Хроники дорожных работ сезона 2019 в Ярославской области
На дворе середина лета, и в Ярославской области набирает обороты программа «Безопасные и качественные дороги». Задержавшись на старте и пропустив два тёплых и сухих месяца, запасшиеся скипидаром чиновники, заказчики и подрядчики стараются как можно скорее наверстать упущенное. Оно и понятно. С этого года к программе приковано не просто внимание «сверху» (федеральный статус она носила и до этого). Теперь она – национальный проект (хорошо, хоть не международный или вообще космический). А это должно означать не только особый контроль, но и перемены как минимум по пяти направлениям: объёмы, деньги, подрядчики, качество и организация работ. С первым и вторым всё в порядке: по сравнению с прошлым сезоном и километров, и рублей стало больше. Притом, последних – сразу в два раза. С третьим получилось хуже: большинство подрядчиков остались прежними, хотя появились и новые лица. В том числе весьма интересные. А вот с четвёртым и пятым пунктом как всегда оказалось не слава Богу. Несмотря на многочисленные увещевания и богатый опыт хождения по граблям. В итоге получилось как в том анекдоте: есть одна хорошая новость и много плохих. Хорошая заключается в том, что контракты на областные дороги (за исключением трёх) успели заключить до начала лета, и некоторые из них имеют шанс быть отремонтированы до сентября. Плохие касаются всего остального. А их главным генератором служит мэрия города Ярославля. Со сроками и организацией работ там уже не справились. Теперь общественность находится в ожидании претензий по качеству. А в целом нынешнее руководство «Столицы «Золотого кольца» вообще ставит исполнение национального проекта в отдельно взятом городе под угрозу срыва.
Напомним, что сама программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) реализуется в Ярославской области (и ещё почти четырёх десятках регионов) уже третий сезон подряд. На этот год на неё выделили более 2 миллиардов 850 миллионов рублей. Притом, бо́льшую часть средств (свыше 1 миллиарда 700 миллионов) дал федеральный бюджет. В предыдущем году цифра составляла около 1 миллиарда 460 миллионов, а в 2017 – 1 миллиард 306 миллионов. Так что разница действительно очевидна. Соответственно, изменился и объём работ. Количество улиц и дорог по сравнению с 2018 годом, правда, осталось прежним (а в 2017-м оно было даже больше). Зато увеличилась их протяженность. До октября в порядок должны привести 111,5 километра покрытия (на 30 километров больше, чем годом ранее). Кроме того, добавились новые виды работ. Если раньше по «БКАД» делали только ремонт, то теперь допускается реконструкция и даже новое строительство. На этот год запланировано 4 таких объекта. Всего же их будет 30. Двенадцать – это участки дорог регионального значения, расположенных за пределами так называемой «Ярославской агломерации» (областной центр плюс двадцатикилометровая пригородная зона). Их ремонт в рамках «БКАД» разрешили проводить только с этого года. До этого программа затрагивала исключительно Ярославль, Ярославский район и часть Тутаевского района. Полный перечень названных дорог указан в таблице 1.
Таблица 1. Ремонтные работы на дорогах регионального значения по программе «БКАД» в 2019 году вне границ городской агломерации.
