Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

14.02.2024
Ярославль
2289
ПОПОЛУЧИЛИ – ВЕСЕЛИЛИСЬ, ПРИСТУПИЛИ – ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

Нетривиальная задачка для школы муниципального управления: как успеть освоить деньги и не облажаться с работами по благоустройству в наступающем сезоне?

ПОПОЛУЧИЛИ – ВЕСЕЛИЛИСЬ, ПРИСТУПИЛИ – ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

         В 2024 в городах и районах Ярославской области будет очень много работы. Из федеральной и региональной казны перечислены значительные средства, чтобы не только привести в божеский вид существующее муниципальное хозяйство, но и сделать кое-что новое. Только на местные дороги выделяется 5 различных видов дотаций и субсидий. Притом, как по общероссийской линии (национальный проект «БКД»), так и по собственной инициативе области (например, ремонт грунтовых дорог). Ещё предстоит благоустроить не менее 100 дворов, полсотни спортивно-игровых площадок и мест для выгула животных, 27 общественный территорий, сделать ряд проектов с использованием инфраструктурных бюджетных кредитов (Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Тутаев, Пошехонье, Новый Некоуз и другие), завершить порядка 10 социальных объектов капитального строительства. И это – лишь основные пункты из длинного перечня того, что должны будут сделать муниципалы в ближайшие месяцы. С одной стороны, за них можно порадоваться: деньги есть, цели ясны, задачи определены. В общем, за работу, товарищи! С другой – переварить столь значительный объём без риска получить «несварение» (а то и чего похуже) весьма и весьма непросто. По большинству объектов сейчас в лучшем случае готова проектная документация. Но впереди ещё государственная экспертиза, проведение аукционов, выбор подрядчиков, заключение контрактов. Пройти данный путь в Правительстве области настойчиво рекомендуют до 1 апреля. Однако на практике это получается далеко не всегда. Равно, как и выполнить сами работы до сезона дождей и холодов. В итоге каждый год на местах наступают на одни и те же грабли. Это можно «понять и простить», когда речь идёт об относительно небольшом количестве объектов и грех, как говорится, невелик. Но когда масштабы работ существенно возрастают, вместе с ними растут и риски срывов. Которые ещё и усугубляются дефицитом кадров в местных администрациях и недавним перераспределением полномочий между поселениями и районами. Так что справятся ли муниципалы со свалившимся на голову счастьем – пока большой вопрос.

 

Счастье вдруг в тишине постучало в двери…

          Фронт работ в городах и районах края в 2024 году действительно очень широк. И цифры, которые мы приведём ниже, в полной мере это подтверждают. Притом, коснёмся мы только тех объектов, которые либо составляют муниципальное имущество и находятся на соответствующем балансе, либо неразрывно с ним связаны (к примеру, парки или спортивно-игровые площадки, которые находятся на муниципальной земле). По этой причине мы оставим за скобками, к примеру, капитальные ремонты местных учреждений здравоохранения (поскольку последние уже несколько лет относятся к государственной собственности региона). Однако список и без того будет внушительный.

 Дорожные работы в районах-1.jpg        Самая крупная статья расходов – местные дороги. По официальной информации Правительства Ярославской области, для борьбы со «второй российской бедой» в муниципальных районах и городских округах в текущем сезоне предусмотрено 7,5 миллиарда рублей. Понятно, что наиболее значительная доля из указанных средств достанется Ярославлю и Рыбинску (2,91 и 1,72 миллиарда рублей соответственно). Кроме того, на первом в новом году заседании областной Думы 13 февраля были приняты изменения в бюджет, согласно которым двум крупнейшим городам за счёт поступлений от штрафов за нарушения ПДД и весогабаритных параметров будут выделены дополнительные субсидии. В Ярославль направят 250 миллионов, для Рыбинска предусмотрено 500 миллионов рублей.

         Если разбирать «постатейно», то в областной столице большая часть денег (1,88 миллиарда рублей) предусмотрена на ремонт уличной сети по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги». В плане значится порядка 20 объектов. Правда, многие из них начали делать ещё в 2023 году в рамках опережающего развития и двухгодичных контрактов. Впрочем, та же история будет и в нынешнем году. Список дополнительных улиц за счёт средств 2025 года уже имеется. Кроме того, порядка 570 миллионов выделено на приведение городских дорог в нормативное состояние по поручениям губернатора, 240 миллионов – на замену покрытия проездов к социальным объектам, 208 миллионов – на содержание УДС (персональная ежегодная субсидия городу) и 7,5 миллиона – на ремонт грунтовых дорог в частном секторе.

