Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

20.09.2023
Ярославль
1860
Вверх дном: ускользающая улыбка чеширского кота

О победах, бедах, рисках и перспективах губернатора Михаила Евраева

Вверх дном: ускользающая улыбка чеширского кота

     11 сентября исполнился ровно год, как Михаил Евраев был избран губернатором Ярославской области. До этого он ещё почти год (с 12 октября 2021) носил приставку исполняющего обязанности главы региона. Питерец Евраев стал вторым «варягом» на этом посту, сменив «москвича» Миронова. И потому вполне логично воспринимался как элитой, так и простыми жителями с недоверием и даже опаской – как себя поведёт новый столичный гость? За два года Михаил Яковлевич успел заработать немало плюсов. Резко увеличился объём дорожных работ, была запущена масштабная программа по благоустройству дворов, а главное (в отличие от своего предшественника) – новый губернатор оказался человеком открытым, регулярно встречался с населением (чего ярославцы не видели уже лет 15 – со времён Сергея Вахрукова и Анатолия Лисицына), а его почти гагаринская улыбка стала неотъемлемым атрибутом всех новостных выпусков. В противовес хмурому лицу предыдущего губернатора Дмитрия Юрьевича Миронова, который совершенно не любил публичности. Однако по прошествии двух лет многие плюсы действующего губернатора начали казаться лишь краткосрочными успехами, которые стремительно нивелировались всё новыми и новыми минусами, особенно заметными в долгосрочной перспективе. А главной бедой главы региона оказался его собственный стиль поведения. Он стал говорить слишком много лишнего, будто упиваясь своей должностью. При этом, у Евраева так и не появилось полноценной команды. А кадровая политика в целом оказалась откровенно провальной, став постоянным поводом для открытой критики (в том числе в стенах самого регионального Правительства). В минус сыграл и резкий привкус коррупции от транспортной реформы (арест Татьяны Черемных соучастники), и горькое послевкусие от невыполненных обещаний (фасады, концессии, перенос сроков строительства социальных объектов). Всё это не добавляет Евраеву ни политических очков от населения, ни уважения среди элит. Последние (в отличие от того же Миронова, которого все боялись) воспринимают его снисходительно. Конечно, открыто не ссорятся. Но на деле фактически дистанцируются, не проявляя никакой активности и желания тесно сотрудничать. И с таким нелёгким багажом первое лицо области подходит к президентской кампании, провести которую на должном уровне ему будет очень и очень непросто. Если вообще возможно.


Поводы для радости

Евраев-1.jpeg          Анализ губернаторской работы за последние два года стоит начать с плюсов. В конце концов, деятельный характер и работоспособность Михаила Евраева признают как его сторонники, так и оппоненты. Конечно, здесь можно рассуждать о лучшем применении этой энергии и её использовании «в мирных целях». Но пока у главы региона достаточно высокий уровень известности и доверия, а также хорошие электоральные показатели. И на сегодняшний день это факт. Его можно отрицать, с ним можно не соглашаться, но что есть, то есть. Полагаем, что на руку действующему губернатору в данном случае сыграло несколько факторов.

          Прежде всего, стоит отметить значительное увеличение ремонта дорог. Притом, и по количеству объектов, и по их протяжённости. Судите сами. В 2021 году в нормативное состояние привели 358 километров дорог муниципальной и областной собственности, потратив на это 11,2 миллиарда рублей. В 2022 году протяжённость отремонтированных магистралей составила уже 508 километров, а объём дорожного фонда – свыше 15 миллиардов. По плану нынешнего сезона работы коснутся более 700 километров региональных и местных трасс, а финансирование работ составит 19 миллиардов. Динамика налицо.

