Болеть сегодня - занятие не из дешевых. Даже получив банальную простуду, пациент обречен опустошить свой кошелек, покупая дорогие противовирусные таблетки, капли от насморка, пробиотики и разные БАДы для поддержания работы ослабленного организма. А, казалось бы, еще совсем недавно наши соотечественники спасались отечественными простыми и недорогими настойками и мазями, таблетками и каплями. И не только лечились, но и выздоравливали. С ностальгией вспоминаются строки из стихотворения Сергея Михалкова «Чудесные таблетки»:
«За стеклом стоят в порядке/ Склянки, банки и горшки,
В них пилюльки и облатки,/ капли, мази, порошки —
От коклюша, от ангины, от веснушек на лице,/ Рыбий жир, таблетки хины
И, конечно, витамины — витамины: «А», «В», «С»!
Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья: Проглотил — и будь здоров!».
На фоне яростной рекламы разнообразных и дорогих импортных чудо-средств от всего на свете, которые помогут в ту же минуту стать здоровее и счастливее всей семье, отечественные и недорогие лекарства, которые знакомы всем с детства, кажутся уже далеким прошлым: йод и зеленка при ссадинах и ушибах, мазь Вишневского от воспалений, грудной эликсир от кашля. Однако списывать их со счетов окончательно еще не время. В нашей стране кое-где сохранились производства, которые при изготовлении лекарственных средств используют натуральное сырье и чья продукция знакома многим с детства. Одно из них находится в нашем регионе и именуется Ярославской фармацевтической фабрикой. Мы спросили у ее директора Сергея Павловича Атмашкина, как небольшому ярославскому производству удается выживать рядом с акулами фармацевтического рынка, и на что делают ставку производители.
- Сергей Павлович, у Вас уникальное производство. Таких препаратов, которые выпускает фабрика, днем с огнем не найти…
- Действительно, большинство наших препаратов производится на основе лекарственных растений, которые вместе с основными действующими веществами содержат минералы, микроэлементы, витамины, аминокислоты и другие биологически активные вещества, необходимые человеку. В ассортименте фабрики – настойки, экстракты, капли из лекарственного растительного сырья, растворы, масла, мази антисептические, противовоспалительные, болеутоляющие, общеукрепляющие, тонизирующие. Ностальгически звучат для многих названия наших препаратов – грудной эликсир, пертуссин, настойка йода, камфорный спирт. А мы их до сих пор выпускаем. Также как и сердечно-сосудистые препараты: капли Зеленина, ландышево-валериановые, валокормид, настойки боярышника, пустырника, валерианы, хорошо известные людям старшего поколения не только из-за их эффективности, но и доступной цены. К примеру, капли Зеленина в ярославских аптеках стоят от 45 рублей, настойка пустырника - от 36, «Амперсол» против кашля - от 100 рублей. Незаменима для поддержки иммунитета и общего жизненного тонуса, особенно в межсезонье, настойка женьшеня, который, в отличие от импортных лекарств, стоит тоже совсем недорого.
- Судя по таким ценам, покупатели должны к вам выстроиться в очередь...
- Увы, не все так просто. Мы выпускаем востребованные и дешевые препараты, продавать которые аптеки не заинтересованы. У них на передних витринах стоят дорогие лекарства, наши в лучшем случае - где-то в углу или стыдливо спрятаны, и выдаются по запросу покупателя. Кому интересно продавать недорогой линимент Вишневского или мазь Ихтиолова, если есть аналог за 1000 рублей. С каждой дорогой упаковки аптека может заработать 100 и более рублей, а с нашей 10. Можете провести эксперимент и спросить в аптеке йод. Какой вам предложат – за 10 рублей или аналог за 200? Конкурировать с препаратами, у которых себестоимость 500, а продают их за 1000, сложно.
- Рекламу ваших лекарств не так часто можно встретить, как о них узнать?
- Мы презентуем наши препараты по телевидению и в социальных сетях. Хорошо работает сарафанное радио. Благодаря ему, мы смогли распродать практически всю партию сиропа от кашля, который в прошлом году разработали у нас на фабрике. Мы все своих детей лечим им. Те, кто хоть раз его попробовал, уже ему не изменяют.
Несколько лет назад у нас была своя заводская аптека на улице Суркова в Ярославле. Там располагался интересный музей, работала сотрудница, которая знакомила докторов с нашими продуктами. Но аптеку пришлось закрыть, она никогда не давала прибыли. Мы не можем конкурировать с аптечным бизнесом: у них сотни аптек, из-за этого цены ниже.
- Какое сырье используете на производстве импортное или отечественное?
- Разное. В свое время много сырья поставлялось из бывших советских республик. Сейчас оно сильно подорожало в связи с внешнеполитической ситуацией. Фабрика сотрудничает с несколькими поставщиками сырья. К примеру, ромашку привозим из Египта, ландыш - российский, валерьяна - киргизская, она там хорошо растет, чемерица - из Минеральных вод, гриб чага - из Новосибирска. Все сырье на входе обязательно тщательно проверяем.
