Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

20.07.2019
Ярославль
1941
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: ЗАКАТАТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

Хроники дорожных работ сезона 2019 в Ярославской области

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: ЗАКАТАТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

На дворе середина лета, и в Ярославской области набирает обороты программа «Безопасные и качественные дороги». Задержавшись на старте и пропустив два тёплых и сухих месяца, запасшиеся скипидаром чиновники, заказчики и подрядчики стараются как можно скорее наверстать упущенное. Оно и понятно. С этого года к программе приковано не просто внимание «сверху» (федеральный статус она носила и до этого). Теперь она – национальный проект (хорошо, хоть не международный или вообще космический). А это должно означать не только особый контроль, но и перемены как минимум по пяти направлениям: объёмы, деньги, подрядчики, качество и организация работ. С первым и вторым всё в порядке: по сравнению с прошлым сезоном и километров, и рублей стало больше. Притом, последних – сразу в два раза. С третьим получилось хуже: большинство подрядчиков остались прежними, хотя появились и новые лица. В том числе весьма интересные. А вот с четвёртым и пятым пунктом как всегда оказалось не слава Богу. Несмотря на многочисленные увещевания и богатый опыт хождения по граблям. В итоге получилось как в том анекдоте: есть одна хорошая новость и много плохих. Хорошая заключается в том, что контракты на областные дороги (за исключением трёх) успели заключить до начала лета, и некоторые из них имеют шанс быть отремонтированы до сентября. Плохие касаются всего остального. А их главным генератором служит мэрия города Ярославля. Со сроками и организацией работ там уже не справились. Теперь общественность находится в ожидании претензий по качеству. А в целом нынешнее руководство «Столицы «Золотого кольца» вообще ставит исполнение национального проекта в отдельно взятом городе под угрозу срыва.

 

Коротко о главном

           Данные (область).jpgНапомним, что сама программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) реализуется в Ярославской области (и ещё почти четырёх десятках регионов) уже третий сезон подряд. На этот год на неё выделили более 2 миллиардов 850 миллионов рублей. Притом, бо́льшую часть средств (свыше 1 миллиарда 700 миллионов) дал федеральный бюджет. В предыдущем году цифра составляла около 1 миллиарда 460 миллионов, а в 2017 – 1 миллиард 306 миллионов. Так что разница действительно очевидна. Соответственно, изменился и объём работ. Количество улиц и дорог по сравнению с 2018 годом, правда, осталось прежним (а в 2017-м оно было даже больше). Зато увеличилась их протяженность. До октября в порядок должны привести 111,5 километра покрытия (на 30 километров больше, чем годом ранее). Кроме того, добавились новые виды работ. Если раньше по «БКАД» делали только ремонт, то теперь допускается реконструкция и даже новое строительство. На этот год запланировано 4 таких объекта. Всего же их будет 30. Двенадцать – это участки дорог регионального значения, расположенных за пределами так называемой «Ярославской агломерации» (областной центр плюс двадцатикилометровая пригородная зона). Их ремонт в рамках «БКАД» разрешили проводить только с этого года. До этого программа затрагивала исключительно Ярославль, Ярославский район и часть Тутаевского района. Полный перечень названных дорог указан в таблице 1.

 Таблица 1. Ремонтные работы на дорогах регионального значения по программе «БКАД» в 2019 году вне границ городской агломерации. 

Наименование дороги

 Протяженность  участка, км.

Стоимость работ по контракту, тыс. руб.

Дата   заключения  контракта

Подрядная   организация 

«Климовское – Ананьино – Волково» в Ярославском районе

0,25

5 274,2

14.05.2019

АО «Ярдормост»

«Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль (до дер. Шопша)» в Гаврилов-Ямском районе

13,9

213 215,8

20.05.2019

ООО «ДЭП-57»

«Ярославль-Заячий холм» – автомобильная дорога «Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль (до дер. Шопша)» в Гаврилов-Ямском районе

3,2

64 072,4

22.05.2019

АО «ГК «ЕКС»

«Ярославль – Шопша» в Гаврилов-Ямском районе

2,7

41 940,6

22.05.2019

АО «ГК «ЕКС»

