Говорят, что поэт в России больше, чем поэт. То же самое можно утверждать и о бизнесе. Ибо те, кто у нас занимается производством, сельским хозяйством или ведёт предпринимательскую деятельность – это особо калиброванные люди. Предыдущие 30 лет стали для них настоящей школой выживания и испытанием на прочность. Притом, последние два года – испытанием ежедневным. Многие ещё не отошли от последствий коронавируса, которым деловое сообщество переболело вместе со всей страной. К примеру, в Ярославской области половина предпринимателей до сих пор не вышла на уровень до пандемии. Однако перед ними уже новый вызов. Вновь из-за бугра. Но справляться с ним, как всегда, придётся здесь. И сейчас. Многие вообще будут вынуждены перевернуть свой бизнес буквально с ног на голову: полностью перестроить логистические цепочки взамен нарушенных, наладить мосты с новыми поставщиками, заменить импортное оборудование и комплектующие, найти новых и не потерять старых клиентов. И всё это – в условиях колебаний курсов валют, внешнего давления, внутренних спекуляций и полной информационной неопределённости, когда невозможно планировать даже на неделю вперёд. В общем, это вызов, с которым наша страна ещё не сталкивалась. Притом, непонятно, кому в данной ситуации сложнее: крупным промышленным предприятиям или маленьким индивидуальным предпринимателям. И для тех, и для других государством разработаны меры поддержки. Вопрос: будут ли они достаточны, своевременны и эффективны? И не получится ли так, что спасение утопающих станет делом самих утопающих? Точных ответов сейчас не даст никто. Но чтобы найти единственно правильный выход, власти и бизнесу придётся серьёзно переформатировать отношения. Так что как раньше не будет уже однозначно.
Промышленность, к бою!
Полагаем, что не будет преувеличением утверждать: отечественной промышленности объявлена настоящая война. Поэтому нужно готовиться к тяжёлым затяжным боям. Ярославская область здесь не исключение, поскольку доля производства в структуре нашего ВРП всегда была высока (по итогам 2020 г. – 31,3%). Введенные санкции со стороны «недружественных стран» привели серьёзным последствиям для экономики России. Наиболее тяжёлым из них станут логистические проблемы. Ситуацию усугубляет отказ крупнейших контейнерных перевозчиков (Maersk, MSC, CMA CGM, Hapag-Lloyd) и европейских портов от работы с российскими грузами и невозможность оперативно переориентироваться на Китай. Сюда же относится затруднение доступа к импортному сырью и материалам. Притом, как в части оборудования и запчастей для самого производства, так и в плане приобретения комплектующих для выпуска конечной продукции.
Вторая проблема – резкое повышение инфляции. В мартовском опросе Банка России экономисты прогнозировали, что инфляция в стране на конец 2022 года составит 20%. При этом, ожидаемое снижение ВВП составляет 8%, а среднегодовой курс доллара - 110 рублей.
Третья проблема – сжавшийся потребительский спрос (как по причине роста цен, так и из-за осторожного потребительского поведения после мартовского бума). Сегодня многие предприятия, помимо повышения стоимости своей продукции, отменяют всяческие бонусы и скидки, переходят на 100% предоплату, полностью отменяют отсрочки платежа. Что обязательно приведёт к падению уровня продаж.
Снижение сбыта обернётся сокращением выручки. А раз денег станет меньше, начнётся экономия на всем и вся. И в этой связи возникает четвёртая проблема: социальные обязательства перед работниками. Худший сценарий здесь – массовые сокращения и задержки зарплат. Хочется верить, что это крайний вариант. Но полностью исключать его нельзя. По ряду крупных предприятий (ПАО «Автодизель», АО «Русские краски» и некоторые другие) уже подготовлены проекты приказов о введении с мая сокращённой рабочей недели. Если это произойдёт, экономика региона получит кумулятивный эффект: произойдёт падение налоговых сборов, а люди недополучат зарплату, из-за чего снизится потребительский спрос и упадет оборот розничной торговли.