- Какой валовый объем производства фабрики?
- Примерно 2,5 миллионов единиц в месяц, сколько в год можно посчитать.
- В ярославских аптеках препаратов, изготовленных на ярославской фабрике, не так много, зато есть мази, сиропы, настойки Тверской фармфабрики, Кировской и т.д. Не проще ли поставлять в местные аптеки ярославский продукт?
- Действительно, не все наши лекарства присутствуют на ярославском рынке. Наша фабрика, как и практически все фармацевтические производства, уже много лет сотрудничает с крупными дистрибьютерами и работает по производственным планам. Заказчики решают, где лучше продавать нашу продукцию и в какой регион или страну она будет отправлена. На этом рынке сегодня небольшим производствам сложно тягаться с фармацевтическими монстрами. Аптеки неохотно продают наши препараты. Мы могли бы выпускать и по шесть миллионов единиц, но спрос сейчас не такой большой.
К сожалению, нет никакой федеральной программы, которая бы способствовала поставке в аптеки отечественных недорогих препаратов. Мы не можем частные аптеки заставить торговать нашими лекарствами. Поэтому они лежат в дальнем углу и продаются меньше тех, что агрессивно пиарятся. Если рынок повернется в сторону отечественных производителей, мы будем готовы к этому.
- С 1 января 2014 года в нашей стране введены стандарты организации фармацевтических производств (GMP), которые, по мнению экспертов, поставили под угрозу деятельность небольших фармпроизводств, выпускающих недорогие препараты. Ярославская фабрика, видимо, выстояла…
- С недавнего времени в нашей стране все фармацевтические предприятия приводят к стандарту GMP, который регламентирует обеспечение качества производства фармацевтических препаратов. В нем прописаны требования ко всему – к составу воздуха в цехах и качеству воды, используемой в производстве, к классу оборудования, к закладке в продукт настоящих корней растений, тех же валерианы и ландыша, и даже к краске на стенах цехов. Выполнять все требования одновременно и сразу — непростая и дорогостоящая задача для многих наших фармпредприятий. Когда-то практически в каждом регионе они существовали. За последние несколько лет с фармацевтического рынка ушли многие небольшие производства. Фабрик, подобной нашей, в стране осталось около десятка. На одной из выставок в «Крокус Экспо» в Москве наши коллеги из Германии говорили – сохраняйте свое уникальное производство. Такие же производства, как у нас, в ГДР в свое время просто закрыли, поскольку они не соответствовали стандарту GMP. Наше предприятие полностью отвечает всем требованиям, пока работаем.
- На какого потребителя рассчитаны препараты из натурального сырья?
- Мы работаем для российских покупателей, которые знают нашу продукцию. Около трети от всего объема произведенных лекарств отправляем на экспорт. В основном, в страны ближнего зарубежья, бывших союзных республик – Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан. В Южной Корее популярен наш препарат «Бефунгин». Это экстракт гриба чаги, который растет на березах. Они не могут сами его экстрагировать, поэтому сотрудничают с нами. Это средство хорошо укрепляет иммунитет и эффективно помогает при радиационной интоксикации.
- Пользуется ли фабрика государственной поддержкой?
- На поддержку особо мы не рассчитываем, стараемся работать за счет собственных средств или кредитуемся в банках. Единственное, недавно получили кредит под небольшой процент на покупку маркировочного оборудования. Но нам эти деньги надо отдать, а предприятие от этого не получило никакой прибыли.
- Маркировка для предприятий разных отраслей – больная тема. Нередко от производителей можно услышать нелестные отзывы относительно этой инициативы…
- В США и Европе маркировку продвигали фармпроизводители, чтобы бороться с фальсификатом. Это хорошая тема для крупных фармацевтических предприятий, которые беспокоятся, что их продукцию могут подделать. Поначалу мы были спокойны, так как предполагалось, что препараты до 50 рублей маркировать не будут. Тот же йод подделывать достаточно сложно, бессмысленно и нерентабельно. Но потом оказалось, что маркировать необходимо все. Сейчас без этого мы не можем не только выпустить препарат, но даже фасовать его.
Чтобы поставить специальное маркировочное оборудование на линию, нужно место, специалист, который бы этим занимался. Плюс увеличивается время выпуска продукции и ее себестоимость. Всем дистрибьютерам также необходимо ставить маркировку для отправки товара в аптеки. В итоге, производители вкладывают миллионы в приобретение оборудования, регулярно закупают коды маркировки, даже для препаратов, отпускная цена которых от 10 рублей. Благодаря этому наши потребители могут прийти в аптеку, навести свой телефон на QR-код и отследить, откуда на аптечную полку прибыли йод, зеленка или другой препарат.