 Дороги-1.jpg        Другие муниципальные образования также не остались обиженными. Так, в пределах Ярославской агломерации по линии «БКД», помимо областного центра, также будут делать местные дороги в Тутаеве и Ярославском районе. В совокупности, на них заложено 150 миллионов рублей. Как и в Ярославле, во всех городских округах и муниципальных районах продолжат ремонтировать проезды к учреждениям социальной сферы (за вычетом столицы «Золотого кольца» финансирование работ составит 360 миллионов) и приводить в порядок отдельные дороги по поручению Правительства региона (финансирование свыше миллиарда рублей, не считая объектов в Ярославле).

         Кроме того, для муниципалов предусмотрена традиционная субсидия из областного бюджета на дорожное хозяйство в объёме 500 миллионов рублей. Наиболее крупные суммы здесь получат Рыбинск (62,5 миллиона), Ярославский район (51,3 миллиона) и Переславль-Залесский (41,8 миллиона). Наконец, 250 миллионов дадут на приведение в порядок грунтовых дорог в сельской местности и 100 миллионов – на ремонт асфальтового покрытия территорий детских садов (в Ярославле, Рыбинске, Переславле-Залесском, Угличе, Тутаеве, Ростове, Пошехонье, Борисоглебском, Некрасовском, Рыбинском и Ярославском районах).

         Наполеоновские планы намечены и по государственной программе «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области». И тоже по нескольким направлениям. Во-первых, во всех 3 городских округах и 16 районах выполнят благоустройство 27 общественных пространств. Финансирование данных мероприятий составляет 538,5 миллиона рублей, из которых средства местных бюджетов составляют только 30 миллионов. Остальное дают область и федерация.

Благоустройство-5.jpg         Во-вторых, в 2024 году опять-таки по всему региону планируется благоустройство 100 дворов, 20 отдельных детско-спортивных площадок и 32 площадок для выгула животных, а также завершение работ на 67 объектах 2023 года. Общий бюджет проекта составит 700 миллионов рублей, средства выделены из областного бюджета. В-третьих, в нынешнем сезоне впервые будет реализовано отдельное мероприятие по благоустройству небольших сельских территорий, на которое заложено 100 миллионов рублей (также из региональной казны).

         В-четвёртых, в Ярославле стартуют работы по реконструкции пешеходного пространства, которые начнут с улицы Кирова и Депутатского переулка. На мероприятия предусмотрено 450 миллионов рублей. Непосредственно к работам могут приступить уже летом после завершения проектирования и прохождения экспертизы. В дальнейшем пешеходное пространство в центральной части города планируют расширить до 6 улиц, но это – тема отдельного разговора. Тем более, что задумка весьма и весьма спорная.

Ярославль, улица Кирова.jpg

         В-пятых, в 2024 году будут продолжены мероприятия по организации художественной подсветки архитектурных достопримечательностей в населенных пунктах Ярославской области. Её установят не менее, чем на 60 объектах. Финансирование составит 309 миллионов рублей за счёт областного бюджета. Наконец, в-шестых, за счёт так называемых инфраструктурных бюджетных кредитов сразу в нескольких населённых пунктах Ярославской области планируются масштабные работы – от капитального строительства, ремонта дорог и инженерных коммуникаций до обустройства объектов туристической инфраструктуры.

         Притом, затронут они не только города (Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Тутаев), но и небольшие населённые пункты (Брейтово, Новый Некоуз, посёлок Волга и другие). Финансирование составляет сотни миллионов рублей. Правда, проекты рассчитаны, как правило, на 2-3 года. Кроме того, ещё в двух городах – Гаврилов-Яме и Любиме, будут реализованы проекты благоустройства общественных пространств, ставшие победителями Всероссийского конкурса под эгидой Министерства строительства и ЖКХ России. Одним словом, здесь тоже есть, где разгуляться.

Школа на Большой Фёдоровской.jpg         И в завершении – пара слов о капитальном строительстве. Главным образом, оно идёт в рамках адресной инвестиционной программы Ярославской области, затрагивает значительную часть муниципальных образований, и также весьма разнообразно. Так, в Ярославле планируется завершение строительства двух общеобразовательных школ на Большой Фёдоровской улице и Московском проспекте, возведение детского сада в 12 микрорайоне в Брагино, реконструкция бассейна «Лазурный». Плюс – продолжение работ в Волейбольном центре, строительство нового корпуса областной детской больницы и трёх модульных поликлиник во Фрунзенском и Кировском районах. Но это, как было отмечено в начале статьи, уже объекты не муниципального уровня.

