Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

03.03.2016
Ярославль
3484
«ЯРДОРМОСТ» И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ…
Или когда летают ежи 

Солнце доделает нашу работу. Видимо так рассуждали всю зиму руководители ГП "Ярдормост". Только 2 марта они впервые за всю зиму смогли более или менее своевременно справиться с уборкой города Ярославля. Впервые за всю зиму. А зима неожиданно и закончилась... Ну и нарвались - теперь этим вопросом занимается чуть ли не половина муниципалитета и куча региональных чиновников. Интересно, а что будет летом с состоянием дорог? Без волшебного пенделя - никуда?..
«ЯРДОРМОСТ» И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ…

Неделю назад в прямом эфире одного из ярославских телеканалов произошло крайне примечательное событие. Прямо под камерами и.о. мэра Алексей Малютин вручил гендиректору областного ГП «Ярдормост», которое является генподрядчиком по уборке города, уведомление о расторжении контракта. Мотив: структура не справляется со своими обязанностями и не исполняет условия договора. Всё было сделано жёстко, с комсомольским задором и в присутствии многочисленных свидетелей. Событие, согласитесь, неординарное. «Всего лишь» и.о. градоначальника пошёл «в контры» с руководителем крупнейшего госпредприятия, подконтрольного региональному Правительству. Притом, в этом самом Правительстве действия Малютина чуть ли не поддержали (во всяком случае, публично признали их правомерность). А ему самому ничего за такой «выпад» не было! И то правда: такое увидишь не каждый день.

снег1.jpg

Вроде бы, впору сказать: молодец, Алексей Геннадьевич, так их! Ведь действительно решился на крайнюю меру! Да не просто крайнюю, а весьма редкую. Ибо обычно власти до последнего стараются избежать разрыва контракта. Всё так. Но гложет червь сомнения… А здравый смысл и некоторое понимание политического процесса дают ему изрядную пищу. Не хочется заниматься конспирологией, но такие вещи не происходят «вдруг». Тем более, в прямом эфире. Азбучная истина гласит: если тема выходит в пространство масс-медиа - она изначально рассчитана на максимальный публичный эффект. Что и произошло. Остаётся вопрос: зачем это было сделано? Давайте попробуем разобраться.

1. Жираф большой.

Начнём с главного. Уведомление о расторжении контракта вручено 24 февраля. У подрядчика есть десять дней на устранение всех замечаний и нарушений. До «часа икс» ещё остаётся время. Однако рискнём предположить уже сейчас: судя по всему, никакого расторжения контракта не будет. На то может быть как минимум 3 причины. Во-первых, потому что организации, равновеликой «Ярдормосту», попросту нет. Все остальные компании уступают ему по целому ряду позиций. А значит, наивно полагать, что в качестве генподрядчика они справятся с уборкой города лучше (или справятся вообще). Во-вторых, «Ярдормост» - крупнейшее государственное предприятие, которое даёт работу сотням людей и имеет филиалы более чем в половине районов. А в русле текущей политики, когда государственные учреждения остаются практически единственным оплотом относительной стабильности в кризис, инициатива лишить его контракта представляется маловероятной. В-третьих, расторжение контракта чревато массой проблем для самой мэрии. Ведь в случае ухода «Ярдормоста» нужно будет заново запускать всю «шарманку»: объявлять конкурс, оговаривать новые условия, проводить аукцион. Надо ли это городской администрации – нам неизвестно. Но вряд ли она воспримет это с энтузиазмом. Это коротко. Теперь раскроем эти моменты подробнее.

