Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

28.11.2016
Ярославль
1276
О СТРАТЕГИЯХ, КОНЦЕПЦИЯХ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ДЕЖАВЮ

Как не превратить 10 точек роста в 1 порочный круг

Может ли "10 точек роста" превратиться в системную программу развития Ярославской области? Потенциально может. Но есть и большие сомнения. И заключаются они не только в экономическом кризисе, которому конца и края не видно, но и в широчайшем размахе мысли. Пока получается планов громадье, а ресурсов-то... Хотя эксперты, приглашенные на разработку программы, почти все сплошь уважаемые люди. И свежие для власти, незаезженные. За редким исключением...

О СТРАТЕГИЯХ, КОНЦЕПЦИЯХ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ДЕЖАВЮ

3 ноября Дмитрий Миронов дал Правительству области поручение разработать комплексную программу социально-экономического развития нашего региона с эпическим названием «10 точек роста». 

PIC_2001_JPG.jpg

Этого события ждали едва ли ни с момента его назначения на губернаторский пост. И ждали с нетерпением. В том числе в «Клубе социологов», резиденты которого даже набрались наглости и осмелились предложить собственные наработки на ближайшую перспективу. И вот – свершилось. Через две недели после поручения своего шефа расторопный Дмитрий Степаненко уже организовал первое совещание по разработке будущей программы с руководителями экспертных групп. Что же мы видим? Увы, информации пока катастрофически мало. Очевидно, сказывается влияние бывшей профессии новых руководителей с присущей ей нелюбовью к публичным выступлениям и повышенной секретностью во всём и вся. Но даже несмотря на информационный дефицит, первое впечатление от начавшегося процесса – ощущение некоего дежавю.

Кажется, что всё это уже было: стратегии, концепции, «дорожные карты», кейсы, мониторинги и прочие новомодные заграничные словечки, столь любимые нашими элитами и постоянно употребляемые ими, несмотря на высокий градус антизападной риторики. Но вот ведь какая штука. Если власть «печёт» новые программы развития области на среднесрочную (а то и дальнюю) перспективу как горячие пирожки, то получается, что предыдущие планы или оказывались нежизнеспособными, или как минимум нуждались в серьёзной доработке. А это уже совсем не стратегическое планирование. Это нечто совершенно иное. Разовое, сиюминутное, эфемерное. И больше напоминающее пиар-акцию власть предержащих, нежели реальное желание направить область на светлый путь развития. Сможет ли нынешняя программа утвердиться «всерьёз и надолго»? Судя по первым шагам, процесс точно будет непростым, а работа может столкнуться с многочисленными трудностями.

Экскурс в историю или тяжкий груз прошлых лет

Оставить свой след в истории в качестве великого стратега хотел едва ли не каждый Губернатор. Желание, в общем, понятное и даже закономерное. Вот только с реализацией получалось как у сборной России на Евро-2016. То есть не получалось. Дабы не быть голословными, совершим небольшой экскурс в историю. Если посмотреть ретроспективу последних 10 лет, то в начале утвердили Стратегию социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года. Произошло больше 9 лет назад, ещё при Анатолии Лисицыне. Для соблюдения всех формальностей даже было издано постановление Губернатора за номером 572. Прошли годы. Лисицына сменил Вахруков, а того - Ястребов. У которого, судя по всему, был собственный взгляд на направление движения области. 
Народная стратегия Ястребов - рисунок 1.png
В результате родилась новая Концепция социально-экономического развития – на этот раз, до 2025 года. Указ о её создании был подписан 27 февраля 2013 года. А уже на следующий день Сергей Ястребов отрапортовал об этом на заседании областной Думы. Предвосхищая возможные вопросы, глава региона как бы спрашивал сам себя: «чем нас не устраивает стратегия развития региона, утвержденная несколько лет назад?». И тут же сам себе отвечал: «Документ во многом правильный, но, не актуальный, забытый и, в значительной степени не реализованный». Это к вопросу об эффективности, про которую мы упоминали в начале статьи. Но чего смог добиться сам Ястребов? И стала ли его программа «актуальной», «не забытой» и «реализованной»? Давайте посмотрим. Начиналось всё вполне бодро. Было подобрано соответствующее название - «Народная стратегия Ярославии». Ещё немного – и дотянули бы до духовных скреп. Но потом что-то пошло не так. Авторы выбрали несколько базовых направлений - от развития туризма и бизнес-среды до загадочного «человеческого и социального капитала» (Карл Маркс нервно курит в сторонке). После чего «для разработки конкретных политик по каждому из этих направлений создаются девять стратегических целевых команд… К работе в них приглашены эксперты, общественные деятели, неравнодушные жители области. На первом этапе все команды должны будут выработать первые эскизы политик по своим направлениям и обнародовать их на краудсорсинговых площадках...». 
Народная стратегия Ястребов - рисунок 2.png
Это цитата с официального сайта областного Правительства. Сильно сказано, правда? Не хочется никого обижать. Но прежде, чем приглашать к работе «неравнодушных жителей области», неплохо бы научиться излагать мысли по-русски. Раз уж стратегия получила гордое звание «народной». В противном случае это какой-то «междусобойчик для своих». Кстати, о «своих». Не возьмёмся оценивать общий качественный состав привлеченного к разработке сообщества. Но отдельных его представителей экспертами можно было назвать с очень большой натяжкой. А некоторых и вовсе нельзя! А посему ценность их мнения в масштабах области, мягко говоря, оказалась невелика. Опять же, без обид. Что же касается продекларированных в Концепции установок (собственно, это и есть самое главное), то многие из них просто не выдержали проверку временем. В этом плане документ вообще можно разобрать на цитаты. Притом, несоответствие желаемого действительному проявилось как в глобальных, так и в локальных вещах.


