Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

18.03.2020
Общество
3338
ПРОЕКТ «КОНСТИТУЦИЯ 2020»: СТАВКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ
Президент РФ В.Путин своим указом назначил день голосования по поправкам в Конституцию РФ. Как и ожидалось оно пройдет 22 апреля, в день рождения В.Ленина. Хотя Президент оставил некую возможность отложить голосование в связи с коронавирусом. Судя по всему не все идет так как изначально планировали стратего-тактики из Кремля и есть вариант переноса голосования на более поздний срок по весьма уважительной причине.
ПРОЕКТ «КОНСТИТУЦИЯ 2020»: СТАВКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ

Если главной новостью последних дней на экономическом фронте является обвал рубля и паника на биржах, а в социальной сфере – коронавирусная инфекция, то ключевым событием на политической арене, безусловно, остаются поправки к Конституции. Относиться к ним можно по-разному, что абсолютно нормально. Но значение и масштаб самого события это нисколько не умаляет. Ведь что такое изменение Основного закона? Во-первых, это серьёзная компания федерального уровня, которая случается не каждый год и даже не каждое десятилетие. Последний раз Конституцию меняли летом 2014 года. Однако по-настоящему фундаментальные вопросы затронули лишь в 2008 – ещё при Дмитрии Медведеве. При этом, всё прошло тихо и спокойно. До того документ вообще не трогали 15 лет, то есть с момента принятия (если не считать «технических» изменений названия и количества регионов). Так что голосование по поправкам в известном смысле даже круче, чем выборы федеральных органов власти. Во-вторых, нынешнее переформатирование Основного закона является предтечей трансформации всей политической системы России, которая должна закончиться к 2024 году. Притом, вне зависимости от того, кто останется у руля. И от того, произойдёт реальный транзит власти или нет. В этом состоит сверхзадача всей конституционной реформы. А для её авторов, как в знаменитом польском фильме советского периода, ставка значит больше, чем жизнь. С тем лишь исключением, что ставка – это процент россиян, готовых принять участие в голосовании и поддержать поправки. И на его максимальное повышение будут брошены все силы.

 

Растёт правосознание

         Конституция (4).jpg Работа над поправками в Основной закон началась 20 января, когда под эгидой профильных комитетов Государственной Думы (Павел Крашенинников) и Совета Федерации (Андрей Клишас), а также при активном участии общественности (большинство которой, правда, не обладало достаточными юридическими знаниями) была создана специальная рабочая группа. В итоге она собрала весьма солидный урожай из более чем 600 предложений. Председатель комитета Ярославской областной Думы по законодательству Эльхан Мардалиев привёл интересную статистику, согласно которой утвержденные федеральным парламентом изменения касались едва ли не всех глав Основного закона. В частности, 51 поправка затрагивала вопросы федеративного устройства, 33 – деятельности Федерального Собрания, 26 – Правительства, 23 – органов судебной власти и прокуратуры, 19 – Президента, 12 – органов местного самоуправления, 33 – иные разделы. Все одобренные поправки условно можно разделить на три больших блока: международное положение страны и вопросы «внутренней политики», перераспределение полномочий между органами власти и социально-экономическое развитие. К первому блоку стоит отнести:

·             приоритет Конституции Российской Федерации над международным правом (в действующей редакции – если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора);

·             запрет действий, направленных на отчуждение части территории нашей страны;

·             возможность создания федеральных территорий с особым порядком организации публичной власти;

·             уточнение положения о Российской Федерации в качестве правопреемника СССР;

·             утверждение статуса русского языка как языка государствообразующего народа, признание культуры России уникальным наследием;

·             закрепление мер по международному поддержанию мира.

Второй блок (самый крупный) включает в себя следующие положения:

·            запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для Президента Российской Федерации, глав регионов, депутатов Государственной Думы, федеральных министров, судей и ряда других должностных лиц (в настоящее время подобный запрет установлен федеральными законами);

·           Президент должен проживать в России не менее 25 лет и занимать должность не более двух сроков. При этом, для действующих (действовавших) глав государства сроки «обнуляются» (в действующей редакции – занимать должность не более двух сроков подряд, постоянное проживание - не менее 10 лет);

·             установление неприкосновенности для Президента после отставки;

·             изменение механизма отрешения Президента от должности;

·              поддержание Президентом мира и согласия в стране;

·            введение персональной ответственности Председателя Правительства Российской Федерации перед Президентом;

·             ужесточение требований к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти;

·             ужесточение требований к сенаторам и депутатам Государственной Думы и обеспечение их неприкосновенности;

·             совместное собрание палат Федерального Собрания для заслушивания Президента;

·             Государственная Дума утверждает кандидатуру Председателя Правительства (в настоящее время – согласовывает), его заместителей, федеральных министров, за исключением руководителей силовых ведомств, министров юстиции, иностранных дел;

·             назначение руководителей силовых ведомств, министров юстиции, иностранных дел, Генерального прокурора, его заместителей и региональных прокуроров (а также приравненных к ним) Президентом по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации;

·            закрепление в Конституции статуса арбитражных судов, Верховного суда, мировых судей;

·            ужесточение требований к прокурорам и судьям;

·            снятие Генерального прокурора с должности Президентом;

·            снятие с должности судей Советом Федерации;

·            полномочие Конституционного суда по проверке федеральных законопроектов по запросу Президента;

·            уточнение положения местного самоуправления в системе публичной власти Российской Федерации;

·            закрепление особого статуса Государственного Совета Российской Федерации;

·            возможность размещения отдельных органов власти в других городах, помимо Москвы.

