Какое короткое лето, какие летучие дни… Слова незамысловатой песенки некогда сверхпопулярного Жени Белоусова в сентябре как нельзя актуальны. Теплый сезон закончился. Небо затянули серые облака. Начались дожди. А столбик термометра неумолимо пополз вниз. Ещё одной народной приметой осенней распутицы давно стала активизация дорожных ремонтов. Благополучно пропустив (хотя многие наверняка употребили бы слово покрепче) сухую погоду, подрядчики пытаются наверстать упущенное и гонят план по валу. К сожалению, подобное происходит из года в год. Хоть часы сверяй. Нынешний сезон тоже не стал исключением. Не помогло ничего: ни хорошая погода на старте, ни большие деньги, ни статус «национального проекта». В результате к началу сентября работы по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» были выполнены лишь на четверть. Кое-где к ним даже толком не приступали. Между тем, времени осталось всего ничего. Так что, пользуясь спортивной терминологией, финишировать будут «на флажке». Вопрос – каким окажется качество таких работ, наверное, даже не стоит. И так понятно (разумеется, если не произойдёт чуда). Гораздо интереснее, как результаты работ оценят кураторы национального проекта «наверху». А главное – какие будут сделаны выводы?
В начале сезона казалось, что нынешний год имеет все шансы стать для дорожной епархии Ярославской области одним из самых удачных за последнее время. Возможно, не элизиумом для автомобилистов. Но где-то около того. По крайней мере, этому способствовали все главные факторы. Прежде всего – финансовый. К лету региональный дорожный фонд достиг рекордной планки 7,8 миллиарда рублей (согласно последним изменениям закона об областном бюджете). Таких денег с момента его образования в 2012 году там не было ни разу. Средства были распределены по трём основным направлениям. Одним из них стала региональная программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры объединенной дорожной сети Ярославской области и городской агломерации «Ярославская». В миру более известная как «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Или ещё короче – просто «БКАД».
Второй фактор стоило бы назвать морально-политическим. Впрочем, тоже с финансовым подтекстом. «БКАД» приобрела статус ни много, ним мало, национального проекта, утверждённого на самом верху. И стала ещё щедрее снабжаться федеральными деньгами. Если два года назад на дорожные работы в Ярославской области в рамках программы дали только 1 миллиард 306 миллионов рублей (вместе с областным и местным со-финансированием), в прошлом сезоне – 1 миллиард 460 миллионов, то на этот раз – более 2 миллиардов 850 миллионов. Впоследствии эта сумма выросла ещё больше – до 3 миллиардов 250 миллионов рублей. Без малого 2,1 миллиарда из этой суммы предусматривалось на ремонт региональных магистралей, около 1,1 миллиарда – на приведение в порядок улиц областного центра и ещё порядка 50 миллионов ушли на муниципальную дорожную сеть в Тутаевском районе. В целом, план предусматривал ремонт 30 автомобильных дорог протяженностью 113 километров и установку 8 светофоров. Одним словом, есть, где и на что разгуляться.
В-третьих, в начале сезона дорожникам благоволила погода. В теории, работы можно было начать уже в конце апреля. На редкость теплыми и сухими выдались и последующие два месяца. Правда, потом зарядили дожди. Но даже в июле и августе количество погожих дней с нормальной среднесуточной температурой было не столь малым, как пытаются представить отдельные подрядчики и контролирующие органы. Другой вопрос, как сами дорожники распорядились этим временем и другими «бонусами». Судя по цифрам сухой статистики (притом, абсолютно официальной), распорядились так себе. Судите сами.
К началу сентября общее исполнение профильной государственной программы Ярославской области в части дорожного хозяйства составило порядка 40%. Это стандартная цифра, более-менее повторяющаяся из года в год. Она обусловлена спецификой отрасли, в том числе расчётами за проведённые работы, основная масса которых действительно приходится на второе полугодие. А вот национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» был готов лишь на четверть. Из упомянутых 30 дорог к концу лета сдали только семь. Плюс – четыре светофора. К середине сентября количество объектов увеличилось до 14. Однако и эта цифра не дотянула даже до 50%. Хотя в ряде субъектов (к примеру, в той же Белгородской области) укладка дорожного покрытия уже полностью выполнена. Во всяком случае, если верить официальному сайту проекта «БКАД».