Наименование дороги |
Протяженность участка, км. |
Стоимость работ по контракту, тыс. руб. |
Дата заключения контракта |
Подрядная организация |
«Климовское – Ананьино – Волково» в Ярославском районе |
0,25 |
5 274,2 |
14.05.2019 |
АО «Ярдормост» |
«Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль (до дер. Шопша)» в Гаврилов-Ямском районе |
13,9 |
213 215,8 |
20.05.2019 |
ООО «ДЭП-57» |
«Ярославль-Заячий холм» – автомобильная дорога «Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль (до дер. Шопша)» в Гаврилов-Ямском районе |
3,2 |
64 072,4 |
22.05.2019 |
АО «ГК «ЕКС» |
«Ярославль – Шопша» в Гаврилов-Ямском районе |
2,7 |
41 940,6 |
22.05.2019 |
АО «ГК «ЕКС» |
«Нагорье – Берендеево» в Переславском районе |
4,8 |
87 982,3 |
28.05.2019 |
АО «ГК «ЕКС» |
«Рыбинск – Глебово» в Рыбинском районе |
18,3 |
625 887,1 |
28.05.2019 |
ООО «ДЭП-57»
|
«Глебово – Ларионово» в Рыбинском районе |
8,6 |
|||
«Тихменево – Карелино» в Рыбинском районе |
3,7 |
|||
«Пречистое – Любим – Буй» в Любимском районе |
2,5 |
99 414,2 |
03.06.2019 |
ООО «Северный поток» |
Северный подход к г. Данилову в Даниловском районе |
2,8 |
|||
«Углич – Ростов» В Угличском районе |
2,5 |
66 388,0 |
03.06.2019 |
ООО «Северный поток» |
«Тутаев - Шопша» в Тутаевском районе |
10,6 |
147 429,4 |
03.06.2019 |
ООО «Северный поток» |
Оставшиеся восемнадцать магистралей входят в состав агломерации. Это 9 улиц «Столицы «Золотого кольца» (о них будет сказано отдельно), 6 областных трасс, а также улицы Комсомольская и Петра Шитова в Тутаеве и дорога, соединяющая рыбинскую трассу и посёлок Константиновский в Тутаевском районе. Последний дополнительный объект (изначально их было 29) появился уже в нынешнем году. И позволил обеспечить нормальный проезд к центру крупного поселения. Более того: скорее всего, он будет сдан первым. Перечень объектов «БКАД» «внутри» агломерации (без города Ярославля) отражён в таблице 2.
Таблица 2. Ремонтные работы на дорогах регионального и муниципального значения по программе «БКАД» в 2019 году в границах городской агломерации (кроме Ярославля).
Наименование дороги |
Протяженность участка, км. |
Стоимость работ по контракту, тыс. руб. |
Дата заключения контракта |
Подрядная организация |
Улица Комсомольская города Тутаев в Тутаевском районе |
1,1 |
38 394,9 |
14.05.2019 |
ООО «ПрестижСтрой» |
Улица Шитова города Тутаев в Тутаевском районе |
0,5 |
|||
«Ярославль – Углич» в Ярославском районе |
0,8 |
421 578,7 |
22.05.2019 |
АО «ГК «ЕКС» |
«Григорьевское – Михайловский – Норское» в Ярославском районе |
6,3 |
|||
Подъезд от ул. Гагарина к автомобильной дороге «Ярославль – Шопша» в Ярославском районе |
1,2 |
|||
Подъезд от автомобильной дороги «Москва – Архангельск» к поселку Дубки в Ярославском районе |
2,3 |
|||
«Туношна – Бурмакино» в Ярославском районе в Ярославском районе |
5,5 |
|||
«Ярославль-Заячий холм» – автомобильная дорога «Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль (до дер. Шопша)» в Ярославском районе |
4,5 |
|||
«Ярославль-Рыбинск – пос. Константиновский» в Тутаевском районе |
1,9 |
10 380,4 |
03.06.2019 |
ООО «ТК «Восток Запад Транзит» |
Основные работы проходят в Ярославле, а также в Гаврилов-Ямском, Рыбинском, Тутаевском и Ярославском районах. Что вполне логично, ибо здесь живёт подавляющая часть населения области и сосредоточен основной траффик. Некоторые географически близкие объекты объединили в единые лоты. Что также логично и удобно. Как видно из таблиц, подавляющее большинство контрактов были заключены в мае. То есть заказчики работ в целом уложились в установленный «сверху» срок – до 1 июня. Это весьма важно, поскольку от соблюдения требований федерации, во-многом, зависит вся дальнейшая реализация программы на территории региона. По пяти объектам (4 основных дороги и 1 дополнительная) по рукам ударили 3 июня. Кроме упомянутой выше константиновской трассы, всё это – объекты ООО «Северный поток», которое является одним из четырёх основных подрядчиков. Речь о них пойдёт далее.
