Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

17.08.2023
Ярославль
1989
ДОРОЖНЫЙ ДЗЕН

Или извилистый путь камикадзе Тояма Токанава по Ярославской земле

ДОРОЖНЫЙ ДЗЕН

Нет, с ярославскими дорогами определённо что-то не так. Вроде бы, и денег на них начали давать больше. Шутка ли: дорожный фонд приблизился к 19 миллиардам, увеличившись за пять лет в три раза. Ремонтировать тоже стали больше. Вот и губернатор Михаил Евраев сказал, что общая протяженность отремонтированных в этом сезоне магистралей составит аж 700 километров – это уже вчетверо выше против пятилетней давности. А губернатор врать не будет! И контролёров всяких сейчас полно, особенно перед выборами. Больше, чем самих дорожников. Каждого кандидата в депутаты хлебом не корми – дай подержать какой-нибудь объект «на контроле». А люди, поди ж ты, всё равно недовольны! То у них, понимаешь, бордюр кривой. То асфальт крошится, туды его в качель. То тротуара нет! В общем, капризный стал народ, не угодишь! И было бы всё это смешно, если бы не было так грустно. Потому что на фоне колоссальных средств и вроде бы увеличившихся объёмов качество работ продолжает оставаться «ахиллесовой пятой», по сути, сводя всю работу на нет. Ибо когда улицы ремонтируют через полгода после сдачи, прикрываясь «магическими» гарантийными обязательствами как охранной грамотой – это моветон. И вновь убеждаешься, что народ, в общем, прав. Посмотришь на такую дорогу – и плакать хочется. Как будто ремонт делал тот самый пьяный мастер-камикадзе. Правда, камикадзе скорее становятся все те, кто пользуется плодами его труда. Особенно печальная ситуация сложилась в Ярославле. На дворе середина августа, в городе пока не доделаны даже плановые объекты (дворы, к примеру, отремонтированы на 10%), а власти уже обещают новые, да ещё и в разы больше. Мэрию можно понять - ей надо успеть показать максимум работы к выборам, прежде всего мартовским. Но выборы пройдут, а дороги останутся. И пользоваться ими придётся ещё долго. Ибо терзают смутные сомнения, что скоро денежный поток серьёзно поиссякнет. Поэтому хотелось бы, чтобы количество всё же перешло в качество. И пьяного мастера сменил благородный самурай.

 

О наполеоновских планах…

       Как было сказано выше, к концу июля финансирование дорожных работ в Ярославской области достигло рекордной цифры в 18,7 миллиарда рублей. Это притом, что изначально (то есть на момент утверждения регионального бюджета на 2023 год) дорожный фонд составлял 12,7 миллиарда. Для сравнения: пять лет назад эта сумма равнялась 6,6 миллиарда, а три года назад – 9,3 миллиарда (соответственно, в три и в два раза меньше). Самый значительный фронт работ в нынешнем сезоне традиционно проходит по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» (БКД). На его мероприятия предполагалось потратить более 7 миллиардов. Сейчас, с учётом дополнительных денежных лимитов будущего года, цифра составляет 10,4 миллиарда. Как всегда, предусматривались ремонты как региональных, так и муниципальных дорог. Вторая часть на девяносто с лишним процентов по обыкновению приходилась на Ярославль.

деньги дорожного фонда.jpg      На нём мы сегодня и сосредоточимся. Притом, ограничиваться исключительно «БКД» не будем и попытаемся охватить все работы. Но начнём всё же с национального проекта. Первоначально планы на 2023 год в cтолице «Золотого кольца» были совсем не амбициозные. Всего предполагалось отремонтировать 16 объектов. Притом, две улицы (участок Ленинградского проспекта и улицы Пожарского) переходили с прошлого сезона (работы там начались ещё в 2022-м), так что считать их новыми не приходится, а ремонт ещё двух объектов (Тутаевское шоссе и проспект Фрунзе) также предполагал двухгодичные контракты, но уже с переходом на 2024 год.