Сразу сделаем две оговорки. Первое: всё сказанное – не более, чем наше предположение. Так что оставляем за собой право на ошибку. Второе: мы не собираемся как-то «обелять» или оправдывать «Ярдормост». Улицы и дворы Ярославля действительно представляют собой жалкое зрелище. Уборка велась отвратительно. Если после новогодних каникул город выглядел ещё относительно прилично (хотя бы на основных магистралях), то в феврале началась настоящая «засада». Поэтому нарекания по работе генподрядчика объективны и документально подтверждены. Только за месяц, с 20 января по 20 февраля «Ярдормосту» выдано 101 предписание, содержащее внушительный список нарушений. А к 24 февраля в адрес госпредприятия были направлены 3 претензии на общую сумму более 17 миллионов рублей. Проблемы, кстати, были не только в Ярославле. Публично говорили о серьёзных претензиях по содержанию дорожной сети в Ростовском и Ярославском районах, звучали отдельные замечания по Угличской и Рыбинской трассам. Так что повторим: в роли адвоката «Ярдормоста» выступать не будем. Мы лишь попытаемся «отстранённо» и вместе с тем более системно взглянуть на проблему. А заодно ответить на вопрос, который ставили выше: чем может быть продиктован столь резкий шаг со стороны мэрии?

Итак, наше первое предположение насчёт того, что организаций, способных на равных конкурировать с «Ярдормостом», в области сейчас нет. В начале – немного истории. Конечно, не от истоков (всё-таки за плечами предприятия более 30 лет работы), а на современном этапе. В нынешнем виде ГП ЯО «Ярдормост» существует недавно - с конца 2014 года. Этому событию предшествовала масштабная реформа дорожной отрасли. В результате которой 11 самостоятельных ГУП «Автодор», расположенных в Большом селе, Брейтово, Гаврилов-Яме, Данилове, Любиме, Мышкине, Новом Некоузе, Переславле, Пречистом, Пошехонье и Тутаеве, утратили автономию и были присоединены в качестве филиалов к ГУП «Ярдормост» (тогда ещё унитарному), базирующемуся в посёлке Кузнечиха. Ещё до реформы выручка всех ГУПов составляла более полутора миллиардов рублей. Абсолютное большинство организаций работали «с плюсом» (например, по итогам 2013 года общая прибыль составила более 40 миллионов рублей). А на «государственный сектор» приходилось более половины объёма всех работ по содержанию автомобильных дорог региона. Естественно, после появления у «Ярдормоста» нового статуса эта цифра существенно возросла. Как и другие показатели. На момент реорганизации в конце 2014 года уставной капитал ГП ЯО «Ярдормост» составил 108.9 миллионов рублей. Величина чистых активов оценивалась более, чем в 400 миллионов. При этом, уже в 2015 году для предприятия приобрели новый асфальтобетонный завод (смонтированный в Данилове) и несколько дополнительных единиц дорожной техники. Понятно, что сам парк техники - крупный и разнообразный: это КДМ, различные грейдеры, фрезы, тракторные щётки, самосвалы и так далее.

Что могут противопоставить госпредприятию частные компании? Информация о них более закрытая, однако, общий «срез» составить можно. Ещё до объединения «Автодоров» под крыло «Ярдормоста» содержанием дорог занимались с десяток относительно крупных коммерческих структур. Перечислять все нет смысла. К тому же, некоторые из них в течение относительно короткого времени появлялись, исчезали, перерегистрировались, меняли владельцев и от того трудно поддавались учёту. Отметим лишь несколько структур, последнее время находящихся на слуху. В первую очередь, это ООО «Трасса», ООО СК «Ярдорстрой» и ООО «Радострой». Деятельность этих компаний получила довольно широкий резонанс, преимущественно со знаком «минус». Это легко понять даже несведущему человеку из другого региона. Достаточно лишь прочитать подборку ярославских СМИ, скажем, за последние три года.

