понимать тенденции развития образования, выстраивать приоритеты на основе уникальных особенностей вуза, а также последовательно двигаться в направлении выбранной стратегии.

Для каждого вуза — государственного или частного — большую роль играет репутация. Каждый вуз наращивает свой репутационный капитал. Рейтинг – лишь один из инструментов привлечения целевой аудитории. Мне кажется, важно ориентироваться на мнение выпускников вуза и работодателей в регионе. МУБиНТ за 30 лет стал признанной кузницей кадров. Тысячи наших выпускников успешно трудятся на предприятиях и в организациях нашей страны и других стран. Многие добились серьезных успехов в профессии, науке и общественно-политической жизни.

Работодатели, мне кажется, смотрят не столько на рейтинги, сколько на бренд вуза, ведь многие из них не входят в топ рейтингов, но имеют сильный сформированный имидж.

 

Учим учиться. И даже учим снимать кино.

 - Вы сказали, что МУБиНТ – скорее исключение, как получилось, что он превратился в успешный проект?

- Я пришел к созданию коммерческого вуза с определёнными знаниями, связями, предпринимательским опытом. Учебно-образовательная деятельность началась с переподготовки и повышения квалификации, а затем мы занялись высшим образованием.

Есть разные подходы в реализации бизнес-проектов. Можно развить идею, получить максимальные доходы при высокой рентабельности, а при ее снижении уйти с рынка. Устойчивый, ответственный бизнес требует другого подхода. При высокой доходности деньги вкладываются в здание, оборудование, команду. Вуз должен находить дополнительные средства для своего развития.

Мы активно участвуем в реализации различных проектов и грантов. В 2000 году выиграли большой грант международной программы Tempus/Tacis на совершенствование учебных планов и программ, оборудование, стажировки преподавателей и студентов. В начале 90-х вместе с Ярославским техническим университетом приняли участие в крупном федеральном проекте социальной адаптации военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей. По его итогам многие наши сотрудники были награждены ведомственными наградами, а я стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования.

И сегодня Академия успешно реализует различные грантовые проекты, которые, как правило, инициируют наши сотрудники и студенты. Так, проект «Привет, студент!» молодого сотрудника Академии Марии Евсеевой, направлен на решение проблемы, связанной с низким уровнем адаптации студентов-первокурсников в первый год обучения в вузе. Идея в создании ресурса, объединяющего несколько образовательных организаций города, нашла поддержку среди ректоров Академии МУБиНТ, ЯрГУ, ЯГТУ, ЯГМУ и Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс». Созданные электронные курсы по целеполаганию, самомотивации, тайм-менеджменту и основам электронного обучения помогают максимально быстрой и безболезненной адаптации первокурсников в образовательный процесс вуза.

Серьезный социальный эффект достигнут при реализации проекта «Интерактивная карта «Земляки – герои труда». Мы разработали сайт в виде интерактивной карты. На ней отображается информация о ярославцах, отличившихся в профессии, а также сведения о предприятиях и организациях, советского периода, благодаря которым Ярославлю присвоено звание «Город трудовой доблести». Этот проект получил высокую оценку на региональном и федеральном уровне.

Сегодня наши студенты и молодые сотрудники реализуют проект «Ярославль - город для студентов» – создают интерактивную карту-навигатор полезных адресов и молодежных активностей для студентов, в том числе, приезжающих из других городов. Ярославль – популярный для молодых город, и важно помочь им сориентироваться. К нам хотят приезжать учиться, к примеру, в Академию МУБиНТ в 2022 году поступили ребята из 22 регионов России.

В рамках проекта, получившего поддержку Президентского фонда культурных инициатив, в прошлом году мы создали Школу авторской кинорежиссуры Николая Бурляева. Казалось бы, как связана Академия МУБиНТ и кинематограф? В этом есть своя философия. Любой наш проект соотносится со стратегией развития Академии и формирует ее уникальность. Как показывает практика, люди из сферы культуры чаще других успешны в бизнесе. Они знают, как быть открытыми, имеют большой кругозор, общаются с талантливыми людьми. Для наших студентов это важно. Будь открыт людям и вызовам, тогда всегда найдется решение. Это составляющее позитивного отношения к делу, и этому мы можем научить наших студентов.