Дороги (статистика 2021-2023).jpg          Отдельно стоит отметить, что в Правительстве области начали уделять особое внимание дорогам местного значения. Второй год действует программа ремонта подъездных путей к социальным учреждениям (ежегодно выделяется по 600 миллионов рублей). В прошлом году в план включили 192 объекта, в нынешнем – 158 (сокращение произошло, в основном, за счёт Ярославля, где в предыдущем сезоне сработали неудовлетворительно, и целый ряд объектов пришлось переносить по срокам). Также была разработана специальная программа, предусматривающая ремонт дорог без твёрдого покрытия (грунтовки и «щебёнки»). На неё выделено 250 миллионов рублей, предполагается сделать свыше 80 объектов.

          Активно внедряются системы весогабаритного контроля. На территории региона будут установлены 25 соответствующих пунктов. 5 из них уже работают, ещё шесть обустроят до конца года. Оставшиеся появятся к будущему лету. Конечно, можно сделать «скидку» на то, что увеличение дорожных работ началось ещё при Дмитрии Миронове, а рекордные цифры обусловлены досрочным выделением финансовых лимитов 2024 года в связи с наступающей президентской кампанией. Но для жителей, которые годами (если не десятилетиями) не видели ремонта своих дорог, это не столь важно. Они видят результат. А он налицо.

          К тому же, в дорожной отрасли у Михаила Евраева есть и безусловный личный результат - губернатору удалось «пробить» строительство третьего моста через Волгу. Сегодня сделан технико-ценовой аудит стоимостью порядка 250 миллионов рублей. Планируется выход на торги по проекту, подготовка которого займёт около 12 месяцев. В конце 2024 года предполагается провести торги на строительно-монтажные работы, и в 2025-м приступить к непосредственному строительству. Мостовой переход с развязкой на Тормозном шоссе обойдётся минимум в 25 миллиардов рублей (скорее всего, сумма существенно увеличится).

Дворы-3.jpg          В качестве ещё одного направления нельзя не отметить масштабную программу благоустройства дворов. Особенно показательными были цифры прошлого года, когда в порядок привели более 500 объектов, из которых 493 включили в новый губернаторский проект «Наши дворы». Да, он был запущен исключительно под избирательную кампанию Евраева. Да, публично озвученные сроки окончания работ сдвинули на полтора месяца. Да, качество самого ремонта местами оставляло желать лучшего. Но столько объектов в регионе не делали никогда! В плане на текущий год их поменьше, но всё равно немало – 230. Из них 87 - это новые дворы, 44 – детские игровые площадки и 99 – объекты дополнительного благоустройства (установка ограждения, обустройство освещения и другие работы на площадках прошлого года).

 Подсветка.jpg         Второй сезон продолжается программа архитектурной подсветки зданий. Возможно, это не самая первостепенная задача. Но многие памятники архитектуры благодаря ей в прямом смысле слова заиграли новыми красками. Работы проводят по всей территории Ярославской области. В прошлом году было сделано 62 объекта, в этом планируется 71. В дальнейшем программа будет продолжена. Также стоит упомянуть непосредственную финансовую помощь муниципальным образованиям.  В прошлом году для них были закрыты все коммерческие кредиты, на что пришлось потратить почти 6 миллиардов рублей. А в целом, объём поддержки муниципалитетов составил 19,5 миллиарда. Правда, собственный долг области пока остаётся более чем внушительным – 52,6 миллиарда.

          Определённые подвижки есть и в медицинской сфере. Увы, не в плане строительства новых учреждений (тут как раз серьёзные проблемы) и не в смысле преодоления дефицита врачей (тут проблем ещё больше), но, по крайней мере, в модернизации первичного звена. Согласно цифрам, озвученным самим Михаилом Евраевым на пресс-конференции 5 сентября, в 2023 году запланировано провести 104 ремонта в поликлиниках (75 из них на тот момент были завершены), построить 16 фельдшерско-акушерских пунктов и 1 врачебную амбулаторию. Также приобретено 380 единиц оборудования.