Наконец, третий блок состоит из следующих новелл:

·           закрепление размера минимальной оплаты труда (МРОТ) не менее прожиточного минимума для трудоспособного населения страны, индексации пенсии не реже 1 раза в год, индексации социальных пособий;

·           признание детей важнейшим достоянием, установка приоритета семейного воспитания, добавление пункта о защите семьи и материнства;

·          положение о самобытности культуры народов, закрепление защиты прав и поддержки соотечественников за рубежом;

·         включение сельского хозяйства и молодежной политики в ведение субъектов Российской Федерации;

·         создание условий экономического роста страны, повышения доверия между государством и гражданами, социальная солидарность;

·         обеспечение Правительством Российской Федерации укрепления и защиты семей, защиты инвалидов, содействие развитию промышленности, поддержку волонтеров и защиту экологии;

·         полномочия органов местного самоуправления в обеспечении населения медицинской помощью.

Конституция (6).jpgНа фоне огромного объёма информации поразительным выглядит уровень осведомлённости граждан о предстоящем голосовании по поправкам. Так, по свежим данным ВЦИОМ от 12 марта, о событии знают подавляющее большинство россиян – 87%. Притом, их доля ещё и растет. Более того: каждый второй респондент знает точную дату проведения опроса (22 апреля 2020 года) – 49%. И это количество также увеличивается. 69% россиян планируют принять участие в голосовании, а 45% выражают крайнюю степень уверенности в этом17% опрошенных, правда, пока не определился с окончательным решением. Наконец, 64% россиян выразили готовность проголосовать за предложенные изменения в Конституцию. Получается прямо как в песне господина Шнурова: растёт правосознание!

Правда, как отмечают аналитики журнала «Эксперт», речь идёт прежде всего об изменениях социального характера. По статистике «Левада-центра», 92% россиян считают самыми важными из поправок гарантии регулярной индексации пенсий, пособий и иных социальных выплат. Практически аналогичный результат (91%) фиксирует ВЦИОМ. Следующей по значимости следует норма о закреплении МРОТ не ниже прожиточного минимума (83%). А вот поправки из политического блока вызывают куда большую дискуссию. И, во многом, остаются непонятными. Притом, не только рядовым гражданам, но и представителям общественности, творческой интеллигенции, депутатам и даже юристам. Что, в свою очередь, рождает много вопросов.

 

Конституционная реформа: во что бы то ни стало?

          Конституция (7).jpgПервый из них касается сроков и скорости всей реформы. Она просто космическая. Давайте подсчитаем. 15 января наш Гарант выступает перед Федеральным Собранием (понятно, что главный посыл был сделан именно тогда). 20 января, как было сказано выше, создаётся рабочая группа по подготовке поправок. 23 января Госдума принимает законопроект о поправке к Конституции с мудрёным названием «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в первом чтении. 10 марта – во втором (это был самый длительный промежуток времени во всей истории: изначально слушания назначили на февраль, затем – на 2 марта). 11 марта – в третьем, окончательном. В тот же день его одобряет Совет Федерации.

         Уже вечером документ в спешном порядке рассылают по региональным законодательным собраниям, которые рассматривают его 12 марта. Притом, во всех 85 субъектах. К слову, в Ярославской областной Думе поправки поддержали 35 депутатов (при 11 воздержавшихся). Откровенно говоря, не так много: заветные две трети были превышены лишь на один голос. 14 марта документ подписывает Президент. Наконец, 16 марта Конституционный суд признаёт законопроект соответствующим Основному закону страны. Итого, весь процесс занял ровно два месяца. Хотя по всем нормативам предусмотрены куда большие сроки. Такая «горячка» вызывала как минимум, недоумение. Ведь Конституция – это почти сакральная материя. И обращаться с ней надо соответствующим образом. А тут её изменили едва ли не быстрее, чем самые рядовые законы. Как-то несолидно.

         Другой важный вопрос – предложение голосовать за все поправки сразу, единым «пакетом». По принципу: или всё, или ничего. К слову, этот вопрос задают очень многие. А, например, для КПРФ это вообще стало основанием для воздержания при голосовании (во всяком случае так говорят сами коммунисты). Как бы то ни было, но предложения по индексации пенсий и, скажем, «обнулению» президентских сроков действительно очень трудно сравнивать. И ещё труднее – объединять. По логике вещей, голосование нужно проводить хотя бы по блокам. Но это – с точки зрения обывателя. У власть предержащих, понятное дело, логика другая. И в этом заключается своеобразный «финт ушами», который оставляет неприятный осадок от всей задуманной реформы.