Итак, первый подрядчик – ООО «Северный поток». Директор фирмы с громким практически международным названием – Алексей Фирстов, а сама компания – ярославская. Что в нынешних обстоятельствах весьма примечательно. Ибо там, где есть большие деньги и большие объёмы, последнее время работают преимущественно иногородние кадры. Вдвойне примечательно, что «Северный поток» работает по программе «БКАД» уже третий год, то есть с момента её появления. Качество работ не специалисту оценить сложно. А вот у специалистов замечаний было много. Притом, появляются они с завидным (хотя в данном случае – скорее незавидным) постоянством. К примеру, в 2017 подрядчика заставили переделывать участок трассы «Ярославль – Углич» в районе посёлка Карачиха. Причиной стало неудовлетворительное качество асфальтового покрытия, подтверждённое в результате лабораторного исследования. Через год подрядчик (выигравший торги на ремонт сразу шести участков автомобильных дорог в рамках «БКАД») серьёзно затянул начало ремонта трассы «Фоминское – Константиновский» в Тутаевском районе. Претензии были и по большинству остальных объектов. В результате «Северный поток» получил штраф на сумму свыше 2 миллионов рублей.
Похоже, что без нареканий не обойдётся и в нынешнем сезоне. Конечно, делать окончательные выводы ещё рано. Тем не менее, некоторые факты настораживают. К примеру, фирма выиграла конкурс на ремонт участка трассы «Тутаев – Шопша». Подрядчик вышел на работы в самом начале июня. Однако почти полтора месяца спустя смог выполнить лишь фрезерование старого асфальта и частичную расчистку обочины. Согласитесь, даже с учётом июльских дождей темпы совсем не впечатляющие. Тем более, что есть примеры организаций, выполнивших гораздо большие объёмы работ за куда меньшее время (скажем, в Гаврилов-Ямском районе). Конечно, контракт рассчитан до конца сентября. Однако с подобным отношением и учётом предыдущих «грехов» со своевременным и качественным исполнением работ могут возникнуть проблемы. Между тем, цена возможной ошибки весьма высока – ремонт оценили более чем в 147 миллионов рублей.
Следующий подрядчик – АО «ГК «ЕКС». Она занимается ремонтом дорог в нашем регионе второй год подряд. И также имела ряд претензий со стороны общественности (например, по проспекту Авиаторов в областном центре или трассе «Ярославль – Иваново»). Первоначально кампания активно использовала мощности «Угличского ДСУ». Но постепенно вошла во вкус. И в нынешнем году (как следует из приведённых выше таблиц) выиграла торги на ремонт девяти областных дорог. Плюс - контракт на капитальный ремонт Тутаевского шоссе в Ярославле. Вообще же, контора очень серьёзная. Достаточно просто зайти на её сайт и посмотреть клиентов. Уверяем вас, вы увидите много интересных имён. По данным РБК, компанию называют одним из «королей госзаказов» Москвы и Подмосковья. Всего исполнение государственных контрактов в 2018 году принесло ей 17,48 миллиарда рублей. Информация о фактических владельцах «ГК «ЕКС» неизвестна. Но, по неподтверждённым данным, её связывают с семьёй Ротенбергов. Думается, никому не нужно объяснять – кто эти люди. К слову, помимо дорог в Ярославле «ГК «ЕКС» также достались подряды на строительство нового корпуса онкологической больницы (куда на днях приезжала министра здравоохранения Вероника Скворцова) и поликлиники больницы № 2. Как говорится, почувствуйте масштаб.
Идём дальше. АО «Ярдормост». До конца 2018 года имело статус государственного предприятия, позднее было акционировано. Но со 100% участием Правительства Ярославской области. Впрочем, возможно, ненадолго. Ходят упорные слухи, что «Ярдормостом» заинтересовалась упомянутая выше «ГК «ЕКС». Приобретение крупнейшей дорожной организации региона с самой развитой материально-технической базой - безусловно, выгодное дело. Тем более, что «Ярдормост» закончил прошлый год с прибылью, а объёмы работ у него весьма приличные. Да, областная дорога по программе «БКАД» у общества всего одна. Зато оно выиграло конкурсы на строительство и ремонт сразу 7 улиц в Ярославле, а также выполняет работы как минимум на двух магистралях по программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Конечно, в Правительстве области заверяют, что не планируют продавать акции, и намерены сохранить за собой контроль над обществом. Однако в декларациях о намерениях первое и второе нередко существуют сами по себе. Но повторимся, разговоры о возможной смене собственника «Ярдормоста» пока остаются не более чем разговорами.
