Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

17.11.2019
Политика и экономика
3418
Натурально и дешево. И так бывает.
СЕРГЕЙ АТМАШКИН: «НОВЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ – ЭТО ПРОСТО СТАРЫЕ ПРЕПАРАТЫ С ДОБАВКАМИ И ОТДУШКАМИ. А ФОРМУЛА У НИХ ЧАЩЕ ВСЕГО ТА ЖЕ САМАЯ»
Натурально и дешево. И так бывает.

Фармацевтическая отрасль - это тренд, мейнстрим и просто деньги. Лекарства и медикаменты делают и продают все - от сверхбогатой Швейцарии до весьма проблемной Индии. Мы тоже хотим – создание ярославского фармацевтического кластера остается одним из наиболее успешных региональных проектов как минимум за последние 10 лет. В Ярославской области работает «Р-Фарм», построили фабрики «киты» фармации Teva и Takeda и недавно заявилась "Безен Хелскеа". Есть ярославский филиал большой российской фармкомпании "Протек". Мы привыкли, что у фармацевтов денег куры не клюют и иначе не бывает. И ошибаемся. Бывает и иначе. Есть маленькие, со скромным бюджетом, и до смешного низкими ценами на продукцию, фармацевтические предприятия. Не верите? Беседа директора Ярославской Фармацевтической фабрики Сергея Атмашкина с корреспондентом «Клуба социологов» развеет ваши сомнения.

 

Московский врач на службе ярославской фармации

- Сергей Павлович, расскажите немного о себе.

IMG_0836.JPG- Москвич, закончил медицинский университет имени Пирогова, работал в Филатовской детской больнице на Садовом Кольце, в отделении токсикологии педиатром. Поступил в ординатуру. Все складывалось хорошо, но пришли непростые времена, 1994-95 годы. А непростые времена всегда требуют новых решений. И я не отказался, когда пригласили работать в фармацевтическую структуру крупной коммерческой компании. Со временем вынужден был оставить больницу. Врачом невозможно работать на два фронта, у врача голова постоянно, и утром и вечером, заполнена проблемами и радостями пациентов. С тех пор - в фармацевтической отрасли, опыт накопился солидный. На выставке «Аптека-2000» я познакомился с Ярославской фармацевтической фабрикой и работаю здесь с 1 августа 2016 года.

- Когда Вы приехали в Ярославль, фабрика была в стабильном состоянии?

- К сожалению, не вполне. Руководству было тяжело, конкуренты буквально разрывали фабрику на части, искусственно ограничивали в сырье и материалах. К 2016 году ситуация сложилась абсолютно критическая, фабрику надо было закрывать.

- Конкуренты? Гиганты вроде «Tакеda» и «Teva», должны были просто раздавить небольшую ЯФФ и, кстати, непонятно почему до сих пор этого не произошло. К списку могучих соперников можно добавить и «Р Фарм». Или Вашу фабрику не вытеснили с рынка потому что предприятие - часть фармкластера?

- В кластер мы как бы входим, его директор к нам приезжал, у нас хорошие, конструктивные отношения. Однако ведущей нашу роль в фармкластере назвать нельзя. Кроме того, принадлежность к фармкластеру – не защита от конкуренции, причины наших успехов в конкурентной борьбе иные. Начнем с того, что с «Tакеda» и «Teva» мы не конкурируем никак, мы в разных плоскостях бизнеса. У нас другой бюджет, препараты стоят дешево. На сегодня невозможно представить себе чтобы мы производили препарат, который строит 40 тысяч, как на «Р-Фарм».

logo_200.pngНаше предприятие начинало свою историю аж в 1919 году как галеновая лаборатория при губернском медицинском складе. Галеновые препараты - это лекарства, получаемые из растительного сырья путем вытяжки, ими люди уже больше 1000 лет лечатся. А в 1964 году в СССР начала действовать госпрограмма, по ней фабрики подобные нашей строили практически в каждом регионе, наша открылась самой первой. Вот с коллегами, такими же как мы, и конкурируем. После 90-х их выжило максимум 10%, но конкурентная среда остается жесткой и острой. Большую часть фармацевтического рынка заняли импортные препараты. Огромный вред нам нанесла реклама - к 2000 году ей удалось сформировать стойкую моду на импорт. Все предпочитали импортные лекарства, на традиционные никто не хотел и смотреть. Сейчас люди стали разумнее, начался обратный процесс. Научились определять свойства препарата по действующему веществу, состав-то на упаковке написан. Ведь новые препараты - это просто старые в красивой упаковке и с добавками-отдушками, а формула у них чаще всего та же самая. Ну не придумано ничего лучшего для лечения кашля, чем экстракт солодки! В нашей аптеке он стоит дешевле 20 рублей, а импортные аналоги - в районе 300.