- В последнее время много говорят о кадровом голоде не только в нашем регионе, но и по всей стране. Как с этим обстоят дела у вас?
- Я вхожу в совет директоров города Ярославля, мы с коллегами постоянно поднимаем эту проблему. К сожалению, мы вырастили в нашей стране поколение менеджеров. Непрестижными стали профессии наладчика, токаря, электрика. Рабочие специальности на производствах на вес золота. Когда закрылась ярославская табачная фабрика, нам удалось заполучить несколько высококлассных рабочих. Они готовы обучать молодежь, мы могли бы организовывать у себя в цехах производственную практику. Но проблема в том, что нет желающих учиться профессиям сварщик, слесарь и т.д. Для сравнения: мы дали два объявления о вакансиях наладчика и менеджера по закупкам. За пять рабочих дней нам поступило 102 предложения от соискателей на должность «менеджер», и только один хотел был наладчиком, но он не отвечал нашему профилю.
- От чего, по-вашему, зависит успех бизнеса?
- В разное время успех зависит от разных факторов. Сегодня фабрика делает ставку на мобильность и расширение ассортимента. Большинство фармацевтических предприятий, в том числе и наше, работает с крупными дистрибьютерами. Когда на рынке относительно спокойно, можно планировать объемы, но сейчас все по-другому. Если какие-то позиции не продаются даже при наличии производственного заказа, дистрибьютеры просят нас притормозить выпуск одного препарата и изготовить другой. Не все готовы менять на ходу производственные задачи, это сложно. Мы увеличиваем складские площади, можем быстро переключиться и по максимуму предоставить необходимое заказчику. В последнее время немало дистрибьютеров обанкротились, непростая ситуация на рынке, и наша мобильность нас спасает. Также как и регулярное обновление ассортимента. У нас есть помещения, которые можно использовать для выпуска новых позиций. Ведем переговоры по поводу производства БАДов, расширяем ассортимент за счет «спящих» позиций.
- Что это такое?
- В свое время наша фабрика являлась крупной производственной площадкой, в коллективе работали высококлассные технологи, которые создавали новые препараты. Еще несколько лет назад в аптеках по индивидуальным прописям можно было заказать лекарство. Тогда врачи могли выписывать лекарственные формы, аналогов которым среди готовых лекарств не было. Они имели свои преимущества: без стабилизаторов, консервантов, вкусовых добавок, с возможностью подобрать индивидуальные дозировки, что очень ценно в педиатрии или при лечении дерматологических заболеваний.
Наши технологи занимались практически тем же. Они составляли лекарственные формы для многих новых мазей, которые выпускались небольшими партиями. Но приходилось подстраиваться под рынок, который диктовал свои условия. Выпуск части наименований мы приостановили, но не забыли, оставили их в «спящем» режиме и параллельно выпускали похожие по способу применения лекарства.
Как известно, новое – это хорошо забытое старое. Многие позиции сейчас оказываются востребованы на рынке, и мы их запускаем в работу. К примеру, в нашей линейке вновь появился валокормид для лечения заболеваний сердца.
- На что делаете ставку в перспективе?
- В этом году Ярославская фармацевтическая фабрика стала победителем конкурса «Лучшее предприятие города» по итогам 2022 года, заняла призовое третье место в региональном конкурсе «Экспортёр Года». Будем дальше двигаться в этом направлении. В перспективе, в качестве партнеров рассматриваем не только ближнее зарубежье, но и европейские страны. Они стараются наладить с нами связи, но у них очень высокие требования. Планируем модернизировать производство, получать все необходимые сертификаты. Любой стандарт требует наличия необходимого увесистого пакета документов. Это финансово затратный и долгий путь согласований в Минпромторге, Министерстве здравоохранения и Росздравнадзоре и т.д. Контролирующих органов очень много.
Ярославская фармацевтическая фабрика считается родоначальницей производства лекарств в нашем регионе. Первое упоминание о фармацевтическом производстве в Ярославле относится к 1919 году, и 1 августа этого года считается датой основания предприятия. Тогда при губернском медицинском складе была создана галеновая лаборатория, готовившая в год до 600 кг и около 40 наименований лекарств. В 1924 году запущено фасовочное отделение для изготовления лекарств по заявкам аптек, а с 1927 года они были объединены. В 1958 году они переименованы в ярославскую галено-фармацевтическую фабрику, производство которой располагалось в двухэтажном доме на углу Республиканской улицы и проспекта Октября. С 1961 года на перекрестке улицы 1-я Путевая и улицы Слепнева начато строительство, а в 1965 принята в эксплуатацию новая фармацевтическая фабрика, первая из 26 подобных в стране. В 1969 года она стала называться Ярославской фармацевтической фабрикой. В начале 1980-х выпуск продукции составлял до 30 миллионов единиц в год.
Беседовала Анастасия Берабер