      Кроме того, планом предусматривалось обустройство 8 светофоров: трёх на проспекте Октября, и по одному на Юго-западной окружной дороге, на улице Калинина, на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Республиканской, на улице Спартаковской и на перекрёстке улиц Чкалова и Добрынина. На всё про всё планировалось потратить чуть более 1,2 миллиарда рублей. В прошлом году фронт был шире: по «БКД» сделали 30 объектов, в том числе 22 автомобильные дороги, и дополнительно отремонтирован Октябрьский мост. Подробно перечень работ отражён в таблице. 

Таблица. Перечень работ (плановых) по национальному проекту «БКД» в Ярославле в 2023 году

№ п/п

Название объекта

Подрядная организация

Стоимость работ по соглашению, руб.

Срок завершения работ (плановый)

1

Ленинградский проспект от ул. Волгоградская до ул. Строителей

АО «РУМСР»

224 869 563

30 июня 2023 года

2

Ул. Пожарского от ул. Гоголя до ул. Технопарковая

ООО «ТК «Восток Запад Транзит»

125 781 878

30 июня 2023 года

3

Тверицкая Набережная от развязки Октябрьского моста в районе д. №2 по ул. Смолякова до д. № 47 по ул. Тверицкая Набережная (1 очередь)

АО «РУМСР»

36 421 358

31 августа 2023 года

4

Сквозной переулок от ул. Тверицкая набережная до ул. 2-я Северная

АО «РУМСР»

21 365 380

31 августа 2023 года

5

Школьный проезд от ул. Серго Орджоникидзе до пр-та Машиностроителей

АО «РУМСР»

47 086 610

31 августа 2023 года

6

Улица 1-я Портовая от ул. З-я Портовая до ул. 2-й Городищенский пер.

ООО «ТК «Восток Запад Транзит»

42 321 946

31 августа 2023 года

7

Улица 4-я Портовая от ул. 5-й Портовой до 2-й Портовой (включая участок 5-й Портовой от ул. 1-я Портовая до 4-ой Портовой)

ООО «ТК «Восток Запад Транзит»

18 826 276

31 августа 2023 года

8

Улица Губкина от ул. Проектируемая до ул. Попова

ООО «ТК «Восток Запад Транзит»

19 546 490

15 июня 2023

года

9

Тормозное шоссе 3 этап от ул. Марголина до пр. Фрунзе

ООО «ТК «Восток Запад Транзит»

62 627 456

31 августа 2023 года

10

Улица Калинина от ул. Ньютона до ул. Пригородная

ООО «Профиль-Плюс»

83 045 007

31 августа 2023 года

11

Улица Пригородная от ул. Калинина до границ города (2 участка)

ООО «Профиль-Плюс»

42 171 217

31 августа 2023 года

12

Улица Добрынина от путепровода до ул. Угличская

ИП Франгулян Р.Г.

36 629 624

31 августа 2023 года

13

Улица Юности от ул. Чкалова до ул. Автозаводской

ООО «ДСК-76»

13 604 602

31 августа 2023 года

14

Улица Радищева (от ул. Лермонтова до ул. Автозаводская)

ООО «ДСК-76»

33 415 290

31 августа 2023 года

15

Тутаевское шоссе от ул. Е. Колесовой до д. № 1 по Тутаевскому шоссе

ООО «Профиль-Плюс»

120 931 985

20 мая 2024

16

Проспект Фрунзе от Московского пр-та до ул. Академика Колмогорова

АО «РУМСР»

165 247 000

20 мая 2024

          Помимо улично-дорожной сети, в областном центре также должны отремонтировать подъездные пути к социальным учреждениям. Эта программа действует второй год. И нынешние цифры по сравнению с прошлым сезоном тоже проигрывали. Если год назад в городе запланировали работы на 68 проездах, а их стоимость составляла 291 миллион рублей, то на этот раз в перечень включили лишь 41 объект, а на ремонт дали только 240 миллионов (с учётом городского софинансирования общая стоимость составила 255 миллионов). Правда, справедливости ради стоит отметить, что в прошлом году работы провалили – план выполнили чуть более, чем наполовину. По 6 объектам были расторгнуты контракты, 17 перешли в нынешний сезон. Но сути это принципиально не меняет. Объёмы значительно меньше. Наконец, перечень работ замыкает уже традиционный ремонт дворовых территорий. В плане – 36 объектов. В прошлом году было почти 130, но сравнение здесь некорректно, ибо тогда был запущен «губернаторский» (под избирательную кампанию Михаила Евраева) проект и выделены сотни миллионов федеральных рублей. Ясно, что это была «разовая акция», и её повторения в аналогичных масштабах в принципе никто не ждал.

