Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

19.10.2017
Политика и экономика
606
ЖИЗНЬ ДОРОЖАЕТ, ВЫБИВШИСЬ ИЗ СИЛ
Повышение стоимости бензина (государство повышает акцизы на топливо), рост стоимости услуг ЖКХ и тарифа по капитальному ремонту, повышение стоимости проезда в общественном транспорте, а также цен на сигареты и лекарства - вот что нас ждет в 2018 г. К этому есть все объективные предпосылки и уже подготовлена нормативная база. Все это произойдет не одномоментно. Однако радости от этого утверждения все равно мало.
ЖИЗНЬ ДОРОЖАЕТ, ВЫБИВШИСЬ ИЗ СИЛ

«Восстановить рост реальных доходов населения» и «продолжить те темпы экономического роста, которые мы видим, начиная с конца 2016 года». Именно эти задачи ставил в качестве основных главный финансист всея Руси Антон Германович Силуанов, представляя в начале месяца проект бюджета страны на ближайшую трёхлетку. Задачи хорошие, правильные. Как говорится: вашими бы устами да мёд пить. Вот только верится в их реализацию с трудом. Во всяком случае, в обозначенных минфином рамках. Не будем дискутировать насчёт реалий экономического роста. Благо, эту тему уже проанализировали немало авторитетных изданий (неплохая статья была опубликована в журнале «Эксперт» за №41 (1047) от 9 октября сего года). А вот с доходами населения попытаемся разобраться сами. Вернее, не с доходами, а с расходами. С первыми как раз всё понятно. Их источник для большинства из нас – один: собственно, заработная плата.  Которая либо растёт очень медленно, либо не растёт вовсе. Иное дело – расходы. Их всегда много. И они только увеличиваются. Изучая ценники на полках продовольственных магазинов, просматривая квитанции за квартплату или заправляя машину на АЗС, в этом убеждаешься снова и снова. Спетая бессменным лидером группы ДДТ строчка, помещённая в название сегодняшней статьи, как нельзя лучше отражает сей неутешительный процесс. И наступающий 2018 год вряд ли ознаменуется какими-то принципиальными переменами на этом фронте. О подорожании одних товаров и услуг можно уверенно сказать уже сейчас. О других – пока предположительно, но с большой долей вероятности. Но, в общем и целом, ослаблять пояса гражданам явно не придётся. Ярославцам – в том числе. Сегодня мы расскажем о том, на что придётся раскошелиться уже в ближайшее время.

 

«Корм» для «железных коней»

Бензин-2.jpgПервый подарок от родного Правительства, который планируют преподнести прямо с 1 января – повышение акцизов на бензин и дизельное топливо. По плану учёных мужей из ведомства господина Силуанова, оно пройдёт в две волны: на 50 копеек за литр непосредственно с Нового года и ещё на столько же – с 1 июля. Итого – рубль. Если указанные планы воплотятся в жизнь (а сомневаться в этом особо не приходится), доля налогов в составе розничной цены 1 литра топлива возрастёт до 64%. И по этому показателю Россия займёт почётное первое место в мире, обогнав даже задыхающуюся в долгах Грецию (её показатель – 63,7%). Соответственно, если учесть НДС и сделать поправку на инфляцию, увеличение акциза на 1 целковый может спровоцировать рост цен на АЗС на 2,5-3 рубля. И литр 95-го бензина гарантированно превысит отметку 40 рублей за литр. В общем, с Новым годом, товарищи!

         Самое интересное даже не в том, что за последние восемь лет акциз увеличился почти в три раза. И экспертная комиссия Правительства признала его дальнейшее повышение «нецелесообразным». Слова и экспертные оценки у нас нередко расходятся с делом, этим уже никого не увидишь. Главное в том, что гражданам до конца непонятно, куда же пойдут эти деньги. Судя по имеющейся информации, в Москве ещё не пришли к единому знаменателю по данному вопросу. Возможно, поступления от роста акциза будут распределяться по всем регионам в определённой пропорции (как это было всегда). Но вероятнее всего, они поступят на финансирование конкретных проектов. А именно – строительство дорог в Калининградской области, Приморском крае и, конечно же, в Крыму (в частности, на федеральную трассу «Таврида»). При таком раскладе жители Ярославской области (как и большинства других регионов) не почувствуют никакой отдачи от своих существенно возросших расходов. Разве что за исключением тех, кто отправится на собственном авто собирать янтарь на балтийском побережье или пить «Массандру» в крымских погребах. В общем, государство пошло по пути наименьшего сопротивления и вновь переложило расходы на рядовых потребителей. Крайне сомнительное решение. Особенно для выборного года.

