Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.12.2023
Ярославль
1439
ГОЛУБЫЕ… ТРОТУАРЫ, СИНИЕ… ЦВЕТЫ, ЯРКО-ЖЕЛТЫЕ... ТРАМВАИ, РОЗОВЫЕ… СНЫ

Или 10 неудобных вопросов мечтающим «благоустроителям» Ярославля

ГОЛУБЫЕ… ТРОТУАРЫ, СИНИЕ… ЦВЕТЫ, ЯРКО-ЖЕЛТЫЕ... ТРАМВАИ, РОЗОВЫЕ… СНЫ

Благоустроить город, сделать его лучше, красивее и удобнее для жизни – что может быть прекраснее и благороднее этой цели? Правда, лишь в том случае, если делать всё с умом и уважением к этому самому городу. Бережно и аккуратно, не повредив то, что создавали до тебя. Ну и конечно, опираясь на мнение людей – ведь это им здесь жить. Иначе ничего хорошего не выйдет. Для подрядчика это будет не миссия, и бизнес, а ещё вернее – банальная попытка «срубить бабла». Для властей – ярмарка тщеславия. Для культурного наследия – безжалостное поругание. А для жителей – сплошное разочарование. В Ярославле благоустройством начали заниматься ещё в XIX веке, при губернаторе Безобразове. Значительный задел был создан в советское время (по сути, все мы до сих пор пользуемся его наследием). Внесли свой вклад и в новейшей истории – город стал выглядеть свежее и современнее. Правда, с 2000-х годов к благоустройству столицы «Золотого кольца» стали относиться весьма вольно. Порой – непростительно вольно. Что порождало сначала вопросы, потом – неприятие, а далее – открытый протест общественности. Одни проекты, несмотря на это, всё равно удавалось «протащить». Другие не устояли под напором критики и канули в Лету. Однако глобальная идея замутить что-то в историческом центре Ярославля продолжала жить при любом мэре и губернаторе. Есть она и у Михаила Евраева с Артёмом Молчановым. Она заключается в обустройстве огромной (минимум на 4 квартала) пешеходной зоны. При этом, автомобилистов хотят оттеснить ближе к исторической границе города и организовать широкую сеть платных парковок. Проект пока что самый «рамочный» и наверняка претерпит многочисленные изменения. Но уже вызывает активное обсуждение. Желание новых руководителей оставить в истории города свой след понятно. Вопрос – как при этом не сильно «наследить». Ибо руководители приходят и уходят, а нам здесь жить!

 

REконструкция: история вопроса

          О расширении пешеходной зоны в историческом центре Ярославля заговорили ещё больше года назад, осенью 2022-го. Тогда только что лишившийся приставки «и.о.» губернатор Михаил Евраев предложил, как писали СМИ, «увеличить пешеходный квартал». По замыслу главы региона, судьбу большей части улицы Кирова могли бы повторить ещё три артерии - улицы Андропова, Депутатская и Нахимсона. Информационное агентство «76.ру» тогда приводило следующую цитату Михаила Яковлевича: «Думаю, не ошибусь, если назову улицу Кирова самой любимой у ярославцев и гостей города. Мы задумались, можем ли сделать такими же соседние улицы – Депутатскую, Нахимсона и Андропова — и создать единое пешеходное пространство в историческом центре. Сегодня эти улицы больше похожи на узкие проезды с неудобными тротуарами и большой парковкой, где, тем не менее, крайне сложно найти свободное место». 

Вид сверху-3.jpg

        При этом, каких-либо конкретных вариантов для автомобилистов (в том числе для тех, кто, например, разгружает товары в многочисленных ресторанах и магазинах указанной зоны, либо банально вывозит мусор), озвучено не было. Власти лишь пообещали, что «учтут необходимость создания альтернативных парковочных мест». Прошло несколько месяцев, и от слов начали переходить к делу. В июле 2023 года на заседании бюджетной комиссии Муниципалитета Ярославля стало известно, что Правительство региона выделило на создание проекта «пешеходного квартала» 50 миллионов рублей. Архитекторам предстояло разработать вид и концепцию будущего пространства.

450 млн.jpg         В ноябре стало известно, что в бюджет города на 2024 год закладывается 450 миллионов рублей «на благоустройство исторической части». Средства были выделены опять-таки из областной казны. Потратить их намерены уже в будущем сезоне. Вопрос снова вышел на обсуждение депутатов Муниципалитета, где заместитель градоначальника Александр Черневский рассказал о проведении конкурсной процедуры для проектирования центральных улиц. Чиновник пояснил, что работы будут разбиты на этапы. Первый из которых затронет улицу Кирова и Депутатский переулок. Правда, они и так давным-давно являются пешеходными. А в чём непосредственно будет заключаться суть преобразований, вице-мэр не пояснил. 

