Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.03.2024
Ярославль
2545
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА МИХАИЛА ЕВРАЕВА

Потемкинские университеты:  если ты не занимаешься кадрами, кадры рано или поздно займутся тобой

АХИЛЛЕСОВА ПЯТА МИХАИЛА ЕВРАЕВА

              У каждого руководителя, управленца, политика есть своё слабое место. Не является исключением и ярославский губернатор Михаил Евраев. На наш взгляд, его «ахиллесова пята» - кадры. Притом, в самом широком смысле этого слова. За два с половиной года у руля региона он, по сути, так и не создал собственной полноценной команды, предпочитая всегда и везде «солировать». Обещание сделать ставку на местные кадры оказалось профанацией. Как и конкурс «Ярославский резерв»: далеко не всего его победители заняли руководящие должности. А те, кто занял, вовсе в нём не участвовали. Подавляющее большинство назначенных при Евраеве муниципальных руководителей не способны навести элементарный порядок даже в своём небольшом углу. И, похоже, годятся лишь для согласования проектной документации на детские площадки и пешеходные дорожки. И то не всегда. Наконец, в результате бездумного массового сокращения государственных и муниципальных служащих одни кадры «ушли» сверху (притом, по абсолютно рандомному принципу вне зависимости от возраста, заслуг и компетенций), а другие предпочли уйти сами, не выдержав свалившейся нагрузки. Те же, кто остались, в массе своей не получили практически ничего из обещанных «плюшек». Рискнём предположить, что такая кадровая неразборчивость даже может стать одной из причин относительно низкой явки ярославцев на предстоящих выборах Президента. Ибо те, кто должен был составлять костяк системного электората, из-за бездумных действий областного руководства оказались выброшены из обоймы и сейчас испытывают социальную апатию вкупе с общей потерей доверия к политическому истеблишменту. Слабым утешением является лишь то, что от подобной чехарды пострадает не только Ярославская область. Рано или поздно она срикошетит и в самого губернатора. И первые «сигналы» на этот счёт уже есть.


Вся такая внезапная, противоречивая такая

 Евраев-1.jpg         Если задаться вопросом – что отличает кадровую политику в период губернаторства Михаила Евраева, то, на наш взгляд, можно выделить три характерные черты. Это непоследовательность (и даже противоречивость), крайняя «разношёрстность» высшего и среднего «командного состава» Правительства и как таковое отсутствие строго очерченного «ближнего круга» главы региона. Разберём их поподробнее. Непоследовательность и противоречивость выражается во многих решениях Михаила Яковлевича в части управления персоналом. Взять хотя бы одно из первых обещаний - опираться на местные кадры.

          Конечно, по сравнению со временем работы Дмитрия Миронова на командных постах их стало больше. Однако здесь есть несколько нюансов. Во-первых, в большинстве своём ярославцам отвели либо откровенно хлопотные (и даже расстрельные), либо второстепенные посты. При этом, исключительно «неблагодарные». В качестве примера можно привести министерство ЖКХ или практически весь блок социальной политики (образование, здравоохранение, культура, занятость населения и другие). Правда, здесь есть одно исключение. Но о нём – чуть позже. В то же время, в тех отраслях, где прослеживается живой интерес губернатора (транспорт, туризм, благоустройство исторических центров, цифровизация и другие) назначены сплошь иногородние кадры.

              Во-вторых, непосредственно для региона польза от назначения ярославцев оказалась невелика. Ибо в большинстве своём никакой инициативой или самостоятельностью местные руководители, увы, не отличаются. Не сумев (или не пожелав) ничего возразить губернатору, они оказались обыкновенными проводниками его решений. В том числе откровенно сомнительных. И в этом смысле ничем не отличались от «инородцев». Пожалуй, особняком здесь стоит разве что заместитель председателя Правительства области Лариса Андреева – руководитель строгий, требовательный, опытный, и притом с собственной позицией. Остальные, увы, никак себя не проявили.

              В-третьих, количество покинувших Правительство местных специалистов (не только руководителей, но и рядовых сотрудников) в разы превышает число «ярославских» назначений. Особенно в результате «знаменитой» оптимизации, объявленной сразу после губернаторских выборов. Видимо, в «благодарность» за поддержку и обеспечение победы Михаила Евраева. При этом, обещанного повышения заработной платы на 50-60% оставшиеся в Правительстве сотрудники в массе своей так и не увидели. А вот нагрузка увеличилась достаточно серьёзно. И это несмотря на то, что рабочий день многих служащих при Евраеве и до этого был ненормированным (легенды про его 8-часовые совещания, которые могут закончиться в 2 часа ночи, давно стали притчей во языцех).