Уставной капитал всех трёх ООО - 10000 рублей (в десять с лишним раз меньше, чем у «Ярдормоста»). Первую фирму считают аффилированной с холдингом «Ярославль-2010» В. Погосяна, в отношение которого в прошлом году было возбуждено уголовное дело. Хотя в настоящий момент чисто юридически эту связь вроде как ничего не выдаёт. В любом случае, директор «Трассы» Самвел Шаинян до перехода в эту структуру был руководителем ООО «ЯрАБЗ», которое входило в холдинг Погосяна и также имело не лучшую репутацию (в частности, стало фигурантом уголовного дела в Костроме). Компания «Ярдорстрой» до последнего времени принадлежала Эдуарду Авдаляну. Сейчас, если верить данным ЕГРЮЛ, она находится в стадии ликвидации. Фирму «Радострой» не ассоциируют ни с кем иным, кроме как с Сергеем Шмелёвым. Хотя в настоящий момент по данным всё того же ЕГРЮЛ директором фирмы является Сергей Евграфов, а сама она находится «в процессе реорганизации в форме выделения». Правда, взамен «увядающих» старых структур Авдалян и Шмелёв, по всей вероятности, переключились на новые. По крайней мере, Эдуард Львович в прошлом году был «обнаружен» среди руководителей ООО «ДСУ-1». А с именем Сергея Вениаминовича связывают ООО СК «Автотранс» (в качестве владельцев значится Полина Сергеевна Шмелёва). Компания, кстати, является одним из субподрядчиков «Ярдормоста» по нынешнему контракту на уборку Ярославля. Отвечает за содержание Кировского района (отвечает, судя по всему, не очень, поскольку по центральным улицам нареканий было особенно много). Но обе «конторы» действуют на рынке относительно недавно (первая – с мая 2014, вторая – с января 2015). И в силу малого временного срока вряд ли правомерно говорить об их «полновесном» авторитете. Их уставной капитал тоже «стандартно» небольшой: 10000 и 15625 рублей соответственно. Что касается чистых активов всех указанных компаний, то данными об их величине мы не располагаем. Но рискнём предположить, что они значительно уступают активам «Ярдормоста». Таким образом, с экономической точки зрения они объективно не могут являться равновесной альтернативой государственного предприятия. Конечно, в регионе есть примеры других частных компаний, имеющих длительную историю и хорошую репутацию. Например, «Угличское ДСУ» или Переславская «ПМК-11». Однако они также не очень большие, работают на достаточно «узких» участках и не заходят в Ярославль.

Если говорить о «человеческом капитале», то расклад получается также не в пользу частных компаний. Информацию о численности их работников найти довольно трудно, и она весьма противоречивая. Но даже имеющихся данных хватает, чтобы сделать определённые выводы. Так, в 2013 году в компании «Ярдорстрой» работали около 200 человек (такую цифру озвучивал сам Авдалян), в «Радострое» – 197 (по данным прокурорской проверки). В 2014 году очередная проверка указала, что в «Радострое» трудятся уже 60 человек. В свою очередь, сам Шмелёв говорил о значительно большем количестве. Как бы то ни было, но даже если взять максимальные цифры обеих компаний и сложить вместе, то получится примерно половина сотрудников ГП «Ярдормост». После реформы штатную численность предприятия озвучивали на уровне более 1100 человек. Да, это вместе с филиалами. Но кто запрещает использовать технику и людей с районов на уборке Ярославля? Единственной организацией, способной померяться силами с «Ярдормостом», могло бы стать МУП «Спецавтохозяйство» г. Ярославля. Его мощности рассчитаны на 1000 человек. Но из-за целого ряда трудностей, в начале прошлого года в «САХ» трудились меньше половины от установленного числа работников. Та же ситуация была и по технике. Так что в нынешних условиях МУП вряд ли сможет конкурировать с ГП (хотя с обязанностями субподрядчика справляется неплохо).

