Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

08.04.2014
Антропология
1325
Аркадий Акимов: люблю фотографию, как таковую.
Всякий раз убеждаешься - стать фотографом может любой. Но быть фотографом - доступно единицам. Талант ли посланный Богом, характер, особое чутье художника -  и в памяти остаются фотокартины, от которых захватывает дух. Перед ними замираешь, под гипнозом мощно бьющей энергетики. Не важно - портрет, пейзаж или натюрморт.
Аркадий Акимов: люблю фотографию, как таковую.

Для Аркадия Акимова - Гаврилов Ямского фотохудожника, в прошлом - члена Союза фотохудожников России особых вариантов судьба не предлагала. В семье был культ фотографии. Его отец Геннадий, художник и преподаватель рисования в школе, не расставался с фотоаппаратом. Дядя сначала был военным фотокорреспондентом, затем- работал собкорром ТАСС. В пять лет Аркадию вручили первый «ФЭТ» и отправили во двор творить искусство. Мальчишка доверие оправдал, от души наснимал все подряд, и его первым фото было отведено почетное место в альбоме. Спустя время стал фотографом и его работы тоже публиковались в ТАСС. Несколько лет был фотокорреспондентом в редакции газеты, оператором на телевидении. И уже больше десяти - свободный художник.

- Аркадий - настоящий профессионал, потомственный фотограф, чуткий, эмоциональный человек и замечательный рассказчик. Мы с ним ездим в галерею Классической фотографии в Москву. В этом году хотим поучаствовать в Московском фотосалоне. Планируем побывать в ноябре на фотонеделе в Париже. Аркадий не останавливается на бытовом уровне, он ориентируется на мировой. Он ставит себе высокую планку, - говорит о своем коллеге и единомышленнике председатель правления Ярославой региональной общественной организации «Ярославский центр фотографии» Владимир Дорофеев, - Он скромный. Знаете, есть Указ Петра первого - …подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». Вот и Акимов – создает вид простого парня – фотографа из Гаврилов-Яма, а на самом деле - он действительно мастер своего дела, многому может научить молодых. Он видит и чувствует гармонию в графике. Я считаю его одним из лучших пейзажистов в области. В нем есть божья искра. Как у человека либо есть музыкальный слух, либо его нет.

Интервью с Аркадием Акимовым больше похоже на бег. Вопрос-ответ, байка от мастера. Не успел поймать мысль, как следующая уже обгоняет, и останавливаться нет времени.

Что нравится снимать больше, портреты, пейзажи?

акимов5.png- У меня фотография любимая как таковая, сам процесс. С той поры, как в 1839 году 19 августа Франсуа Араго на заседании президиума французской академии наук доложил, что Луи Жак Манде Дагер изобрел фотографию. Считается пейзаж получить легче всего - пошел и снял. А для души? Тоже природа, потому что мне нравится. Сейчас произошел небольшой перелом, я на пейзажи не иду, надоело. Хочу сделать то, что мне сложней, те же постановочные натюрморты. Идей хватает, а душа требует авангарда. Меня один друг художник втянул в авангард. Уметь это делать - круто. У меня стихия огонь. Как-то осенило: беру венский стул, обливаю и сжигаю, ноутбук на очереди. Все сжигаю и снимаю. Кайф – получится или нет? Сейчас нужно то, что ни у кого нет, пейзажей полно везде. Еще я хочу поработать со студентами театрального института, создать нечто типа фотокартин.

Есть ли какой-то секрет, как получить выразительный кадр?

Помню, на Некрасовский праздник приехала японская делегация. Их фотограф подходит в упор к зрителям и снимает их крупно, а они его не видят, как загипнотизировал их. Этому я научился - люди не отвлекаются на тебя, можешь снимать в упор. Роберт Капа говорил, если кадр получился не слишком выразительный, значит ты недостаточно близко подошел. Это в основном в военных условиях. Я как то перехватил это. Толпа, демонстрация, а ты подходишь и снимаешь. Живой кадр получается, яркий, но человек не должен тебя замечать. Многие настоящие вещи на интуитивном уровне сделаны. Или вот еще, спрашивают, как глаза живые на фото получаются? Да от многих составляющих - удачно снял, вовремя нажал мили секундой раньше или позже, свет удачный был. Может у человека в душе в этот момент что-то зашевелилось.

Если одна и та же точка съемки, аппаратура, время, освещение, будут ли фото отличаться?

Будут, почему не знаю. На одном мировом ежегодном фотоконкурсе как-то гран-при получил снимок - ребенка задавило насмерть. Отец обнимает гробик, прижался к нему - ударный снимок, эмоции зашкаливают. А рядом другой фотограф - американец точно такой же снимок сделал. Сидели рядом, нажимали одновременно. Мили секунды, чуть смещение и совсем другое восприятие. Я начал понимать, что тут тоже идет от бога, способность передавать чувство - это талант. Фотография - живое искусство.

А еще Картье-Брессон говорил, всегда просматривай соседние кадры. Может там тоже что-то есть. Когда снимаешь на пленку, выбираешь кадр, который нужен. А спустя время возвращаешься, и видишь - на соседнем кадре больше жизни было. Я, кстати, совсем недавно пересматривал свои «соседние» пленочные кадры.

акимов1.png

Почему именно пленочные? Сейчас во главе цифровое фото, снял, не понравилось – удалил, попробовал снова - быстро и удобно?