Встреча с людьми.jpg          Наконец, стоит сказать про стиль общения губернатора. Он куда более открыт «вовне». И, в отличие от своего предшественника, довольно часто выезжает в районы области, проводит встречи на предприятиях, в организациях и даже просто во дворах. Конечно, накануне выборов такие поездки носили скорее агитационный характер и были призваны, прежде всего, поддержать кандидатов от «Единой России» в сложных для них округах. Не будем списывать это со счетов. Однако справедливости ради стоит отметить, что выезды были и раньше, в том числе в межвыборный период. Более того: губернатор практикует их и среди своих подчинённых. И пусть во всём этом присутствует элемент некоей театральности и даже показухи, руководство области всё-таки стало более открытым. Что также не может не отражаться на рейтингах.


Печали, просчёты и риски

          Теперь о минусах в работе Михаила Евраева. Главным из которых является его собственный стиль поведения. Руководитель региона очень любит ставить масштабные задачи и отводить крайне сжатые сроки на их исполнение. Сама по себе эта особенность неплохая (грандиозные цели - признак деятельного управленца). Но лишь в одном случае: когда эти цели достигаются, притом чётко, определенно и в срок. В противном случае такому руководителю сначала просто перестанут верить, а потом – воспринимать всерьёз и уважать. У простых людей быстро наступит разочарование. А «покровители» начнут проявлять недовольство. Увы, с реализацией целого ряда задач у Михаила Яковлевича есть значительные проблемы.

Трансопрт-5.jpg          Главный повод для того самого разочарования принесла «транспортная реформа» (или как её называют сами инициаторы – модернизация системы пассажирского транспорта). Притом, как у обычных пассажиров, так и у «заказчиков». Первые, вопреки обещаниям, не увидели ни надёжности, ни безопасности, ни комфорта, о которых жителям говорили во всех СМИ и писали на борту каждого нового автобуса. Общее количество единиц подвижного состава сократили. Оставшийся транспорт должен был ходить строго по расписанию, но этого не произошло. Сначала власти пообещали отладить график движения до 1 июня, а потом – до 1 сентября. Однако обеспечить 100% выпуск не удалось даже к осени. Так, в июле средний выпуск составлял 92%, а к концу августа – 96%.

          Конечно, за лето была проделала определённая работа по нормализации ситуации. Но не будем забывать, что не выпуск даже 5% автобусов от их общего заявленного количества (612) – это уже три десятка машин. И в утренние часы пик такое количество критично. Аргументы властей о нехватки водителей звучат неубедительно. Подавая заявки на конкурс, компании-перевозчики знали, на что они идут, и какое количество маршрутов им придётся обеспечить. Да и сама транспортная реформа готовилась ни один месяц. В какой-то период Михаил Евраев потребовал кардинального решения данной проблемы, притом всего за неделю. Само собой, из этого не вышло ровным счётом ничего. И явно не добавило губернатору очков.

          К слову, работа самих водителей традиционно занимает третье место по количеству жалоб.  Многие из них являются иногородними и просто не знают маршрута движения (такие случаи были зафиксированы по автобусам № 4, 33, 57, 93г и других), массово нарушают правила перевозки (отказ помочь инвалиду, отказ допустить в салон женщину с детской коляской, неоднократные заезды во время рейса на АЗС и другие), покидают салон во время рейса (такие случаи были в автобусах № 57 и 25), пропускают остановки, не открывают двери, не выдают билетов при наличной оплате, хамят пассажирам. Наконец, были примеры, когда по вине водителей последние даже получали травмы.

 Транспорт-2.jpg         Масса претензий к самим автобусам. В целом ряде случаев машины большого класса заменили на средний, а то и малый (больше всего нареканий было по маршрутам № 33, 65, 94с), что вкупе со значительными интервалами движения приводит к постоянной давке в салоне. А многие пассажиры попросту не могут вовремя уехать с остановки. Во время езды автобусы движутся рывками, что приводит как минимум к неудобству для граждан, а как максимум – к тем же травмам. Значительно увеличилось и количество ДТП с участием общественного транспорта. По данным Центра дорожного и технического надзора ГИБДД, за 6 месяцев 2023 года на территории города Ярославля зафиксировано 66 аварий (годом ранее их было 41), в которых 106 человек получили травмы (в 2022 пострадавших было только 54). Таким образом, количество аварий выросло на 60,9%, а пострадавших на 96,3%. Хотя в Правительстве области в эту статистику не верят.