«Нагорье – Берендеево» в Переславском районе

4,8

87 982,3

28.05.2019

АО «ГК «ЕКС»

«Рыбинск – Глебово» в Рыбинском районе

18,3

625 887,1

28.05.2019

ООО «ДЭП-57»

 

«Глебово – Ларионово» в Рыбинском районе

8,6

«Тихменево – Карелино» в Рыбинском районе

3,7

«Пречистое – Любим – Буй» в Любимском районе

2,5

99 414,2

03.06.2019

ООО «Северный поток»

Северный подход к г. Данилову в Даниловском районе

2,8

«Углич – Ростов»

В Угличском районе

2,5

66 388,0

03.06.2019

ООО «Северный поток»

«Тутаев - Шопша» в Тутаевском районе

10,6

147 429,4

03.06.2019

ООО «Северный поток»

           Оставшиеся восемнадцать магистралей входят в состав агломерации. Это 9 улиц «Столицы «Золотого кольца» (о них будет сказано отдельно), 6 областных трасс, а также улицы Комсомольская и Петра Шитова в Тутаеве и дорога, соединяющая рыбинскую трассу и посёлок Константиновский в Тутаевском районе. Последний дополнительный объект (изначально их было 29) появился уже в нынешнем году. И позволил обеспечить нормальный проезд к центру крупного поселения. Более того: скорее всего, он будет сдан первым. Перечень объектов «БКАД» «внутри» агломерации (без города Ярославля) отражён в таблице 2.

 Таблица 2. Ремонтные работы на дорогах регионального и муниципального значения по программе «БКАД» в 2019 году в границах городской агломерации (кроме Ярославля). 

Наименование дороги

 Протяженность  участка, км.

Стоимость работ по контракту, тыс. руб.

Дата   заключения  контракта

Подрядная организация

Улица Комсомольская города Тутаев в Тутаевском районе

1,1

38 394,9

14.05.2019

ООО «ПрестижСтрой»

Улица Шитова города Тутаев в Тутаевском районе

0,5

«Ярославль – Углич» в Ярославском районе

0,8

421 578,7

22.05.2019

АО «ГК «ЕКС»

«Григорьевское – Михайловский – Норское» в Ярославском районе

6,3

Подъезд от ул. Гагарина к автомобильной дороге «Ярославль – Шопша» в Ярославском районе

1,2

Подъезд от автомобильной дороги «Москва – Архангельск» к поселку Дубки в Ярославском районе

2,3

«Туношна – Бурмакино» в Ярославском районе в Ярославском районе

5,5

«Ярославль-Заячий холм» – автомобильная дорога «Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль (до дер. Шопша)» в Ярославском районе

4,5

«Ярославль-Рыбинск – пос. Константиновский» в Тутаевском районе

1,9

10 380,4

03.06.2019

ООО «ТК «Восток Запад Транзит»

           Основные работы проходят в Ярославле, а также в Гаврилов-Ямском, Рыбинском, Тутаевском и Ярославском районах. Что вполне логично, ибо здесь живёт подавляющая часть населения области и сосредоточен основной траффик. Некоторые географически близкие объекты объединили в единые лоты. Что также логично и удобно. Как видно из таблиц, подавляющее большинство контрактов были заключены в мае. То есть заказчики работ в целом уложились в установленный «сверху» срок – до 1 июня. Это весьма важно, поскольку от соблюдения требований федерации, во-многом, зависит вся дальнейшая реализация программы на территории региона. По пяти объектам (4 основных дороги и 1 дополнительная) по рукам ударили 3 июня. Кроме упомянутой выше константиновской трассы, всё это – объекты ООО «Северный поток», которое является одним из четырёх основных подрядчиков. Речь о них пойдёт далее.