Пятковский.jpg

        За него это отчасти сделал депутат городского парламента Игорь Пятковский, буквально на следующий день опубликовавший на своей странице в социальной сети «ВК» концепцию преображения части зоны ЮНЕСКО. Судя по представленным эскизам, улицей Кирова и Депутатским переулком она не ограничится. Как и предполагалось, в планируемое пешеходное пространство попадают участки улиц Андропова и Нахимсона, а также улица Депутатская. В центре последней предусмотрено размещение фонтана, ещё один должен появиться на улице Кирова. В свою очередь, действующий фонтан между зданием Правительства области и часовней Александра Невского предлагается модернизировать и сделать пешеходным. Там же проектировщики разместили встроенный в ландшафт амфитеатр. 

         Кроме того, на будущих пешеходных улицах, как пишет издание «Ярньюс», хотят разместить арт-витрины, клумбы-скамьи и болларды в виде медведей. Общая площадь пешеходного квартала составит 42388 квадратных метров. Как написал сам Пятковский: «Планируется провести комплексные работы по ремонту дорожного покрытия, тротуаров, освещения, замене коммуникаций и другим необходимым мероприятиям. Это позволит создать более безопасные и комфортные условия для пешеходов, а также способствовать развитию экономической и социальной сферы города». В завершении депутат также выразил мнение, что благодаря этому проекту «улица Кирова и Депутатский переулок станут более привлекательными и удобными для проживания и работы, что положительно скажется на общей обстановке в городе».

         Откровенно говоря, вывод крайне спорный. Во всяком случае, в части удобства для проживания и работы. Но об этом позже. Что же касается альтернативы для автомобилистов, то она вырисовывается весьма специфической. Буквально на прошлой неделе прошла информация о том, что мэрия прорабатывает вопрос организации в центральной части города платного парковочного пространства. Поскольку строительство многоуровневых стоянок ограничено градостроительным законодательством и охранным статусом зоны ЮНЕСКО, в городской администрации предполагают организовывать плоскостные платные парковки. Сейчас власти готовят техническое задание по их организации и согласуют проект с уполномоченными инстанциями.

         По замыслу мэрии, полностью или частично для указанных целей хотят приспособить 44 улицы. Список есть в открытом доступе, поэтому с позволения уважаемых читателей не будем его дублировать. Отметим лишь то, что речь идёт практически обо всей центральной части города, ограниченной улицей Республиканской, Волжской и Которосльной набережными. Напомним, что предыдущий раз идею платных парковок активно лоббировали при мэре Владимире Волкове пять лет назад. Но в итоге власти заявили о необходимости дополнительно «проработать вопрос». И всё заглохло. В качестве официальной причины на тот момент называли неоднозначное отношение жителей.

         Полагаем, что более однозначным с тех пор оно не стало. А время, чтобы лишний раз будоражить народ, в политическом плане сегодня не самое подходящее. Почему этого не понимают в мэрии – большой вопрос. Впрочем, он далеко не единственный. У нас их получилось порядка десяти. И все их хотелось бы задать авторам идеи о «пешеходном квартале» и платных парковках. Понятно, что сегодня речь идёт только о проектах, которые пока достаточно «сырые» и наверняка претерпят неоднократные изменения. Однако ясность хотелось бы иметь уже сейчас, пока ещё можно что-то отыграть назад. Ибо потом, исходя из практики, менять что-либо будет поздно.

 

Новые перспективы или очередной тупик?

          Первый вопрос – как власти намерены решать проблему с движением транспорта в случае преобразования улиц Нахимсона, Депутатской и Андропова в пешеходное пространство? Не парковок, а именно автомобильного движения. Сегодня эти улицы худо-бедно, но являются некоей альтернативой вечно загруженной Первомайской. И берут часть потока на себя. Возможно, не самую значительную. Но всё же. Скажем, через ту же Нахимсона, Андропова, Трефолева и Советскую можно выехать хоть на Красную площадь, хоть на Волжскую набережную. К тому же, Нахимсона – кратчайший путь от Богоявленской площади и прилегающих кварталов до мэрии и Правительства области. Перекрыв названные артерии, власти рискуют спровоцировать вечные заторы в центральной части города. Притом, в любое время дня. В худшем случае это может обернуться настоящим транспортным коллапсом.

 Нахимсона-1.jpg       Второй вопрос - как будет осуществляться подвоз товаров к многочисленным магазинам и ресторанам в планируемой пешеходной зоне? Можно пронести в руках ювелирные украшения – они не тяжёлые (хотя и это не положено по технике безопасности). А как быть с теми же продуктами питания? Или, к примеру, мебелью, если какое-нибудь кафе вдруг захочет сменить внутреннее оформление? Трудности могут возникнуть даже с банальным вывозом мусора (а это в пешеходном квартале будет требоваться постоянно). Или в данном случае проезд будет разрешён?