Михайлов.jpgОбучение в этой школе бесплатно для прошедших отбор. Каждый месяц проводятся тренинги, мастер-классы, творческие встречи с ведущими кинорежиссерами, актерами операторами, сценаристами, художниками по костюмам. У нас уже побывали Вадим Абдрашитов, Владимир Хотиненко, Андрей Мерзликин, наш земляк Александр Петров, и, конечно, Николай Бурляев. В ближайшее время ждем Дмитрия Певцова, Александра Михайлова. Все мероприятия мы транслируем в сети Интернет, у сайта школы уже 750 тысяч посетителей.

 

Будущий образованный человек - самостоятельный, адаптивный и самообучаемый, умеющий работать в команде

- Есть мнение, что в ближайшем будущем в стране может остаться лишь общее образование, связанное с разными компетенциями, к которому будет привязан прикладной бакалавриат. Что Вы об этом думаете?

- Действительно, образование будущего все представляют по-разному: одни – в использовании современных технологии и цифровизации, другие отдают главную роль качеству преподавательского состава и учебным пособиям, третьи отвергают централизованную систему, настаивая на полном переходе к индивидуальным занятиям. В этой связи часто повторяется мысль об универсальных компетенциях и прикладном бакалавриате.

Мне кажется, что будущее образования в другом. Уже сегодня в мире наблюдается кризис рутинных профессий: люди конкурируют с искусственным интеллектом. Вероятно, сегодняшним учащимся потребуется осваивать в первую очередь те профессии, которые предполагают экспертный подход, создание новых форм и все, что нельзя алгоритмизировать.

Идеальный человек будущего – это самостоятельный, адаптивный и самообучаемый персонаж, умеющий работать в команде и делать работу, не опираясь на шаблон, превращать проблемы в задачи и решать их, преобразовывая реальность и неся ответственность за принимаемые решения. Это, с одной стороны, соответствует идее об универсальных hard/soft skills, с другой стороны, не отменяет, а скорее даже повышает значимость и востребованность именно высшего образования. Оно не исчезнет, а станет иным. Образование будет интерактивным.

геймификация.jpgГеймификация уже внедрена во многие сферы: ритейл, человеческие ресурсы и образование. Ею активно пользуются для бизнес-обучения и оценки эффективности. В настоящее время игровые механики начинают активно внедрять и для реализации образовательных стратегий, в том числе, в крупнейших вузах мира. На базе игр формируются образовательные проекты. Образование будет гибко совмещать как онлайн, так и классические офлайн технологии обучения, станет более индивидуальным, с разными уровнями освоения: базовый, средний, профессиональный и высший, внутри которых содержание компетенций будет также свое.

- Немного о планах на будущее Академии МУБиНТ?

- В будущем мы видим Академию центром непрерывного образования, который создает образовательные программы, проводит исследования в интересах общества, бизнеса и государства, и еще цифровой, научно-образовательной экосистемой, постоянно генерирующей и внедряющей в повседневную жизнь новые знания и навыки.

МУБиНТ открыт для партнерства с предприятиями и организациями как региона, так и страны в реализации совместных инновационных проектов. Мы стремимся к кооперации с бизнесом в сфере развития научно-исследовательской деятельности через использование вузовской научной инфраструктуры, совместные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные проекты, создание малых инновационных предприятий, участие сотрудников компаний - партнеров в преподавательской работе и т.д.

Отдельное направление работы – сотрудничество в сфере развития кадрового потенциала. Сюда относится совместная разработка образовательных программ; целевая подготовка студентов и магистрантов, практика и стажировка студентов, аспирантов и преподавателей вуза в структурных подразделениях коммерческих компаний, обучение по программам дополнительного профессионального образования сотрудников компаний в Академии.

Важной миссией Академии МУБиНТ остается участие в социально значимых проектах на городском, региональном, национальном и глобальном уровнях.

- 30 лет Вы максимально вкладывались в создание и развитие первого коммерческого вуза нашего региона, были его ректором, теперь президентом. Но кроме работы есть еще и свое, то, что принадлежит только Вам. Что Вы оставляете для себя, для души?

- Для себя, для души – это, в первую очередь, общение с внуками, у нас их четверо мальчиков, каждый со своим характером и устремлениями. Выстроить с ними отношения – та еще задачка. Конечно же, встречи с друзьями, бильярд, путешествия, охота. С удовольствием занимаюсь садом, там всегда есть работа. Сегодня наступили непростые времена, и это накладывает свой отпечаток на все стороны жизни.

                                                                                          Беседовала Анастасия Берабер

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?