 

Главные действующие лица

          Фреза.jpgИтак, первый подрядчик – ООО «Северный поток». Директор фирмы с громким практически международным названием – Алексей Фирстов, а сама компания – ярославская. Что в нынешних обстоятельствах весьма примечательно. Ибо там, где есть большие деньги и большие объёмы, последнее время работают преимущественно иногородние кадры. Вдвойне примечательно, что «Северный поток» работает по программе «БКАД» уже третий год, то есть с момента её появления. Качество работ не специалисту оценить сложно. А вот у специалистов замечаний было много. Притом, появляются они с завидным (хотя в данном случае – скорее незавидным) постоянством. К примеру, в 2017 подрядчика заставили переделывать участок трассы «Ярославль – Углич» в районе посёлка Карачиха. Причиной стало неудовлетворительное качество асфальтового покрытия, подтверждённое в результате лабораторного исследования. Через год подрядчик (выигравший торги на ремонт сразу шести участков автомобильных дорог в рамках «БКАД») серьёзно затянул начало ремонта трассы «Фоминское – Константиновский» в Тутаевском районе. Претензии были и по большинству остальных объектов. В результате «Северный поток» получил штраф на сумму свыше 2 миллионов рублей.

          Похоже, что без нареканий не обойдётся и в нынешнем сезоне. Конечно, делать окончательные выводы ещё рано. Тем не менее, некоторые факты настораживают. К примеру, фирма выиграла конкурс на ремонт участка трассы «Тутаев – Шопша». Подрядчик вышел на работы в самом начале июня. Однако почти полтора месяца спустя смог выполнить лишь фрезерование старого асфальта и частичную расчистку обочины. Согласитесь, даже с учётом июльских дождей темпы совсем не впечатляющие. Тем более, что есть примеры организаций, выполнивших гораздо большие объёмы работ за куда меньшее время (скажем, в Гаврилов-Ямском районе). Конечно, контракт рассчитан до конца сентября. Однако с подобным отношением и учётом предыдущих «грехов» со своевременным и качественным исполнением работ могут возникнуть проблемы. Между тем, цена возможной ошибки весьма высока – ремонт оценили более чем в 147 миллионов рублей.

          Следующий подрядчик – АО «ГК «ЕКС». Она занимается ремонтом дорог в нашем регионе второй год подряд. И также имела ряд претензий со стороны общественности (например, по проспекту Авиаторов в областном центре или трассе «Ярославль – Иваново»). Первоначально кампания активно использовала мощности «Угличского ДСУ». Но постепенно вошла во вкус. И в нынешнем году (как следует из приведённых выше таблиц) выиграла торги на ремонт девяти областных дорог. Плюс - контракт на капитальный ремонт Тутаевского шоссе в Ярославле. Вообще же, контора очень серьёзная. Достаточно просто зайти на её сайт и посмотреть клиентов. Уверяем вас, вы увидите много интересных имён. По данным РБК, компанию называют одним из «королей госзаказов» Москвы и Подмосковья. Всего исполнение государственных контрактов в 2018 году принесло ей 17,48 миллиарда рублей. Информация о фактических владельцах «ГК «ЕКС» неизвестна. Но, по неподтверждённым данным, её связывают с семьёй Ротенбергов. Думается, никому не нужно объяснять – кто эти люди. К слову, помимо дорог в Ярославле «ГК «ЕКС» также достались подряды на строительство нового корпуса онкологической больницы (куда на днях приезжала министра здравоохранения Вероника Скворцова) и поликлиники больницы № 2. Как говорится, почувствуйте масштаб.

          Гагарина.jpgИдём дальше. АО «Ярдормост». До конца 2018 года имело статус государственного предприятия, позднее было акционировано. Но со 100% участием Правительства Ярославской области. Впрочем, возможно, ненадолго. Ходят упорные слухи, что «Ярдормостом» заинтересовалась упомянутая выше «ГК «ЕКС». Приобретение крупнейшей дорожной организации региона с самой развитой материально-технической базой - безусловно, выгодное дело. Тем более, что «Ярдормост» закончил прошлый год с прибылью, а объёмы работ у него весьма приличные. Да, областная дорога по программе «БКАД» у общества всего одна. Зато оно выиграло конкурсы на строительство и ремонт сразу 7 улиц в Ярославле, а также выполняет работы как минимум на двух магистралях по программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Конечно, в Правительстве области заверяют, что не планируют продавать акции, и намерены сохранить за собой контроль над обществом. Однако в декларациях о намерениях первое и второе нередко существуют сами по себе. Но повторимся, разговоры о возможной смене собственника «Ярдормоста» пока остаются не более чем разговорами.