          Добавьте ко всему вышеперечисленному фактическую ликвидацию муниципального «ПАТП-1» в Ярославле, сокращение сотен его сотрудников, уход либо колоссальное сокращение объемов работы местных частных перевозчиков, отмену популярных и востребованных остановок на пригородных маршрутах – и вы поймёте, почему количество жалоб людей на работу общественного транспорта продолжает исчисляться сотнями (к примеру, в августе только через социальные сети их поступило 428). Притом, основные нарекания касаются работы иногородних перевозчиков из Питера и Москвы, которым досталась львиная доля маршрутов (ООО «Первая пассажирская компания», ООО «Транспорт Ярославии», ООО «СтарТранс»). Первую ещё до реформы привёл в город опять-таки Михаил Евраев.

Черемных.jpg          Широкий резонанс в связи с проведением реформы приобрёл арест директора департамента транспорта Татьяны Черемных (вместе с руководителем ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» Ильёй Прокопьевым и директором ООО «Группа Мовиста» Александром Советниковым). Судя по избранной мере пресечения (в том числе повторный арест чиновницы в августе), правоохранители взялись за них очень плотно. Хотя все прекрасно понимают, что Черемных – всего лишь исполнитель (если выразиться более грубо - стрелочник), а «заказчики» реформы – совершенно другие лица (всего скорее, находящиеся в Северной столице).

          Михаил Евраев, образно говоря, должен был обеспечить государственное прикрытие данного «проекта», дабы всё выглядело чинно и благородно. И, как показала практика, справился с этой задачей крайне неважно. По имеющимся сведениям «заказчики» этим не довольны. Хотя сейчас все делают вид, что все хорошо. Однако на суде над Черемных и Советниковым наверняка всплывет много различных нюансов, подробностей и тонкостей. Разумеется, губернатора максимально постараются вывести из-под удара. Однако его недоброжелатели и политические  противники сделают всё, чтобы представить именно его как виновника всех проблем. И у них это вполне может получиться.

          Очень туго идёт и реализация концессионных соглашений, которых за последний год заключили сразу три. Хронологически первой была концессия по теплоснабжению в Ростове, подписанная осенью 2022 года. После вмешательства ФАС документ был признан недействительным. Но на упомянутой пресс-конференции Михаил Евраев заявил, что этот проект свернули чуть ли не сами власти, потому что он был нецелесообразным. А нормальное функционирование системы ЖКХ в Ростове можно обеспечить и без вложения денег на невыгодных условиях. В таком случае возникает вопрос: а зачем вообще было заключать это соглашение, да ещё и рьяно гнать лошадей? Напомним, что областная Дума первоначально отказалась ратифицировать его с первого раза, и Правительству пришлось инициировать внеочередное заседание регионального парламента. В общем, опять метания и непоследовательность.

          Пока что нет никаких видимых результатов реализации концессии по электротранспорту. Один-единственный новый трамвай, который пришёл в Ярославль ещё в июне, продолжает стоять в депо, хотя его обещали вывести на линию ещё в августе. Реконструкция путей на улице Блюхера тоже не начата (и уже возникают большие сомнения в её проведении до конца года). Между тем, это – лишь первый этап соглашения. Дальше заявлены куда более масштабные работы. А закончить всё предстоит к середине 2025 года. К слову, данное соглашение изначально представлялось наименее проработанным (в презентации концессионера неверно были указаны даже названия улиц) и вызвало немало справедливой критики. Остаётся ещё концессия по развитию системы ЖКХ в Переславле-Залесском. Но что-то подсказывает, что и там всё будет отнюдь не гладко. Особенно в преддверии  зимы.