Есть, конечно, препараты со сложными химическими формулами, они оправданно дорогие, но львиная доля самых распространенных лекарств делается на основе одних и тех же действующих веществ. Вдобавок мода (к счастью - ослабевающая) на красивую импортную упаковку по высоким ценам – не единственная проблема для таких производств как наше. Есть и другая - разрешили громадное количество БАДов, их никто не контролирует, и может делать кто угодно. Общими «усилиями» импорта и БАДов часть наших препаратов (например, циндол) просто вытеснили с рынка. Сейчас рынок расширяется, но не быстро. Поэтому для полноценной конкуренции хватает и 10% сохранившихся со времен Союза галеновых фабрик. Тем более, что некоторые из них «подросли», стали богаче за счет новых препаратов, и могут себе позволить играть ценами сильнее, чем мы. Но это здоровая, живая конкуренция. Если мы работаем четко, знаем куда двигаемся, то конкуренция нужна. С некоторыми галеновыми фабриками мы контактируем, общаемся, в таком специфическом сегменте рынка как наш, хорошие взаимоотношения (в том числе и между конкурентами) крайне важны.

К сожалению, предыдущее руководство трудно адаптировалось к рыночным отношениям. Им было тяжело договариваться с новыми участниками рынка и они делали опрометчивые шаги, которые привели к тому, что остальные фармфабрики, ярославскую стали просто не любить. Результат - нашей фабрике пришлось работать только с одними давними поставщиками. Ни о каком развитии в таких условиях речь не шла, продажи стали «проседать». Сейчас ситуация нормализуется.

 

От традиции к развитию

- А конкретнее - как фабрика чувствует себя сегодня?

- Фабрика работает стабильно, мы не должны ни копейки ни в бюджет, ни по налогам. Зарплата вовремя и полностью. Работников не сокращаем. Закупаем оборудование. Ведем работу с нашими препаратами, которые были забыты, поднимаем старые досье.

- Долгов по налогам нет, но есть ли рост? Или Вы просто стабильны?

- Рост есть. Раньше фабрика была ориентирована на буквально нескольких покупателей, с которыми давно сложились отношения. Сегодня мы стараемся работать с разными дистрибьюторами. За последние 2 года очень ужесточились требования к правилам перевозки лекарственных средств и мы купили два новых автомобиля с рефрижераторами. Теперь появилась возможность сотрудничать с некоторыми компаниями, которые раньше были за границами нашей сферы влияния. Арендовать автомобили с рефрижераторами дорого, а собственные в принципе меняют структуру поставок, это достижение. За 3 года мы привели в порядок все складские помещения, все крыши, которые были в плачевном состоянии. Собираемся наше фасовочное отделение, весь второй этаж, переделать под стандарты JMP, покупаем новое оборудование.

- Импортное?

- Далеко не всегда. Мы долго искали реактор для производства ихтиоловой мази, анализировали возможности импортных, и в результате сейчас покупаем сделанный в Ярославле, на малом предприятии. Покупаем дозатор в Санкт-Петербурге. У нас много приличных производителей оборудования, мы стараемся покупать наше, отечественное.

- Вы приобретаете автомобили для транспортировки препаратов. То есть Ваша продукция пользуется спросом за пределами Ярославской области? Настолько традиционная и при такой конкуренции?

- Конечно, пользуется! Правда при сложившейся системе логистики и маркетинга нам удобнее работать с крупными дистрибьюторами. Мы отправляем препараты им в Москву, а они - по всей России. Система настолько сложилась, что иногда доходит до смешного - есть крупная ярославская компания, которая покупает нашу продукцию. И мы препараты для ярославцев везем в Москву, а они потом привозят обратно. Но система сложилась, она работает, и пока что мы не можем ее изменять и модернизировать, мы некрупный субъект рынка.

 

Дешево и несердито

- На сайте ЯФФ указано, что вы производите около 80 наименований препаратов. Что именно?

nastoika_boyaryshnik25ml.jpgмята перечная.jpg- Да, примерно так. Мы выпускаем самые обычные препараты, известные всем со времен Советского Союза - пертуссин, сироп солодки, грудной эликсир, йод, зеленку, перекись водорода, серную мазь, настойку мяты…

- А печально известную настойку боярышника?