Так и есть с цифрой проще. Но мы старые, шли от пленки. И сейчас я не скучаю по тем временам. У меня наготове лежит сумка и там три заряженных пленочных камеры.

А насчет преобладания цифры - вопрос. В сентябре прошлого года в Москве проходил фотосалон «Галерея классической фотографии». Что-то типа ярмарки, кто-то продает, кто-то покупает. Этот салон из двух частей. Сначала выставляются редкие снимки Ман Рей, Картье-Брессон, Ланге, из личных коллекций и разных музеев мира только посмотреть. Вторая- выставка продажа московских мастеров - 30 авторов. Когда покупают снимок в коллекцию вместе с ним - негатив, или пятый, седьмой отпечаток. На «цифре» принесу - меня даже слушать не будут. Настоящая фотография, как правило, продается на пленке. Кстати сейчас молодежь стала покупать пленки, в Москве видел, в Питере, очередь стоит.

А как Вы относитесь к черно-белой фотографии?

Чем хороши черно-белые фотографии - они не диктуют зрителю цвет. Он чувствует атмосферу и сам выбирает, в каком цвете ее увидеть.

Мне все нравится, но сейчас возвращаюсь снова к черно- белой, дорос до этого. На цветном снимке красок меньше, многоточия не поставишь А черно- белый- сплошное многоточие, как незаконченный рассказ, можешь продолжать в цвете. Воображение дорисует любые краски. Черно-белая фотография - это высший пилотаж.

Обращали внимание, на ежегодной премии Оскар сцена оформлена черно-белыми фото. Иногда в них можно так передать цвета, что зритель даже не задумается, что она не цветная. Недавно вышла книга моих фотографий, там все - черно-белые.

К тому же, фотография удивительным образом сохраняет время. Смотришь на фото природы 50-х годов, и понимаешь, что это Та природа. Это не объяснить, все на уровне чувств.

акимов2.png

В последнее время принято считать искусством все подряд, главное - придумать красивое название - примитивизм, инсталляция, реди-мейд. Но иногда смотришь на «шедевр» и понимаешь, что не понимаешь ничего. А увидел самую обычную, не «трендовую вещь», и душа затрепетала.

- Восприятие фотографии, как и ее создание зависит от многих факторов. Когда работал в районке, в редакцию принес фото - девчонки школьницы в лагере моются в купальниках в душе. Редактор мне говорит,- что ты порнографию принес? Фото 10 лет провалялось в редакции, потом, правда, спустя годы опубликовали. Почему наши художники за границей ценятся, а фотографы нет? Просто у нас фотошколы как таковой никогда не было. Как в живописи соцреализм был, так же в фотографии. Я тоже снимал и трактористов, и коммунистов, там главное успеть в страду, сфотографировать. Сейчас любят говорить - все уже снято. А уж эта голая натура. На чем их только не снимали. Это считается искусством – обнаженка, а для меня это голые тетки. Не идет у меня это, не знаю почему. В интернете обсуждения, а чем ты ее намазал, кожа так блестит. А фотография то здесь при чем?

акимов3.png

Помню, прислал мне племянник снимок. На нем он с двумя маленькими сыновьями заходит в речку купаться. Картинка сделана со спины. И просит рассудить, считается это фото эротикой или нет? Я отвечаю - по нынешним меркам, не видны половые органы - эротика, видны - порнография. Но сейчас даже могут педофилию припаять, глядя на него. Лично для меня это – семейное фото. Я ему написал, все зависит от образования, культуры, и восприятия человека, который созерцает. Для одного эротика, для другого радостный семейный сюжет. Надо человека учить. А у нас где учат этому всему восприятию? Когда идет заграничный фильм, я всегда смотрю на обстановку, где происходят события, на то, что висит на стенах, сразу становится понятен уровень. Смотри на то, что вокруг, тогда поймешь всю авансцену целиком.

Я на выставки вытаскиваю своих единомышленников, смотреть, учиться уровню мастерства, радоваться и наслаждаться. В Москве хорошо - галерей не сосчитать, но интересней на международных выставках и если сам не поедешь, то в интернете фотоматериалы доступны. Очень сильные кадры с войн. Там свет, цвет, композиция и сильнейшие эмоции сливаются воедино.

* * *

акимов4.pngПо словам фотохудожника Акимова, русской школы фотографии пока что нет. Однако, задумаемся – что собственно говоря, называется Школой. Возьмем, для примера, французскую живопись. Что считать французской школой? Надутых представителей Академии точно знавших как можно и как нельзя писать картины или разношерстную компанию новаторов, никем не признанных сидевших в кафе и устраивавших выставки, в которых нельзя ничего объяснить, где все идет от чувства. Этих странных людей звали Клод Моне, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Эдгар Дега, Огюст Ренуар - знакомые имена. А попробуем вспомнить представителя официальной академической французской школы?

Одиночки-художники и считаются гордостью французской, да и любой другой живописи. По их картинам изучают «французскую школу», потому что школа- это в первую очередь художник. Например, как Аркадий Акимов.

Анастасия Леонидова

Опрос
В середине июня в России стартовала пенсионная реформа. Как Вы относитесь к правительственному варианту пенсионной реформы, суть которой заключается в повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, а для женщин до 63 лет?