 За проезд передаём!

 Транспорт-2.jpgВпрочем, раскошелиться, скорее всего, придётся и тем, кто не является счастливым обладателем собственного «железного коня» и предпочитает общественный транспорт. По имеющейся информации, в Ярославле обсуждают планы очередного повышения стоимости проезда. При лучшем раскладе, оно коснётся только маршрутных такси. Некоторые владельцы «коммерческого» транспорта уже объявили об увеличении цены билета до 26 рублей. И, похоже, что с января она станет повсеместной. В худшем случае, такую же планку установят и для муниципального транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи). Что при этом получат пассажиры – непонятно. Все помнят, что массовая замена маршруток перенесена на 1 апреля будущего года. И пока что процент обновлённых красных «пазиков» (на которые можно было бы списать повышение стоимости проезда) крайне невелик. Новых автобусов для ПАТП-1 и того меньше (пока что за весь год закупили 10 единиц). А трамваи и троллейбусы не обновлялись вообще. Как результат – средний износ подвижного состава составляет рекордные 70-90%. И за поездки на этом «старье» граждане ещё должны ежегодно доплачивать.

Сами власти всегда оправдывают повышение интересами транспортных предприятий. Но, похоже, что от такой «заботы» последним становится только хуже. Так, за первое полугодие 2017 перевозчики г. Ярославля, работающие по регулируемым тарифам, недополучили порядка 40 миллионов дохода и потеряли более 2 миллионов пассажиров. Всё это произошло в аккурат после того, как цена билета была увеличена с 20 до 23 рублей и сравнялась со стоимостью проезда в маршрутках. Как видим, дополнительные три рубля не принесли никакой выгоды. При этом, муниципальным предприятиям ещё и резко сократили субсидию из городского бюджета. Стоит ли удивляться, что в такой ситуации они еле-еле сводят концы с концами. Но власти упрямо продолжают следовать по проторенной дорожке: «доить» население и «обрезать» транспортников.

 Жертва коммунальному богу

Тарифы-2.jpgЕщё одна традиционная и хорошо знакомая абсолютно всем гражданам статья расходов – повышение тарифов на коммунальные услуги. Ежегодный «праздник жатвы», неизменный как восход солнца или приход осени, назначается на 1 июля. Говорить о конкретных цифрах пока рано, но оценить «масштабы трагедии» можно уже сейчас. В прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на 2018-2020 годы целый раздел посвящён индексам тарифов естественных монополий. Согласно приведённым данным, в будущем году больше всего подорожает электричество. При благоприятном прогнозе тариф подрастёт на 5,4%, при неблагоприятном – на 5,9% (по сравнению с 2017). Несколько меньше повысятся тарифы на тепло: соответственно, на 4% при благоприятном исходе и 5,5% при неблагоприятном. Абсолютно аналогичный прогноз и для услуг по водоснабжению и водоотведению.

 Впрочем, с водой всё может быть не столь однозначно. Напомним, что к 2018 году должна завершиться процедура по объединению водоканалов региона и начаться их реформа. К слову, «якорные» предприятия в Ярославле и Рыбинске (на базе которых и должна состояться торжественная смычка) уже передали в областную собственность. Проводить модернизацию намерены с привлечением внебюджетных инвестиций. А там, где частный капитал, обязательно стоит ждать последствий для трудового народа. Об этом ещё Карл Маркс говорил. В данном случае последствия могут выразиться в росте тарифов. Во всяком случае, для жителей крупных городов.