Например, один из главных тезисов: «к 2025 году Ярославская область должна … попасть в 20-ку лучших регионов России по уровню экономического развития». На одном из ярославских форумов решили оценить реалистичность заявленных показателей. Выводы оказались неутешительными. Так, было установлено, что для создания указанного количества рабочих мест («обеспечить к 2020 году создание или модернизацию 240 тысяч высокопроизводительных рабочих мест») в регионе ежегодно приходилось бы вводить чуть ли не сотню предприятий или учреждений. А прогнозное значение валового регионального продукта («достижение целевого значения ВРП – 1 410 миллиардов рублей к 2025 году предполагает среднегодовой темп роста ВРП на уровне 12,5%») при существующем уровне инвестиций вообще было завышено в разы!

Народная стратегия Ястребов - 2.jpg

Ещё хуже вышло дело с «прогнозами» в социальной сфере. Из песни слов не выкинешь. Поэтому опять-таки возьмём пару цитат из выступления Сергея Ястребова в областной Думе в феврале 2013 года. Каким красивым всё казалось тогда! Просто песня! «Если мы хотим заботиться о здоровом поколении, то нужно увеличить размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности». С 1 января 2015 года эта выплата (1000 рублей) была не то, что не увеличена, а вообще отменена! Или вот ещё: «мы должны в ближайшие 2-3 года полностью удовлетворить потребность в местах в детских садах для детей в возрасте от 3 до 7 лет, в 2017 году – полностью ликвидировать дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях». До наступления 2017 года остался фактически один месяц. По программе, изначально предусматривающей строительство 18 детских садов (позже, правда, их число сократили до 13), реально сдано 6! И то не без проблем. Оставшиеся 7 продолжают ждать своего часа. Притом, 3 из них (все – в Ярославле) - на стадии фундамента. Кстати, ежемесячная выплата на детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (4925 рублей) также была отменена с 2015 года. Это к вопросу о «человеческом капитале» и прочей «развесистой клюкве». Ну и «на закуску»: «предлагаю … выделить дополнительные средства и построить не менее 50 спортивных площадок … кроме того, предлагаю построить в области в ближайшие 3-5 лет как минимум 5 бассейнов». Что ж, площадки (или как их окрестили чиновники – плоскостные сооружения) в области действительно строились. И даже можно сказать, массово. Вот только качество такого строительства зачастую было просто отвратительным. Что не раз становилось предметом критики. Но об этом чуть позже. Что касается бассейнов, то их особо не наблюдается (если не брать во внимание пару детских садов и спорт-центров). Ни в Ростове, ни в Брагино, ни даже в Заволжском районе (пока стройка там не закончена). Возможно, приход Ильи Осипова (известного своими достижениями на ниве плавания) в Государственную Думу позволит сдвинуть дело с мёртвой точки. Но пока все печально.