Наконец, четвёртый основной подрядчик – ООО «ДЭП-57». Новое имя в ярославской дорожной отрасли. Официально контора зарегистрирована в Орловской области. Неофициально имеется информация о её связи с широко известным в узких кругах (впрочем, не таких уж и узких) «дорожным магнатом» из Иванова Телманом Ферояном. В открытых источниках достаточно информации об этом человеке и его бизнесе, так что не будем утомлять уважаемых читателей лишними подробностями. Для нас важно, что «соседи» (если «ДЭП-57» действительно связано с Иваново), судя по всему, сумели найти подход к руководству Ярославской области. А именно – к Председателю регионального Правительства Дмитрию Степаненко. И получить хороший подряд. Во всяком случае, в кулуарах ведутся такие разговоры. Разумеется, все они – неофициальные. Тем не менее, на объектах ГК «ЕКС» действительно работает техника с 37-ми номерами. А вот как она сработает в итоге, станет понятно в ближайшие два месяца.
Наконец, пара слов о двух подрядчиках, работающих в Тутаевском районе. Константиновскую дорогу делает ООО «ТК «Восток Запад Транзит» (вроде как, имеющая белорусские корни). Напомним, что объект попал в программу дополнительно. Контракт был подписан только 3 июня. Тем не менее, работы на трассе практически завершены. И, похоже, вполне успешно. Две улицы в Тутаеве делает небольшая компания «ПрестижСтрой». Если верить данным ЕГРЮЛ, её уставной капитал составляет всего 10 тысяч рублей, но среди заказчиков выступают сплошь муниципальные и государственные учреждения. Фирма вышла на площадку одной из первых, завершение контракта было запланировано на середину июля. Однако данные сроки однозначно не будут выполнены. В качестве оправдания подрядчик ссылается на плохую погоду в июле. Пока оправдание и вправду можно «пришить к делу». Но ключевое слово здесь – «пока». И это «пока» - не бесконечно. А темпы работ, увы, не отличаются быстротой. Не получилось бы как в той поговорке: начали «за здравие», закончили «за упокой». Впрочем, по сравнению с Ярославлем это ещё «цветочки».
Как мы писали выше, в Ярославле по программе «БКАД» на сей раз делают 9 объектов. Речь о строительстве 3 участков улиц, капитальном ремонте 1 трассы и обыкновенном ремонте 5 магистралей. Все они отражены в таблице 3. Общая протяженность всех дорог – более 18 километров, совокупная стоимость работ – порядка 1,4 миллиарда рублей. Правда, первоначально речь шла о 15 километрах и 1 миллиарде рублей. Возможно, игра цифр объясняется контрактом на капитальный ремонт Тутаевского шоссе. Он двухгодичный (заканчивается в октябре 2020). Очевидно, основная масса работ пройдёт в следующем году. Как бы то ни было, деньги в любом случае немалые! А перечень объектов не столь велик (в предыдущие пару лет в Ярославле делали 29 и 23 улицы соответственно). Казалось бы, трудись – не хочу! Однако доблестная администрация Владимира Волкова, если называть вещи именами, умудрилась полностью провалить подготовку к реализации программы.
Таблица 3. Ремонтные работы на дорогах муниципального значения по программе «БКАД» в 2019 году в городе Ярославле.