А на завершение ремонта отпущено совсем немного. И даже если сделать скидку на блуждающие «контрольные» сроки окончания работ (в 2017 – 1 сентября, в 2018 – 1 октября, в 2019 – уже 1 ноября) и взять по верхней планке, успеть сделать больше половины от запланированного объёма будет очень непросто. В итоге, конечно, сделают. И деньги тоже освоят. Но перспективы сохранения этих дорог в первозданном виде хотя бы к будущей весне представляются весьма туманными. А значит, никакого элизиума для ярославских водителей и гостей нашего региона точно не будет. Осталось понять, кто понесет (или должен был бы понести) ответственность за крушение надежд?
Успешная реализация проекта держится на трёх китах: соблюдение сроков, качественное выполнение работ (включая проектирование) и добросовестная приёмка со стороны заказчика. Если хотя бы одно условие не соблюдается – начинаются сбои, которые грозят провалом всей операции. Начнём по порядку. В 2019 году значительная доля ответственности за нарушение графика работ лежит на мэрии Ярославля. Соглашения о выполнении ремонта подавляющего числа областных дорог были подписаны в мае (за исключением нескольких объектов, законтрактованных в начале июня). Тем самым, регион уложился в сроки и выполнил требование Москвы о заключении договоров до 31 мая.
В областном центре к указанной дате не было ни одного контракта. Более того: в последней декаде последнего весеннего месяца состоялся всего один конкурс. А основные работы начали в конце июня – начале июля, аккурат к началу дождей. Чтобы практически сразу встать. Одним словом, Ярославль завалил график уже на старте. А, перефразируя народную примету, как начнёшь сезон – так его и проведешь. Ссылки на необходимость срочной переработки проектно-сметной документации (ПСД) из-за требований предварительных национальных стандартов (ПНСТ) выглядели отговоркой в пользу бедных. Во-первых, точно такая же задача стояла перед областью (притом, объёмы были в два раза больше). И она справилась с ней в положенные сроки. Во-вторых, с ней справились и в соседних субъектах. Значит, собака зарыта в другом месте. По всей вероятности, в недрах муниципальных учреждений, ответственных за своевременную и качественную подготовку проектной и конкурсной документации. Отчасти это признали в самой мэрии.
Правда, с ответственностью за срыв работ как всегда вышла заминка. Увольнение нескольких рядовых сотрудников вряд ли можно считать справедливым возмездием. А уход исполняющей обязанности руководителя МКУ «Агентство по муниципальному ЖКХ» Елены Притворовой в самом начале сезона и директора департамента городского хозяйства Сергея Тальянова под его занавес скорее напоминали желание вывести их «из-под удара», нежели заставить ответить за «косяки». В итоге на освободившиеся вакансии и вовсе перевели Ярослава Овчарова – экс-руководителя «Ярдормоста» и человека из команды Правительства региона. Что можно расценить, как желание областного руководства помочь мэру Владимиру Волкову (а заодно – подстраховать градоначальника на сверхважной стадии приёмки). Пожалуй, дальнейшие комментарии излишни. Как говорили древние, умному достаточно.
Проблем с организацией и качеством работ в Ярославле также оказалось достаточно. Парадоксально, что больше всех их возникло на самом первом (в смысле начала работ) объекте – улице Республиканской (генеральный подрядчик - «ДЭП-57»). Не исключено, что причиной проблем стала передача Республиканской на субподряд одной из ярославских фирм (которая уже имела неоднократные нарекания в прошлые годы). Но, как бы то ни было, ответственность в любом случае лежит на том, кто выиграл конкурс. Мы не будем перечислять многочисленные замечания по ремонту одной из главных магистралей областного центра от сроков и культуры производства работ до качества укладки бордюрного камня с тротуарной плиткой и нового асфальта. Не говоря уже о причудах ПСД в виде странных «островков безопасности» на Октябрьской площади и ликвидированной парковки у ТЦ «Флагман». Всё это итак еженедельно освещалось журналистами. Отметим лишь то, что немало вопросов вызвали и другие ярославские улицы: Красноборская, Гагарина, Дзержинского, и, конечно же, Тутаевское шоссе. А это, на минуточку, больше половины объектов.
Впрочем, в плане качества работ проблемы были и с областными магистралями. Это отсутствие битумной проливки при сочленении слоёв асфальта, несоблюдение толщины указанных слоёв на отдельных участках, нарушения при обустройстве съездов и примыканий, отсутствие надлежащего водоотведения, нарекания по установке бордюрного камня и так далее. Сроки тоже были нарушены. Пожалуй, наиболее показательным примером стала дорога «Тутаев – Шопша» (одна из самых протяженных и сложных магистралей). Подрядчиком стала известная по прошлым сезонам фирма «Северный поток». Работы начались ещё 3 июня, и должны были закончиться 25 сентября.