- Давайте разберемся в структуре этого мифа. Мы выпускаем настойку боярышника, но совсем не похожую на ту, что стала символом алкоголизма в подворотнях. Печально известные пузырьки – изобретение не менее печально известных производителей. Они делали настойки из синтетического сырья и фасовали в посуду «удобную для питья». Наша настойка боярышника расфасована в пузырьки из которых пить крайне сложно. Она сделана из натурального сырья. Вкус и концентрация настойки таковы, что я не могу представить себе пьяницу, который, попробовав ее один раз, захотел бы повторить опыт. И вообще, это принципиальная разница - препараты из порошка, или из натурального сырья. Наши препараты - только натуральные.

- Такая не маленькая линейка товаров для небольшой и традиционной фабрики означает, что осваивать выпуск новых наименований Вам не нужно?

амтерсол1.jpg- Мы усовершенствуем ассортимент. За последние 2 года запатентовали несколько препаратов. Наша гордость – «Амтерсол», полностью натуральный сироп от кашля, отхаркивающее средство, мы его сами когда-то разработали. Очень действенный и достаточно бюджетный по деньгам. Кроме внедрения новых наименований, мы работаем и с известными препаратами.

Например, люголь, очень эффективный при заболеваниях горла. Горло люголем всегда обрабатывали с помощью ваты намотанной на шпатель. Действенно, но, например, для ребенка такое лечение некомфортно, начинает тошнить, горло не любит механических прикосновений. Мы подумали, и решили делать люголь в виде спрея. Пользоваться спреем очень удобно, более эффективно. Казалось бы, мелочи, но для потребителя они принципиальны. И мы, хотя и сохраняем принцип «только натуральное», все же вводим новации.

- Вы постоянно акцентируете внимание на том, что Ваши препараты натуральные. Красиво звучит, но в чем конкретно их преимущества?

- В натуральных препаратах минимальное количество лечебных составляющих, и это резко снижает вероятность проявления у пациента аллергии. Это серьезно, аллергия - бич нашего времени. А что делает импортные препараты более красивыми, более сладкими, что уничтожает резкий запах лечебного компонента и придает лекарству легкий аромат? Химические отдушки и присадки, необходимые только для придания товарного вида и неадекватного повышения цены препарата. И часто – реальные аллергены. Да, натуральная ихтиоловая мазь сильно и неприятно пахнет. Но она лечит.

- Кто поставляет фабрике натуральное сырье?

- Гриб чагу для бефунгина покупаем под Новосибирском, там сбор сертифицирован, делают анализы. Корень чемерицы собирают на Северном Кавказе.

- Не близко… А Ярославская область?

- Мы бы с удовольствием закупали лекарственное сырье у ярославцев, но здесь его сбором не занимаются.

- Вы вскользь упомянули о разнице цен на лекарства ЯФФ и импортные аналоги. Могли бы назвать конкретные названия дорогих лекарств идентичных вашим дешевым?

- Мог бы, но делать этого не буду – некорректно. Как бы я лично не относился к импортным аналогам, делать антирекламу конкретной продукции конкретной фирмы не вполне порядочно. Вспомните, что я сказал об экстракте солодки и ценах на него и аналоги. Возьмите любой сироп от кашля и посмотрите состав. Обращайте внимание на действующее вещество. Как правило, все остальное – отдушки, служащие для ослабления запаха, смягчения вкуса или других эстетических, но не лечебных, целей.

- А как можно ознакомиться со свойствами препаратов более детально? В Интернете?

аптека.jpg- Со свойствами препаратов нашего производства – в нашей аптеке на Суркова 20/6. Там коротко и доступно дается информация по каждому нашему препарату. Не секрет, что сегодня врачи стараются выписывать более дорогостоящие лекарства. А в нашей аптеке цены, например, на мази начинаются от 8-10 рублей, а действующее вещество очень часто совпадает с используемым в мазях стоимостью 500 рублей. Видите ли, наша фабрика изначально ориентирована на самые «бюджетные» слои населения, на людей которые привыкли считать деньги. Именно поэтому мы отчасти ограничены в играх с ценами, наш покупатель не поймет, если мы начнем производить и продавать дорогие препараты.

 

Как фармацевты пытаются помогать решить городские проблемы

- Аптека на улице Суркова? Это же сердце города! Вас не пытались «попросить» из такого престижного района?