Все приведенные выше данные – это даже не анализ, а так – беглый обзор. Но даже его хватает, чтобы понять: предложенная Концепция оказалась весьма и весьма далёкой от реальности. Выводы о ценности такого документа уважаемые читатели смогут сделать сами. Ровно, как и о глубине его экспертной проработки.

Попытка Миронова

И вот, в регионе произошла очередная смена власти. Ястребов ушёл, его концепция забылась (как в своё время лисицынская), а место в кресле Губернатора занял Дмитрий Миронов. И некоторое время спустя чётко и по-военному поручил Правительству разработать очередную комплексную программу развития области. Возможно, эта попытка окажется, наконец, удачной. А сама программа – по-настоящему жизнеспособной. По сравнению со стратегией Ястребова у неё уже есть как минимум один явный плюс. Это сроки реализации. Если Сергей Николаевич отводил на экспертную обкатку и прочие телодвижения чуть ли не полгода (с февраля по сентябрь), то у Дмитрия Юрьевича столько времени нет (не будем забывать про скорые выборы). Итог – на всё про всё три месяца – до 3 февраля. Радует и состав экспертных групп. К работе подключили немало свежих лиц, а большинство руководителей – люди по-настоящему компетентные и уважаемые. Среди них можно назвать Игоря Казина (генеральный директор Сети туристических агентств «ЯРОБЛТУР»), Марию Можейко (заведующая кардиологическим отделением ГБУЗ ЯО «Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн), Александра Сорокина (президент НП СП «Буревестник-Верхняя Волга»), Игоря Елфимова (председатель Совета директоров ОАО «Ярославский речной порт»), Григория Лугузинского (генеральный директор ООО «Возрождение») и ряд других. Встречи будут происходить по усмотрению руководителя группы, но не реже одного раза в месяц. В каждую комиссию включается от 8 до 12 человек. А вот дальше начинаются вопросы. К сожалению, не сильно весёлые. Возможно, причина их появления – тот самый дефицит информации о проекте. И со временем они отпадут сами собой. Но пока мы считаем необходимым их озвучить. Возможно, наши «размышления вслух» будут даже полезны для работы экспертных комиссий.

PIC_0962_JPG.jpg

Во-первых, не вполне понятен сам выбор 10 точек роста. Дмитрий Степаненко озвучил их на той самой первой встречи с общественностью. Итак, речь идёт о:

· повышении качества и доступности медицинских услуг;

· развитии массового спорта;

· обеспечении доступности и повышению качества образования;

· обеспечении граждан доступным и комфортным жильем и расселении ветхого и аварийного жилья;

· повышении инвестиционной привлекательности и улучшении делового климата;

· развитии стратегических отраслей (промышленность, АПК, туризм, IT);

· развитии малого и среднего бизнеса;

· развитии дорожной сети и ремонте дорог;

· обеспечении доступности и качества транспортных услуг для населения

· повышение эффективности работы и открытости органов власти.

Получается, программа нацелена на … да на всё! И, возможно, даже больше (кто его знает, что ещё можно скрыть в загадочном определениии «развитие стратегических отраслей»). А развивать всё и сразу, притом делать это хорошо, в истории мало кому удавалось. И в этом может быть определённая сложность. Впрочем, логика авторов идеи могла быть следующая: в первую очередь надо решать насущные проблемы. А насущные проблемы у нас везде. Значит, и программа должна быть максимально широкой. Что ж, почему бы нет. К тому же, по имеющимся направлениям налицо явные пересечения с «Народной стратегией» Ястребова. Что является лишним подтверждением её несовершенства. Если бы она была реализована хотя бы на «троечку», новая команда сосредоточилась бы на иных приоритетах. А так приходится работать со старыми песнями о главном.