         Одним словом, ничего эпохального. Так бы и закончили сезон 2023 года в Ярославле относительно скромно. Однако ещё весной от областного начальства полетели первые ласточки, которые принесли поразительную весть: Ярославль дополнительно получит 3 миллиарда рублей на ремонт дорог. Признаться, поначалу в эту новость верилось с трудом. Закралась злобная химера подозрения: наверное, власть предержащие опять что-то нахимичили со статистикой, и денежки распределят года на три. Ан, нет. Сомнения были рассеяны на последнем летнем заседании Муниципалитета 19 июля.

         Там депутатам предоставили информацию, завизированную подписями ответственных лиц мэрии Ярославля, детально отражающую планы дорожных работ. Из этих данных следовало, что выполнять их будут по двум основным направлениям. Первое – понятное дело, «БКД». Расходы на него в 2023 году и в рамках опережающего развития 2024 года в общей сложности теперь составляли 3 миллиарда 222 миллиона 913 тысяч 790 рублей (с учётом первоначально заложенных средства в размере более 1,2 миллиарда). На эти колоссальные деньги должны отремонтировать 16 плановых объектов, которые мы перечислили выше, и 33 дополнительных (то есть вдвое больше, чем предусматривалось первоначальным планом).

 Дворы-5.jpg        Второе направление – ремонт муниципальных дорог за счёт субсидии из областного бюджета (за рамками национального проекта). Здесь сумма составила 1 миллиард 29 миллионов 819 тысяч рублей. В перечень включили 39 объектов. Таким образом, за счёт дополнительных средств на 2023-2024 годы предстоит сделать 72 дополнительных участка дорог областного центра (33 плюс 39). Для чистоты подсчётов также отметим, что в план дополнительно включили ещё 5 дворов и 2 проезда к социальным учреждениям. Но по сравнению с ремонтом улиц это капля в море. Одним словом, планы наполеоновские. Не больше, не меньше. Однако не будем забывать, чем закончил французский император, и сколько трагикомичных историй позднее стало крепко связано с его именем.

 

…и угрозе Ватерлоо местного значения

          Никто не станет возражать, что дорог надо ремонтировать больше. Это ясно, как Божий день. Ибо более 70% всех муниципальных дорог (к которым относится и уличная сеть Ярославля) не соответствует нормативным требованиям. Однако заявленному количеству должно соответствовать и качество. С этим, полагаем, тоже никто не поспорит. Ведь сделать лишние сотни километров абы как, тем самым просто закатав деньги в асфальт – это точно не решение проблемы. С качеством тесно увязаны и сроки ремонта. На дворе – конец лета. А планов громадьё. Конечно, какие-то объекты будут делать в рамках двухлетнего контракта с переносом на будущий год. Но работы на большинстве дорог всё равно выпадут в лучшем случае на конец лета, но в основном – на осень. То есть на дожди, перепады температур и существенно возросший после сезона отпусков и каникул траффик. Как быстро сумеют окончить такие ремонты и насколько качественными они будут – два главных вопроса. Пока – риторических. Вместе с тем, ситуация даже с плановыми объектами не внушает оптимизма.

Тверицкая набережная.jpg         Давайте оценим, что было сделано по состоянию на конец июля - первую половину августа. Лучше всех обстоят дела с «БКД». К 25 июля, согласно информации заместителя мэра города Ярославля Николая Степанова, был завершён ремонт 9 объектов из 16. Это Ленинградский проспект, улицы Пожарского, Калинина, Пригородная, Губкина, 1-ая и 4-ая Портовые, Юности и Сквозной переулок. К 12 августа к сдаче готовили ещё четыре объекта: Школьный проезд, Тормозное шоссе, улицу Радищева и проспект Фрунзе. Соответственно, работы продолжались всего на трёх дорогах: Тверицкой набережной (там укладывали асфальт), улице Добрынина (шло устранение замечаний) и Тутаевском шоссе (выполняли разметку).