          Наконец, четвёртый основной подрядчик – ООО «ДЭП-57». Новое имя в ярославской дорожной отрасли. Официально контора зарегистрирована в Орловской области. Неофициально имеется информация о её связи с широко известным в узких кругах (впрочем, не таких уж и узких) «дорожным магнатом» из Иванова Телманом Ферояном. В открытых источниках достаточно информации об этом человеке и его бизнесе, так что не будем утомлять уважаемых читателей лишними подробностями. Для нас важно, что «соседи» (если «ДЭП-57» действительно связано с Иваново), судя по всему, сумели найти подход к руководству Ярославской области. А именно – к Председателю регионального Правительства Дмитрию Степаненко. И получить хороший подряд. Во всяком случае, в кулуарах ведутся такие разговоры. Разумеется, все они – неофициальные. Тем не менее, на объектах ГК «ЕКС» действительно работает техника с 37-ми номерами. А вот как она сработает в итоге, станет понятно в ближайшие два месяца.

          Наконец, пара слов о двух подрядчиках, работающих в Тутаевском районе. Константиновскую дорогу делает ООО «ТК «Восток Запад Транзит» (вроде как, имеющая белорусские корни). Напомним, что объект попал в программу дополнительно. Контракт был подписан только 3 июня. Тем не менее, работы на трассе практически завершены. И, похоже, вполне успешно. Две улицы в Тутаеве делает небольшая компания «ПрестижСтрой». Если верить данным ЕГРЮЛ, её уставной капитал составляет всего 10 тысяч рублей, но среди заказчиков выступают сплошь муниципальные и государственные учреждения. Фирма вышла на площадку одной из первых, завершение контракта было запланировано на середину июля. Однако данные сроки однозначно не будут выполнены. В качестве оправдания подрядчик ссылается на плохую погоду в июле. Пока оправдание и вправду можно «пришить к делу». Но ключевое слово здесь – «пока». И это «пока» - не бесконечно. А темпы работ, увы, не отличаются быстротой. Не получилось бы как в той поговорке: начали «за здравие», закончили «за упокой». Впрочем, по сравнению с Ярославлем это ещё «цветочки».

 

На грани фола

          Данные (город).jpg Как мы писали выше, в Ярославле по программе «БКАД» на сей раз делают 9 объектов. Речь о строительстве 3 участков улиц, капитальном ремонте 1 трассы и обыкновенном ремонте 5 магистралей. Все они отражены в таблице 3. Общая протяженность всех дорог – более 18 километров, совокупная стоимость работ – порядка 1,4 миллиарда рублей. Правда, первоначально речь шла о 15 километрах и 1 миллиарде рублей. Возможно, игра цифр объясняется контрактом на капитальный ремонт Тутаевского шоссе. Он двухгодичный (заканчивается в октябре 2020). Очевидно, основная масса работ пройдёт в следующем году. Как бы то ни было, деньги в любом случае немалые! А перечень объектов не столь велик (в предыдущие пару лет в Ярославле делали 29 и 23 улицы соответственно). Казалось бы, трудись – не хочу! Однако доблестная администрация Владимира Волкова, если называть вещи именами, умудрилась полностью провалить подготовку к реализации программы.

Таблица 3. Ремонтные работы на дорогах муниципального значения по программе «БКАД» в 2019 году в городе Ярославле. 

Наименование улицы

Протяженность участка, км.

Стоимость работ по контракту, тыс. руб.

Подрядная организация

Улица Лескова (строительство участка от проспекта Фрунзе до улицы Дядьковской)

0,44

27 951

АО «Ярдормост»

Улица Панина (строительство участка от улицы Строителей до Тутаевского шоссе)

0,7

100 001

АО «Ярдормост»

Улица Красноборская (строительство участка от улицы Сахарова до улицы Университетской)

1,26

112 503

АО «Ярдормост»

Улица Гагарина

2,13

71 112

АО «Ярдормост»

Проспект Дзержинского

1,75

120 271

АО «Ярдормост»

Красноперевальский переулок

1,7

37 770

АО «Ярдормост»

Улица Угличская

3,42

114 928

АО «Ярдормост»