Меньше всего подорожает газ для бытовых и коммунальных нужд – на 3,4%. Притом, при любом прогнозе. Вот что значит, национальное достояние! Зато тарифы на утилизацию твёрдых бытовых отходов взлетят практически в три раза – с 56,13 до 160,69 рублей за кубический метр (286,3%). Притом, непонятно – с какого перепугу! Такое ощущение, что с будущего года мы будем выбрасывать мусор в золотые контейнеры, приезжать за ним начнут на «Бентли», а за сортировку возьмётся сам министр ЖКХ. Опять же, не слышно о строительстве новых мусороперерабатывающих заводов или глубокой модернизации имеющихся полигонов. Тогда почему зафиксирован столь беспрецедентный рост? Самое интересное, что когда этот вопрос был поднят на депутатских слушаниях в областной Думе 12 октября, представители Правительства области так и не смогли внятно на него ответить. Ну, или не захотели. Тогда народные избранники попросили разложить тариф по полочкам и доложить всю бухгалтерию. Но что-то подсказывает, что цифры вряд ли претерпят существенное изменение. Что, опять-таки, выглядит смелым решением в преддверии грядущих выборов.

 Дорогой наш капремонт!

Капремонт-2.JPGНе исключено и повышение взносов на капитальный ремонт. Решение пока не принято. Но исключать это нельзя. Во всяком случае, на октябрьском заседании профильного думского комитета директор регионального Фонда содействию капремонту Эдуард Потапов вскользь упомянул о предложении увеличить тариф до 6 рубля 97 копеек за квадратный метр. Сегодня эта цифра составляет 6 рублей 37 копеек. С учётом того, что она оставалась неизменной аж с 2015 года, вероятность повешения взносов возрастает. При этом, многие жители области зададут справедливый вопрос: почему они должны платить больше, если качество работ по-прежнему хромает? Ладно бы, если параллельно с ростом взносов повышалось мастерство рабочих или улучшалась организация процесса. Так нет же, в массе случаев ничего такого не наблюдается. Реализаторы и без того сомнительной реформы продолжают наступать на одни и те же грабли.

 Это подтверждает и нынешний сезон. К 10 октября в регионе была выполнена лишь треть запланированных работ. В части домов к ремонту даже не приступали, либо приостановили его на ранних стадиях. Только в Ярославле среди проблемных называют объекты на проспекте Ленина и проспекте Октября, улицах Чкалова, Добрынина, Жукова, Радищева, Карла Либкнехта, Розы Люксембург и других. Да, официальный срок окончания всех ремонтов – 15 декабря. Но можно ли, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, представить себе ремонт кровли или отделку фасада под проливным ноябрьским дождём или при декабрьских заморозках? Вряд ли! А если и можно, то ни о каком качестве в подобных условиях говорить не придётся. И здесь, как говорится, смотри пункт первый: клиент всегда прав! У нас же выходит, что клиент обязан лишь перечислять деньги. Желательно – добросовестно и точно в срок. А то можно и пени схлопотать. Это ж вам не подрядчики с их вечными форс-мажорами и ссылками на плохую погоду! Им можно простить практически всё. И, судя по всему, прощают. Ибо нарекания есть ко всем организациям, а в список недобросовестных исполнителей пока что включена лишь одна. Наконец, стоит отметить, что в бюджете на капремонт пока не заложено ни копейки. Финансирование предусмотрено только на сам Фонд (порядка 107 миллионов рублей). Надо полагать, за его отличную работу по организации процесса.

На табак, лекарства, фрукты и на прочие продукты!