 Аминов.jpg             В итоге из Правительства стали уходить даже оставшиеся в обойме люди, а результатом сокращений предсказуемо стал кадровый дефицит. И сегодня в областных министерствах и ведомствах открыто множество вакансий, а министры лично набирают специалистов. Буквально в конце февраля такое объявление разместил на своей странице в социальной сети «ВК» министр экономического развития Дмитрий Аминов. Также не хватает кадров в министерствах ЖКХ, транспорта, АПК и других подразделениях. Одним словом, всё очень логично: сначала всех разогнать, а потом героически искать новые кадры. И в этом – ещё одно противоречие Евраева.

     Набор кадров (со страницы аминова).jpg            Абсолютной профанацией оказался конкурс «Ярославский резерв», активно рекламируемый в период всё той же избирательной кампании 2022 года. Для тех, кто запамятовал, напомним, что по замыслу проекта его финалисты должны были стать авангардом государственного и муниципального управления в регионе и занять руководящие должности в органах власти и подведомственных учреждениях. Всего в нём приняли участи свыше 14,5 тысяч человек. По результатам дистанционного этапа приглашение в финал получили 332 участника. И уже по итогам финала было определено 54 победителя. Перечень фамилий можно найти в открытом доступе. Среди них более-менее известны широкой публике три: Артём Молчанов, Дмитрий Фомин и Олег Килипченко.

          Однако последний так и остался работать на скромной должности начальника правового управления администрации Ярославского района. Второй ещё до победы в конкурсе был назначен директором регионального департамента АПК, который возглавляет и поныне (только уже в ранге министра). А первый сменил кресло заместителя председателя Правительства области на пост мэра Ярославля. На этом – всё. В свою очередь, никто из последних назначенных руководителей на уровне департаментов (министерств), служб или инспекций Ярославской области в числе победителей кадрового конкурса не значился.

               

Скажи мне, кто твой друг

              Назначения Михаила Евраева тоже не поддаются какой-то ясной логике. Во всяком случае, с позиции стороннего наблюдателя. Одобренные им руководящие кадры имеют совершенно разный возраст, предыдущие места и направления работы, региональную и «цеховую» принадлежность. К примеру, Александр Королёв (директор департамента информатизации и связи, а сейчас – министр цифрового развития, который, впрочем, занимается куда более широким спектром вопросов) ранее работал в Калуге, притом в местном министерстве здравоохранения. Ольга Габуева (министр туризма) и Мурат Баснукаев (министр транспорта) – выходцы с Северного Кавказа, трудились как в государственных, так и в частных структурах. Анна Рожкова (государственная служба охраны объектов культурного наследия) – из Ивановской области. Там же трудилась и новый руководитель Государственной жилищной инспекции Оксана Гладун, хотя к нам она пришла уже из Подмосковья.

              Не будем забывать про «бывших» - директора департамента транспорта Татьяну Черемных, приехавшую из Твери, и.о. директора департамента строительства Сергея Гончара (работал в Москве) и руководителя департамента охраны окружающей среды и природопользования Олега Тихенького (Ставропольский и Краснодарский края, Сахалинская область). Не являются местными кадрами вице-губернаторы Андрей Колядин (который также имеет очень разностороннюю трудовую биографию – от филиала Центрального музея имени В.И. Ленина до «Объединенной судостроительной корпорации») и Василий Горбунов, руководитель губернаторской администрации Дмитрий Борушков, заместители председателя Правительства области (по сути, того же Михаила Евраева) Марина Кашина и Денис Хохряков. И этот список далеко не полный.

              При этом, как таковой собственной команды у губернатора, по сути, нет. Полагаем, что это может быть связано с моделью поведения самого главы региона. При нём (в отличие, скажем, от Дмитрия Миронова или Сергея Ястребова) областная администрация стала, образно выражаясь, «театром одного актёра». Михаил Яковлевич всегда «солирует» и всё замыкает на себе. Поэтому в Ярославской области сегодня есть первое лицо, и есть все остальные. Судя по всему, по этой же причине в «высшем командном составе» Правительства нет, по сути, ни одной действительно яркой личности и по-настоящему талантливого управленца. Хотя таковые имелись буквально при всех предыдущих руководителях.