Во-вторых, несмотря на хороший экспертный состав в целом, выбор отдельных кандидатур также не совсем ясен. Например, экспертную группу «Дороги» возглавил Алексей Фёдоров. Что известно о нём? 33 года. «Возраст Иисуса Христа, а что я сделал?» - воскликнул бы известный сын турецкого подданного. Сделал Алексей Александрович не так мало. Во всяком случае, в плане трудовой книжки ему есть что предъявить. В 26 лет назначен заместителем директора департамента дорожного хозяйства и транспорта. Потом стал директором ГБУ «Яроблтранском». В настоящий момент трудится в качестве ведущего инженера службы корпоративного управления Северной железной дороги. Непосредственное отношение к которой долгое время имел и его отец. Кстати, не кто иной, как бывший первый заместитель Губернатора Лисицына и нынешний председатель Общественной палаты г. Ярославля Александр Фёдоров. В области он человек, безусловно, авторитетный и уважаемый. Но в данном случае это не имеет отношения в вопросу. Собственно, никто не отрицает и профессиональных качеств Фёдорова-младшего. В конце концов, аргументы, позволяющие утверждать обратное отсутствуют. Точно также никто не хочет сказать, что на детях элиты природа всенепременно отдыхает. Совершенно не факт! Но дело не в этом. Речь, как отметили в самом Правительстве, идёт о признанных профессионалах. И возникает резонный вопрос: неужели не нашлось никого более признанного, чем 33-лётний молодой человек (пусть даже трижды талантливый), стаж работы по специальности у которого составляет лет 12. В лучшем случае – 15. Тем более в такой сложной сфере, как дорожное хозяйство. На наш взгляд, на роль руководителя здесь гораздо больше подошли бы Евгений Сдвижков, Виктор Лифанов или Виктор Воробьёв, имеющие огромный опыт не только руководящей, но и практической работы. Но это лишь наше мнение. А выбор был сделан иной. Теперь остаётся ждать результатов.

Ещё один вопрос – профиль его работы Алексея Фёдорова. Вот его комментарий «Городскому телеканалу» по итогам первой встречи в Правительстве: «Сегодня по дорогам области в одном и том же направлении двигаются разные виды транспорта, имея и начальные и конечные точки в одном месте. При этом они субсидируются из бюджета, как один вид транспорта, так и второй. При оптимизации подобных маршрутов, при их изучении можно эти потоки либо куда-то перенаправить, либо направить на открытие других маршрутов». Вас ничего не смущает? Речь исключительно о транспортных проблемах. И все основные места службы Алексея Александровича тоже были связаны с транспортной отраслью. А экспертная группа называется «Дороги». О состоянии которых не было сказано ни слова. Ровно, как и о мерах по решению проблем этой отрасли. Откровенно говоря – странно.

Репина.jpg

Также не вполне понятен выбор в качестве руководителя экспертной группы «Образование» заместителя директора профильного департамента Ярославской области Алевтины Репиной. Опять же, никто не собирается ставить под сомнения её профессиональные качества. Но всевозможные экспертные группы всегда старались формировать за счёт «приглашённых» специалистов, не связанных с государственной службой. А появление чиновника в рядах разработчиков программы (да ещё по такому сложному и болезненному направлению, как образование) несколько нивелирует «общественный» статус проекта. По такой же логике к работе можно было привлечь, например, депутатов областной Думы. Хотя бы тех, кто трудится на непостоянной основе. Того же директора Угличского механико-технологического техникума Александра Неберта. Но этого не произошло. К тому же, присутствие в качестве руководителя экспертной группы представителя главного распорядителя бюджетных средств (коим является департамент) может накладывать и определённые моральные ограничения. Члены комиссии попросту постесняются лишний раз затронуть финансовые вопросы. А без них никуда.

Мы плавно подошли к третьему вопросу – о методах работы экспертных групп. Какими они будут? И какая задача стоит в качестве приоритетной? Исключительно определение болевых точек? Или всё-таки поиск решений указанных проблем? По всей вероятности, и то, и другое. Но в таком случае по большинству направлений в обязательном порядке придётся проработать финансовую составляющую государственного участия. В противном случае успеха не будет. А с эти как раз большие проблемы. Возьмём ту же дорожную отрасль. Ситуация там весьма и весьма печальная. На заседании Ярославской областной Думы уже прозвучала информация, что областной дорожный фонд могут существенно «обрезать» (предварительно называлась цифра в полтора миллиарда). Причина – перераспределение доли от акцизов на нефтепродукты от региона к федерации. Возможно, в течение года региону подкинут кое-какие деньги. Но сколько это будет (и будет ли вообще) – бабушка надвое сказала. С транспортом дела и того хуже. Подвижной состав изношен, а на замену денег нет. Что в связи со всем этим может предложить экспертная группа – пока непонятно. Развиваться без дополнительных средств невозможно. А решать локальные задачи типа «оптимизации маршрутной сети города Ярославля» можно и без глобальных областных программ.