По данным Центра макроэкономического анализа и прогнозирования, выдержки из доклада которого приводит РБК, наибольший вред санкции принесут фармацевтической отрасли: доля лекарств из стран, которые ввели ограничения, составляет почти половину всего конечного потребления фармпродукции в нашей стране (48,2%). На втором месте – отрасли химических веществ и продуктов (44,7% конечного потребления попало под санкции), на третьем – производство самолетов, кораблей, локомотивов (32,2%). Значительная зависимость от импорта из стран, объявивших санкции, также наблюдается в автомобилестроении (27%), изготовлении резиновых и пластмассовых изделий (26,8%), производстве бумаги (19,9%) и электрического оборудования (19,4%).
Практически всё из вышеперечисленного актуально для Ярославской области, учитывая структуру нашей промышленности. В регионе действует полноценный фармацевтический кластер. На автомобиле- и авиастроение завязано производство двигателей (ПАО «Автодизель», ПАО «ОДК – Сатурн», АО «ЯЗДА», ПАО «Тутаевский моторный завод», АО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «АГАТ»), а также шин (АО «Кордиант»), тормозных колодок (АО «ТИИР»), автоэмалей (АО «Русские краски») и другой продукции. Кораблестроение представлено тремя рыбинскими и двумя ярославскими предприятиями. Резиновые изделия – это АО «Ярославль-Резинотехника» и «Ярославский завод РТИ». Химия – два НПЗ (Ярославский и Константиновский), «Ярославский техуглерод», НИИ «Ярсинтез». Электрооборудование – АО «Ярославский электромашиностроительный завод». Производство бумаги – ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» и «Ярославская бумага». И это - только самые крупные объекты.
В общем, масштабы проблем понятны. Что в этой связи предлагает государство? На федеральном уровне возобновляется действие адресных мер поддержки для системообразующих предприятий. Это государственные гарантии, необходимые для реструктуризации кредитов или получения новых займов, и субсидии для возмещения затрат на производство и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг. В частности, для организаций промышленности и торговли будут доступны кредиты по ставке 11% на 1 год. Одно предприятие сможет получить до 10 миллиардов рублей, группа компаний – до 30 миллиардов. Также в марте 2022 года Федеральными законами, Постановлениями Правительства России и иными нормативными актами были введены такие меры, как:
· продление срока уплаты авансового платежа по налогу на прибыль;
· отсрочка возврата субсидий экспортёрами;
· поддержка в реализации специальных инвестиционных контрактов;
· повышение стабильности акционерных обществ;
· продление действия лицензий и иных разрешений;
· амнистия капитала;
· снижение угроз банкротства;
· поддержка ИТ-отрасли.
На первый взгляд, вроде немало. Однако подавляющее большинство данных мер лишь выглядит солидно, дабы убедить общественность в масштабности их охвата. И лишь узкий круг профессионалов понимает, что реального толку от них немного, а всё это – скорее видимость поддержки. Льготные кредиты, которые пообещало Правительство крупным предприятиям, сейчас не играет для них особой роли. К тому же, процедура их получения до конца не ясна. А критерии – достаточно жёсткие. Так что наверняка будут случаи отказа в выдаче. А коммерческие займы нынче дороги – более 22% годовых.
Специальные инвестиционные контракты в настоящее время в принципе никому не нужны. В основном, они касались локализации производства для западных автомобильных компаний. Заключать новые контракты сейчас никто не будет. А старые, по всей вероятности, начнут разрывать. Ибо ситуация в сфере продаж автомобилей после ухода немецких, японских, американских и других автоконцернов остаётся одной из самых тяжёлых. У дилерских центров нет должного объема запчастей. Когда они появятся – непонятно. Новые авто подорожали в полтора раза. Примерно на столько же вырос вторичный рынок автомобилей. Все переходят на более дешевые аналоги.
Повышение стабильности работы акционерных обществ – вообще малопонятный инструмент. Российский фондовый рынок упал почти на 50%, и серьезно расти в ближайшие 3-4 месяца не будет. Какая уж тут стабильность! И так можно пройтись по каждому пункту (за исключением, разве что, ИТ-отрасли, хотя и в ней идут серьезные сокращения персонала). Притом, названные меры выглядят ещё и однобокими. В основном, они сводятся к субсидированию и льготному кредитованию. Но ни слова не говорится об отсрочках и послаблениях при уплате налогов для промышленности, снижении и рассрочке арендных платежей за землю и недвижимое имущество государственной собственности, фиксации или даже уменьшении коммунальных тарифов. Хотя всё это реально востребовано бизнесом. И без этого воспринимать господдержку всерьёз никак невозможно.