         Но тогда плиточное покрытие очень быстро придёт в негодность. Поскольку траффик в итоге получится приличный, а альтернативных путей подъезда попросту не будет. Также абсолютно не ясно, как будут доезжать до своих домов жители названных улиц? Ведь жилые дома, пусть и совсем в небольшом количестве, там есть. А бросать автомобиль за тридевять земель гражданам вряд ли понравится. Особенно, если они будут следовать домой с тяжёлыми сумками или вести в квартиру какие-то крупногабаритные вещи. Это к словам депутата Пятковского об удобстве проживания и работы.

         Третий вопрос – как в связи с новой концепцией планируется развивать Центральный рынок? Он находится практически в сердце будущего обновлённого квартала. Вроде бы, ещё совсем недавно его хотели полностью переформатировать и создать современное пространство: фуд-корт, зона для отдыха, уютные павильоны. В общем, кардинальные изменения и многомиллионные вложения. Однако пока ничего принципиально нового в квартале между Депутатской и Нахимсона не произошло. Так всё-таки, ждать Центральному рынку перемен или нет?

Центральный рынок.jpg

         Четвертый вопрос – уже не про материальные, а про духовные ценности. Согласно представленным эскизам, планируется полное перепрофилирование пространства у культовых объектов – церкви Сретения и часовни Александра Невского. Однако насколько гармонично они будут сочетаться друг с другом – шумная улица, которая никогда не спит, и место духовного уединения? Конечно, у нас есть немало примеров, когда храмы находятся в центре различной общественной активности. Однако это, как правило, исторически сложившаяся среда. Здесь же она будет в значительной степени искусственной. 

         Пятый вопрос: будет ли в пешеходном квартале некая объединяющая концепция? Например, общая цветовая гамма фасадов. Или однотипные адресные таблички на домах. Или рекламные вывески, выполненные в едином стиле (как в Рыбинске). Может быть, там найдётся место для скульптур, отражающих суть исторического центра города (как в Нижнем Новгороде на Покровке или в Казани на улице Баумана), или стендов со старыми фотографиями этих мест. Вариантов на самом деле много. Но без связующей всё пространство нити будущий квартал просто потеряется. Как сейчас теряется улица Кирова, где буквально всё вразнобой – от аляповатых вывесок многочисленных заведений общепита до убогих ларьков с сувенирами.

Мухин.png         Шестой вопрос: как будут проходить согласования грядущих перемен с частными собственниками зданий и помещений? Он в известном смысле вытекает из предыдущего. Если власти намерены создать хоть какое-то подобие качественного пространства, без изменения внешнего облика фасадов не обойтись. За чей счёт будет банкет? И согласятся ли владельцы безропотно принять требования градоначальства? Тем более, что среди бизнесменов, имеющих активы на названных улицах, есть настоящие «зубры» делового мира. Один Евгений Мухин чего стоит!

         Седьмой вопрос: кто даст денег на все эти планы и мечты? Понятно, что 450 миллионов – это мизер, притом даже для первого этапа. Чтобы сделать всё по уму, потребуется как минимум раз в десять больше. Ясно, что городу такие расходы не потянуть. Значит, остаётся область. Возможно, часть затрат возьмут на себя некие инвесторы. Однако это явно не тот проект, который получит быструю окупаемость. А ситуация в экономике нынче тяжёлая, и никаких предпосылок к её улучшению пока не просматривается. Так что инвестиции автоматически превращаются в венчурные. Притом, вне зависимости от того, кто будет их вкладывать.

Эскиз-33.jpg         Восьмой вопрос: а сможет ли город вообще освоить столь сложный проект и сделать работы качественно? Мы не хотим никого обидеть, но у нас по 2-3 года толком не могут отремонтировать проезды к школам, детским садам и поликлиникам. Да что проезды – даже благоустройство небольшого сквера на площади Труда вызывает затруднения и широкую критику. Да что сквер – даже один дом (помещения старого Гостиного двора) на той же улице Нахимсона длительное время стоит за строительным забором в стадии вялотекущей то ли реставрации, то ли реконструкции. А тут – огромное пешеходное пространство практически на четыре квартала. Так что, как говорил один известный персонаж: терзают смутные сомнения.

Кирова-1.jpg

                    

Cui prodest: кому выгодно?