         Таким образом, практически все объекты были сделаны. Некоторые – даже досрочно. Скажем, на проспекте Фрунзе и Тутаевском шоссе удовольствие не стали растягивать на два года, как было предусмотрено контрактом, а выполнили за лето. Правда, работы там были самые простые из всех возможных: снять старый асфальт и положить новый. Ни водоотвода, ни новых остановочных комплексов, ни даже замены бордюрного камня. Ремонт по минимуму. Да и в целом объём работ по городу в рамках «БКД» был невелик, притом не только по количеству объектов, но и по километражу – в порядок привели порядка 20 километров. При этом, не обошлось без замечаний.

пробка на Фрунзе.jpg        На том же проспекте Фрунзе после дождей (благо, погода, в отличие от многочисленных контролёров, позволяет судить о качестве работ непредвзято) на проезжей части продолжала скапливаться вода, местами образуя даже нечто похожее на колеи. То же самое касалось остановочных карманов. И это – на свежем асфальте. Небрежными выглядели съезды с основного полотна, примыкание слоёв асфальта и проливка швов. Отдельный вопрос касался организации работ. Обещание проводить их в ночное время (на определённом этапе), судя по всему, так и не было выполнено. В результате как минимум одну пятницу город встал из-за этого в 10-балльные пробки (машины стояли от площади Волкова), что бывает нечасто даже зимой. Через неделю ситуация повторилась, но уже исключительно для Фрунзенского района (в обратную сторону) – судя по картам, затор растянулся от автосалона «Ниссан».

         Много замечаний было по улице Добрынина. Напомним, она была в числе одной из самых «убитых» городских дорог – в ямы там проваливались целые автобусы. Здесь возникли замечания по качеству укладки асфальта, обустройству съездов во дворы, укладке бордюра. Заместитель председателя Муниципалитета Олег Ненилин (избирательный округ которого находится вообще в другой части Ярославля) и вовсе оказался категоричен: «Подрядчика с Добрынина нужно вежливо попросить на выход. Наступать на одни и те же грабли каждые 3-5 лет неразумно». «Попросят» его или нет, неизвестно (он делает ещё несколько объектов на территории региона, и по ним также есть немало замечаний). Однако факт остаётся фактом: накосячить умудрились даже в малом и даже при выполнении самых простых работ.

Проезды-5.jpg         Куда хуже обстояли дела с подъездными путями к социальным объектам и дворами. По состоянию на 7-8 августа из 41 проезда (с учётом 2-х дополнительных объектов – из 43) сделали только 11. На остальных работы продолжались, притом кое-где ситуация не менялась с апреля. На отдельных площадках ещё только начиналась укладка асфальта. На других не было даже этого. Само собой, повсеместно есть нарекания по качеству работ – от Заволжского района до Брагина. С дворами ситуация совсем печальная. На те же даты полностью завершён ремонт лишь 3 территорий из 36 (с учётом дополнительных – из 41). Это меньше 10%!

Проезды-6.jpg      Власти объясняют задержки несовершенством проектов (на отдельных объектах пришлось долго согласовывать дополнительные работы) и дефицитом подрядчиков (организаций немного, соответственно у каждой из них большие объёмы). Но всё это – оправдания в пользу бедных. Планы и объёмы работ были известны заранее, да и времени на их выполнение отвели достаточно. Остальное – не в счёт. При этом, контрольный срок окончания всех работ – 1 сентября! И уже сейчас понятно, что полностью закончить все проезды и дворы к этой дате не успеют.

      Наконец, дополнительные работы. Напомним, в планах властей сделать 72 участка улично-дорожной сети. До начала августа подрядные организации были отобраны только на 24 объекта. 1 числа были объявлены аукционы по отбору подрядчиков ещё на 30 дорог. Справедливости ради отметим, что кое-где работы уже идут. Согласно официальному сайту мэрии, по состоянию на 11 августа ремонт на том или ином этапе выполняли на двух десятках объектов, без учёта плановых дорог «БКД» (улицы Лисицына и Титова, Мукомольный переулок, Волжская и Которосльная набережная и другие). Однако по большинству из них срок окончания работ не указан. Да и речь то идёт всего о 28% от всех дополнительных дорог.