- Нет с этим все в порядке. Есть другая, тактическая, проблема. Улица узкая. Поэтому мы пытаемся часть улицы Суркова от проспекта Октября до Советской улицы сделать пешеходной зоной. Пока добились только того, что там провели освещение. Но у нас большие планы. Много народных умельцев, которым некуда деваться, и они поддерживают нашу идею.

- А не мешает тот факт, что за время реализации Вашего проекта поменялось руководство города?

- Естественно, это создает некоторые сложности. Мы беседовали о проекте превращения части улицы Суркова в пешеходную с прежним мэром Владимиром Слепцовым. Он очень благосклонно отнесся к проекту. Мы собирали подписи, почти 80% предприятий, находящихся на Суркова, выразили готовность принять посильное финансовое участие в проекте. Мы отремонтировали часть фасада нашего здания. Готовы были расширять зону благоустройства и дальше, но там уже нельзя что-то улучшать без разрешения городской власти. А с новым мэром, Владимиром Волковым, встретиться мы пока не успели. Но надеемся на лучшее.

 

О производственных и кадровых проблемах

- В Интернете время от времени появляются публикации, авторы которых утверждают, что некоторые лекарства советского периода, например мазь Вишневского, бесполезны, и дают, в лучшем случае, эффект плацебо. Есть ли рациональное зерно в этом мнении?

- Нет. Такие публикации пишутся за деньги, и не имеют никакого отношения к реальному описанию действия препаратов. Подойдите в любое отделение травматологии, вам врачи-практики скажут - что действенно, а что нет.

- Есть ли у фабрики кадровые проблемы?

- Наш небольшой коллектив работает прекрасно, но кадровые проблемы есть. К сожалению, наша фабрика – «кузница кадров». У нас отличная лаборатория, но мы не можем поднять зарплату до уровня «Р-Фарм» или «Teva». Многие из работающих там - бывшие наши специалисты. Они приходят к нам, обучаются, становятся настоящими мастерами, а потом их переманивают. Но если у соседей препарат «рыбий жир» стоит 3 тысячи, как нам конкурировать по зарплатам? Мы не можем продавать настойку мяты за 300 рублей, народ не поймет.

Мы не раз встречались с руководством Ярославского Технического университета. Договорились, что университет создаст «биржу», интернет-площадку, где студенты, желающие работать в Ярославле, могли бы размещать резюме. Наши сотрудники это отслеживают. Мы намерены приглашать кандидатов на фабрику, чтобы они видели, что нужно на производстве, к чему нужно готовиться. Это было бы очень полезно, потому что сейчас студенты приходят «сырыми», они вообще не понимают требований производства. Нам приходится очень долго их обучать.

химики1.pngФармацевтическая область развивается, требования надзорных органов усложняются, сырье меняется ежегодно. В связи с этим нам нужны химики-технологи, маркетологи, люди с творческой жилкой и блеском в глазах. К нам на практику приезжают и студенты из Иваново, мы ищем людей. Но кадровый голод есть, он пронизывает не только наше, но и любое производство, от верха до низа, вплоть до острого дефицита хороших слесарей.

- Вы изучаете зарубежный опыт?

- Мы постоянно ездим на выставки. На аптечные, на выставки фармацевтического оборудования и стекла, и даже к пищевикам, потому что некоторое их оборудование нам подходит. Общаемся с теми, кто работает за границей, очень часто это наши, русскоговорящие, люди. Мы в курсе процессов происходящих в отрасли, но опыт как таковой перенимать не у кого, производств подобных нашему за границей нет.

- Вашу работу жестко контролирует и в некотором смысле направляет государство. Всегда ли чиновники делают это умело и логично?

- В целом я не вижу проблем, со стратегией все терпимо. Но досадные частности случаются. Например, перекись водорода, которую мы производим, входит в перечень жизненно важных лекарственных средств. Не производить ее мы не можем. Продавать обязаны по 2 рубля 44 копейки. А пузырек, в который налита перекись, стоит 3 рубля. Логично ли это?

 

Об увлечениях

- У Вас есть хобби?

- Катаюсь на квадроциклах. Раз в 2-3 недели собираемся вместе с единомышленниками, катаемся по Ярославскому району. Маршруты разрабатываем, это интересно.

- У Вас есть любимая книга?

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. И с детства обожаю Есенина.

Беседовала Варвара Неянова

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?