2. Управление по-русски: без волшебного пенделя - никуда

Что касается процедуры расторжения контракта, то после вручения соответствующего уведомления, у генерального подрядчика есть 10 дней на то, чтобы исправить ошибки. Если этого не произойдёт, заказчик расторгает контракт и проводит новый аукцион среди ранее заявлявшихся поставщиков услуг. А сведения о бывшем подрядчике в течение трех рабочих дней направляются в реестр недобросовестных поставщиков. Однако «гладко было на бумаге». На практике данный реестр пополняется не быстро. По нашим данным, из ярославских компаний дорожной отрасли в указанный список пока что попала лишь одна – ООО «Автодор». Хотя скандалов вокруг недобросовестного исполнения работ было пруд пруди! Но все опять же касались частников, притом, не самых больших. Так что вероятность «чёрной метки» для столь крупного госпредприятия, как «Ярдормост», на наш взгляд, ничтожно мала. К тому же, заново разыгрывать контракт стоимостью более 1 миллиарда рублей на 2.5 года – дело трудозатратное и неблагодарное. Да и время, чтобы оставлять город без уборки выбрали не самое лучшее. Собственно, ноты сомнения прозвучали даже из уст самих чиновников. Так, руководитель МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля (оно выступает заказчиком работ) Павел Логвин в интервью одному из информагентств отметил, что «Наша задача не расторгнуть контракт, а добиться устранения замечаний по содержанию улично-дорожной сети и жесткого соблюдения условий муниципального контракта». Предположение о том, что до расторжения контракта дело не дойдет, высказал и генеральный директор «Ярдормоста» Виктор Лифанов.

снег2.jpg

Так зачем же была затеяна вся эта история с телеэфиром? По всей вероятности, это было чётко спланированное шоу, рассчитанное на обывателя. Его участники вряд ли до конца верили, что угроза на самом деле будет приведена в исполнение. Все слишком хорошо понимали суть происходящего. Зато Алексею Малютину представилась возможность побыть «на коне» и предстать в качестве радетеля за интересы горожан. Похожая ситуация не так давно была с «точечной застройкой» во дворе одного из домов в Ленинском районе Ярославля. Тогда и.о. градоначальника тоже клеймил позором нерадивого застройщика. Согласитесь, такой пиар совсем не помешает любому амбициозному человеку, обличенному властью. Особенно на волне нескольких непопулярных решений, озвученных ранее. А ещё в преддверии скорых выборов 2017 года. По всей вероятности, этим же можно объяснить спокойную реакцию со стороны Правительства области за столь жёсткий «выпад» в адрес подведомственной ему структуры. В качестве второй возможной причины могла быть попытка «насолить» руководству «Ярдормоста» в лице Виктора Лифанова. По имеющимся данным, в «Белом доме» далеко не все довольны его работой. Соответственно, угроза расторжения контракта могла стать поводом как минимум для выговора, а как максимум – даже для увольнения директора госпредприятия. Впрочем, изначально более вероятным сценарием казалась отставка одного из «замов» Лифанова. Что и произошло буквально через пару дней. 

В конце концов, «сакральную жертву» никто не отменял. Ей стал заместитель, курирующий уборку Ярославля, Евгений Горюшин. Которого за несколько лет до этого критиковали за аналогичные вещи на посту директора МУП «Спецавтохозяйство». А ещё говорят, что в одну реку нельзя войти дважды… С другой стороны, поступок Малютина действительно мог иметь цель «подстегнуть» генерального подрядчика, заставить его «шевелиться». В принципе, «кнут» возымел некоторое действие. По крайней мере, Лифанов пообещал привлечь дополнительную технику и людей из Большесельского, Гаврилов-Ямского и Даниловского районов.

Повторимся, это всего лишь версии, «размышления у парадного подъезда». Однако из всей этой истории (какие бы мотивы она не таила) напрашивается один неутешительный вывод. Шевелиться у нас по-прежнему начинают только после взбучки. «Еж – птица гордая, пока не пнёшь – не полетит». Одно дело – не договориться с частными конторами. И совсем другое, когда дела не идут в собственной «государевой конторе». Впрочем, договариваться с субподрядчиками тоже надо – других в области всё равно нет. Сделать это кроме как посредством политической воли, очевидно, нельзя. Правда, хотелось бы, чтобы это происходило в тиши кабинетов, а не на арене… простите… в студии телевидения. Есть, конечно, ещё одно средство в виде Уголовного кодекса. Но до этого лучше не доводить. А то с учётом количества различных дел за последнее время, он скоро может превратиться в самую популярную книгу нашего региона. Так что лучше жить и по закону, и по совести. И будет всем счастье.

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?