Сигареты-2.jpgРазумеется, повышение цен в 2018 году не ограничится бензином, транспортными и коммунальными услугами. С высокой долей вероятности можно предположить рост ещё целого ряда товаров. Например, табака. Можно сколь угодно долго читать лекции на тему «курить – здоровью вредить» или «дешевле бросить». Но курильщиков в нашей стране по-прежнему много. И отказаться от своей привычки (пусть и трижды вредной) в один момент они в любом случае не смогут. А значит, на них продолжат «зарабатывать». Правительство страны предусматривает рост специфической ставки акциза на сигареты и папиросы с 1 июля 2018 года. Она составит 1718 рублей за тысячу штук (в настоящее время эта цифра на 156 рублей меньше). Естественно, это не может не отразиться на стоимости товара. Специалисты «Империал Табакко» полагают, что сигареты премиум-класса подорожают на 7%, а цена «бюджетной» пачки увеличится на 10-12%. При этом, доля акциза в высоком ценовом сегменте составит порядка 40%, а в нижнем может превышать 60% (по данным «Газета.ru»). Сравните с аналогичным показателем в стоимости бензина. Нет, всё-таки курить за рулём – реально дорогое удовольствие!

Лекарства-1.jpgСкорее всего, подорожают и лекарства. Прежде всего – дешёвые. Во всяком случае, в планах Правительства России значится изменение порядка ценообразования на фармацевтические препараты низкого ценового сегмента. Власти могут разрешить повышать их цену больше, чем на уровень инфляции. Производители не единожды жаловались, что выпускать подобную продукцию невыгодно. Ибо само производство постоянно дорожает, а увеличение цены на процент инфляции не покрывает расходов. Из-за чего фармацевты идут по пути наименьшего сопротивления и просто снимают определённые недорогие препараты с производства. Их счёт идёт на десятки и даже сотни. Более того, все они входят в список ЖНВЛП (жизненно необходимых и важных). Поэтому весьма вероятно, что власти будут вынуждены пойти навстречу производителям и дать добро на большее увеличение стоимости таких таблеток, суспензий или микстур. По оценкам экспертов, цены могут подняться на 15%. Как говорится, ничего личного – только бизнес. Правда, как в этом случае быть малообеспеченным гражданам – никто не объясняет.

Продукты-1.jpegБезусловно, увеличение стоимости коснётся и продуктов питания. Дать точный прогноз по цене сейчас достаточно проблематично. Разброс цифр очень большой: от 3-6% до 30%. На наш взгляд, истина будет где-то посередине. Ещё сложнее предположить рост цен на конкретные продукты. С учётом упомянутого выше увеличения акцизов на топливо, которые тут же потянут за собой удорожание ГСМ (да ещё и в самый разгар деревенской страды), а также роста тарифов на электричество, однозначно стоит ожидать подорожания нашей сельхозпродукции: мяса, молока, яиц. Увеличение стоимости овощей и фруктов оценивается в диапазоне 10-15%. Также прогнозируется рост цен на чай, кофе и шоколад. Стоимость хлебобулочных изделий будет зависеть от урожая. Говорят, что в этом году он какой-то особенно рекордный. Каким окажется предстоящий сезон – пока неизвестно. Разумеется, продолжат дорожать автомобили (сегодня дилеры повышают цены уже по два раза в год, рост составляет не менее 5%). Есть информация по увеличению стоимости у отдельных производителей бытовой техники (в среднем, на 10%).

деньги.jpgОдним словом, проще перечислить то, что не подорожает. Притом, как мы видим, грядущее повышение может быть обусловлено не только федеральными трендами, но и сугубо региональными инициативами. И вот здесь важно не перегнуть! Все помнят про выборы в марте и в сентябре 2018 г. А возросшие цены вряд ли добавят «дорогим избирателям» хорошего настроения. Впрочем, дело не только в выборах (в конце концов, на них свет клином не сошёлся). Просто в принципе сложно жить, когда доходы растут гораздо медленнее расходов. А то и вовсе уменьшаются. Логичным выходом из ситуации могло бы стать увеличение зарплаты максимально возможно широкому кругу граждан. Но пока что авторы бюджета области весьма и весьма осторожны в этом вопросе. Судя по всему, им гораздо важнее сохранение бездефицитной казны. Да, это требование федерации. Но глас народа тоже имеет право быть услышанным. В противном случае он рискует превратиться в крик. А наша история учит, что это не заканчивается ничем хорошим!

 

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

 

Опрос
Как Вы думаете, у кого больше всего шансов победить на выборах Президента РФ?