Однако, сняв старое покрытие и расчистив обочину, подрядчик перешёл на другие объекты. И вернулся на площадку лишь в начале сентября. Срок завершения работ сразу сместился на 20 дней – до 15 октября. Однако и эта дата вызывает серьёзные сомнения, поскольку в первой декаде осени на дороге ещё конь не валялся. Похожая история получилась с двумя Тутаевскими улицами – Комсомольской и Шитова (также входят в «БКАД»). Примечательно, что их начали самыми первыми. Но к середине лета работы встали. И до сих пор не завершены (несмотря на официальный срок – 13 июля). К сожалению, наше пророчество двухмесячной давности сбылось. Начали «за здравие», закончили «за упокой».
Безусловно, ответственность за всё вышеперечисленное лежит на подрядных организациях. На сей раз и в области, и в городе их всего четыре (не считая двух небольших фирм в Тутаевском районе). Две – иногородние: АО «ЕКС» (с головным офисом в Москве) и ООО «ДЭП-57» (официально – орловская фирма, по слухам связанная с одним из «дорожных магнатов» из Иванова). Ещё две – ярославские: государственный «Ярдормост» и частный «Северный поток». Первая организация работает по нескольким направлениям. В этом году она взяла все крупные подряды в нашем регионе: от строительства корпуса областного онкодиспансера до капитального ремонта Тутаевского шоссе. И в определённой степени может быть названа «неприкасаемой». Впрочем, в отличие от прошлого года она получила существенно меньше замечаний по дорожным работам. Что может свидетельствовать о прогрессе в области качества. Особо не трогают и «Ярдормост». Хотя это может быть связано не столько с государственной собственностью, сколько с потенциальным желанием крупных московских фирм (возможно, той же «ЕКС») приобрести указанное предприятие. Тем более, что в настоящий момент оно акционировано.
Пока наибольшее количество замечаний остаётся к фирмам «ДЭП-57» и «Северный поток». В отношении второй компании они вообще приобрели регулярный характер. В частности, в прошлом году подрядчик серьёзно затянул ремонт дороги «Фоминское – Константиновский» в том же Тутаевском районе. По слухам, руководители обоих фирм связаны с Председателем Правительства Ярославской области Дмитрием Степаненко. Но данное обстоятельство (если оно действительно имеет место быть) вряд ли сыграет подрядчикам на руку. Премьер находится не то, чтобы не в чести, но и не на коне. После создания администрации Губернатора у Правительства забрали финансовые полномочия. А с именем самого Степаненко волей-неволей ассоциируются старые проблемы в сфере ЖКХ и дорожного хозяйства.
Наконец, пара слов о контроле качества и приёмки работ. Эта функция возложена на заказчика. На уровне областного центра её исполняет упомянутое выше «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ», на уровне области – ГКУ «Ярдорслужба». О замечаниях в адрес первой структуры было сказано выше. Но и к ведомству Олега Бирюкова остаётся немало нареканий. Многочисленные представители общественности не раз выражали мнение, что технадзор «Ярдорслужбы» скорее защищает подрядчиков, нежели делает им внушения и призывает к порядку. В том плане, что ответственные специалисты учреждения пропускают те или иные нарушения технологии производства работ. Не берёмся судить, насколько правомерно данное суждение. Но оно имеет место быть. Отдельное замечание касается и подготовки ПСД. Бывает, что параметры проектов для двух аналогичных дорог существенно отличаются – вплоть до количества остановочных комплексов. И «Ярдорслужбе», как заказчику работ, также не помешало бы обратить на это особое внимание.
Подводя итог, подчеркнём, что никто никого не обвиняет. Для этого есть соответствующие структуры и органы. Но говоря по справедливости, виновные в срыве работ всё же должны понести за это ответственность. В конце концов, речь не о какой-то местечковой программе, а о национальном проекте, который связывают с именем первых лиц государства. И вряд ли они будут рады, если хорошее начинание (а «БКАД», безусловно, хорошее начинание) будет завалено из-за халатности и разгильдяйства на местах. Особенно в преддверии избирательного цикла 2021 – 2024 годов. Тем, кому дорога политическая карьера, всегда следует об этом помнить.
ИВАН ТИХОНОВ
Благодарим за яркое и незабываемое творчество Васю Ложкина, чьи иллюстрации использованы в публикации.