Наименование улицы |
Протяженность участка, км. |
Стоимость работ по контракту, тыс. руб. |
Подрядная организация |
Улица Лескова (строительство участка от проспекта Фрунзе до улицы Дядьковской) |
0,44 |
27 951 |
АО «Ярдормост» |
Улица Панина (строительство участка от улицы Строителей до Тутаевского шоссе) |
0,7 |
100 001 |
АО «Ярдормост» |
Улица Красноборская (строительство участка от улицы Сахарова до улицы Университетской) |
1,26 |
112 503 |
АО «Ярдормост» |
Улица Гагарина |
2,13 |
71 112 |
АО «Ярдормост» |
Проспект Дзержинского |
1,75 |
120 271 |
АО «Ярдормост» |
Красноперевальский переулок |
1,7 |
37 770 |
АО «Ярдормост» |
Улица Угличская |
3,42 |
114 928 |
АО «Ярдормост» |
Улица Республиканская |
3,0 |
118 248 |
ООО «ДЭП-57» |
Тутаевское шоссе (капитальный ремонт от улицы Елены Колесовой до улицы Большой Норской) |
3,7 |
698 300 |
АО «ГК «ЕКС» |
Судите сами. Напоминаем, что по требованию федерации все контракты должны были заключить до начала лета. В Ярославле до 31 мая не было ни одного. Более того: на последней неделе последнего весеннего месяца состоялся всего один конкурс – по улице Республиканской. Подряд достался ООО «ДЭП-57». Все остальные дороги расторговали уже в июне (несколько раньше других – участок улицы Панина). А к «основным» работам по большинству объектов фактически приступили только к середине лета. Тем самым, потеряв два полноценных месяца. В качестве официального оправдания в мэрии «пришили» новые технические требования федералов (предварительные национальные стандарты), из-за которых пришлось вносить изменения в проектно-сметную документацию (что и привело к смещению сроков). Но такое оправдание выглядело жалким и не выдерживало никакой критики.
ПНСТ действительно внесли свои коррективы. Однако на уровне области, а также в соседних регионах (например, в том же Иванове) почему-то всё успели вовремя. Выходит, проблема заключалась в работе самой городской администрации.
По имеющимся сведениям, пакет документов для проведения конкурсных процедур был направлен в областной департамент государственного заказа только 10 апреля, однако был подготовлен с большими замечаниями. Возможно, именно это и послужило основным поводом для задержки. Повторимся, это неподтверждённые данные. А вот увольнение нескольких сотрудников «Агентства по муниципальному заказу ЖКХ» мэрии Ярославля и смена его директора – уже факт. И косвенное доказательство нашего предположения. Хотя сваливать всю вину на рядовых исполнителей, конечно, вряд ли правильно. Но зато вполне соответствует традиции российской бюрократии. К слову, новым и.о. директора Агентства был назначен Ярослав Овчаров, бывший руководитель «Ярдормоста». Уж не для того ли, чтобы обеспечить максимально быструю и комфортную приёмку объектов осенью? Но это вновь не более, чем предположение.
Как бы то ни было, работы начали очень поздно. Замена коммуникаций и июльские дожди удлинили их ещё больше. Понятно, что ярославцы в любом случае испытывали бы неудобства. Однако в случае своевременного проведения торгов они могли бы закончиться до 1 сентября, когда завершается сезон отпусков и летних каникул. Теперь рассчитывать на это явно не приходится. Остаётся крепиться и терпеть! Большинство работ должны закончить в октябре. Но отнюдь не 1 числа, о чём неоднократно говорилось и также неоднократно требовалось в вышестоящих инстанциях. По разным объектам сроки стоят и на 20, и даже на 30 октября. Что, конечно, совсем не комильфо. Ибо если сентябрь ещё может быть тёплым, то октябрь, как правило, выдаётся классическим осенним месяцем. Соответственно, о каком качестве может идти речь? Вопрос, понятное дело, риторический.
Мы привели примеры, касающиеся исключительно программы «БКАД». Хотя проблемы в дорожном хозяйстве Ярославля связаны не только с ним. Достаточно вспомнить многострадальный конкурс на ямочный ремонт (и контракт, заключенный только в мае). Или Добрынинский мост, который начал разваливаться так и не дождавшись реконструкции (сейчас он перекрыт, а к работам приступят не раньше августа). И много что ещё. В качестве резюме можно привести итоги недавней проверки Общероссийского народного фронта, которая признала дороги Ярославля одними из худших в стране. Конечно, мнение общественности не всегда бывает абсолютно объективным. И каждый решает сам, насколько к нему прислушиваться. Но всё-таки это – ОНФ. И, как минимум, неприятный осадок точно остаётся. А говоря по-хорошему, после таких проверок должны следовать определённые выводы. В том числе кадровые. Если руководители на местах заваливают работы уже по федеральным проектам – это дно. И дальше падать уже некуда. Нужно что-то менять. И отнюдь не только старый асфальт.
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