ciPn01AfwTM.jpg      Ряд других (скажем, проспект Машиностроителей или проспект Октября) изначально настроены ремонтировать в течение двух лет. Однако пока их даже не начали делать. По всей вероятности, техника и рабочие появятся там в лучшем случае в сентябре. В каком состоянии эти ключевые для города магистрали намерены оставить на зиму? С раскуроченными бордюрами и наполовину отфрезерованным асфальтом? Для жителей – весьма сомнительное удовольствие. Одним словом, есть очень серьёзные опасения насчёт качественного выполнения обозначенного объёма ремонта в положенный срок. Согласно приведённым данным, отнюдь не безосновательные.

       При этом, проблемы со «второй российской бедой» остаются всё те же: трудности с организацией процесса (проектирование, экспертиза, аукционы), низкое качество проектной документации, недостаточное количество подрядчиков, неудовлетворительное качество материалов и слабый технический надзор. В принципе, для их устранения нет ничего невозможного. Буксует организация – смотрите на департамент городского хозяйства и «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ». К их кадрам давно много вопросов. В последнем случае проблема усиливается ещё и бесконечной кадровой чехардой – руководство учреждения меняется едва ли не каждый год, а то и чаще.

С другой стороны, при существующей нагрузке, колоссальной ответственности и уровне оплаты труда (в прямом смысле слова копеечной) это неудивительно. Согласитесь, крайне трудно ждать от людей полноценной отдачи, когда на плечах одного рядового инженера висят контракты на сотни миллионов рублей, за каждую запятую могут вызывать к следователю, а заработная плата при этом не превышает 30 тысяч рублей. Отсюда второй вывод – необходимо нормальное комплектование штатов и достойный официальный заработок. Гладишь, и технадзор будет работать на совесть.

       Давний вопрос с проектированием отчасти сможет решить недавно созданный ярославский государственный проектный институт, о необходимости которого последние годы твердили все кому не лень. Подобные структуры давно действуют в соседних регионах. У нас же из раза в раз работу заказывали частникам, и зачастую её качество было весьма сомнительным. Повышение качества материалов – дело тоже решаемое. К примеру, не отвечающий нашим климатическим условиям битум вполне можно доработать даже силами «Ярославльнефтеоргситез» («ЯНОС»). Технические и производственные возможности для этого есть. Возможно, это приведёт к некоторому удорожанию стоимости работ. Зато их не придётся переделывать ближайшей весной.

       Ну а с дефицитом подрядчиков не справится никто, кроме самих властей. В принципе, здесь тоже нет ничего невозможного, даже несмотря на 44-й федеральный закон. Формируйте пул ответственных исполнителей. Загружайте государственное АО «Ярдормост». Доверяйте тем, кто хорошо себя зарекомендовал. Дабы они работали здесь, а не уходили в другие регионы (к примеру, несмотря на большой опыт и неплохие примеры работ, крайне мало подрядов достаётся той же угличской организации «УМПРЭО»). Там, где это возможно – наоборот, привлекайте людей из соседних субъектов (разумеется, при наличии соответствующей базы). В крайнем случае, подключайте федерацию с её административными возможностями.

Совещание.jpg      Надеемся, что всё это понимают в руководстве города и области. В противном случае, все наполеоновские планы рискуют обернуться местным Ватерлоо. В качестве эпилога хотелось бы привести слова мэра Артёма Молчанова на общегородском совещании 15 августа 2023 г.: «При всём объёме, который сегодня есть, вопрос качества стоит на первом месте. Если есть какие-то замечания к качеству работ, ни в коем случае не должна проводиться приёмка. Ни в коем случае не должна проводиться оплата. Претензия, переделка, потом ещё раз контролируем. Только когда понимаем, что объект готов по всем требованиям законодательства, только после этого подписание акта и приёмка. Огромный объём выполнен по сметной документации, закупкам. Но сейчас не меньший объём впереди по приёмке. Поэтому говорю о качестве. Принцип один — принимается и оплачивается только то, что качественно». Хочется верить, что всё это не останется пустыми словами, а станет руководством к действию.

 

 

ИВАН ТИХОНОВ

 

 

 

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?