IMG_20230919_222035_920.jpg

          Не получилось у губернатора и с ремонтом фасадов. А начиналось всё бодро. И тоже с требованием предельно сжатых сроков. Требование это поддержал и мэр Ярославля Артём Молчанов. На работы, как и в случае с водителями, отводилась неделя. Однако и через месяц количество более-менее приведённых в порядок исторических зданий Столицы «Золотого кольца» можно было пересчитать на пальцах. Притом, где-то треть из них находились в федеральной собственности. Поэтому ни город, ни область не потратили здесь ни рубля. В основном же, масса домов в центре Ярославля остаётся весьма неприглядными. 

          Более того: невероятно усилилось разрушение объектов культурного наследия. Снос исторического деревянного дома в стиле модерн на улице Пятницкой, «чудо-реставрация» здания старого гостиного двора на Нахимсона и страшный пожар в бывшем военкомате на Ушинского – лишь последние примеры. Глава региона ищет какие-то культурные коды, заключает очередные соглашения о развитии туризма, задумывается о строительстве новых объектов, а в это время в зоне ЮНЕСКО натурально уничтожается существующая уникальная среда. И это не спрячешь не за каким фасадом. Даже отреставрированным.

          Не слишком бодро идут дела и со строительством социальных объектов. Особенно на фоне тех темпов и объёмов, которые были при Дмитрии Миронове. На одних учреждениях работы затянулись куда дольше разумных и даже официально объявленных сроков. Взять, к примеру школы в селах Марково и Вощажниково Ростовского и Борисоглебского районов.

Школа на Пашуковской.jpg      Или туже школу на улице Пашуковской в Ярославле. Последнюю сначала должны были сдать до конца ноября 2022 года, потом – в июне 2023. Однако работы не завершили даже к 1 сентября (несмотря на то, что мэр Молчанов взял работы под личный контроль). Из-за чего уже набранных первоклашек пришлось срочно перенаправлять в старую школу № 60 в поселке Норском. Теперь объект планируют сдать до конца нынешнего года. Однако в кулуарах говорят про январь-февраль следующего.

          Строительство других учреждений, жизненно необходимых в прямом смысле слова, не могут даже начать. Хотя все согласования давно получены. Речь, к примеру, про поликлинику в посёлке Красный Бор или баню в Пошехонье. В первом случае затянули с проектированием (контракт с первой организацией был расторгнут), а деньги из федерации на 2024 год не были выделены (в определённом смысле это тоже можно считать недоработкой губернатора). Во втором на объект не могут найти подрядчика. А люди всё это время продолжают ждать. И это не говоря уже об острой потребности в строительстве ещё как минимум двух поликлиник и одной школы в Заволжском и Фрунзенском районах Ярославля.

         

Негосударственное мышление и политическая близорукость 

Евраев-3.jpg

         В завершении стоит отметить стиль работы Михаила Евраева со своими подчинёнными и представителями регионального политического истеблишмента. К сожалению, кадровый вопрос стал для губернатора одним из самых проблемных. Прежде всего, он, по сути, так и не смог сформировать собственную полноценную команду. По ощущениям, Михаил Яковлевич взял себе роль самодостаточной величины, которому особо никто не нужен. Есть он, и есть все остальные.  В итоге даже Максим Авдеев, управленец толковый и грамотный, как-то потускнел (хотя и был повышен до первого заместителя). Про оставшихся представителей «высшего командного состава» и говорить нечего. Тем более, что некоторые из них уже покинули ряды Правительства области. 

          Часть назначенных при Евраеве кадров и вовсе стали фигурантами уголовных дел (упомянутые Татьяна Черемных и Илья Прокопьев, а также Оксана Пиклун – самое первое назначение Михаила Яковлевича). Реверанс в сторону ярославцев, который заключался в привлечении к работе местных кадров, оказался каким-то неуклюжим. За редким исключением, им достались второстепенные ведомства и должности. Не оправдал надежд и конкурс «Кадровый резерв». Большинство его победителей так и остались не у дел, а вакантные руководящие посты заняли совершенно другие люди.