Свои рычаги поддержки производства (пусть минимальные) есть и на уровне регионов. Однако в Ярославской области они практически незаметны. Да простят нас члены антикризисного штаба во главе с врио губернатора Михаилом Евраевым. Первое, что бросается в глаза – перечень т.н. «системообразующих» предприятий. «Плюшки» сверху получают именно они. В Ярославском перечне – 112 хозяйствующих субъектов. Однако в федеральном списке – всего 21 из них. Притом, 10 из них были включены туда буквально в конце марта. Ранее список ограничивался всего 11 позициями, не менявшимися с 2020 года. Таким образом, местные власти не смогли выбить минимальные преференции из Москвы даже для половины основных предприятий области. Собственные же предложения для их поддержки выглядят откровенно «беззубыми»:
· расширение инструментов лизинга для технологического перевооружения предприятий и организаций области (какое перевооружение – тут на плаву бы удержаться);
· докапитализация Фонда регионального развития Ярославской области для финансовой поддержки промышленных предприятий в условиях санкций на сумму 100-200 миллионов рублей (кошкины слёзы – толком не хватит даже на пару предприятий);
· разработка региональных программ заемного финансирования для промышленных предприятий на льготных условиях при сохранении процентной ставки на уровне не более 3% (смотрите пункт про федеральные льготные кредиты – здесь та же история).
И вновь – ни слова о налогах, аренде, тарифах. Что касается логистики, то здесь ярославские предприятия вообще действуют по преимуществу самостоятельно. Правда, областная Торгово-промышленная палата запустила платформу по внутренней кооперации «Прямой контакт» - специальный сервис для промышленников по обмену технологиями, свободными мощностями, сырьем и материалами. Согласно данным сервиса, сегодня в регионе востребованы тепловая автоматика, ткани и фурнитура, химическое сырьё (белила, пластикат, паста для гравировки и другое), металлические изделия, оргстекло и ряд других позиций. Но это явно капля в море от реальной потребности. Одним словом, пока меры выглядят даже не половинчатыми. И, безусловно, требуют доработки и существенного расширения.
Крупные проблемы малого бизнеса
Теперь о малом и среднем бизнесе. Здесь – свои проблемы. Начнём с того, что предпринимательское сообщество Ярославской области до сих пор не восстановило силы после коронавируса. Что наглядно подтверждают даже цифры общего количества субъектов МСП. Если в январе 2020 года их было 50 451, то в январе 2022 – 49 419. Хотя прошло уже два года. При этом, около половины предпринимателей по-прежнему не вышли на уровень до периода пандемии. А продолжающееся падение реальных располагаемых доходов населения ставят розничную торговлю и сферу услуг (кроме федеральных сетей) на грань выживания.
По информации регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Альфира Бакирова, в числе ключевых сфер, где наблюдается наибольшая концентрация проблем деловых людей, отмечаются имущественные, земельные и арендные отношения; государственные и муниципальные закупки; налогообложение; проблемы в сфере ЖКХ, тарифов и естественных монополий; уголовное преследование предпринимателей.
Завышена кадастровая стоимость объектов недвижимости. В 2019 году процедурой оценки было охвачено около 1,5 миллионов объектов на территории области. В среднем, увеличение стоимости произошло в 2,5-3 раза. Наблюдаются перекосы в налогообложении. Скажем, в муниципальных образованиях ставка имущественного налога для организаций равна 1,6% и 1%, а для индивидуальных предпринимателей в тех же объектах – 2%. Не меньший перекос появился с введением обязательной маркировки отдельных групп товаров. Из-за неё почти 52% предпринимателей подняли цены на свои товары и услуги. Но только 2,5% смогли усилить с ее помощью борьбу с контрафактом.
Теперь ко всему этому добавилась новая напасть. В ходе своего выступления пред областной Думой 29 марта бизнес-омбудсмен привёл статистику, что более 80% российских компаний почувствовали на себе новые западные санкции, а самой главной проблемой является рост закупочных цен. Более 60% предпринимателей отметили спад спроса и падение выручки, 40% заявили о разрыве цепочек поставок. Санкции, ограничение экспорта и импорта товаров и услуг, снижение валютной выручки уже начали сказываться на доходах предприятий.