Волейбольный центр.jpg

         В Рыбинске будет продолжение капитального ремонта моста через Волгу и строительство крытого ледового тренировочного корта, в Угличе – завершение работ по строительству второго корпуса средней школы № 5 на Ленинском шоссе, в Пошехонье – возведение банно-оздоровительного комплекса, в Тутаеве – ледовой арены, в Мышкине – детского центра. 

Ледовый корт в Рыбинске (проект).jpg

А в Ярославском районе будет сразу три объекта – строительство общественно-культурного центра, школы в посёлке Заволжье и многофункционального центра в деревне Пестрецово. Таким образом, и здесь фронт работ очень широк. 

 

По Сеньке ли шапка?

         С масштабами и планами разобрались. Но хотелось бы понять: а успеют ли муниципалы проглотить столь значительные объёмы работ, не потерять вложенные бюджетные деньги и в целом не ударить в грязь лицом? Абсолютно точно и предельно откровенно ответить на этот вопрос, пожалуй, не смогут даже в самих местных администрациях. Мы тоже не астрологи, поэтому не будем гадать на кофейной гуще. Но вместо этого выделим три основные причины, которые могут помешать достижению обозначенной выше благородной цели.

Дорожные работы в районах-2.jpg         Первая причина – это распределение полномочий в муниципальных образованиях. Данный аспект крайне важен, к примеру, в дорожной сфере. Ранее «Клуб социологов» уже писал, что в конце осени с подачи губернатора Михаила Евраева был принят областной закон, который передал вопросы содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения от поселений на уровень районов. После чего последние (во всяком случае, по формально-юридическим основаниям) стали обязаны вести всю работу на этом более чем трудном направлении (от проведения торгов и исполнения полномочий муниципального заказчика до приёмки) не только по районным объектам, но и по всей улично-дорожной сети поселений (которая, к слову, зачастую куда более протяжённая, чем собственно районная).

         Инициатива вызывала очень неоднозначную реакцию. Какие-то поселения и даже целые районы были рады такому повороту событий. Но в некоторых (к примеру, в Большесельском, Брейтовском, Некоузском, Пошехонском, Ростовском, Угличском районах) высказали целый ряд опасений. Так, с мест заявляли, что централизация полномочий по ремонту и содержанию дорог приемлема скорее для крупных проектов, а для небольших объёмов неэффективна. Кроме того, она может быть чревата потерей оперативности.

         К примеру, после очередного снегопада район может выделить технику на расчистку улиц в отдалённом селе только через несколько дней. В то время, как в поселении с этой работой справятся куда быстрее. Хотя бы потому, что каждый более-менее толковый глава без лишнего формализма всегда может привлечь для выполнения небольших объёмов работ местное предприятие или индивидуального предпринимателя (законодательство это допускает). Что позволит существенно сэкономить средства и опять-таки повысить оперативность выполнения работ.

         Кое-где действуют и собственные муниципальные учреждения, которые выполняют широкий спектр дорожных и коммунальных работ (к примеру, МКУ «Служба хозяйственного обеспечения Администрации сельского поселения Семибратово» в Ростовском районе или МКП «Веретея» в Некоузском районе). В данном случае есть небезосновательный риск, что они останутся без муниципального заказа и соответствующего финансирования. Что чревато уже сокращением штата и ростом социальной напряжённости в глубинке. Это ещё одна проблема.

         Кроме того, в поселениях опасаются, что передача «дорожных» полномочий приведёт к тому, что приоритет в ремонте и, тем более, строительстве дорог будет отдаваться районным трассам и улицам районных центров. В то время, как в сельских населённых пунктах работы начнут выполнять, так сказать, «по остаточному принципу». Как говорится – сначала «парадный фасад», потом – всё остальное. И такие прецеденты уже есть (к примеру, по имеющимся сведениям, в Тутаевском районе). Так что данное опасение также не лишено оснований.

 Ростов (благоустройство).jpg        Наконец, в связи с передачей новых обязанностей в районы, выполнение новых полномочий потребует увеличение штата специалистов в их администрациях. Что, в свою очередь, повлечёт за собой повышение расходов на содержание районных органов местного самоуправления. Так мы плавно подошли ко второй причине возможных проблем – дефициту кадров. Притом, он касается не только дорожной сферы, но и благоустройства, строительства, ЖКХ и так далее. То есть практически всех основных направлений деятельности, которыми приходится заниматься на местах.

         Нехватка специалистов на муниципальном уровне существовала всегда. Причин тут много: и низкая заработная плата, и крайне ограниченные возможности для самореализации, и желание молодёжи перебраться из глубинки в крупные города, и в принципе небольшое количество населения (к тому же, с постоянной тенденцией к убыли). Инициированная губернатором области политика сокращений, начатая ещё в 2022 году, только усугубила эту проблему. В итоге в администрациях небольших «сельских» районов (Брейтовского, Любимского, Пошехонского и других) решением всех вышеперечисленных вопросов занимаются буквально 3-4 человека. В лучшем случае в помощь им выделен специалист по закупкам.