Гранько.jpg

Похожие вопросы возникают и по линии экспертного сообщества «Жильё». Им руководит Андрей Гранько, директор по развитию проектов группы компаний «Ярослав Мудрый», известной многими успешными стройками. А в состав группы, помимо собственно строителей, вошли представители «смежных сфер». Среди них – такие известные люди, как директор ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» Александр Гаврилов, заместитель генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» Андрей Епанешников, президент НКО «Фонд «Институт проблем устойчивого развития городов и территорий» Андрей Лукашёв и другие. Хочется верить, что столь высокий ареопаг сможет дать свои рецепты лечения застарелых болезней. Уж больно много их накопилось. В качестве одной из задач, которую озвучил сам Дмитрий Степаненко, стоит расселение ветхого и аварийного жилья. Но о какой перспективе здесь может идти речь, если существующая государственная программа (вместе с соответствующим федеральным и региональным финансированием) заканчивается 1 сентября 2017 года? А анонсированное комплексное развития области, надо полагать, рассчитано всё-таки на более длительный срок. Получается, решать озвученную задачу будут лишь в течение нескольких месяцев? Или как? Конечно, в Москве уже идут разговоры о втором этапе программы расселения. Но пока что никаких руководящих установок на этот счёт не поступало. Значит, и разговор ни о чём. Одним словом, очередная загадка. В принципе, похожие сложности могут быть и с реализацией программы «Жильё для российской семьи» (ещё одно направление работы экспертной группы). Ровно, как и с остальными государственными обязательствами в социальной сфере. Не секрет, что многодетные и молодые семьи продолжают годами ждать земельных участков или квартир. А выделяют их в год по обещанию. И даже очередь из детей-сирот, по которым ситуация с жильём чуть лучше, составляет более 1000 человек. На следующий год для них выделяют 350 миллионов рублей. А нужно хотя бы 500. И это – минимум! Выводы напрашиваются сами собой. Наконец, весьма любопытным представляется вопрос «организации новых форм финансирования строительства жилья по социальным программам, а также строительства необходимой социальной инфраструктуры». О сложностях данного процесса мы недавно писали в статье «Перестройка» по Слепцову. Процесс пошёл?» от 10.11.2016. Не будем повторяться.

Сорокин.jpg

Не менее трудные задачи стоят перед группой «Спорт», председателем которой избран президент НП «СК «Буревестник – Верхняя Волга» Александр Сорокин. Далеко не первый год имеющий отношение к делам физкультурным. И в этом деле разбирающийся. Но!!! ГТО, студенческие команды, поддержка массового спорта – это классно! Только в каком состоянии сегодня находится этот самый массовый спорт? Утверждать, что он будет развиваться сам по себе без какой бы то ни было поддержки, по меньшей мере наивно. А поддержка эта сегодня идёт преимущественно на спорт профессиональный. Ладно, ещё на «Локомотив» - там и результат имеется, и спонсоры свою лепту вносят. А вот ежегодно перечислять по 100 миллионов рублей «Шиннику» - совсем иной коленкор. То, что творится с этим клубом, непрофессионалу понять сложно. Вроде, его регулярно финансируют. Но, несмотря на это, там постоянные проблемы. При этом, все почему-то жалеют футболистов во главе с тренером Побегаловым, которые очень стараются, хотя результат по-прежнему остаётся не впечатляющим. Что делать со всем этим хозяйством – непонятно. Может, у Александра Сорокина найдётся свой рецепт. А он должен найтись. В противном случае массовый спорт так и останется на положении нелюбимого пасынка. В развитие темы не помешает обратить внимание и на те самые спортивные площадки, о которых мы уже говорили. На них тратятся приличные деньги: стоимость одного сооружения может доходить до 4 миллионов рублей. Но уже не первый год они разваливаются на глазах буквально через несколько месяцев после сдачи. Проблему не раз поднимали сами жители, а также депутаты ярославского муниципалитета и областной Думы. Не далее, как в октябре, снова ругались по поводу площадок рядом со школами № 68, 2, 29 и 48 в Ярославле. Кроме того, в рамках программы «Обустроим область к юбилею» не были закончены как минимум три площадки в Большесельском и Пошехонском районах. Вывод: надо или больше спрашивать с подрядчиков, или вообще прикрывать эту «лавочку». Пока не научатся делать нормальные сооружения. Иначе они постепенно будут превращаться в бюджетную дыру. Есть и другие проблемы: ремонты существующих спортивных сооружений (ситуация, когда из-за «сдувшегося» купола манежа в Ярославле спортсмены были вынуждены переносить соревнования в не самые приспособленные помещения в другом городе, конечно, сложно назвать нормальной), затраты на организацию массовых спортивных мероприятий (в тех случаях, когда на разработку логотипов всевозможных «забегов» денег может уходить больше, чем например, на помощь самим спортсменам), так называемая «оптимизация» спортшкол (чем особенно «грешил» экс-градоначальник Малютин). В общем, есть где разгуляться. Был бы толк. Ну и финансы, кончено.