Кроме того, после резкого повышения ключевой ставки Центрального банка РФ до 20%, многие предприниматели столкнулись с ростом не только плавающей, но и фиксированной ставки по ранее выданным кредитам. Есть даже факты отказа в предоставлении кредитных каникул. Одним словом, только держись! Понятно, что в подобных условиях бизнес смотрит на государство. Оставим за скобками федеральные меры поддержки (они есть в открытом доступе, в том числе на всевозможных сайтах поддержки предпринимательства типа «Мой бизнес»). Так что остановимся на помощи из региона. В числе принятых мер – следующие:
· предоставление Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области антикризисных микрозаймов по ставкам 2 и 4%, а также микрозаймов для самозанятых граждан и начинающих предпринимателей на сумму до 500 тысяч рублей под 1%;
· предоставление льготных микрозаймов на сумму до 5 миллионов рублей по ставкам от 5% до 11% на любые цели, связанные с предпринимательской деятельностью;
· предоставление льготных кредитов и займов предприятиям и организациям области на инвестиционные цели (модернизация, технологическое перевооружение, расширение производства) в основные средства на сумму до 20 миллионов рублей под 1% сроком до 2 лет (на условиях софинансирования со стороны заемщика);
· сохранение льготных ставок по предоставлению оборудования в лизинг от АО «Ярославская лизинговая компания» в размере 6% и 8%;
· сохранение льготных ставок ОАО «Ярославльагропромтехснаб» по ранее заключенным лизинговым договорам и вновь заключаемым лизинговым договорам на приобретение племенных животных, техники и оборудования в лизинг под 2,4% сроком до 5 лет.
У вас не возникает ощущения дежавю? Складывается впечатление, что в Правительстве региона в принципе не видят (или не хотят видеть) других мер, кроме льготного кредитования. Притом, «льготность» здесь относительная. Сами посудите, кто из субъектов МСП сейчас будет брать займы на модернизацию, технологическое перевооружение и, тем более, расширение производства? Да ещё при обязательном софинансировании, которое в ряде случаев составляет более 50%. Судя по всему, новые руководители экономического блока ярославского «Белого дома» имеют весьма отдалённое представление о реальной работе бизнеса. Для сравнения посмотрите, что предлагает само предпринимательское сообщество:
· снижение ставки по упрощенной системе налогообложения (по базе «доходы минус расходы» - 5%, по базе «доходы» - 1%) для всех категорий субъектов малого предпринимательства;
· снижение ставки налога на имущество в 2 раза до конца 2022 года;
· снижение ставки по налогу на прибыль в части зачисляемой в региональный бюджет Ярославской области;
· в целях поддержки стабильного уровня занятости в стране на время кризиса установление размера страховых взносов на уровне 15% для всех предпринимателей;
· снижение ставки НДС в 2 раза и изменение механизма его оплаты;
· снижение стоимости патента в 2 раза до конца 2022 года.
Как говорится, почувствуйте разницу. В подходах. Кроме налоговых послаблений, от бизнес-среды поступают и другие предложения, также озвученные Бакировым. Во-первых, это льготная арендная плата за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также отмена штрафов и пеней в случае просрочки обязательств. Во-вторых, введение обязательного авансирования по госзаказу на уровне не менее 50% от стоимости контракта (в настоящее время прорабатывается вопрос о 30% авансировании контрактов по дорожным и строительным подрядам). В-третьих, контроль за тарифообразованием в сфере обращения с отходами, поскольку непрекращающийся рост тарифов в совокупности с высокими нормативами накопления ТКО стали ещё одним финансовым обременением для бизнеса (в Государственную Думу уже внесен законопроект, корректирующий работу единых операторов).
Одним словом, пока имеющиеся меры государственной поддержки промышленности и бизнеса явно недостаточны. Впрочем, обратная связь получена. Сигналы «SOS» поданы. Приоритеты и пожелания известны. От того, насколько внимательно власть их услышит, будет зависеть как скорость выхода из кризиса, так и минимизация его последствий. Разумеется, насколько это в принципе возможно в нынешних условиях. Ясно одно: впереди – колоссальная работа на пределе сил. Хочется верить, что их хватит. У всех. И у бизнеса. И у власти.
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