         В-третьих, в случае окончательного одобрения и вступления в силу всех изменений в Основной закон, президентская власть станет гораздо сильнее, чем сейчас (хотя, казалось бы, куда уж). Глава государства существенно усилит контроль над судебной властью, сможет назначать прокуроров субъектов без одобрения местных законодательных органов и продолжит утверждать весь «силовой» блок кабинета министров (пусть и после предварительных консультаций с верхней палатой парламента). А премьер-министр будет нести перед высшим должностным лицом персональную ответственность. Тем самым, роль председателя правительства станет ещё более технической. Правда Государственная Дума получит право утверждать кандидатуры федеральных министров. Однако если депутаты трижды не согласуют более трети состава правительства или кандидатуру самого премьера, Гарант получает право распустить нижнюю палату и назначить новые выборы. Одним словом, как ни крути, но реальная власть по-прежнему замыкается исключительно на Президенте.

      Терешкова и Путин (3).jpg   В этом смысле крайне интересна та самая поправка Валентины Терешковой об «обнулении» сроков действующих (действовавших) глав государств, позволяющая Владимиру Владимировичу (а также Дмитрию Анатольевичу, если про него ещё помнят) вновь баллотироваться на высшую должность в 2024 году. Отношение к предложению нашей «Чайки» (ярославцы отметились даже здесь; впрочем, считать Валентину Владимировну ярославной сегодня можно, наверное, лишь с определённой долей условности) оказалось диаметрально противоположным. 

Приведём два мнения, опубликованных в журнале «Сноб». 

Первое – оценка известного политолога Евгения Минченко (выдержка): 

Минченко.jpg

Цыпляев.jpg

         «Вряд ли бы разговор о таких поправках был возможен, если бы это не было предварительно одобрено Путиным. Давать реальный политический прогноз сложно: все слишком быстро меняется…Транзит власти возможен, но он зависит от множества факторов». 

         Второе – позиция декана юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС Сергея Цыпляева (выдержка):

         «Обнуление сроков – это очень плохое развитие событий. Если в 1998 году Конституционный суд наложил запрет на третий срок Ельцина, то сейчас такая история маловероятна. Если бы Путин все-таки хотел остаться президентом, то пункт про два срока можно было бы отменить, как в свое время делал Назарбаев. Такие сложные схемы не увеличивают авторитет власти и Конституции».

         На самом деле, спектр мнений гораздо шире. К примеру, 357 деятелей культуры, науки и искусства (в том числе журналист Леонид Парфёнов, экономист Евгений Ясин, юрист Илья Шаблинский, директор «Левада-Центра» Лев Гудков и многие другие) в открытом письме властям и вовсе назвали внесение 31 пункта в 81 статью Конституции «противоправным, политически и этически неприемлемым». Мы не будем комментировать ни одно из данных суждений, предоставив это право уважаемым читателям. Отметим лишь то, что поправка оказалась весьма неожиданной.

         Ещё в феврале большинству политологов казалось, что в стране будет выбран «казахский» вариант, когда Владимир Путин после истечения своих полномочий на посту руководителя страны возглавит Государственный совет (для чего в основном законе и прописывается его особый статус) и станет этаким «главным смотрящим». В то время, как роль нового президента останется второстепенной. Во всяком случае, при жизни Владимира Владимировича. К слову, подобное развитие событий по-прежнему остаётся весьма вероятным. По крайней мере, в теории.     

Конституция (2).jpeg

    Но теперь появился второй сценарий, предусматривающий новый этап президентства действующего главы государства. В случае одобрения поправок к Конституции на голосовании 22 апреля он станет возможным и юридически оформленным. Собственно, само голосование во многом будет своеобразным вотумом доверия действующей власти, а главное – лично Владимиру Владимировичу со стороны населения. «Политика партии» нуждается в легитимации масс. Именно поэтому в кулуарах говорят о желаемой поддержке не менее 70% граждан при 70% явке. К слову, такие же цифры звучали два года назад на выборах Президента. И по всей вероятности, на их достижение будут брошены все наличные силы. 

         Для власти это очень ответственная задача. И одновременно – огромный риск. Ведь, как пишет тот же «Экперт», провал голосования будет означать дискредитацию самой власти на уровне фундамента – общественного договора. Кроме того, сегодня элита столкнулась с существенным вызовом как изнутри, так и извне. Коронавирусная инфекция, очередной обвал рубля, низкие показатели ВВП, продолжающееся падение уровня жизни – всё это играет против неё. Ведь если «верхи» не смогут оправдать ожидания «низов» от послания Президента Федеральному Собранию и последующей конституционной реформы, их рейтинги обрушатся вслед за национальной валютой. А эффект от преобразований мгновенно улетучится, если экономика по-прежнему будет находиться в состоянии застоя. При таком раскладе новая Конституция рискует остаться просто красивой «декорацией» и «мемориалом несбывшихся надежд». Думается, что такого сценария не хочет никто: ни власть, ни народ. 

 

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?