              Условным ближним кругом Михаила Евраева (который несколько сузился после ухода из Правительства Алексея Доронкина и Артёма Молчанова) можно считать его коллег по работе в Федеральной антимонопольной службе. Сегодня это помощник губернатора Андрей Скоркин, вышеупомянутые Василий Горбунов, Дмитрий Борушков и Марина Кашина, а также Татьяна Потёмкина

Горбунов.jpgБорушков.pngКашина.jpg       На ней остановимся чуть подробнее, поскольку она и есть то единственное исключение среди местных руководящих кадров, о котором мы сказали в самом начале статьи. Татьяна Вячеславовна – уроженка Ярославской области. Закончила ЯрГУ имени П.Г. Демидова. Дипломированный юрист.  

ПОтемкина 1.jpg             11 лет работала в региональном Управлении ФАС России, стартовав с должности простого специалиста-эксперта и дослужившись до заместителя руководителя. На работу в органах исполнительной власти области перешла совсем недавно – в феврале 2023 года. Начала с помощника губернатора, но уже к осени получила пост заместителя председателя Правительства. Сначала – с приставкой «и.о.», а с начала нынешнего года – уже без оной. Если верить разговорам в кулуарах, то Потёмкину в областной администрации недолюбливают и считают одним из «серых кардиналов», оказывающих прямое влияние на губернатора и проводимую его политику.

          В частности, ей приписывают авторство многих спорных (и даже одиозных) законопроектов, внесённых и принятых по инициативе главы региона. К примеру, о перераспределении полномочий между органами власти (в том числе в сфере теплоснабжения с муниципального на областной уровень) и повышении всевозможных штрафов (включая введение знаменитого «штрафа за плевки»). В разное время Потёмкина курировала несколько важных ведомств. Сейчас за ней закреплена контрольно-надзорная деятельность (к примеру, в её ведении находится Государственная служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области), а также (внимание) – вопросы государственной службы и кадровой политики.


Кадры в беспорядке

              К слову, в соответствующих структурных подразделениях (как и во всей кадровой политике в принципе) последние месяцы царит полный бардак. Испокон веку в структуре Правительства существовало управление государственной службы и кадровой политики, которое ещё со времён Сергея Ястребова возглавляла Наталья Балакирева – бывшая директор школы и депутат областной Думы. В феврале прошлого года (к слову, на волне очередного сокращения в других подразделениях) его решили разделить на два самостоятельных подразделения: государственной службы и кадровой политики. Балакиреву оставили на хозяйстве в первом (правда, как показали дальнейшие события – менее, чем на год). Руководителем второго назначили Анастасию Артюшину – бизнес-коуча из Нижнего Новгорода.              

Балакирева.jpgАртюшина.jpg

Как писали СМИ, в новом подразделении должны были заняться «формированием кадровых резервов, разработкой и внедрением системы развития, обучения и оценки профессиональных компетенций». Планировалось, что управление будет способствовать развитию кадрового потенциала Ярославской области. Не беремся судить наверняка, оказалась достигнута эта цель или нет. Однако всего через год Артюшина (судя по публикациям на ей странице в социальной сети, и до этого находившаяся в регионе отнюдь не постоянно) покинула свой пост. А структуру задумали и вовсе расформировать, вновь вернув часть функций управлению государственной службы.

 Рахманова.jpg             Новое-старое подразделение возглавила бывший директор по персоналу компании «Метро» Юлия Рахманова (по некоторым данным, её считают креатурой Потёмкиной). Позднее также было объявлено о создании Ярославского корпоративного университета Правительства (в статусе автономной некоммерческой организации, созданной по инициативе Евраева), руководителями которого стали Светлана Фомина и Светлана Рунова, до этого также работавшие в частных компаниях. Таким образом, за найм на государственную службу и повышение квалификации действующих чиновников теперь будут отвечать экс-бизнес-леди. Насколько эффективным окажется такой подход – откровенно говоря, большой вопрос. Уж больно разные сферы.

          Что же касается разделения и повторного слияния управлений, то невольно возникает вопрос: а что это было? Необходимость трудоустроить Артюшину? В таком случае, что нового и полезного она принесла за год плодотворной работы? Разумеется, кроме массы красивых слов? Судя по информации с её страницы, сейчас она пишет дипломную работу по «государственному HR». Возможно, у нас она просто собирала материал? Точных ответов на все эти вопросы мы, увы, не узнаем. И можем констатировать лишь то, что за прошедший год никаких видимых и ощутимых для простых смертных изменений в сфере управления персоналом в Правительстве области не произошло.