М.Можейко.jpg

Наконец, группа «Медицина». Руководитель - заведующая кардиологическим отделением ГБУЗ ЯО «Ярославский госпиталь ветеранов войн» Мария Можейко. К председателю опять же никаких вопросов. Настоящий профессионал. Известный общественник. Приятный человек. Но цели, озвученные в интервью нескольким областным телеканалам, на наш непрофессиональный взгляд, представляются чрезмерно оптимистичными: «Безусловно, приоритетом будет доступность медицинской помощи, это первичная медико-социальная служба. И, конечно, вопрос встанет о высокотехнологичной помощи, чтобы она продолжала развиваться в Ярославской области, чтобы мы все имели равные возможности с Москвой, Санкт-Петербургом, крупными городами-миллионниками получить то, что имеют они. Думаю, что работа получится: слишком профессиональная группа». Как говорится, дай то Бог! Но на сегодняшний день всё обстоит совсем иначе. Судите сами. Сложно говорить о доступности, когда с 2013 года в сельских районах области сократили сразу 7 родильных отделений? А за 5 лет в регионе было закрыто почти три десятка медучреждений. «Под нож» попали 16 отделений скорой помощи и 21 стационар. Притом, проблемы касаются не только небольших населённых пунктов. Объединение больниц по полной затронуло и Рыбинск, и Ярославль. При этом, новые медучреждения строятся даже не годами – десятилетиями. О том, сколько времени пришлось ждать окончания строительства корпусов местных ЦРБ, могут в красках рассказать жители Гаврилов-Яма или Некрасовского. Да что там ЦРБ, когда обыкновенный офис врача общей практики в Ростовском районе строили 10 лет! На этом фоне в доступность, простите, как-то не верится. И чтобы переломить эту нехорошую тенденцию, нужны: а) мораторий на любую «оптимизацию»; б) завершение начатых строек; в) проведение хотя бы проектных работ по новым учреждениям здравоохранения. Что касается высокотехнологичной помощи, то здесь два варианта. Оба до боли банальные. Или закладывать деньги в собственном бюджете (что маловероятно, учитывая снижение расходов на развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения), или писать заявки на федеральное финансирование. Здесь, как говорится, флаг в руки!

Дюмин.jpg

Мы обозначили лишь некоторые направления. На наш взгляд – самые проблемные. Хотя каждое из них стоит отдельной статьи. Проблем очень много. В этой связи, есть ли надежда на успешную подготовку и будущую реализацию новой программы развития области? На наш взгляд, всё-таки есть. Хотя сомнения велики. Сказывается негативный опыт прошлых лет и многолетнее отсутствие внятной региональной политики по данному вопросу. Впрочем, за последние месяцы у наших соседей появились и вполне успешные примеры. Скажем, у нового губернатора Тульской области Алексея Дюмина. Там стратегия уже разработана. И даже демонстрирует первые результаты. Например, развитие сельскохозяйственного производства, новые продукты в сфере промышленного туризма, планы по строительству перинатального центра, привлечение новых резидентов в местную особую экономическую зону, переговоры по инвестиционным проектам (в том числе по фармацевтическому направлению) и так далее. Вроде бы, там получается. Почему бы не получиться у нас? В противном случае, ни о каком росте речи быть не может. Ни в десяти точках, ни даже в одной. Пар, как и раньше, снова уйдёт в свисток. А развитие обернётся бегом по кругу. И такой вариант, конечно же, не устроит ни жителей, ни руководство области.

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
В России идет реформа здравоохранения. Видите ли Вы на собственном опыте какие-либо положительные результаты этой реформы?