          Крайне непродуманным стало сокращение государственных и муниципальных служащих. Особенно пострадали районы, где оказалось просто некому работать. На тех же, кто остался, существенно возросла нагрузка. При этом, никакого существенного повышения доходов (вопреки обещаниям) люди пока не увидели. В результате увольняться стали даже те, кого оставили в органах исполнительной власти. Сейчас с этим пытаются что-то сделать. По слухам, новое штатное расписание Правительства области едва ли не больше, чем было до преобразований. Про многочасовые совещания Михаила Евраева легенды ходят уже давно. Присутствовать на них обязаны едва ли не все руководители первого и второго эшелонов, включая глав районов. За всё совещание их могут даже не поднять с места. Но это никого не волнует. Несмотря на потраченное вхолостую время.

ребрендинг.jpg          И уж совсем комично выглядит идея переименовать департаменты в министерства (неужели кто-то всерьёз думает, что если директора регионального департамента будут называть министром, его возможности от этого возрастут?) и переселить чиновников из центра. Последний раз подобные переезды практиковал Евгений Урлашов, объединивший районные администрации города и выселивший ДГХ на Красный Перекоп. Ничем хорошим это не закончилось. А бывшие здания ДГХ на Андропова и Кировской администрации на Республиканской так и стоят пустыми. Хотя прошло уже больше 10 лет.

        Ну и не комментируем мы никак закон о плевках, инициированный лично губернатором М.Евраевым.

          Не слишком искушённо губернатор действует и в политике. Поначалу он встречался с представителями разных политических партий, и даже в чём-то шёл им на уступки (к примеру, был принят ряд законодательных мер, в своё время инициированных КПРФ и «Справедливой Россией»). Но потом что-то пошло не так. Встречи прекратились.Письмо Евраева-1.jpg И даже стиль речи Михаила Яковлевича по отношению к «инакомыслящим» стал каким-то более жёстким. А на прошедших выборах формально беспартийный Михаил Евраев фактически открыто поддерживал кандидатов от «Единой России». Что вызвало волну критики и запросы бывших кандидатов от оппозиции в прокуратуру. В общем, прошла любовь, завяли помидоры

          Можно вспомнить ещё много, мягко говоря, сомнительных действий и инициатив главы региона. Чего стоит одна только идея взимать плату в размере 100 рублей за посещение парков и других зелёных зон в черте населённых пунктов, включая в Ярославль. Или организация полётов в Пермь, Уфу и Самару на фоне отмены рейсов в Санкт-Петербург. При всем уважении к уральских и поволжским городам их потенциал все-таки серьезно разнится с потенциалом северной Пальмиры. Однако это уже отдельные (пусть и весьма показательные) штрихи к портрету, которые лишь дополняют общую картину.  

          Одним словом, нюансов много. Но в целом за два года всем стало более-менее понятно, кто такой Михаил Евраев. Со стороны жителей его оценка не однозначна. А элита в строгом соответствии с законом жанра лишь делает вид почтительного отношения. Но на деле не слишком признаёт его авторитет и не испытывает к нему большого уважения. В экономических кругах деятельность главы региона и вовсе оценивают как популистскую. Что также не добавляет ему очков. А впереди у Михаила Яковлевича – решение едва ли не главной задачи на губернаторском посту. Речь о кампании по выборам Президента страны. В Ярославской области они будут сложными, не в пример прошедшим думским и муниципальным. И обеспечить требуемые показатели явки и голосования (80% и 85% соответственно) за правильного кандидата здесь вряд ли получится. Что будет делать Евраев в этой связи и что будет с ним самим в случае невыполнения таких показателей – пока неизвестно. Но явно ничего хорошего. Возможно, говорить о начале конца (политического) в его случае ещё рано. Однако разминка перед стайерской дистанцией явно прошла для действующего губернатора неудачно. Так что просто добраться до финиша, не споткнувшись на половине пути, для него будет большой удачей.

          ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

 

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?