              У самой Анастасии Артюшиной на страничке выставлена цитата: «Кадровая политика – это стратегический подход к задачам по удержанию высококвалифицированных кадров и создания новых возможностей развития». На практике сейчас всё происходит скорее с точностью до наоборот. Регион теряет кадры и деградирует. Яркий пример – фактическое отстранение от всех мало-мальски значимых дел первого заместителя председателя Правительства Максима Авдеева. До того Максим Александрович неплохо справлялся со своими обязанностями куратора блока экономики, транспорта и туризма (и едва ли не единственный из представителей «высшего командного состава» не вызывал никакого раздражения). Самое поразительно, что альтернативы ему так и не нашли. Хотя с момента смещения Авдеева на второстепенные позиции прошло уже полгода.

          При этом, регион остался без полноценного куратора промышленно-экономического блока (полномочия Авдеева раскидали по нескольким замам). По сути, за экономическое развитие сегодня отвечает профильный министр Дмитрий Аминов. Но он всю жизнь работал в подразделениях социальной политики (департамент по делам молодёжи, департамент труда и социальной поддержки населения). Хотя и специализировался на государственных программах. Впрочем, госпрограммы – это скорее про стабильность, а не про развитие. Так что назначение тоже весьма спорное. Впрочем, как следует из всего вышесказанного – отнюдь не единственное.


Прогнило до основания

Низова1.png              В завершении – пара слов о кадрах на муниципальном уровне. Так получилось (точнее, так выпал срок), что многие действующие главы районов были назначены уже при Михаиле Евраеве и с его подачи. Некоторые из этих назначений вызывают большие вопросы, поскольку во вверенных этим руководителям районах есть серьёзные проблемы. Взять, к примеру, Тутаевский район. У Ольги Низовой, которая заняла этот пост после ухода предыдущего главы Дмитрия Юнусова, та же «болезнь», что и у Михаила Евраева – тотальная нехватка компетентных кадров.

              Из-за этого Ольге Вячеславовне приходится лично буквально в пожарном порядке затыкать многочисленные дыры в непростом районном хозяйстве. Ситуация значительно осложняется тем, что главного муниципального заказчика по всем основным проектам – МКУ «Центр контрактных отношений» уже несколько месяцев здорово лихорадит. Весной прошлого года там прошли обыски, и было возбуждено уголовное дело по первой части 286 статьи УК РФ «Превышение должностных полномочий». При этом, директор МКУ Владимир Пшеничников практически не появляется на рабочем месте. Хотя и не уволен.

Курицын.jpgКислякова.jpg              Ещё один пример – Угличский район, где глава Анатолий Курицин умудрился разогнать кучу специалистов из местной администрации и рассориться едва ли не со всеми – от общественников и бизнесменов до областных депутатов и руководителей государственных учреждений Ярославской области. Но, тем не менее, продолжает оставаться при власти. Глава Борисоглебского района Айнаш Кислякова пошла ещё дальше и испортила отношения уже с федеральными политиками – Анатолием Лисицыным и Анатолием Грешневиковым. В результате некогда спокойный и тихий район буквально лихорадит от баталий разных групп общественности. Что, разумеется, не создаёт здоровой обстановки и мешает развитию. Не прекращаются вопросы и в адрес Николая Золотникова из Ярославского района, особенно участившиеся после аварии на котельной в Красных Ткачах.

          И это – лишь самые показательные примеры. Вообще же, по имеющимся сведениям, в Москве имеются претензии и неудобные вопросы практически ко всем главам муниципальных образований области. Есть они и к самому Михаилу Евраеву. По слухам, «наверху» зреет недовольство его работой. Якобы, губернатору даже негласно запретили в ближайшее время делать какие-либо принципиальные кадровые назначения. Более того: ходят разговоры, что после выборов Президента глава региона может оставить свой пост. Конечно, эти слухи стоит делить на восемь. Однако, как известно, не бывает дыма без огня. Тем более, что раньше подобных оценок применительно к Михаилу Яковлевичу замечено не было. Так что даже если ярославский губернатор останется на своём месте, он будет под очень внимательным наблюдением. Тогда любой неосторожный шаг может стать для него фатальным. И текущая кадровая политика явно не станет страховкой от падения.

                                                                                                                       ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?