Улица Республиканская

3,0

118 248

ООО «ДЭП-57»

 Тутаевское шоссе (капитальный ремонт от улицы Елены Колесовой до улицы Большой Норской)

3,7

698 300

АО «ГК «ЕКС»

         Волков (1).jpg  Судите сами. Напоминаем, что по требованию федерации все контракты должны были заключить до начала лета. В Ярославле до 31 мая не было ни одного. Более того: на последней неделе последнего весеннего месяца состоялся всего один конкурс – по улице Республиканской. Подряд достался ООО «ДЭП-57». Все остальные дороги расторговали уже в июне (несколько раньше других – участок улицы Панина). А к «основным» работам по большинству объектов фактически приступили только к середине лета. Тем самым, потеряв два полноценных месяца. В качестве официального оправдания в мэрии «пришили» новые технические требования федералов (предварительные национальные стандарты), из-за которых пришлось вносить изменения в проектно-сметную документацию (что и привело к смещению сроков). Но такое оправдание выглядело жалким и не выдерживало никакой критики.

          ПНСТ действительно внесли свои коррективы. Однако на уровне области, а также в соседних регионах (например, в том же Иванове) почему-то всё успели вовремя. Выходит, проблема заключалась в работе самой городской администрации. 

Овчаров.jpg

По имеющимся сведениям, пакет документов для проведения конкурсных процедур был направлен в областной департамент государственного заказа только 10 апреля, однако был подготовлен с большими замечаниями. Возможно, именно это и послужило основным поводом для задержки. Повторимся, это неподтверждённые данные. А вот увольнение нескольких сотрудников «Агентства по муниципальному заказу ЖКХ» мэрии Ярославля и смена его директора – уже факт. И косвенное доказательство нашего предположения. Хотя сваливать всю вину на рядовых исполнителей, конечно, вряд ли правильно. Но зато вполне соответствует традиции российской бюрократии. К слову, новым и.о. директора Агентства был назначен Ярослав Овчаров, бывший руководитель «Ярдормоста». Уж не для того ли, чтобы обеспечить максимально быструю и комфортную приёмку объектов осенью? Но это вновь не более, чем предположение. 

          Как бы то ни было, работы начали очень поздно. Замена коммуникаций и июльские дожди удлинили их ещё больше. Понятно, что ярославцы в любом случае испытывали бы неудобства. Однако в случае своевременного проведения торгов они могли бы закончиться до 1 сентября, когда завершается сезон отпусков и летних каникул. Теперь рассчитывать на это явно не приходится. Остаётся крепиться и терпеть! Большинство работ должны закончить в октябре. Но отнюдь не 1 числа, о чём неоднократно говорилось и также неоднократно требовалось в вышестоящих инстанциях. По разным объектам сроки стоят и на 20, и даже на 30 октября. Что, конечно, совсем не комильфо. Ибо если сентябрь ещё может быть тёплым, то октябрь, как правило, выдаётся классическим осенним месяцем. Соответственно, о каком качестве может идти речь? Вопрос, понятное дело, риторический.

          Мы привели примеры, касающиеся исключительно программы «БКАД». Хотя проблемы в дорожном хозяйстве Ярославля связаны не только с ним. Достаточно вспомнить многострадальный конкурс на ямочный ремонт (и контракт, заключенный только в мае). Или Добрынинский мост, который начал разваливаться так и не дождавшись реконструкции (сейчас он перекрыт, а к работам приступят не раньше августа). И много что ещё. В качестве резюме можно привести итоги недавней проверки Общероссийского народного фронта, которая признала дороги Ярославля одними из худших в стране. Конечно, мнение общественности не всегда бывает абсолютно объективным. И каждый решает сам, насколько к нему прислушиваться. Но всё-таки это – ОНФ. И, как минимум, неприятный осадок точно остаётся. А говоря по-хорошему, после таких проверок должны следовать определённые выводы. В том числе кадровые. Если руководители на местах заваливают работы уже по федеральным проектам – это дно. И дальше падать уже некуда. Нужно что-то менять. И отнюдь не только старый асфальт.

 

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Готовы ли Вы реально соблюдать режим самоизоляции в случае объявления карантина по коронавирусу?