          Наконец, два последних вопроса – самые интересные, поскольку касаются экономики проекта и конкретных выгодоприобретателей. Поэтому мы даже выделили их в самостоятельный раздел. Итак, вопрос девятый – как будут организованы анонсированные мэрией платные парковки? Здесь даже не один, а целый круг вопросов. Для начала, хочется понять – а что изменится для автомобилистов? Вчера было бесплатно, сегодня – платно, и всё – мы так решили? Однако нельзя просто так перегородить часть общедоступной земли и начать взимать деньги за её использование. Если парковка превратится в некую услугу, люди должны понимать – за что они платят. Например, парковка будет охраняемой (как минимум, там установят камеры). Чтобы гражданин знал, что с его авто здесь ничего не случится. Или в любое время года она будет чистой. И так далее.

         Далее непонятно, кто будет оператором системы? Очередной концессионер или собственное муниципальное (государственное) предприятие? А сколько будут брать, скажем, за час стоянки? Предусмотрят ли некие абонементы? Каковы будут штрафы за нарушения правил пользования парковками? И где парковать машины жителям окрестных домов или владельцам коммерческой недвижимости? На самом деле, вопросов куда больше. А ясности пока никакой. И без чётких ответов граждане однозначно будут против нововведения.

Эскиз-11.png

         И десятый вопрос (возможно, самый главный) – кому выгодна сама глобальная идея создания пешеходного пространства в центре Ярославля? Конечно, в качестве официальной причины как всегда ссылаются не общественное благо, комфорт и удобство для людей, привлечение туристов и прочую «клюкву в сахаре» (опять вспоминаем цитату депутата Пятковского). Но давайте будем честны: кто до конца верит официальным причинам? В принципе, сами ярославцы без двух-трёх новых пешеходных улиц проживут. Им бы дороги доделать, транспорт наладить, да дворы в порядок привести, а уж мест для прогулок у нас хватает. Иное дело – интересы бизнеса.

         Как мы писали выше, преобразование центральных улиц города с их последующим благоустройством – проект дорогостоящий. И если он полностью или в значительной части будет финансироваться за счёт бюджета, то кому-то достанется весьма солидный куш. Всё это очень напоминает истории с транспортной реформой или «трамвайной концессией», а ещё раньше – с введением единого оператора по обращению с ТБО. Где конкретным частным компаниям удалось неплохо заработать. Самое главное, тоже под благовидным предлогом. Но это только одна сторона медали.

Евраев1.png         Между тем, есть ещё один нюанс. Люди, которые следят за новостями, наверняка заметили внимание, которое губернатор Михаил Евраев уделяет недвижимому имуществу в центре Ярославля. Взять, к примеру, идею переселить чиновников из зданий департаментов-министерств в зоне ЮНЕСКО. И под этот переезд на будущий год в бюджете заложили сотни миллионов рублей. А в начале декабря глава региона поручил приватизировать муниципальные рынки. Хотя сам факт такого поручения выглядит несколько странным – вроде бы, муниципалы сами в состоянии разобраться с собственным имуществом. Впрочем, кто в наше время всерьёз воспринимает разделение уровней власти.

         В итоге возникает ощущение, что в области есть желание освободить некие активы государственной или муниципальной собственности в центральной части города с целью их дальнейшей перепродажи «нужным» людям на выгодных для последних условиях. Возможно, эта цель завязана под проект будущего благоустройства. Например, некий инвестор соглашается вложиться в реконструкцию улицы, а взамен получает интересующий его актив. Либо не делает вообще ничего, а просто приходит на всё готовое и покупает этот актив по бросовой цене. Например, чтобы развивать в центральной части Ярославля собственную сеть отелей или ресторанов. Разумеется, такой сценарий возможен отнюдь не для всех, а исключительно для конкретных граждан (к кому-то приближённых либо очень сильно кем-то рекомендованных). В общем, этакий ненавязчивый передел имущества в отдельно взятой «Столице «Золотого кольца» под благим соусом реконструкции-реновации. Нормальный бизнес по-русски.

         Разумеется, всё сказанное выше – не более, чем предположение. Возможно, всё будет совсем по-другому. Не исключено, что в обозримой перспективе мы получим уникальное общественное пространство, опыт организации которого будут перенимать другие города. Однако пока верится в это с трудом. Слишком много вопросов. И слишком мало внятной информации. А отсутствие ясной информации всегда рождает различные версии и слухи. Таким образом, власти сами в известной степени будоражат общественное сознание. Вот только период для этого выбран далеко не самый подходящий. Тем не менее, руководство города и области всё равно муссирует эту тему. Видимо, игра стоит свеч. Вопрос – для кого. И главное – кто в конечном итоге выйдет из этой игры победителем. По всей вероятности, об этом мы узнаем уже в новом году.

         

         ГЕОРГИЙ ГРОМОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?