         Как правило, работают они в местных отделах ЖКХ (названия могут меняться, суть – нет), на которые, помимо дорог, благоустройства, коммуналки и строительства возложены ещё полномочия в сфере тарифного регулирования, природопользования, сельского хозяйства и даже предпринимательства (в зависимости от организационной структуры конкретной администрации). Хотя после сокращений двухлетней давности сплошь и рядом встречаются примеры, когда какой-нибудь ведущий специалист или консультант такого отдела вообще выведен за штат и де-юре устроен завхозом в какой-нибудь местный детский сад или школу. И фактически вынужден тянуть сразу две лямки. Понятно, что при подобном раскладе эффективно выполнять свою работу крайне трудно.

         В крупных районах ситуация, конечно, лучше, и людей там больше. Но и объёмы работ уже совершенно другие. И в ряде случаев количество объектов отличается уже не на порядок, а в разы! А сроки у всех примерно одни и те же. И это – третья проблема, которая может стать ложкой дёгтя в муниципальной бочке мёда. К примеру, по той же программе «Формирование современной городской среды» заключить муниципальные контракты должны уже к 1 апреля. Задача понятная и вполне логичная. Второй весенний месяц нередко бывает вполне тёплый и сухой, поэтому позволяет начать работы, дабы успеть завершить их до осени.

         Однако до заключения контрактов предстоит пройти массу других стадий. Так вот, в большинстве муниципальных образований по состоянию на начало февраля в лучшем случае была готова проектно-сметная документация (ПСД). Совсем хорошо, если она получила заключение государственной экспертизы. Однако в указанный период такие примеры не столь часты. Скажем, в одном из крупных районов в южной части области к 1 февраля такой был в единственном числе (из примерно дюжины дворовых и общественных территорий). В свою очередь, больше половины проектов находились в «Яргосстройэкпертизе» (теоретически, они могут пробыть там несколько недель). В трёх случаях просто имелась ПСД. И в одном случае проект ещё находился в разработке.

Благоустрйоство-2.jpg         А ведь даже после получения положительного заключения экспертов работы нужно выставить на торги, провести их (порой этой удаётся далеко не с первого раза), подписать контракт (бывает, что дело срывается и на этом этапе) и лишь после этого приступить к работам. Так что, скорее всего, сроки будут сдвинуты. То же самое касается и тех же дорог. А дальше, как говорится, всё зависит от опыта и работоспособности подрядчика и от принципиальности и добросовестности муниципального заказчика.

         Если хоть одно из этих условий нарушается, срывы практически неизбежны. И прошлые годы это наглядно подтверждали. Если посмотреть подборку новостей про тот же проект «Наши дворы», то сроки его окончания, публично озвученные властями, неоднократно сдвигались. И вместо 1 сентября вдруг всплывал конец месяца, потом октябрь, а завершение работ происходило вообще в середине ноября. Само собой, подобные вещи не проходят без ущерба для качества. Ибо погода к концу осени погода уже вовсю «шепчет».

         Помимо дворов то же самое касалось и благоустройства парков (взять те же скверы на площади Труда или Павловскую рощу в областном центре, а также объекты в Угличе и посёлке Пречистое). А если вспомнить дорожную тему, то в Ярославле несколько проездов к социальным объектам в Дзержинском и Заволжском районах не могли доделать вообще два года. И сейчас будут пытаться отремонтировать в третий раз.

         Разумеется, мы не хотим сказать, что все муниципалы поголовно срывают сроки и «гонят брак». Конечно, нет. И в прошлом году тот же Рыбинск, а также целый ряд небольших и «средних» районов справились с работой вполне успешно. Во всяком случае, в том, что касалось дворов, общественных территорий и проездов. Но были и неудачные примеры в Ярославле, Ростовском, Рыбинском, Тутаевском районах. И это тоже нельзя списывать со счетов. Повторимся, не всё, но очень многое в данном случае зависит от качества муниципального управления. Притом, как от личности главы, так и от уровня структурных подразделений администраций и их руководителей. Что касается нынешнего сезона, то, полагаем, что первые выводы о его результативности можно будет сделать уже в начале лета. А окончательная картина станет ясна в сентябре. Тогда же можно будет ответить на вопрос, для кого из «эффективных менеджеров» шапка оказалась по Сеньке.

 

 

                                                                                                                       ВИКТОР ПАРФЁНОВ

 


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?